Спортивные упражнения в дошкольном общеобразовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Содержание работы

1 Характеристика спортивных упражнений
2 Роль педагога и родителей в обучении ребенка спортивным упражнениям
3 Обучение плаванию
4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Литература

Файлы: 1 файл

Спортивные упражнения в дошкольном образовательном учреждении.docx

— 35.14 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  и молодежной политики

Ханты – Мансийского  автономного округа Югры

Автономное учреждение среднего профессионального                                                                                                       образования

«Ханты – Мансийский технолого-педагогический колледж»

 

 

 

Заочное отделение

Контрольная работа

По дисциплине: Физическая культура

На тему: «Спортивные упражнения в дошкольном общеобразовательном учреждении»

 

 

 

                                                                              Выполнил студент: 4курса 510-з группы

                                                                              Специальности: Дошкольное образование

                                                                              Ф. И. О Лариошкина Е. П.

                                                                              Проверил: Протопопов А. А.

                                                                              Оценка:

                                                                             Дата:

 

 

 

 

                                                Ханты-Мансийск 2012

 

ПЛАН

 

1 Характеристика спортивных упражнений

2 Роль педагога и родителей  в обучении ребенка спортивным  упражнениям

3 Обучение плаванию

4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

5 Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Характеристика спортивных упражнений

 

К спортивным упражнениям  относится ходьба на лыжах, катание  на коньках, санках, велосипеде, самокате, спортроллере, каруселях и плавание. Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия.

Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре  воздуха в соответствующей одежде у ребенка повышаются защитные силы организма и обменные процессы в  нем.

Кроме того, занятия спортивными  упражнениями способствуют познанию детьми явлений природы, они приобретают  понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; устройстве велосипеда и т.д. У ребенка значительно  расширяется словарный запас, развиваются  нравственные качества: товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность  действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность и другие свойства личности.

Ухаживая за физкультурным  инвентарем, ребенок приобретает  трудовые навыки, приучается к бережливости, аккуратности.

 

 2 Роль педагога и родителей

в обучении ребенка  спортивным упражнениям

 

Педагогу по ФИЗО необходимо побудить к совместным занятиям физическими  упражнениями родителей с ребенком, являющимися источником радости  обогащения и оздоровления семейной жизни. Для этого нужно решить несколько задач:

1. Объяснить родителям  о необходимости заботиться, о правильном развитии у ребенка основных дыхательных навыков начиная с младенческого возраста.

2. Убедить родителей в  том, что систематические занятия  физической культурой помогают  детям приобрести двигательный  опыт, развивают ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают  смелость. Роль семьи в воспитании  ребенка

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни  в обществе — главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Семья — это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными  обязанностями. Будучи членом семейного  коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает  нормы общественного поведения. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей  на формирующуюся личность: рассказывает о семье как первой социальной ячейке, о характерном для нее  укладе и стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов  и ее потребностях, обеспечивающих здоровый микроклимат. От семейного  микроклимата во многом зависит эффективность  педагогических воздействий: ребенок  более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Семью укрепляют общие  дела и заботы, будни, наполненные  полезным содержанием, совместный досуг  и отдых, поэтому воспитатели  расценивают организацию совместного  досуга как не только важное средство воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи.

Понятие «физическое воспитание»  — о чем говорит уже сам  термин — входит в общее понятие  «воспитание» в широком смысле. Это  означает, что оно так же, как  и воспитание, представляет собой  процесс решения определенных воспитательно-образовательных  задач, характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение  детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при  просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Было доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:

- пробуждают у родителей  интерес к уровню «двигательной  зрелости» детей и способствует  развитию у детей двигательных  навыков в соответствии с их  возрастом и способностями;

- углубляют взаимосвязь  родителей и детей;

- предоставляют возможность  позаниматься физкультурой за  короткий отрезок времени не  только ребенку, но и взрослому:  родитель показывает ребенку  те или иные упражнения и  выполняет большинство из них  вместе с ним;

- позволяют с пользой  проводить то свободное время,  которое мать или отец посвящают  ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию  ребенка.

Во время совместных занятий  взрослый поднимает, носит, качает ребенка, помогает ему подтянуться, подпрыгнуть, взобраться наверх и т.д. Благодаря  этому сами родители развиваются  физически, становятся более сильными, ловкими и выносливыми. Такое  использование свободного времени  полезно для обеих сторон. Ребенок  восхищается отцом: какой папа сильный, как ловко его поднимает, покачивает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности и координации движений — например, при выполнении упражнений, сопровождающихся пением или музыкой. Родители же, занимая полуактивную позицию, путем ловких движений помогают ребенку выполнить упражнение, подбадривают его и вместе с ним радуются успеху. Позже эти совместные занятия становятся действительно самым счастливым событием дня, и ребенок радуется той минуте, когда кто-то из родителей скажет: «Иди сюда, будем заниматься!» В сегодняшней круговерти дня это — минуты праздника, однако занятия должны быть не по-праздничному редкими и случайными, а регулярными и ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты: систематическое повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха.

Учим ребенка кататься на велосипеде: советы родителям

Чем раньше ваш ребенок  «сядет за руль», тем лучше! Уже в  двухлетнем возрасте малышу вполне по силам крутить педали трехколесного  велосипеда, и это станет для него привычным и естественным.

Скоро ребенок сможет пересесть  на нового «железного коня» - двухколесный велосипед с двумя боковыми колесиками. Хорошо, если страховочные колесики расположены  немного выше, чем основные –  тогда они только уберегают от падения и не помешают постепенно учиться держать равновесие.

Обязательно постарайтесь отрегулировать высоту и угол наклона сиденья  – оно не должно давить, а носочками  ребенок должен доставать до пола.

Спустя какое-то время  можно приступать к самому ответственному этапу – учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Если вы задались этим вопросом, только когда ребенку  исполнилось 5-6 лет или больше, начинать придется именно с этого волнительного  процесса.

Очень важно с самого начала позаботиться о безопасности. На Западе принято надевать на детей налокотники  и наколенники, а также шлем, но для России они по-прежнему непривычны, и ребенка могут засмеять сверстники. Так что, ориентируйтесь по ситуации.

От ссадин могут уберечь  курточка из плотной ткани и брюки. Обратите внимание, что велосипедная цепь может «зажевать» слишком широкие  штанины, и вообще лучше, если цепь закрыта  специальным кожухом.

Выбирая место для катания, позаботьтесь, чтобы поблизости никогда  не было машин, но было достаточно открытого  пространства, чтобы юный велосипедист не потерпел аварию.

Через какое-то время ребенок  почувствует уверенность и «пустится  в свободное плавание», и до этого  момента нужно объяснить, в каких  местах кататься не следует.

На первых порах вам  придется побегать рядом и придерживать велосипед, чтобы ребенок не упал. При этом лучше держать не за руль – для начала нужно попросить  ребенка, чтобы он крепко держал его  и не поворачивал – а сзади  за сиденье.

Полезным может оказаться  трюк с привязанной к основанию  сиденья веревкой (толстой проволокой, скакалкой), которую вы будете натягивать, только когда велосипед станет терять равновесие.

Здесь все зависит от вашей  ловкости, поэтому трезво оцените  свои способности, и если не уверены, просто придерживайте велосипед  рукой за сиденье или за задний багажник, если он есть.

Задачу можно считать  выполненной, когда ребенок способен самостоятельно проехать 15-20 метров –  дальше он будет только набираться уверенности и постепенно научится всему остальному!

 

 

3.6 Обучение плаванию

 

Практическое значение занятий  плаванием огромно. Оно всесторонне  развивает и закаливает организм (особенно дыхательную систему), так  как на него при этом воздействуют сразу вода, солнце и воздух. Ребенку  легче держаться на воде, нежели взрослому, поскольку подкожный  жировой пласт у детей толще. Уже достигнув 7—9 месяцев, ребенок  может (должен!) суметь самостоятельно продержаться на поверхности воды 8—10 мин. Однако этого можно достигнуть только при условии систематических  и разнообразных тренировок на воде. Детей дошкольного возраста лучше  всего учить плаванию в специально отведенных для этого местах. В  детских садах — в плавательных бассейнах, а когда детям позволяют  купаться в естественных водоемах, то при этом нужно придерживаться следующих правил:

1. Выбирая место для  купания, воспитатель должен проверить  глубину, тщательно изучить дно,  чтобы убедиться, что оно не  содержит ям.

2. Уровень воды не должен  превышать 80 см, дно не должно  мыть каменистым, течение — быстрым.

3. Дно должно быть ровным, вода проточной, берег сухим  и не загрязненным.

4. Площадь, отведенная  для купания детей, должна быть  помечена отчетливо видными цветными  поплавками, флажками, изгородью и  т.д.

5. Воспитатель, обучающий  детей плаванию, прежде всего обязан сам хорошо уметь плавать, знать правила оказания помощи, уметь моментально оказать первую помощь. Хорошо, если на занятиях по плаванию присутствует кто-либо из медицинского персонала или другие работники детского сада.

6. Купание и подготовка  к плаванию должны сочетаться  с солнечными ванными и организуются  ежедневно во время прогулки  или после дневного сна.

Сначала детям разрешается  быть в воде 5—10 мин при условии, что ее температура 20—24 °С, а температура воздуха 24—28 °С. Заметив, что детям становится хоть немного холодно (а об этом можно догадаться по побледневшему лицу), нужно потребовать немедленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно лучше вытерли полотенцами лицо, шею, голову, спину, живот и другие части тела, хорошо прочистили бы уши.

Когда дети учатся плавать, нужно приучить их не бояться воды. Дети дошкольного возраста часто  боятся воды — нужно помочь им преодолеть этот страх, научить не бояться брызг, попадающих на лицо, смело входить в воду, окунаться, двигать в воде руками и ногами. Если ребенок боится самостоятельно войти в воду, воспитатель берет его за руку, помогает преодолеть страх и окунуться. Лучше всего чувство страха преодолевается, когда воспитатель держит ребенка за руки так, чтобы он был лицом к ней, и незаметно вводит ребенка в воду.

Обучение детей плаванию предполагает использование следующих  упражнений.

1. Научить двигаться в  воде в различных направлениях  и в разных положениях: лежа  на животе, на спине, бегать  с игрушками по воде и без  них. При этом воспитатель должен  придать детской возне форму  игры: движение, когда каждый машет  одной рукой («лодочка с веслами»), спрятав руки за спиной («ледорез»), руки, сжатые в кулаки, выпрямлены  вперед («рыба»), стоя на четвереньках («крокодил»), пятиться назад («рак»)  и бежать, высоко поднимая колени («лошадка»), и т.д.

2. Учить детей нырять  в воду с головой. Дети плещутся, руками, разбрызгивая воду, делают  «дождь». После этих упражнений  можно попробовать нырнуть, пригнувшись,  чтобы вода доходила до уровня  глаз, потом — лежа на спине.  Затем можно предложить окунуть  голову, придерживая ее руками. Нужно,  чтобы, окунувшись с головой,  дети задержали дыхание. Научив  ребят нырять таким образом, можно разрешить им посмотреть под водой сквозь пальцы рук.

Информация о работе Спортивные упражнения в дошкольном общеобразовательном учреждении