Спортивное совершенствование в баскетболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 23:22, реферат

Описание работы

Баскетбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по моему мнению, и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития.

Содержание работы

1)Баскетбол как средство физического воспитания.
2) Классификация и значение бросков в современном баскетболе.
3) Анатомо-физиологические и морфо-функциональные особенности юных баскетболистов.
4) Особенности двигательного навыка юных баскетболистов.
5) Методы и приемы обучения техники броска у юных баскетболистов.
6)Типичные ошибки.
7)Заключение.

Файлы: 1 файл

Спортивное совершенствование в баскетболе.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

Последнее время широкое распространение получил системно-структурный подход в изучении физиологических механизмов, лежащих в основе двигательных навыков, основанных на теории многоуровневой регуляции по «модели потребного будущего» (Н.А. Бернштейн, 1947, 1961) или «акцептора действия» (П.К. Анохин, 1957, 1968, 1980). []

Проблема стабильности и мобильности двигательных навыков является одной из актуальных проблем совершенствования приемов в спорте (В.Б. Коренберг, 1966; В.М. Дьячков, 1967; И.Н. Преображенский, 1967). []

Н.А. Бернштейн (1966) указывал на принципиальный интерес двух сторон динамической устойчивости в вопросах двигательной стандартизации упражнений. Во-первых, динамическая устойчивость обеспечивает минимальной вариативностью последовательных циклов, во-вторых, динамическая устойчивость по своей природе связана с гармоническими колебаниями.

Ряд авторов утверждают, что для надежности результата необходима стабилизация системы движения по основным существенным показателям за счет приспособительной изменчивости, вариативности (В.Б. Коренберг, 1966; В.М. Дьячков, 1972; А.И. Бондарь, 1993). []

Н.В. Зимкин, В.Г. Пахомов (1969) отмечают, что при повторном выполнении стереотипных движений наблюдается вариация внутренней структуры двигательного акта.

В.М. Дьячков (1972) утверждает, что важнейшими проблемами двигательного навыка являются:

1) отыскание таких  форм вариативности и определение  ее диапазонов, которые обеспечивали  бы наибольшую стабильность и  точность движения;

2) определение средств  повышения устойчивости навыка  против различных помех.

Такими средствами достижения стабильности и мобильности двигательных навыков ряд авторов (B.C. Фарфель, 1959, 1964; В.М. Дьячков, 1961, 1963; Д.Г. Элькин, 1962; В.Д. Мазниченко, 1984, И.И. Вурнашев, 1985) считают:

1)сочетание технической  подготовки с совершенствованием  специальных физических качеств;

2)приближение подготовительных  и специальных упражнений по  динамической структуре и характеру  движения к основному двигательному  навыку;

3)разнообразия условий  выполнения технических приемов;

4)сочетание вспомогательных  упражнений со специальными;

5)применение контрастности, крайней дифференцировки;

6)изменение привычных  условий выполнения основных  движений. []

В.Г. Луничкин, С.А. Полиевский (1979), исследуя баскетболистов, пришли к выводу, что нужен индивидуальный подход к нормированию бросков в прыжке при тренировке баскетболистов из-за различия в выносливости ЦНС и особенностей двигательно-динамического стереотипа.

 

5) Методы и приемы обучения техники броска у юных баскетболистов.

Выделяются два основных принципа выполнения бросков. Для удобства разделили на две группы:

1. Психические принципы: собранность, умение расслабляться, уверенность.

2. Физические принципы. Выполнение броска по цели  включает следующие факторы:

а) удержание равновесия тела, что позволяет выполнять координационные усилия ногами, туловищем и руками;

б) создание усилия;

в) расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем развитии происходит в нужный момент и правильной последовательности;

г) использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории;

д) эффективное сопровождение;[коэзи]

Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полет и вращения мяча (Портнов Ю.М., 1987).[]

Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия высокорослого защитника. При бросках со средних и дальних дистанциях лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча, при которой высокая точка над уровнем кольца примерно 1,4 - 2 метра. Коузи Б., Пауэр Ф.,(1975).[]

Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины (Хмелик Ф., 1985). Независимо от того, целится игрок в переднюю или заднюю часть кольца или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки мишени, во время и после броска.[]

При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все ещё направлен на цель. Естественное сопровождение шага гарантирует прохождение его по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря чувствительным нервным окончаниям помогают игроку контролировать мяч и “ощущать его контроль” (Лидберг Ф., 1971).[]

Готовясь к броску, игрок должен оценить ситуацию на площадке возможную интенсивность и способ противодействия опекающего его защитника, реальные пути выхода для борьбы за отскок и другие моменты. Наметив программу действий и приняв решение, игрок должен психологически настроиться на бросок таким образом, чтобы никакие помехи уже не повлияли на уверенность и устойчивость движений. В заключительный момент броска нужно расслабиться.

Во время игры спортсмену приходится в условиях временных и пространственных ограничений решать множество задач (технические, тактические и другие). В это же время происходит изменение функционального состояния организма, которое не может не сказаться на результативности (И.Н. Преображенский, В.М. Дьячков, 1966). []

Большинство авторов сходится в том, что наиболее эффективным методом повышения результативности является метод приближения к условиям соревнований, и даже усложняя эти условия (A.M. Грасис, 1967; Б. Коузи, Ф. Пауэр, 1975; А.Я. Гомельский, 1985). []

Усложненность условий выполнения игровых приемов в баскетболе создается наличием следующих факторов:

а) сопротивление противника;

б) создание трудных необычных условий;

в) максимальная быстрота выполнения приемов.

Все эти факторы требуют от баскетболистов высокой мобильности двигательных навыков, главным образом, за счет изменения временных компонентов.

В.Г. Луничкин (1969) также изучал изменения высоты прыжка в зависимости от условий выполнения броска. Выяснилось, что высота прыжка изменяется в зависимости от условий выполнения броска. Это объясняется тем, что происходит приспособительная коррекция двигательной системы.

Для повышения результативности бросков юных баскетболистов автор предлагает следующие виды установок:

1) на стабильность;

2) на быстроту  выполнения;

3) на повышение  высоты траектории полета мяча;

4) на бросок с  максимально дальней дистанции.

Наиболее часто игроки используют броски мяча в корзину в прыжке со средней дистанции, результативность этих бросков на 68-72% зависит от дистанции, на 17-28% -от направления и на 3-13% - от способа броска (Ю.И. Смирнов, А.С. Белов, Л.С. Полякова, 1983).

Броски мяча в корзину в прыжке выполняются обычно в сильно варьирующих условиях при многообразных воздействиях на игрока, главным из которых являются действия противников (А.Д. Грасис, В.Г.. Луничкин; И.Н. Преображенский, 1968.)

Н.В. Журавлева (1966) в своей диссертации для определения связи между результативностью броска в корзину и временем его выполнения регистрировала время броска (от момента получения мяча до его выпуска, с помощью контактных колец) и фиксировала визуально результативность. Результаты исследования показали, что:

1) результативность  броска с игры имеет слабую  корреляционную зависимость с  движениями, специфичными для баскетбола, тогда как результативность штрафных  бросков имеет заметную связь  с этими движениями;

2) стабильность  временных характеристик зависит  от уровня спортивного мастерства;

3) существует временной  диапазон, в котором не происходит  снижение результативности броска  при сокращении времени его  выполнения. Величина этого диапазона  зависит от уровня спортивного  мастерства.

Для повышения точности движений баскетболистов и повышения результативности автор рекомендует два комплекса упражнений:

1. упражнения, имеющие  целью повышение проприоцептивной  чувствительности (точность дифференцированных  силовых, временных и пространственных  характеристик движений);

2. упражнения для  совершенствования точности выполнения  основных приемов в условиях  действия «скоростного фактора» (с максимальной скоростью передвижения, со сменой темпа, с пространственными  и временными ограничениями) и  тренировка в игровых условиях.

В.Г. Луничкин (1969) для определения наиболее целесообразного разделения техники броска на фазы и выявления закономерностей вариативности и стабильности времени отдельных фаз броска использовал комплексную методику, позволяющую регистрировать временные характеристики фаз технического приема:

1) момент получения  и выпуска мяча (пальцевые контакты)

2) начало рабочей  фазы движения;

3) время полета  мяча (от момента выпуска мяча  до касания кольца, щита).

Автор также изучал изменения высоты прыжка в зависимости от условий выполнения броска. Выяснилось, что высота прыжка изменяется в зависимости от условий выполнения броска. Это объясняется тем, что происходит приспособительная коррекция двигательной системы.

А.С. Белов (1972) для повышения результативности бросков в корзину у баскетболистов и развития вариативности двигательных навыков рекомендует в тренировочном процессе использовать такие сочетания заданий:

1) сочетание бросков  двумя руками и одной рукой  сверху;

2) чередование бросков  с дистанции 1,5 и 6 метров;

3) чередование бросков  и направлений, перпендикулярных  и параллельных плоскости щита.

СВ. Голомазов (1973), изучая траекторию полета мяча и механизмы управления движениями баскетбольного броска, пришел к выводу, что оптимальный угол выброса мяча зависит от индивидуальных особенностей спортсмена. Чем выше способность спортсмена к дифференцировке скорости мяча, тем более пологую траекторию полета мяча ему целесообразно выбирать. Наоборот, спортсменам, хорошо дифференцирующим направление (угол) броска, можно рекомендовать выполнение бросков с навесной траекторией.

А.Ш. Касымов (1973), исследуя у 50 баскетболистов параметры движения: пространственные (оценка точности пространственных представлений), временные (точность воспроизведения заданного интервала времени - 3 сек. и время реакции на движущийся объект) и силовые (умение дифференцировать степень мышечного напряжения кисти и точность дифференцировки мышечных усилий, при подскоке вверх), установил, что в силу специфики спортивной деятельности временные характеристики движений у баскетболистов находятся на относительно более высоком уровне развития по сравнению с пространственными и силовыми. Поэтому, нагрузка высокой интенсивности больше влияет на пространственные и силовые характеристики. Для повышения результативности действий баскетболистов автор рекомендует тренировки, адекватные соревновательным по интенсивности и эмоциональной значимости выполняемой работы.

Для определения эффективности деятельности баскетболистов во время игры ряд авторов предлагают подсчитывать положительные действия каждого игрока (подбор мяча на своем щите и щите противника, перехват и результативные передачи), отрицательные действия (персональные ошибки, потери мяча при передачах и технические ошибки), а также результативность за время нахождения на площадке. Ф. Линдерг,

Кроме техники выполнения бросков, точность их зависит от использования времени для подготовки к броску.

Для стабилизации двигательных навыков с целью повышения результативности при выполнении бросков многие специалисты (А.Я. Гомельский) рекомендуют следующие методические приемы:

1) выполнение по 100 бросков на каждом тренировочном  занятии;

2) выполнение бросков  временными отрезами (за 5, 10, 15 минут).

3) лично-командные  соревнования по броскам;

4) выполнение бросков  после различных игровых приемов: бросков с игры, ведение мяча  и т.д.

Основные требования при броске следующие:

1) выполняй бросок  быстро,

2) в исходном  положении удерживай мяч близко  к туловищу,

3) если бросаешь  одной, то направь локоть бросающей  руку на корзину,

4) выпускай мяч  через указательный палец,

5) сопровождай бросок  рукой и кистью,

6) постоянно удерживай  взгляд на цели,

7) полностью сосредотачивайся  на бросок,

8) следи за мягкостью  и непринужденностью броска,

9) для сохранения  равновесия удерживай плечи параллельно  Яхонтов []

Технику выполнения броска одной рукой в прыжке можно разобрать по фазам.

Подготовительная фаза: игрок получает мяч в движении и сразу делает стопорящий шаг левой ногой. Затем он приставляет к ней правую ногу, сгибая локти, выносит мяч на правой руке над головой, поддерживая его сбоку-сверху.

Основная фаза: игрок выпрыгивает толчком двумя ногами при этом туловище развернуто прямо к кольцу, ноги слегка согнуты.

При достижении высшей точки прыжка игрок направляет мяч в корзину выпрямлением правой руки вперед-вверх и энергичным, но плавным движением кисти и пальцев. Мячу придается обратное вращение. Левую руку снимают с мяча в момент начала движения кисти правой. Расстояние от места отрыва от площадки до места приземления игрока после броска не должно быть минимальным и составлять не более 25-30 см, что позволяет ему избежать столкновения защитником.

При выполнении броска в прыжке со сравнительно близкого расстояния отпадает необходимость в большой амплитуде разгибания руки с мячом. Основным бросковым движением становится движение кисти и пальцем, благодаря которому повышаются уровень исходного положения мяча непосредственно перед броском и точка выпуска мяча - тогда игрок может успешно преодолеть сопротивление соперника.

Бросок в прыжке с отклонением туловища назад стали применять и для атаки кольца с близких и средних расстояний при плотной опеке высокорослого защитника обладающего хорошей прыгучестью. Мяч выпускают над головой вне центрального поля зрения игрока - он летит по навесной траектории, что в определенной степени затрудняет достижение высокой точности броска.

Информация о работе Спортивное совершенствование в баскетболе