Специальная физическая подготовка по лыжным гонкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 08:44, реферат

Описание работы

Спортивная тренировка представляет собой организованный
процесс воспитания, развития и совершенствования физических качеств и функциональных возможностей спортсмена. Однако эффек-
тивное ее воздействие возможно только при соблюдении определен-
ной системы.

Файлы: 1 файл

специальная лыжная подготовка.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Специальная физическая подготовка по лыжным гонкам

Спортивная тренировка представляет собой организованный

процесс воспитания, развития и совершенствования физических качеств и функциональных возможностей спортсмена. Однако эффек-

тивное ее воздействие возможно только при соблюдении определен-

ной системы.

Система же представляет собой целое, состоящее из частей,

упорядоченных по определенному закону или принципу. Система

спортивной тренировки основывается на педагогических принципах

воспитания и согласуется с определенными философскими и биоло-

гическими законами.

Спортивная тренировка является педагогическим процессом и

потому подчинена общим принципам обучения и воспитания.

Принцип сознательности предполагает четкую постановку це-

ли работы, пути достижения этой цели, разумное применение средств

и методов тренировок (на основе закономерностей биологического

развития), умения оценить эффективность применяемых нагрузок и

состояние организма. Немаловажное значение имеет осознание студентом своей ответственности перед Родиной, осознание задачи, поставленной перед коллективом на том или ином этапе подготовки.

Для дальнейшей реализации принципа сознательности необходимо

повышение уровня теоретических знаний.

Принцип активности – основа самостоятельной деятельности

спортсменов. Активность должна выражаться и в стремлении сту-

дента познать теоретические основы тренировки, и в проявлении

инициативы при организации и планировании тренировочного про-

цесса, и в оценке степени воздействия на организм тренировочных

нагрузок. Активность спортсмена во многом помогает тренеру вести

работу и вносить коррективы в процесс его подготовки.

Принцип наглядности начинается с личного примера тренера в

манере держаться, с его внешнего вида и умения обращаться со сту-

дентами. Наглядность – это не только демонстрация кинограмм и ки-

нокольцовок о технике сильнейших спортсменов. Это и кинофильмы

о героях – воинах, о моральном облике человека и др.

Принцип доступности является одним из важнейших принципов спортивной тренировки. Доступность рассматривается как соблюдение определенной системы применения средств и методов тренировки с учетом закономерностей биологического развития человека, уровня его общего и физического развития, функциональной подготовленности, волевых качеств и т. п.

Принцип прочности необходим для закрепления результатов,

достигаемых в обучении и тренировке. Необходимо помнить, что

прочность и правильность обучения – две неразрывные части. Кроме

того, в разном возрасте прочность закрепления навыков при обучении

не всегда одинакова. Наиболее быстро и прочно закрепляются навыки в передвижении на лыжах и в освоении техники лыжных ходов до

12 – 13 лет. Однако в школах не уделяется этому внимания по раз-

личным причинам. От правильности обучения в детском и подростковом возрасте во многом зависит спортивная судьба лыжника-

гонщика. Значительно трудней, а иногда и просто невозможно переучивать закрепленные в детстве неправильные движения.

Принцип прочности предполагает, что знания, умения и навыки,

приобретенные на определенных этапах многолетней подготовки,

должны быть устойчивыми.

Поэтому целесообразно осуществлять процесс обучения лыжника в любых условиях. Особое значение в этом плане приобретает создание на уроке соревновательной обстановки, ибо нередко спортсмен в условиях спокойной тренировки демонстрирует высокую технику,

а, выйдя на старт, делает массу ошибок.

Спортивная тренировка базируется на общих принципах современной педагогики и направлена на гармоническое совершенствование человека. Тренировка и состязания должны приносить спортсмену удовлетворение, вызвать у него желание продолжать свое совершенствование. В конце каждого цикла-этапа подготовки студенты

должны выполнять тесты, которые принимаются преподавателями.

Тесты проходят в форме соревнований. Соревнования являются экзаменом всей работы студента и педагога.

Принцип всесторонности выражает основные требования,

предъявляемые в процессе многолетней подготовки к формированию

личности спортсмена. Единство методов и средств обучения, воспитания и тренировки обеспечивает разностороннее развитие спортсмена, вооружение его знаниями, умениями и навыками, необходимыми

в спорте, в трудовой и общественной деятельности, службе в рядах

Вооруженных Сил. Реализация принципа всесторонности предполагает воспитание высоких морально-волевых качеств, повышение

культурного уровня, а так же достижение физического совершенства

путем развития основных физических качеств, совершенствования

различных систем организма и повышения уровня общей работоспособности.

 

            ЕДИНСТВО ВСЕХ СТОРОН ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ

 

Воспитание, обучение и тренировка представляют собой единый

педагогический процесс, который осуществляется на основе целого

ряда закономерностей и принципов. В ходе реализации системы мно-

голетней подготовки в лыжных гонках находит отражение дидакти-

ческих принципов (сознательности и активности, систематичности и

последовательности и др.).

Спортивная тренировка охватывает различные стороны подго-

товки спортсмена — идеологическую, физическую, техническую,

тактическую, психологическую и теоретическую. Она включает в се-

бя воспитательную работу, врачебный контроль и т. д.

Патриотизм, коллективизм, чувство ответственности за свое по

ведение, подчинение интересов личных интересам общественным –

вот те черты, без которых спортсмен не может побеждать. Неразрывна связь воспитания физического с воспитанием умственным. Знания

обогащают спортсмена, расширяют его кругозор, помогают осозна-

вать и анализировать процесс тренировки, его средства и методы.

Большое значение в спортивной тренировке имеет и взаимосвязь

физического и трудового воспитания. Путь известных спортсменов к

вершинам спортивной славы связан с большой и упорной работой, с

огромным трудолюбием. Физический труд был и остается неотъемлемой частью подго-

товки спортсмена. Сочетание тренировки с большой умственной ра-

ботой также дает свои положительные результаты. Не следует забы-

вать и о взаимной связи спортивной тренировки с эстетическим вос-

питанием. Эстетика, красота, хороший вкус и умение вести себя в

обществе – все это необходимо для воспитания человека нашего вре-

мени, достойной смены.

Общая физическая подготовка направлена на укрепление здо-

ровья, повышение уровня развития основных физических качеств,

необходимых для лыжного спорта. Физическая подготовка разделя-

ется на общую и специальную. Общая физическая подготовка на-

правлена на повышение уровня всестороннего развития спортсмена и

на укрепление его здоровья. Она способствует расширению функ-

циональных возможностей организма спортсмена, создает условия

для повышения тренировочной нагрузки и обеспечивает постоянный

рост спортивных результатов. Являясь важным фактором в осущест-

влении принципа волнообразности тренировочного процесса, он спо-

собствует ускорению протекания восстановительных процессов и

предупреждает наступление перетренированности.

Физические упражнения должны оказывать не только общераз-

вивающее воздействие, вовлекая в работу весь организм и все мы-

шечные группы (плавание, игры, гимнастика и т. п.), но и локальное

(упражнения  для определенных мышц и мышечных групп с отягоще-

ниями, с сопротивлением, амортизаторами, изометрические упражне-

ния и т. п.) Следует подчеркнуть, что средства общей физической подго-

товки подбираются с учетом специфики вида спорта. У лыжников-

гонщиков, например, ведущее место занимают циклические упраж-

нения, выполняемые в движении или связанные с передвижением по

определенному рельефу местности, подвижные и спортивные игры.

По мере повышения тренированности они становятся и более специализированными. Так, от развития силы вообще в начале подготовки спортсмен переходит к развитию сил ведущих мышечных групп, да-

лее к развитию скоростно-силовых качеств, а затем к развитию

силовой выносливости.

Общеразвивающие упражнения, подразделяющиеся в свою оче-

редь, на две подгруппы: а) общеразвивающие подготовительные; б)

упражнения из других видов спорта.

В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения

без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные

предметы – отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражне-

ния с сопротивлением партнеров и упругих предметов (амортизаторы

резиновые, пружинные и т.п.)

Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спор-

та, (легкой атлетики, гребли, спортивных игр, плавания и др.). Эти

упражнения применяются в основном в бесснежное время года для

развития физических качеств, необходимых лыжнику. Упражнения

подбираются так, чтобы наблюдался наибольший положительный пе-

ренос физических качеств с применяемого вида на основной вид –

лыжные гонки. Так, для развития выносливости применяется кроссо-

вый бег по пересеченной местности; для развития силовой выносли-

вости – длительная гребля; для развития ловкости, координации дви-

жений и быстроты – спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, фут-

бол) и т.д.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие

качеств, специфических для лыжного спорта. К средствам специаль-

ной физической подготовки относятся упражнения на лыжах, раз

личные имитационные упражнения, передвижение на лыжероллерах,

роликовых коньках и упражнения, сходные с передвижением на лы-

жах, как по двигательной структуре, так и по характеру нервно-

мышечных усилий.

Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы:

а) специально подготовительные; б) специально подводящие. Специ-

ально подготовительные упражнения применяются для развития фи-

зических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Спе-

циально подводящие упражнения применяются с целью изучения

элементов техники способов передвижения на лыжах.

В группу специальных упражнений включаются упражнения,

избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участ-

вующие в определенных движениях, в способах передвижения на

лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении). Имитационные упраж-

нения могут применяться как для совершенствования отдельного

элемента техники, так и для нескольких элементов (в связке).

Применение тренажеров (передвижение на лыжероллерах) зна-

чительно расширяет возможности воздействия специальных упраж-

нений. Круг специальных упражнений, применяемых в тренировке

лыжников, в настоящее время достаточно широк. Вместе с тем необ-

ходимо отметить, что одни и те же упражнения (например, имитаци-

онные и передвижение на лыжероллерах) в зависимости от постав-

ленных задач и методики применения, могут быть использованы и

как подготовительные, и как подводящие упражнения. В начале под-

готовительного периода имитационные упражнения, применяемые в

небольшом объеме, используются как средство обучения и совершен-

ствования элементов техники. Осенью же объем, и интенсивность

применения этих упражнений увеличиваются, и они способствуют

развитию специальных качеств.

Специальная физическая подготовка направлена на совершенст-

вование технического мастерства и повышение уровня развития спе-

цифических качеств. В специальной подготовке лыжника-гонщика

особое место занимает соревновательная подготовка, тесно связанная

с технической, тактической и психологической подготовкой.

Техническая подготовка является составной частью специаль-

ной подготовки. В общей технической подготовке лыжника преду-

сматривается обучение разнообразным двигательным умениям и на-

выкам, позволяющим овладеть техническим мастерством. Специаль-

ные упражнения должны быть направлены не только на отработку

техники вообще, но и на уточнение и совершенствование отдельных

деталей, на развитие качеств, способствующих лучшему освоению

элементов техники. Чтобы правильно подобрать специальные упраж-

нения, тренер должен знать биомеханические основы и понимать су-

щество внутренних механизмов и процессов организма, происходя-

щих при выполнении движения.

Повышение уровня общей и особенно специальной физической

подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, поднимая

ее на новый уровень развития. Существует и обратная связь: новые

варианты техники требуют, в свою очередь, повышения уровня спе-

циальной физической подготовки. В этом случае необходимо приме-

нение специальных упражнений, направленных на развитие именно

тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе или  наповышение уровня каких-то качеств (скорости маха, силы отталкива-

ния и т.д.).

Тактическая подготовка. Тактика – это искусство ведения

борьбы. В нее входят планирование и прогнозирование поведения во

время соревнований, преодоление возникающих трудностей, распре-

деления сил и т.д.

На практике во время тренировок и соревнований спортсмен

апробирует различные варианты тактического поведения. Можно

различать тактику применения лыжных ходов, тактику преодоления

подъемов, прохождения спуска и поворотов.

Психологическая подготовка включает морально-волевую

подготовку, воспитание у спортсмена целеустремленности, находчи-

Информация о работе Специальная физическая подготовка по лыжным гонкам