Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 01:42, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: Рассмотреть значение и роль спорта как зрелища в обществе.
Задачами курсовой являются: Определить роль спорта в жизни человека, Рассмотреть формирование спорта как зрелища. Определить проблемы связанные со зрелищной сферой услуг . Определить методы решения проблем в зрелищной сфере.
Содержание работы
Введение……………………………..………………………………………3 Глава 1. Спорт как зрелище, определение и функции 1.1 Понятие спорт …….…………………………………………………....5 1.2 Значение спорта в современной жизни …………….……………...5 1.3 Формирование спорта как зрелища…………………………………...7 Глава 2. Спорт как зрелище 2.1 Спорт как зрелище…………………...…………………….…………..8 2.2 Цели и задачи производителей спортивно – зрелищной сферы……9 Глава 3. Потребители спортивных зрелищ 3.1 Агрессия и спорт ……………………………… …………………….11 3.2 Спортивное зрелище и молодежная «околоспортивная» субкультура ………………………………………………………………14 3.3 Фанат…………………………………………………………………..16 Выводы …………………………………………………………………....18 Список используемой литературы…………………………………….....23
Соревновательность
является отражением сути определенного
типа общественного производства, в рамках
которого производятся и воспроизводятся
межличностные конкурентные взаимодействия.
В античности уже
на ранней ступени состязание во всех
его видах и во всех случаях стало для
греков интенсивной функцией культуры
и его расценивали как обычный и полноценный
элемент жизни, но не игрой. Античный агон
не был синонимом состязания, исходным
значением этого слова была, скорее, «встреча».
Именно поэтому большинство «состязаний»
античности происходили в атмосфере полной
серьезности и имели другой характер.
Суть античного «состязания» как феномена
исторического процесса в том, что «зрители»
были, как и находившиеся на арене, основными
участниками действа.
Несмотря на характер
культуры античных греков, соревновательность
как социальный феномен, аналогичный феномену,
отмечающемуся в современном спорте, там
была исключена. Геракл вынужден был совершать
свои подвиги, чтобы не нарушить волю рока.
Точно так же и победа в соревнованиях,
согласно мифологическому мышлению, определялась
не им: за человека решали боги, хотя он
и должен, просто-таки вынужден для достижения
конкретного результата выполнить некое
действо. Важно было выполнить определенное
волей рока «нечто», необходимое для успеха.
Будет ли этот успех, решает рок как воспроизведение
истории или предначертанного. А потому
соревновательность при таком мышлении
просто невозможна.
Олимпийские игры
были отнюдь не «спортивным» событием.
Их социальный смысл был в создании реальных
предпосылок сближения греческих племен,
формирования единого языка, развития
единой экономики и культуры путем обращения
к истории и традициям. На них не допускались
рабы, варвары, женщины. Не будучи гражданами
полисов, они исключались из исторического
процесса как не достойные не только выступать,
но даже присутствовать при действе выбора
богами достойных. На олимпиадах античности
не было разделенности производителя
и потребителя действа, как это характерно
для современного спорта. Зритель-гражданин
был непосредственным участником, посвященным
и приобщенным к истории полиса и греческого
общества в целом. (Супиков В.Н.2004)
Понятно, что в таких
условиях момент состязательности отсутствует,
так как для публичного соревнования всегда
нужно, чтобы были потребители (зрители)
и производители (участники), притом потребитель
от производителя должен быть отделен.
Когда начинается становление товарного
производства, возникает иной «стиль мышления».
Но затем он гибнет, и в эпоху средневековья
все возвращается к ритуалу.
(Микешина, Л. А.2002)
3.
Спорт есть социальный
институт, который вбирает в себя совокупность
качеств общественного строя и потому
функционирует в соответствии с его достоинствами
и пороками; (Столяров В,И.2009)
Молодежная околоспортивная
субкультура является порождением не
собственно спорта как социально-зрелищной
сферы, но следствием нерешенных социальных
проблем более широкого плана;
Влияния разных форм
физкультурно-спортивной активности на
ценностные ориентации личности и социально-психологические
предпосылки эффективности вхождения
подростка в институт спорта в качестве
действующего спортсмена. Запросов и потребностей
населения в спортивных зрелищах, аудитории
зрелищного спорта и влияния спортивного
зрелища на формирование ценностных ориентации
личности.
4.
Решение проблем
социального управления в системе спорта
как социально-зрелищной сферы, его правовых,
социальных и социокультурных аспектов,
в том числе и вопросов, касающихся его
аудитории, требует институционального
подхода.
Сфера профессионального
спорта как зрелища может быть адекватно
исследована социологическими методами
и управляема как целостный объект социального
регулирования;
Необходимо разумное
сочетание государственных и негосударственных
форм функционирования спорта как зрелища,
что возможно лишь при институциональном
подходе государства к правовому обеспечению
сферы спорта.
Возможно провести историко-культурологический
анализ социального становления современного
профессионально-зрелищного спорта.
Осуществить социологический
анализ феномена зрелищного взаимодействия
и выявить его особенности в сфере современного
профессионально-зрелищного спорта, в
том числе феномен спортивного «фан-движения»
и его роль в духовной жизни социума.
Исследовать проблему
толпостроительства как феномена современного
профессионально-зрелищного спорта, в
частности, изучить особенности правосознания
субъектов его аудитории и их взаимодействия
с представителями правоохранительных
органов. (Стрелкин М.А.2000)
Выявить предпосылки
оптимизации управленческих решений в
отношении профилактики агрессии и насилия
на трибунах стадиона и за его пределами,
обеспечения правопорядка во время спортивно-зрели
щных мероприятий.
Обосновать направления
совершенствования государственной политики
и практики социального управления функционированием
и развитием спорта как социально-зрелищной
сферы.
Список используемой
литературы:
1. Агеевец В., Выдрин В.М. Влияние
спорта на воспитание интеллектуальных,
нравственных качеств и социальной активности
личности // Спорт в современном обществе:
Матер, науч, конгресса, -М. 2000. С.45-58.
2. Бестужев-Лада И.В. Структура
потребностей и социальные качества
личности // Исследование сознания
и ценностного мира советских
людей в период перестройки общества.
Вып.8. - М.: ИСИ,2000. - С. 43-48;
3. Донцов, А. И. О ценностных отношениях
личности // Советская педагогика. – 2004.
–№ 5. – С. 67–76.
4. Жолдак В.И. Физическая; культура
и спорт как фактор повышения работоспособности
и экономической эффективности производства
// Материалы 1-й Всесоюзной конференции
по социологическим проблемам физической
культуры и спорта. JL, 2002. - С.72-74,
5.Столяров В,И. Методологические проблемы
исследования физической культуры и спорта
как элементов образа жизни // Спорт и образ
жизни: Сб. статей. М., 2009. - С.20.
6.Столяров В.И. Гуманистическая теория
спорта и проблема ее практического использования
в спортивном и олимпийском движении //
Спорт для всех. 2009 - № 4.
7.Стрелкин М.А. Фанаты-и поклонники //
Аргументы и факты. М., 2000.-№33.
14. Пономарчук В. А., Савченко
Е.С., Козлова B.C. (2003). Спорт и театр в социокультурном
контексте: история и современные реалии
зрелищного общения. Ученые записки БГУФК.
№ 6. С.135-145.
15. Пономарчук В.Д., Винник В.А.
Олимпизм и гражданственность: история,
идеология и реалии // Мир спорта. Минск,2003.
- № 4.
16. Пономарчук В.А., Козлова B.C.
Институциональный подход к совершенствованию
правовых основ управления; сферой физической
культуры и спорта // Спорт: экономика,
право, управление. 2004.- № 2. - С.26-30.
17. Родиченко B.C. Стадион на
экране// Легкая атлетика. 2007. - № 8.-С. 27.
18.Роднина И.Н. Не хочу ждать барина // Московский
комсомолец. -М., 2003.-3 июня.-С.9.
19. Толстых А. В. (2000). Апология
зрелища. Одинокая толпа. В кн.: Толстых
А. В. Опыт конкретно-исторической психологии
личности. СПб.: «Алетейя». С. 227-238.
20.Яценко, А. И. Целеполагание
и идеалы. – Киев: Наукова думка, 2003. –
С. 153.