Спортивные упражнения в дошкольном общеобразовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Содержание работы

1 Характеристика спортивных упражнений
2 Роль педагога и родителей в обучении ребенка спортивным упражнениям
3 Обучение плаванию
4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Литература

Файлы: 1 файл

Спортивные упражнения в дошкольном образовательном учреждении.docx

— 35.14 Кб (Скачать файл)

3. Обучать движениям ног  вверх-вниз, сначала сидя на берегу, потом уже сидя в воде. Движения  выполняются выпрямленными ногами. Познакомив детей с движениями  ног в положении сидя, можно  приступать к обучению их тем  же движениям в положении лежа  на спине или на животе (в  неглубоком месте). При этом упражнении  нужно использовать различные  резиновые игрушки и круги,  надувные подушки и т.д.

4. Обучать движениям рук,  используя сначала скамеечки.  Дети учатся попеременно каждой  рукой выполнять гребок. После  этого движения рук и ног  выполняются в воде, вначале касаясь  ногами дна (как «крокодил»). Это  упражнение напоминает плавание  стилем кроль, только без выбрасывания  рук вперед.

5. Учить выдоху в воду. Это упражнение сперва можно выполнить на берегу. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку, листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до подбородка, дети стараются «сдуть» воду («охлаждают горячий чай»). После этих упражнения можно разрешить детям, нырнув, делать выдох в воде. Необходимо знать, что дети дошкольного возраста обычно делают выдох в воде, присев на корточки, расставив руки в стороны. Так им легче сохранять равновесие.

В воде можно играть в  разнообразные игры.

1) «Фонтан» — дети, сидя  в неглубоком месте, образуют  круг. По сигналу воспитателя  они колотят ногами по воде, стараясь вызывать как можно  больше брызг. Эта игра позволяет  детям прицыкнуть к брызгам.

2) «Море штормит» —  дети входят в воду по пояс, встают один 1.1 другим чередой  или в кружок. По знаку воспитателя  разбегаются и стороны, приседают,  выпрямив руки в стороны, стараясь  подмять побольше волну. По следующему знаку воспитателя «ветер утихает», дети возвращаются в первоначальный строй.

3) «Воробьи в воде»  — на неглубоком месте дети  подпрыгивают, отталкиваясь обеими  ногами, стараясь выпрыгнуть из  воды.

4) «Поезд и тоннель»  — стоя по одному, дети кладут  руки впереди стоящему на поясницу, изображая «поезд». Двое детей,  стоя лицом к лицу, соединив  руки, изображают «тоннель», руки  ребят касаются воды. Чтобы «поезд»  миновал «тоннель», ребята должны  нырнуть в воду. Когда весь  «поезд» проезжает, дети, изображавшие  тоннель, встают в хвост вереницы. А первая пара «поезда» образует  «тоннель».

В дошкольном возрасте, как  показывают результаты исследований, не ставится задача овладения ребенком прочной техникой плавательных движений. Важно, чтобы он усвоил элементы техники, правильный общий рисунок движений, на основе которого будет развиваться, и совершенствоваться навык плавания. И чем большим количеством плавательных движений будет овладевать дошкольник, тем более прочным будет навык плавания.

Учитывая возрастные особенности  ребенка 5—6 лет, выполнение каждого  упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует  использовать большое количество разнообразных  плавательных движений. Это значительно  повышает заинтересованность ребенка  в целенаправленных действиях, способствует дисциплинированности, эффективности  обучения.

У детей мышцы сокращаются  медленнее, чем у взрослых, но сами сокращения происходят через меньшие  промежутки времени и при сокращении в большей мере укорачиваются, а  при растяжении удлиняются. Этим объясняется  тот факт, что ребенок быстро утомляется, однако физическая утомляемость у него быстро проходит. Отсюда понятна неприспособленность  ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. Поэтому ребенку легче бегать, чем стоять на одном месте.

Плавательные движения ребенок  совершает при помощи крупных  мышечных групп рук, ног, туловища, которые  уже к 5 годам достаточно хорошо развиты  и постепенно начинают вовлекать  в работу и мелкие слаборазвитые  группы мышц. Поэтому занятия плаванием  для всестороннего развития мышечной системы ребенка особенно благоприятны.

Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью, цикличностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечной групп последовательно  чередуются, что оказывает очень  благоприятное воздействие на ребенка. Правильный ритм работы мышц и дыхательных  органов также благоприятно сказывается  на деятельности сердечнососудистой системы.

Многие ритмичные движения ног при плавании, особенно в старшем  дошкольном возрасте при недостаточно развитом тазовом поясе, обеспечивают большую разностороннюю нагрузку на нижние конечности, чем укрепляется  тазовый пояс.

Ребенок 6 лет способен усваивать  сложные по координации движения, и именно плавание содействует их развитию.

Пребывание в воде вызывает отдачу тепла, и она будет тем  больше, чем ниже температура воды. При продолжительном пребывании в воде температура тела снижается. Переохлаждение недопустимо. При систематических  занятиях плаванием сосудистая система  дошкольника быстро приспосабливается  к изменениям температуры воды и  возникает устойчивость к холоду, что немаловажно при закаливании  организма.

В 5—6 лет ребенок достаточно хорошо осваивает и выполняет  различные движения, однако у него наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения. В связи с этим движения дошкольников усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем.

Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении  всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким  же необходимым навыком, как и  умение, бегать, прыгать и т.д.

Помимо прикладного значения плавания, необходимого для жизни, важно  как можно раньше выявить у  ребенка способность к освоению тех или иных плавательных движений в индивидуальной последовательности, сформировать и поддерживать у него в дальнейшем стремление к острой борьбе и победам в спорте, что  будет способствовать развитию у  него стойкого интереса к занятиям физкультурой и занятости во внеурочное время.

В результате обучения плаванию дети очень хорошо осваивают различные  его способы: брасс, дельфин, выполнение поворотов и старта.

Исследования, проведенные  с младшими школьниками (Г.А.Протченко) и старшими дошкольниками (М.К. Ланцовой, И.Головой и др.), направленные на нетрадиционные системы одновременного освоения ребенком разных способов плавания, показали результативность данного метода. Каждому малышу изначально присущ свой способ плавания.

Наиболее эффективным  для овладения навыком плавания на начальной стадии обучения ребенка  шестого года жизни является плавание неспортивным способом, которое лучше  получается у ребенка. Его знакомят с элементами всех спортивных стилей (брасс, кроль на груди и спине, дельфин) и с различными их сочетаниями (руки брасс — ноги кроль; руки брасс  — ноги дельфин; дельфин на спине  и т.д.).

Ребенок лучше усваивает  неспортивный (облегченный) способ: руки брасс — ноги кроль. При этом дыхание  у него произвольное (в спортивном плавании это наиболее трудная часть  обучения), что облегчает освоение этого стиля. На последующих занятиях совершенствуется освоение остальных  способов по элементам и полной координации  движений.

Обучение плаванию сочетается с различными упражнениями в воде — гидроаэробикой: ходьба и бег  по пояс в воде; ходьба, бег спиной вперед; подпрыгивания, прыжки; общеразвивающие  упражнения: держась за поручень бортика  типа велосипед, упражнения на растяжку и др.

Ребенка учат выполнять традиционные упражнения: дельфин, крокодил и др.; проводят подвижные игры, игровые  упражнения, хороводы, эстафеты и т.д. Навыки, полученные ребенком, завершаются  в спортивных праздниках.

Важную роль при обучении плаванию играет ознакомление ребенка  с лучшими спортсменами-пловцами, формирующее и ввертывающее у  него интерес и любовь к спорту.

Обязательным условием обучения ребенка плаванию является теснейший  контакт с родителями.

 

                          ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Конспект занятия  по плаванию для детей старшей  группы

"Плаваем, ныряем, про дыхание не забываем"

Программное содержание:

согласование дыхания  с движениями;

укрепление дыхательной  мускулатуры;

совершенствование плавательных навыков.

Ход занятия

Инструктор:

Здравствуйте, ребята!

Все вы милые, красивые.

Надеюсь здоровые?

Есть интересная загадка: “Что не лень нам делать?”

Ответы детей.

Инструктор: Не лень дышать. Воздух мы вдыхаем через нос, где  он очищается от пыли, микробов, увлажняется  и согревается. Давайте проверим, как дышит ваш нос. Свободно? А  чтобы дышать легче, надо знать важные правила.

Правила:

1 – дышите носом,

2 – не поднимайте плечи  при вдохе,

3 – в дыхании должен  активно использоваться живот.

1. “Чудо-нос”

Носиком дышу, дышу свободно,

Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание, задержу  дыхание…

Раз, два, три, четыре – 

И пойму я мудрое сказанье.

Без дыханья жизни нет.

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы

Дышим он, и я, и ты.

2. Подуем на плечо, подуем на другое.

На солнце горячо пекло  дневной порою.

Подуем на живот, как трубка станет рот,

Ну, а теперь на облака

И остановимся пока.

Дети выполняют движения согласно тексту

3. “Флюгер”

Флюгер строится у нас,

По вращается сейчас.

Ветер справа, ветер слева.

Флюгер вертится у тела.

4. “Шарик”

Одна рука лежит на груди, другая на животе. При вдохе живот  надувается, как “шарик”, на выдохе поджимается назад.

5. “Змея”

Руки на пояс наклон вперед произносим “ш”, встаем – выдох.

Инструктор:

Мы размялись, разогрелись.

Теперь дружно в воду все  зайдем.

В воде.

1. Игра “Паровоз”

Ходьба:

Я могу дышать, как паровоз, чух-чух-чух.

Я пыхчу, пыхчу под стук колес чух-чух-чух.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу чух-чух-чух.

Развивать дыхание хочу чух-чух-чух.

Инструктор:

В круг веселый становитесь,

В хороводе закружитесь.

2. Игра “Пузырь”

Дети идут по кругу, произнося  слова:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой.

Оставайся такой, да не лопайся.

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел.

“Шар” лопнул, и дети выполняют  выдох в воду.

Инструктор:

Попрошу всех смирно встать,

Что скажу всем выполнять.

Сделай вдох и поскорей,

Звезду выполни быстрей.

3. “Звезда” на  груди.

Инструктор: А что снами  будет, если мы не будем дышать?

Да, мы умрем. Мы уже знаем:

Без дыханья жизни нет.

А сколько вы можете не дышать?

4. Упражнение “Ныряние”

Нужно 3 раза глубоко вдохнуть и нырнуть под воду и не дышать. Я буду при этом считать секунды. Как только вы почувствуете, что  больше не можете сидеть под водой  – выныривайте, но при этом запомните сколько вы просидели под водой без дыхания.

Инструктор: Ребята, теперь вы знаете, что благодаря дыханию  мы живем, говорим.

А сейчас давайте мы с  вами поплывем.

5. “Стрелочка”  на груди

Дети выполняют вдох и  скользят по воде, в воду – выдох.

Инструктор:

А теперь “фонтанчики”

Покажем дружно всем.

6. “Торпеда”

Работа ног “кролем” на груди.

Инструктор: Мы плаваем, про  дыхание не забываем.

7. Серия выдохов  в воду.

Вдох – выдох в воду.

Инструктор: Ребята, а теперь возьмитесь за руки. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат свежести… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом… кожей ног, живота, рук, головы… Вдох… Выдох… Тело превращается в губку… На вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох… Выдох…

Вы отлично отдохнули,… Организм зарядился энергией… Я считаю до 5… на счет пять откройте глаза… Свежесть в теле… Бодрость, хорошее настроение…

Инструктор: Я желаю вас  добра и здоровья, дышать чистым воздухом.

Выход из воды.

 

Литература

 

1. Осокина Т.И. Как научить  детей плавать. М., 1985.

2. Степаненкова Э.Я. Теория  и методика физического воспитания  и развития ребенка. М., 2001.

3. Шебеко  В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое  воспитание дошкольников. М., 2000.

 


Информация о работе Спортивные упражнения в дошкольном общеобразовательном учреждении