Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 11:21, контрольная работа
Ориентирование – вид спорта, который к олимпийскому девизу «Дальше, выше, быстрее!» добавил четвертый принцип – «умнее!» - и тем самым привлек в свои ряды многочисленных поклонников.
Ориентированием, в отличии от большинства других видов спорта, может заниматься человек в любом возрасте вне зависимости от физических данных – это очень существенное преимущество данного вида спортивной деятельности. Занятия спортивным ориентированием, с одной стороны, позволяет общаться с людьми, объединенными общими интересами и ведущими здоровый образ жизни, а с другой – дает возможность общения с природой. Ориентирование объединяет в себе аудиторные занятия и увлекательные игры и тренировки на свежем воздухе, формирует исследовательские способности и умение самостоятельно принимать решения, увлекает азартным соперничеством.
Обучение
выбору пути рационально начинать за
столом и без ограничения времени.
После того как юные спортсмены смогут
правильно выбирать путь и грамотно
обосновывать свой выбор, можно ограничивать
их во времени с последующим
Техника и тактика ориентирования достаточно близки между собой. Техника ориентирования – это технология приемов и способов ориентирования. Тактика – это выбор и применение технологий и способов в условиях соревнований. Тактические действия спортсменов –ориентировщиков в немалой степени определяют конечный результат в состязании. Состояния спортивной формы участников соревнований по ориентированию определяется не их физической подготовленностью, но и грамотным, своевременным использованием технических приемов, быстрой оценкой характера местности, а также ситуаций, складывающихся на дистанции, правильной реакцией на действия соперников, выбором и поддержанием оптимальной скорости бега.
Процесс решения любой тактической задачи начинается с оценки ситуации. Оценить ситуацию – значит рассмотреть все факторы, влияющие на решение задачи, и проанализировать их значение.
В каждой ситуации присутствуют как практически постоянно действующие факторы, например качество карты, уровень технической подготовки спортсмена, так и временные факторы, определяющие особенности данной, конкретной ситуации, например ориентир, у которого стоит знак КП, промежуточные ориентиры, действия соперника в районе КП.
Оценив ситуацию, спортсмен обычно сначала принимает решение в общей форме, затем решение детализируется. Степень детализации зависит от имеющегося опыта, уровня тактической подготовки. По мере тренировки накапливается опыт решения задач в схожих, стандартных ситуациях, поэтому квалифицированные спортсмены, составляя план действий, мыслят более обобщенно.
Тактическая подготовка включает в себя несколько составляющих: тактическую разминку, тактику выбора пути, взаимодействие с соперником, выбор скорости передвижения.
Основные тактические проблемы возникают и решаются спортсменом в темпе прохождения дистанции, на незнакомой местности. В этом смысл ориентирования. И здесь главный, ключевой момент тактики – это не пропустить, вовремя заметить выгодные ситуации! А то ведь можно запросто пробежать мимо своей упускаемой выгоды, что порою и случается.
Что же является мотивацией для ориентировщика? Мотивы могут иметь внутренний или внешний характер. Внутренние мотивы не имеют внешнего проявления и связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения и часто ассоциируется с процессом выполнения задачи. Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, призы, победа/проигрыш, давление соперников или родителей и вообще связываются с результатами. Для достижения успеха ориентировщики высокого класса имеют высокий уровень и внутренней мотивации, в силу искусства этого вида спорта, и внешнюю мотивацию, в силу их воли к победе. Победа приносит ощущение достижения, что само по себе сильно мотивирует. Однако не каждый выигрывает, поэтому важно развивать внутренние мотивы, которые позволяют ориентировщику лучше контролировать процесс тренировки и выступления путем концентрации на совершенствовании навыков, а не на результате выступления. Установление цели – мощная методика развития внутренней мотивации. Однако важно признать, что установление цели может иметь как отрицательный эффект, так и положительный эффект на мотивацию. Цели, признанные подходящими, специфичные, спорные, достижимые, измеримые и персональные, могут стать несоответствующими вследствие травмы или других изменений обстоятельств. Например, ориентировщик, возможно, установил определенный ряд целей для подготовки к этапам национальных отборочных стартов, затем травмировался за несколько недель до начала стартов и в результате не имеет шанса чего-то добиться, - цель стала нереальной. Это, в свою очередь, скажется на уверенности в себе, затем на тренировке и выступлении. Эта ситуация не возникает, или по крайней мере эффект может быть минимизирован, если цели тщательно структурированы.
Цели должны быть конкретны. Было бы неправильно ставить цели типа «бежать как можно быстрее» или «взять все контрольные пункты», поскольку это общие цели. Конкретные цели, типа «выбрать вариант взятия КП» и «сконцентрироваться на деталях карты вокруг КП», более подходящие и могут контролироваться спортсменом. Цели должны быть высокими, но реально достижимыми. Если цели. Которые вы поставили, слишком легки. Тогда нет смысла их достигать, но если они слишком трудны, шанс достигнуть их очень невелик. Важно помнить. Что успех рождает уверенность, которая в свою очередь влияет на выступление. Это еще одна причина, почему для ориентировщика важно определять собственные цели под руководством тренера. Если ориентировщик устанавливает свои цели, то они будут приняты, а если тренер или кто-то еще диктует цели, тогда есть шанс отклонения и меньше шансов на успех.
Чтобы достичь
успеха, соревнующийся ориентировщик
должен иметь и внутренние, и внешние
мотивы. Создание баланса между желанием
победить и контролировать ситуацию
с помощью мастерства и техники
так же важно, как развитие и использование
соответствующих
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
История ориентирования..........………………
ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК ВИД СПОРТА …………………………………………………………………….3
Виды соревнований по ориентированию …………………………………………………3
ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ ……………………………………………………..4
СНАРЯЖЕНИЕ ОРИЕНТИРОВЩИКА …………………………………………………………………………5
ТЕХНИКА ОРИЕНТИРОВАНИЯ ………………………………………………………………………………
Элементы техники
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ОРИЕНТИРОВАНИИ ………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………