Спорт как зрелище, определение и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 01:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотреть значение и роль спорта как зрелища в обществе.


Задачами курсовой являются:
Определить роль спорта в жизни человека,
Рассмотреть формирование спорта как зрелища.
Определить проблемы связанные со зрелищной сферой услуг .
Определить методы решения проблем в зрелищной сфере.

Содержание работы

Введение……………………………..………………………………………3
Глава 1. Спорт как зрелище, определение и функции
1.1 Понятие спорт …….…………………………………………………....5
1.2 Значение спорта в современной жизни …………….……………...5
1.3 Формирование спорта как зрелища…………………………………...7
Глава 2. Спорт как зрелище
2.1 Спорт как зрелище…………………...…………………….…………..8
2.2 Цели и задачи производителей спортивно – зрелищной сферы……9
Глава 3. Потребители спортивных зрелищ
3.1 Агрессия и спорт ……………………………… …………………….11
3.2 Спортивное зрелище и молодежная «околоспортивная»
субкультура ………………………………………………………………14
3.3 Фанат…………………………………………………………………..16
Выводы …………………………………………………………………....18
Список используемой литературы…………………………………….....23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа тимфк новая.docx

— 53.18 Кб (Скачать файл)

    Основоположники классической социологии неоднократно обращали внимание на то, что один и тот же феномен в общественной практике может иметь разнообразные функции, вместе с тем, одна и та же функция может неоднозначно выполняться различными социальными институтами.

(Роднина И.Н.2003)

 

Глава 3. Потребители спортивных зрелищ

3.1Агрессия и спорт

    Зритель выступает не столько как соучастник и тем более не как участник спортивного действа - предметом его заинтересованности является прежде всего эстетическая сторона дела. Иными словами, когда предметом оценки становится не результат, а процесс состязания.

    Бизнес сегодня заставляет болельщика отказаться от позиции зрителя: он требует непосредственного участия в борьбе за результат.

( Бестужев-Лада И.В.2000)

С таким подходом во многом связана агрессивность на трибунах, что требует к себе особого внимания. Вопрос о необходимости избежать агрессии в таких условиях остается риторическим, поскольку в спорте, как и в жизни, решение одних проблем требует оптимальной степени агрессивности, решение других возможно без ее проявления.( Кореневский О.А., Пореш Ю.Р.2000)

    Важным моментом проявления агрессивности является тот факт, что она «заразительна»: наблюдение агрессивности, в свою очередь, может вызвать агрессивность. Гнев вызывает гнев, возбужденный тренер вызывает возбуждение у болельщиков, а их гнев и возбуждение могут влиять на выступающую команду, находящуюся среди зрителей. Таким образом возникает своего рода «порочный круг».

    Корни агрессивности и болельщика и спортсмена лежат в области психологии, поскольку столкновение интересов и групп и отдельных людей приводит к состоянию фрустрации, возникающему вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется это в тревожности, отчаянии, гневе и т.д., вызываемых возможностью поражения, что нередко выливается в агрессивное поведение.( Платонов С.И. Пономарчук В.А.2004)

Многие нарушения представляют собой утонченную форму агрессивности, направленной спортсменами как против зрителей, так и против соперников. При этом команды, играющие на своем поле, допускают, как правило, меньше нарушений, чем те, которые играют на чужом, что объясняется незнакомой средой, а также тенденцией приезжих команд воспринимать себя как действующих во враждебной среде. Поэтому нарушения совершаются ими не только против их соперников, но и косвенным образом против болельщиков, поддерживающих соперников. (Родиченко B.C.2007)

    Эксперты фиксируют, что спокойствие и доброжелательность поведения зрителя спортивного зрелища существенно нарушаются, когда им мешают и всячески их отвлекают (окружающие шумят, дразнят). При этом возбуждение увеличивается по мере увеличения количества зрителей до определенного предела, выше которого уже не происходит существенных изменений в уровне его активации или эмоционального возбуждения.

(Роднина И.Н.2003)

    В присутствии враждебно настроенных зрителей приезжая команда обычно ведет себя агрессивнее (допускает больше нарушений), неосознанно проявляет агрессивность не только против команды соперника, но и против болельщиков. Для последних весьма характерно непостоянство, а потому порой, чтобы защитить себя психологически, спортсмен отгораживается от поздравлений, зная, что когда он проиграет, то вызовет возмущение и даже ярость тех, кто его совсем недавно поддерживал.( Козлова B.C.2005)

    Поведение болельщиков, таким образом, является важной частью соревновательной обстановки. Враждебность зрителей («недоброжелательные» зрители) в некоторой степени может быть уменьшена, если среди зрителей есть болельщики, поддерживающие спортсменов или команду. Недооценивать роль болельщиков - значит не придавать значения одному из мощных социальных компонентов окружающей среды, в которой выступают спортсмены. (Роднина И.Н.2003)

    Изучение изменений психологических показателей у зрителей до и после спортивных соревнований показало, что спортивное соревнование может вызвать состояние подавленности, поскольку одной из основных задач состязания является победа над своим соперником. Болельщики проигрывающей команды, поскольку они, как правило, отождествляют себя с предметом своих симпатий, ставят себя на место спортсменов, практически находятся в состоянии фрустрации и готовности к проявлению агрессии. И вполне закономерно, что агрессивность болельщиков во время соревнований повышается, особенно если их любимая команда проигрывает. Правда, формы проявления агрессии во многом зависят от внутренней культуры индивида. Но и таковая не всегда служит препятствием для агрессивного «выплеска» эмоций в условиях «эффекта толпы».  ( Кореневский О.А., Пореш Ю.Р.2000)

     Вследствие этого игнорировать влияние болельщиков на спортсменов нецелесообразно. Фактор формирования агрессивной поддержки нередко используется некоторыми тренерами и недобросовестными журналистами, которые специально готовят агрессию на трибунах, в частности, путем публикации интервью и статей перед соревнованиями, в которых выражаются опасения по поводу ожидаемых беспорядков перед, в момент и после состязаний, в том числе и по поводу действий органов правопорядка.

Поддержка тренерами агрессивных болельщиков и полное перекладывание вины на органы обеспечения правопорядка преследуют двоякую цель, что в общем плане является стремлением использовать «неспортивные» факторы для победы и нарушением правил: во-первых, обеспечение будущей агрессивной поддержки во время игры, во-вторых, обеспечение кассовых интересов. Однако стремление к обеспечению благоприятного фона для своих выступлений не учитывает момент формирование агрессивной толпы. В этом плане правомерны и желательны действия спортивных федераций, применяющих меры воздействия на команды (штрафы, проведение матчей без зрителей на трибунах и т.д.) за беспредел зрителей.

    Для понимания современного зрелищного спорта и фанатского движения важно, что в условиях негативных моментов молодежной субкультуры игра переходит в развлечение, развлечение - в агрессию. И когда спорт превращается в шоу и тем самым в развлечение, то следует ожидать и возбуждение у социально незрелых слоев потребителей спортивных зрелищ, агрессию и превращение их в околоспортивную толпу с присущим толпе эмоциональным фоном. Формы современного зрелища, в том числе и спортивного, превратившегося сегодня в своеобразную форму шоу-бизнеса, активно работают на стирание границ между непосредственными участниками спортивных состязаний в форме шоу и его аудиторией, вовлекая таковую в действие, значительно усиливая «эффект общения». Как следствие, в восприятии болельщика, особенно молодого и социально незрелого, феномен спортивного зрелища разрушается как собственно феномен института спорта, и эмоциональное возбуждение начинает превалировать над собственно содержанием спортивного действа. Понятно, что в таких условиях человек входит в состояние физиологического аффекта и теряет контроль над своими действиями. Поэтому вряд ли решение проблемы борьбы с насилием на стадионах можно связывать лишь с наведением порядка на трибунах силовыми методами. Важно обеспечить условия для ликвидации самой возможности перерастания развлечения.

(Козлова B.C.2005)

 

3.2 Спортивное зрелище и молодежная «околоспортивная» субкультура

     Подросток - зритель формирующийся, и его восприятие нескоординировано с системой ценностных ориентаций, которые достаточно пространственные, и при «испытании зрелищем» ему вполне может стать не по себе в потоке впечатлений. К тому же подростку ситуация потенциально желаемого и возможного зрелищного общения, нереализуемая в условиях его нахождения вне стадиона. Понимание этого факта делает достаточно очевидным также и то, почему «фанаты» достаточно часто отключаются от просмотра собственно состязаний и обращаются к коллегам по трибуне - для них важен не сам факт наблюдения состязания, соревнования, но именно факт зрелищного общения, при котором определяющим выступает общение в малых группах. (Яценко, А. И.2003)

    В молодежном общении положение усугубляется тем, что эта аудитория представляет собой, как правило, зрителей формирующихся, с восприятием, недостаточно скоординированным с системой позитивных общественно значимых ценностных ориентаций. Поэтому подросток, которому невыносима ситуация непродолжения зрелищного общения по завершении матча, в ситуации вне стадиона пытается воссоздать иллюзию включенности в действие. В этом следует искать стремление к участию в фан-движении и объяснение агрессивности его участников вне стадиона.

     Матч для фанатов - не просто мероприятие, на котором они могут увидеть интересное состязание – это где они увидят «единомышленников», будут рассматривать детали их одежды, украшения, покажут себя, где обязательны события, связанные не только с самой спортивной программой.

(Донцов, А. И.2004)

     «Околоспортивная» толпа участников Фан-движения - весьма показательная культурная форма. Примитивный стиль становится базой общения, и на его основе легко импровизируются события. Он расцвечивается острым диалогом публики и спортивного шоу, данным в предельно экстериоризованной форме. Вследствие этого необходим специальный социально-психологический анализ явлений молодежной околоспортивной субкультуры. Важно понять, что проблемы агрессии в системе зрелищного спорта сегодня выходят на первый план отнюдь не потому, что резко возрос интерес к социальному институту спорта. Как раз наоборот, вовлеченность молодежи в активные занятия спортом в этот период существенно снижается: налицо тяга молодежи к неформальным объединениям и участию в них, что послужило основой становления Фан-движения. Именно под таким углом зрения, на наш взгляд, следует рассматривать современные проблемы зрелищного спорта и феномена «болельщик». (Козлова B.C.2005)

  3.3 Фанат

     Фанат - это человек, который не уверен в себе, не располагает средствами для разрешения конфликта с окружением и устранения своей «закомплексованности», который не в состоянии этот «комплекс» толком осознать. Поэтому мистифицирует его, отправляет «на околоспортивную сцену» и отождествляет себя с этим непонятным злом, изживая его, таким образом, путем ритуального, эмоционального соучастия. Большие затраты физической энергии в «ритуале» делают снятие напряжения реальным. В чем бы ни состоял этот комплекс, подозрение, что окружающие считают тебя дефективным ,  неприятие элитарного стиля жизни, реакция на городской дискомфорт, отчужденность, агрессивность окружающих, неудовлетворенная потребность в общении, нетерпеливый поиск выхода по принципу «здесь и сейчас» - могут привести и приводят молодого человека на «околоспортивный» карнавал, который оказывается «радикальным средством» по совокупности символики и компонентов представления, средством, не только устраняющим дискомфорт, а дающим некоторые культурные опоры, некоторую возможность оперировать символами, возможность высказываться на особом языке. (Козлова B.C.2000)

     Редукция социальных интересов до уровня «спортивного интереса», тенденция к замене всех интересов интересом к спортивному зрелищу и, наконец, вырождение последнего до интереса к конечному результату спортивного поединка - такова одна из главных тенденций эволюции духовных запросов человека в условиях образа жизни рыночного общества. Результатом подобных тенденций становится формирование идеологии потребительства, что способствует отказу человека от роли активного субъекта и формированию позиции стороннего наблюдателя и сопереживателя происходящего Отражением такой ситуации является формирование потребности в зрелищах определенного типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

     Спорт профессиональный (зрелищно-коммерческий) - предпринимательская деятельность в системе современного института спорта, цель которой - удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, лиц, избравших спорт своей профессией, и зрителей. (Козлова B.C.2005)

      Профессиональный спорт является одной из наиболее развитых форм индустрии развлечений, ибо спортивное зрелище обладает чертами зрелища идеального, отвечающего самым острым потребностям современного зрителя: оно, во-первых, непредсказуемо, во-вторых, путь к успеху нагляден, поскольку процесс творчества идет непосредственно на глазах зрителей, в-третьих, хотя бы внешне обеспечивается объективность оценки результатов.

      Спорт как  социально-зрелищная сфера способен  формировать у аудитории вполне  конкретные духовные ценности, связанные  с культурным потенциалом социума. «Типологическая» эволюция российского  болельщика показывает, что каков  спорт в смысле своих социальных  задач -таков и болельщик, что возлагает ответственность за поведение спортивных болельщиков на характер социальной организации спорта.  В действительно массовом «спорте для всех» наблюдатели за спортивными состязаниями готовы в любой момент обменять свою зрительскую роль на роль участника. Понятно, что в такой модели спорта нет места «фанами» и  значит, нет околоспортивной толпы. Если же спорт организован как шоу-бизнес, его неотъемлемой частью становится фанатское движение с вполне конкретной субкультурой, зеркально отражающее непременное присутствие в такой модели спорта феномена «зрелища для толпы», ибо околоспортивная толпа становится обязательным элементом для обеспечения массовости потребления зрелищных услуг, выступая «гарантом» процветания спортивного шоу-бизнеса. Эта сторона дела объективно вынуждает менеджеров идти навстречу толпе, а потому проблема фан-движений - это проблема не спорта как социокультурного феномена, но индустрии спортивного шоу-бизнеса.

2.

    Для понимания истории становления института современного спорта я обратился к проблеме  двух форм самоопределения человека: в конкурентной и неконкурентной формах. В условиях товарного производства, когда человек выступает как товар, обладающий сознанием и самостоятельной деятельностью, ведущим становится сравнение себя с другим , по частным аспектам и тем самым самоопределение подменяется определением себя через другого по количественным параметрам. Ориентация на количественное сопоставление  в любом из видов деятельности диктует потребность в чисто внешнем успехе, в том числе и в виде «погони за статусом». Тем самым основные интересы субъекта сдвигаются на сферу потребления.

Информация о работе Спорт как зрелище, определение и функции