Спортивные соревнования и подготовка спортсмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с основой спортивной тренировки.
Задачи контрольной работы:
1. Рассмотреть понятие и виды спортивной подготовки.
2. Изучить основные принципы спортивной тренировки: доступность, систематичность, постепенность.
3. Проанализировать современные методы контроля силовых качеств спортсменов в процессе тренировки.

Содержание работы

Введение
1. Основы спортивной тренировки
1.1. Цели и задачи спортивной тренировки
1.2. Средства и методы спортивной тренировки
1.3. Виды спортивной подготовки
2. Физическая подготовка спортсмена
2.1. Принцип единства общей и специальной физической подготовки
2.2. Техническая подготовка спортсмена
2.3. Тактическая подготовка спортсмена
2.4. Психологическая подготовка спортсмена
2.5. Морально-волевая подготовка спортсмена
3. Спортивные соревнования и подготовка спортсмена
3.1. Особенности контроля в спортивной тренировке
3.2. Основные формы врачебного контроля
3.3. Самоконтроль занимающихся за состоянием своего здоровья. Показатели самоконтроля
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.36 Кб (Скачать файл)

       В качестве  других самостоятельных методов  следует выделить игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для неё правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций.

       Соревновательный  метод предполагает специально  организованную деятельность, направленную  на выявление  уровня подготовленности  спортсмена и выступающего в  качестве способа повышения эффективности  тренировочного процесса. Этот метод  может осуществляться в усложненных  условиях или облегченных условиях  по сравнению с теми, которые  характерны для официальных соревнований.

       Применяя  соревновательный метод, необходимо  учитывать  квалификацию спортсмена, уровень его технической, тактической, физической, теоретической, интегральной  и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод как один  из наиболее эффективных методов  воздействия на организм занимающихся особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо тренированными спортсменами. Основные средства и методы, применяемые в тренировке легкоатлета: таблица 1.

 

       Таблица 1. Основные  средства и методы тренировки легкоатлетов.

№ п/п

Название

вида

Основное назначение

Упражнения

Содержание  метода

1

Равномерный 

1.Воспитание  общей выносливости у всех легкоатлетов  
  
2.Поддержание  уровня общей выносливости и активный отдых у всех легкоатлетов  
 
3.Построение  специального фундамента у средневиков и стайеров

1.Бег 2.Ходьба на  лыжах  
  
  
  
 
Бег  
  
  
  
 
Бег  
  
  
 
Специальные упражнения

Прохождение дистанции  в равномерном темпе, постепенно увеличивая продолжительность. То же, но по пересеченной местности (кросс)  
Прохождение дистанции  на местности в относительно равномерном темпе  
 
Непрерывное выполнение упражнений в равномерном темпе  
 
Непрерывное выполнение упражнений в равномерном темпе

2

«Фартлек»

1.Воспитание  общей выносливости  
  
  
  
  
  
  
  
2.Построение  специального фундамента у средневиков  и стайеров

Ходьба, бег, общеразвивающие и специальные упражнения

Передвижение  по пересеченной местности, непрерывно чередуя различные упражнения и их интенсивность

3

Интервальный

1.Воспитание  специальной выносливости у средневиков  и стайеров  
2.Построение  специальной выносливости у спринтеров и средневиков

Бег  
  
  
Бег

Непрерывное чередование  бег высокой и малой интенсивности  
Чередование бега повышенной и малой интенсивности

4

Переменный

1.Воспитание  специальной выносливости у спринтеров  и средневиков  
  
  
  
2. Воспитание  специальной выносливости у средневиков  и стайеров

Бег   
  
  
  
  
  
Бег

Чередование бега с ускорениями средней (50-60 м) и максимальной интенсивности (50-60 м) с короткими замедлениями (50-60 м)  
Чередование бега с ускорениями средней и максимальной интенсивности с короткими замедлениями бега

5

Темповый

1. Воспитание  специальной выносливости у средневиков  и стайеров

Бег

Передвижение  с заданной скоростью на дистанцию: а) меньшую, чем  основная; 
б) равную ей; 
в) большую, чес  основная.

6

Повторный

1.Повышение  специальной подготовленности у  спринтеров, прыгунов, метателей и многоборцев  
  
  
  
2. Воспитание  специальной выносливости у средневиков  и стайеров  
 
3.То же и  поддержание уровня специального  фундамента

Спринт, прыжки, метания, специальные упражнения  
Бег  
  
  
 
Бег 

Повторное выполнение тренировочной работы: а) в облегченных  условиях; 
б) в затрудненных условиях  
  
 
Бег на дистанции  короче соревновательной  
  
 
Бег на дистанции, равной соревновательной и превышающей её

7

«До отказа»

Повышение специально подготовленности у всех легкоатлетов

Специальные упражнения, в том числе с отягощениями

Безостановочное выполнение тренировочной работы до появления усталости, нарушающей правильность движений

8

Контрольный

Повышение специальной  выносливости бегунов на 400 м и более длинные дистанции

Бег

Прохождение: а) неполной дистанции; 
б) несколько  превышающей основную

9

Соревновательный

Повышение специальной  подготовленности у всех легкоатлетов

Бег, прыжки, метания, ходьба, специальные упражнения

Выполнение  избранного вида легкой атлетики с  возможно высоким результатом. Выполнение специальных упражнений. Выполнение упражнений ОФП

10

Поточный

ОФП для всех легкоатлетов

Общеразвивающие физические упражнения

Поочередное выполнение упражнений группой занимающихся

11

Одновременный

ОФП и СФП Для всех легкоатлетов

Общеразвивающие и специальные физические упражнения

Одновременное выполнение одного упражнения всей группой

12

Круговой

ОФП и СФП Для всех легкоатлетов

Общеразвивающие и специальные физические упражнения

Выполнение  комплекса упражнений, чередуя каждое из них с ходьбой или бегом (один круг)

13

Игровой

ОФП и СФП Для всех легкоатлетов

1.Общеразвивающие и специальные  физические упражнения

2.Виды легкой  атлетики 
3.Спортивные и подвижные игры

Выполнение  упражнений в виде игры


 

 

В спортивной практике всегда следует  учитывать возможность решения  нескольких задач одним методом. А так как в его названии обычно выделяется преимущественная направленность упражнений, то необходимо учитывать и сопутствующие воздействия.

 

       1.3. Виды спортивной  подготовки

       Современная  система подготовки легкоатлета  является сложным, многофакторным  явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные  формы, материально-технические условия  и т.п., обеспечивающие организационно-педагогический  процесс подготовки спортсмена  к соревнованиям и достижение  им наивысших результатов. Спортивная  подготовка является важным стимулом  для молодых спортсменов, повышает  стремление тренироваться упорно  и настойчиво, вкладывать все  силы в достижение цели.

       В связи  с этим в спортивной подготовке  следует выделить ряд относительно  самостоятельных её сторон, видов, имеющих  существенные признаки, отличающие их друг от друга: технические, тактические, психологические, теоретические и интегральные.

       Следует  учитывать, что каждый вид спортивной  подготовки зависит от других  видов, определяется ими и, в свою  очередь, влияет на них.

       Одной  из главнейших частей подготовки  легкоатлетов является физическая  подготовка, направленная на развитие  и воспитание основных двигательных  качеств спортсмена. Высших результатов в легкой атлетике добиваются, как правило, те спортсмены, которые всесторонне физически развиты.

       Физическая  подготовка – это вид спортивной  подготовки, который направлен на  преимущественное развитие двигательных  качеств легкоатлета: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и  других, а также на укрепление  здоровья, важнейших органов и  систем организма, совершенствование  их функций. Физическая подготовка  подразделяется на общею и специальную.

       Целью  общей подготовки (ОФП) является  достижение высокой работоспособности  организма, и направлена она на  общее развитие и укрепление  организма спортсмена: повышение  функциональных возможностей внутренних  органов, развитие мускулатуры, улучшение  координационной способности, исправление  дефектов телосложения (главным  образом из общеподготовительных) – с учетом особенностей и требований легкоатлетической специализации. К ним относятся упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка и др.), со снарядами (набивные мячи, мешки с песком, блины от штанги, гантели и т.п.), на тренажерах, подвижные и спортивные игры, кроссы, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание и т.п.

       Специальная  физическая подготовка (СПФ) легкоатлета  должна быть направлена на  развитие отдельных мышечных  групп спортсмена, приобретение  им тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают  успешное овладение техникой  и рост результатов в избранном  виде спорта. Она должна состоять  из упражнений, возможно схожих  по амплитуде движений, характеру  и величине мышечных усилий, нагрузке  на сердечно-сосудистую и дыхательную нервную системы, по психическим напряжением и т.п. К ним относятся специально-подготовительные упражнения, включающие в себя элемент, часть или избранный вид легкой атлетики в целом.

       С возрастом  и ростом мастерства спортсмена  количество упражнений ОФП уменьшается и подбираются такие, которые больше способствуют специализации, т.е. упражнения СПФ. Объем упражнений ОПФ и СПФ в системе тренировки спортсмена в значительной мере определяются уровнями компонентов его подготовленности. Если у спортсмена недостаточно развита сила определенных групп мышц, мала подвижность в суставах или недостаточна работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, то используются соответствующие средства и методы физической подготовки.

       Время, отводимое на ОФП и СПФ, зависит  от вида легкой атлетики. например, у  бегунов стайеров на долю ОФП приходится мало времени, так как большую  часть общего объема тренировок занимает бег (85%), а вот у прыгунов в высоту на узкоспециализированные тренировки отводится меньше времени.

       Вместе  с ростом спортивного мастерства  средства ОФП все больше направляются  на поддержание, а в ряде случаев  и на укрепление компонентов  физической подготовленности. Среди  них есть компоненты общие  для всех легкоатлетов. Это прежде всего работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, процессы обмена и выделения. Для повышения функциональных возможностей этих систем следует широко применять продолжительный бег, кроссы, ходьбу на лыжах, плавание и т.п., что позволит улучшить восстановительные способности организма и увеличить объем специальной тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Физическая подготовка спортсмена

    Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень которой имеет свою структуру и свои специфические особенности.

   Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности.

   Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья.

   Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки.

 

2.1 Принцип единства  общей и специальной физической  подготовки

    В качестве средств общей физической подготовки (ОФП) почти во всех видах спорта используют кроссовый бег, упражнения с отягощениями, общеразвивающие гимнастические упражнения и спортивные игры. Часто включают лыжный бег (для гребцов, пловцов), езду на велосипеде (для лыжников, конькобежцев). Таким образом, в процессе общей физической подготовки необходимо преимущественное развитие тех физических качеств и способностей, которые в большей степени влияют на результативность профессиональной деятельности.

   Специальная физическая подготовка (СФП) — это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий, обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения в "своем" виде спорта.

   Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач.

   Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции организма на нагрузки носят избирательный характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств. Каждое качество в зависимости от биологической структуры используемых движений, от интенсивности нагрузки развивается специфически. Отклонение в ту или иную сторону при использовании либо специфических средств, либо общеразвивающих физических упражнений, не дает необходимого эффекта. Уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта.

   Единственно правильное решение вопроса об использовании общей и специальной физической подготовки состоит в их разумном сочетании на разных этапах учебно-тренировочного процесса.

   На начальном этапе подготовки должна преобладать базовая ОФП независимо от вида спорта Использование средств ОФП для разносторонней подготовки необходима и спортсменам высокого класса В разных видах спорта для ОФП используются различные средства, специфические для данного вида спорта. Но при этом нельзя впадать в другую дойность — использовать преимущественно специализированные упражнения, тем более одни и те же. Это эмоционально обедняет процесс подготовки и, во-вторых, организм адаптируется к ним — результат — неэффективность тренировочного процесса.

 

2.2. Техническая  подготовка спортсмена

   Определим понятие "техническая подготовка спортсмена" как процесс, направленный на сознательное изменение поведения спортсмена, в соответствии с задачами его спортивной деятельности. Так как решение стоящих перед спортсменом задач происходит посредством выполнения определенных движений, то в данном случае говорится о процессе, связанном с практическим осуществлением произвольных двигательных действий (и способами их использования), выполняемых в соответствии с задачами и правилами соревнований. Объектом теории технической подготовки являются программы (образы) теоретических представлений и моторных реализации целенаправленных двигательных действий в высших отделах головного мозга. Наличие и количественная оценка степени их совершенства выявляются в ходе двигательной деятельности. Предметом теории технической подготовки следует признать закономерности формирования двигательных умений и навыков. В соответствии с определенными выше объектом и предметом, а также с логикой развития теоретического исследования основными задачами теории технической подготовки являются следующие:

- разработка умозрительных  и математических моделей опорно-двигательного  аппарата и центральной нервной  системы;

- разработка методов формирования  произвольных программ двигательных  действий;

- разработка методов перестройки  программ произвольного управления  моделями опорно-двигательного аппарата  спортсмена;

- разработка методов контроля за уровнем технической подготовленности, а также за содержанием технической подготовки;

- планирование технической  подготовки.

   Сущность (основная задача) технической подготовки спортсмена (процесс управления) заключается в выработке методики (соответствующих планов) тренировки с учетом заданных целей, критериев и информации о строении организма, законах его функционирования и развития. При этом необходимым является обеспечение стабильного, сбалансированного по ресурсам и срокам (при заданных ограничениях) функционирования объекта при стремлении достичь поставленной им цели. Субъекты управления (на что направлено воздействие) - основные морфоструктуры организма спортсмена, эффективное управление которым невозможно без широкой всесторонней оценки всех возможных и планируемых результатов его деятельности.

    Вопросы теории технической подготовки связаны с исследованиями изменений или стабильностью выполнения так называемых моторных программ. Можно предположить, что при выполнении спортсменом определенных движений или перемещений работают некие программы действий, каждая из которых базируется на моторной программе. Программа действия - это модель того, что произойдет с организмом в будущем, ее можно рассматривать как формирование логики, алгоритма, функциональной структуры в предстоящем двигательном действии. Такая функциональная структура опирается на прошлый опыт, записанный в памяти с вероятностью, равной единице, и актуальное настоящее, куда входит не только изменчивая окружающая среда, но и организм с его потребностями. В результате планируется будущий поведенческий акт, в котором необходимо с той или иной вероятностью предвидеть возможные изменения в непредсказуемо изменчивой среде. Возможность осуществлять осознанные движения предполагает, что человек имеет возможность управлять, с большей или меньшей точностью, целенаправленными движениями всего тела или отдельных его частей. Предположительно понятие "биомеханизм" и положения теории нейронных сетей могут служить основой для теоретического обоснования процесса технической подготовки в спорте.

Информация о работе Спортивные соревнования и подготовка спортсмена