Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм:- гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков).- естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма).- физические упражнения. Режим детской жизни - это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности

Файлы: 1 файл

гигиена.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

Средства физического  воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных  средств, воздействующих на организм:- гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков).- естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма).- физические упражнения. Режим детской жизни - это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности. При составлении режима необходимо учитывать следующее:

1. Возрастные особенности высшей  нервной деятельности: изменение  предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительность отрезков сна и бодрствования.

2. Возрастные особенности в работе  пищеварительной системы, которые  регламентируют количество кормлений  в течении суток. 

3. Индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой нужно спать больше, отдыхать чаще.

4. Возрастные потребности в движениях.

5. Время года, климатические условия. 

Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность и постоянство его  основных элементов в течение определенного времени. Ритмичность режима обусловлена ритмичностью природных явлений, ритмичностью деятельности организма, которая проявляется в чередовании сна и бодрствования, изменении температуры тела (повышения к вечеру и понижения к утру), в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т.д. Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время и определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками; эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку предоставляется возможность действовать самому, что развивает такие важнейшие качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива.Правила организации и гигиены самостоятельных занятий физической культурой включают в себя прежде всего здоровый образ жизни, рациональный режим дня, соблюдение личной гигиены, меры профилактики спортивного травматизма и закаливания, кроме того, необходимо поддерживать хорошее санитарное состояние мест занятий, спортивной одежды и обуви, а также знать основной характер воздействия применяемых упражнений на организм человека. Рекомендуется также уметь пользоваться некоторыми восстанавливающими средствами, такими, как парная баня и массаж или самомассаж. Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда и спортивный инвентарь должны соответствовать возможностям и возрасту занимающихся, а также погодным условиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам и женщинам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены, особенно чистоту тела.

Рекомендуется занятия физическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы  закаливания - солнце, свежий воздух.  
Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе - это физическая культура, дающая людям здоровье, радость, ощущение полноты жизни. Современный специалист должен быть закаленным, физически культурным человеком. Строить себя, свое здоровье по жесткому графику трудно. Но если это удается, то удается и все остальное.

Тема 9. Гигиенические  требования к условиям воздушной  среды при занятиях физическими упражнениям и спортом Гигиеническая характеристика основных факторов воздушной среды: физические свойства, химический состав, механические примеси, микроорганизмы. Физические свойства воздуха. Гигиеническое значение температуры воздуха. Приборы и методы определения температуры воздуха. Нормы температуры воздуха при занятиях физкультурой и спортом. Гигиеническое значение направления и скорости движения воздуха. Роза ветров и ее использование при выборе места для строительства спортивных сооружений. Определение направления и скорости движения воздуха при спортивных занятиях и соревнованиях. Нормы скорости движения воздуха при занятиях физкультурой и спортом. Гигиеническое значение нормального, пониженного и повышенного атмосферного давления. Изменения атмосферного давления воздуха и погодные условия. Влияние повышенного и пониженного давления воздуха на организм. Профилактика высотной (горной) болезни. Приборы и методы измерения атмосферного давления воздуха. Гигиеническая характеристика комплексного влияния физических свойств воздуха на организм. Определение охлаждающей способности воздуха. Значение изменений метеорологических факторов при занятиях физкультурой и спортом. Электрическое состояние воздушной среды. Гигиеническая характеристика ионизации воздуха. Влияние различных ионов воздуха на организм. Применение источников искусственного ионизированного воздуха в целях укрепления здоровья и повышения работоспособности. Гигиеническое значение радиоактивности воздушной среды. Источники радиоактивности. Меры профилактики загрязнения воздуха радиоактивными элементами. Химические свойства воздуха. Гигиеническая характеристика химического состава воздуха. Гигиеническое значение азота, кислорода и углекислоты (двуокиси углерода). Гигиеническая оценка воздушной среды в спортивных сооружениях. Концентрация СО2 как косвенный показатель загрязнения воздуха помещений. Гигиеническая характеристика СО. Профилактика и первая помощь при отравлениях СО. Гигиеническая характеристика механических примесей. Гигиеническая характеристика запыленности воздуха. Способы профилактики и борьбы с запыленностью воздуха в местах занятий физическими упражнениями и спортом.

Бактериальное загрязнение воздуха. Гигиеническая  оценка бактериальных загрязнений воздуха и их эпидемиологическое значение. Способы профилактики и борьбы с бактериальной загрязненностью воздуха в спортивных сооружениях.

Санитарно-гигиенические  мероприятия по охране воздушной  среды в РФ (планировочные, технические  и санитарно-технические, организационные). Предупредительный и текущий санитарный надзор и систематический контроль за состоянием воздушной среды. Автоматизированная система мониторинга.

Погода, климат, акклиматизация. Гигиеническая характеристика влияния  погодных условий на психофизиологические функции организма. Гигиеническая характеристика влияния различных климатических условий на организм. Климатические пояса РФ.

Акклиматизация как социально-биологический  процесс. Гигиенические основы акклиматизации (адаптации) физкультурников и спортсменов к различным погодным и климатическим условиям.

 

 


Информация о работе Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения