Средства и методы координационных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Развитие и совершенствование координационных способностей у детей 7-9 лет в общеобразовательной школе по средством специальных Физических упражнений
Задачи исследования. :
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию равновесия.
2. Развивать план и методы развития координационных способностей.
3. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.
4. Установить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.
5. Обосновать результаты эксперимента.

Файлы: 1 файл

курсовая решетняк ТЕМА средства и методы координационных способностей.doc

— 295.07 Кб (Скачать файл)

Основным средством развития и совершенствования координационных способностей являются координационные упражнения.  Их множество, и разделяются они на две группы:

а) упражнения, совершенствующие координационные способности,  скоростно и скоростно-силовых движений. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию,  прыжки и метания);

б) упражнения для страховки координационных способностей в движении на выносливость,  предъявляются повышенные требования в дифферентационной,  ориентационной и ритмической способностях при значительном утомлении (лыжи,  бег на длинные дистанции,  спортивные игры и так далее).[15]

Методические приемы для совершенствования координационных способностей,  которые делятся на две группы:

1. Изменение способа выполнения движения:

- направление движения - ведение с изменением направления;

- силовые движения;

- темп движения;

- объем движения;

- ритм движения;

- исходное и конечное положение;

- зеркальное выполнение движения.

2. Изменение условия выполнения при сохранении способа:

- постоянно меняющееся условие;

- постоянные силовые упражнения;

- предварительная нагрузка;

- предварительные раздражители вестибулярного аппарата;

- дополнительное задание во время применения;

- комбинирование с другими упражнениями.

Эти приемы носят общий характер и применяются при выполнении различных координационных способностей.[16]

 

2.4.  Тесты для определения способности к равновесию

 

Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест "Три кувырка вперед". Школьник встает у края матов,  уложенных в длину,  приняв основную столку.  По команде он принимает положение упора присев и последовательно,  без остановки выполняет три кувырка вперед,  стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата (Таблица 1).

При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев,  запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.[17]

 

Возраст,

лет

УРОВЕНЬ   РАЗВИТИЯ

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

МАЛЬЧИКИ

7

9,9 и >

9,8 - 9,1

9,0 - 7,2

7,1 - 6,4

6,3 и <

8

7,8 и >

7,7 - 7,1

7,0 - 5,4

5,3 - 4,7

4,6 и <

9

7,4 и >

7,3 - 7,6

6,5 - 4,9

4,8 - 3,1

4,0 и <

 

ДЕВОЧКИ

7

9,4 и >

9,3 - 8,5

8,4 - 6,7

6,6 - 5,9

5,8 и <

8

8,8 и >

8,7 - 7,6

7,5 - 5,3

5,2 - 4,2

4,1 и <

9

7,7 и >

7,6 - 7,0

6,9 - 5,4

5,3 - 4,6

4,1 и <


Таблица 1.Оценка комплекса проявления координационных  способностей школьников ("Три кувырка вперед).

 

А также для оценки динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке в двух вариантах (П. Харц с соавторами, 1985 год).

Оборудование:  гимнастическая скамейка (ширина 10 см),  секундомер. Процедура тестирования.  Вариант 1 - испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо),  не падая.  Поворот закончен,  когда испытуемый вернется в исходное положение.  Результат - время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).[18]

 Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования,  ученик выполняет задание.  Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки),  то дается одна штрафная секунда.  Прикасание к земле более трех раз - упражнение необходимо повторить. Вариант - стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки,  испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо,  не падая со скамейки.  Результат - количество выполненных поворотов за 90 секунд с точностью до пол-оборота.

Общие указания и замечания.  Поворот считается законченным тогда,  когда испытуемый возвращается в исходное положение.  Если учащийся потерял равновесие (упал, соскочил со скамейки),  счет поворотов прерывается.  После принятия испытуемому вновь исходного положения счет продолжается.  При наличии нескольких гимнастических скамеек тест можно проводить сразу с несколькими учащимися.[19]

Рекомендации для оценки см.  в Таблице 2.

 

Класс

ОЦЕНКА

"отлично"

"хорошо"

"удовлетвори-тельно"

"достаточно"

 

ВАРИАНТ 1

1

14,0

16,0

18,5

21,0

2

12,5

14,0

16,0

18,0

3

11,0

12,5

14,5

17,5

 

ВАРИАНТ 2

1

7

6

4,5

4,5

2

8

6,5

5

4

3

8

6,5

5

4


 

Таблица 2. Нормы для оценки способности к динамическому равновесию

 

Еще для опенки равновесия мы применяли (использовали) тест "Стойка на одной   ноге".

Оборудование:  секундомер.

Процедура  тестирования.  По команде "можно" испытуемый становится на левую ногу,  правую сгибает в коленном суставе и ставит ее на опорную ногу чуть выше колена и немного развернув ее вправо.  Руки ставятся на поясе, глаза закрыты.  Результат - время выполненное в стойке на одной ноге.

Общие   указания и замечания.  Секундомер включается тогда,  когда учащийся становится на одну ногу,  выключается - при отрыве пол стопы учащимся и при касании второй ногой пола,  то есть при потере равновесия;  при выполнении теста учащимся необходима страховка.[20]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив научно-методическую литературу и разработав комплекс упражнений  пли развития способностей равновесия у детей 7-9 лет в тернии пяти недель работы показал, что наша рабочая гипотеза,  а именно,  применение различных средств как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры, позволит качественно повысить уровень координационных способностей у детей 7-9 лет - подтвердилась.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

    1. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.:  Физкультура и спорт,  1990 г. - 235с.
    2. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической диагностике.  - М.:  Физкультура и спорт,  2000 г.  - 200с.
    3. Гобик М.А., Спортивная метрология. - М.:  Физкультура и спорт,  1988 г.  - 127с.
    4. Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта. - М.:  Физкультура и спорт,  2000 г.  - 264с.
    5. Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры.  - М.:  Физкультура и спорт,  1988 г. - 186с.
    6. Кофман  П.К., Настольная книга учителя физической культуры. - М.:  Физкультура и спорт,  1998 г.  -  146с.
    7. Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. - М.:  Физкультура и спорт,  1998 г.  - 204с.
    8. Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры.  - М.:  Физкультура и спорт,  1999 г.  - 165с.
    9. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.:  Физкультура и спорт, 1991 г. - 211с.
    10. Мейксон Г.Б., Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. - М.:  Физкультура и спорт,  1997 г. - 235с.
    11.   Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. - М.:  Физкультура и спорт,  1976 г. - 354с.
    12.   Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь.  - М.: Академия, 1997 г. - 156с.
    13.   Сулейманов И.И.  и др., Общее физкультурное образование:  Учебник.  Том 1.  Школьное физкультурное образование.  Часть 3.  - Омск:  СибГАФК,  1999 г. - 128с.
    14. Круцевич Т.Ю. Критерии эффективности системы физического воспитания молодежи. - М.: БЕК, 2004.
    15. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.-Ростов-на-Дону, 2003.
    16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. М., 1983.
    17. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., Питер, 2000.
    18. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - Физкультура и спорт, 1986. - С. 56-78.
    19. Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.
    20. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту: Сборник статей. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 81с

 

 

 



 



Информация о работе Средства и методы координационных способностей