Студент и спорт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 09:02, реферат

Описание работы

Целью работы является выявить, как спорт влияет на физическое воспитание студентов и каким образом физическая культура способствует фактором здоровья.
В задачи работы входят: анализ спортивной классификации, как основной части системы физического воспитания, объяснить значение двигательной активности для организма студентов и подробно рассмотреть влияние нездорового образа жизни на учебную деятельность студентов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 Спорт – в физическом воспитании студентов……………………………...6
2 Физическая культура - ведущий фактор здоровья студента……………..9
3 Влияние нездорового образа жизни на учебную деятельность студентов……………………………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….........15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………........16

Файлы: 1 файл

Студент и спорт.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный технический

Рыбохозяйственный университет»

(ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз»)

Институт экономики и управления

Кафедра «Экономика, бухгалтерский учет и аудит»

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Студент и спорт»

 

 

Выполнили: Шамурина Д., Колегова Т. ЭКб-112

Проверила:

Азарова Светлана Алексеевна, ст. преподаватель

______________

(Ф.И.О., учетная степень, звание)

______________

(подпись руководителя)

 

Владивосток

2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3

  1. Спорт – в физическом воспитании студентов……………………………...6                                                                           
  2. Физическая культура  - ведущий фактор здоровья студента……………..9                     
  3. Влияние нездорового образа жизни на учебную деятельность студентов……………………………………………………………………..11

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….........15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………........16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Материалы межведомственной комиссии по охране здоровья населения Совета безопасности РФ свидетельствуют, что во всех возрастных группах отмечается снижение уровня здоровья, рост частоты и тяжести болезней, возникновение и распространение неизвестных ранее заболеваний и патологических состояний.

Анализ здоровья, в том числе студенческой молодежи, убеждает в том, что существовавшая система его формирования существенно подорвана. Современное общество характеризуется коренным изменением условий жизни, труда и быта населения.

Работа посвящена одной из актуальных тем- студент и спорт, ведь именно подготовка молодежи к профессиональной деятельности и поведению в экстремальных ситуациях, которые является элементом профессии — одна из важнейших задач системы физического воспитания. Методически правильное использование средств физической культуры и спорта укрепляет здоровье человека, повышает его работоспособность и производительность труда, способствует профилактике профессиональных заболеваний и травматизма. Именно этим целям должна служить профессионально-прикладная физическая подготовка студенческой молодежи, являющаяся составной частью всесторонней физической подготовки будущих специалистов к длительному и плодотворному труду в народном хозяйстве.

Целью работы является выявить, как спорт влияет на физическое воспитание студентов и каким образом  физическая культура способствует фактором здоровья.

В задачи  работы входят: анализ спортивной классификации, как основной  части системы физического воспитания, объяснить значение двигательной активности для организма студентов и  подробно рассмотреть влияние нездорового образа жизни на учебную деятельность студентов.

Развитие высшей школы в современных условиях сопровождается дальнейшей интенсификацией труда студентов, возрастанием разнообразного информационного потока, широким введением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, сильным социально-экономическим прессингом на все стороны студенческой жизни и труда. Непрерывный рост научной и социально-политической информации, ограниченное время  на ее переработку, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного по объему материала, перегружают мозг учащихся, порождают дисгармонию в развитии личности. В особенно сложном положении оказываются студенты начальных курсов, попадая после выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузе, в новые специфические социальные отношения и условия деятельности.

Рабочая нагрузка добросовестного студента в обычные дни достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии увеличивается до 15-16 часов. Неудивительно, что труд студента по тяжести относят к первой категории (легкий), а по напряжению к четвертой категории (очень напряженный труд)

Процесс обучения требует напряжения памяти, устойчивости и концентрации внимания, часто сопровождается возникновением стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты), что доказано исследованиями ученых. Сочетание снижения мышечной нагрузки с нарастанием интенсивности нервно-психической деятельности способствует ухудшению работоспособности, снижению устойчивости к простудным заболеваниям, преждевременному функциональному старению и увеличению заболеваемости. Снижение двигательной активности в первую очередь сказывается на проявлении нарушений со стороны нервной, сердечнососудистой систем, органов дыхания, системы пищеварения.

На снижение физического развития студентов обращали внимание многие авторы. Так, О.К.Александровская и Г.В.Волков отмечают ухудшение таких показателей, как экскурсия грудной клетки, кистевая и становая динамометрия, жизненная емкость легких. К.Л.Гейхман с соавторами выявил до 38% учащихся с пониженным физическим развитием при поступлении в ВУЗ [2, С. 25 - 27].

Профессор К. Чоговадзе с соавторами отмечает, что к концу обучения в вузе наблюдается тенденция к росту хронических заболеваний, особенно болезней системы кровообращения, которые увеличиваются по данным  Л.А.Травинской с 8,6% на первом курсе до 11,7% на пятом шестом курсах у мужчин и до 16,4 у женщин.

Исследования показывают, что это происходит потому, что у студентов перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения.

В течении дня у студента происходит длительная и напряженная работа центральной нервной системы, сочетающаяся с влиянием фактора гиподинамии и гипокинезии, которые способствую формированию специфического морфофункционального статуса организма, характеризующегося снижением активности функциональных систем. Последствиями умственного переутомления могут быть различные болезни, прежде всего нервной и сердечнососудистой систем [6, С. 102].

И.П.Данченко с соавторами выявил у студентов к концу дня повышенную утомляемость в связи с напряженными учебными нагрузками при недостаточном сне и неполноценном питании. Т.Ш.Миннибаев определил, что неудобная поза студентов приводит к статическому напряжению позных мышц, которое влечет за собой функциональные нарушения ряда систем организма.

По данным эпидемиологического исследования, проводимого в рамках программы «Здоровье студентов», было выявлено, что низкая физическая активность является одним из основных факторов риска ишемической болезни сердца среди студентов в различных регионах страны. Для восполнения «мышечного голода» имеется громадный арсенал средств физической культуры: физические упражнения, различные виды спорта, оздоровительные занятия [4, С. 3 - 8].

 

 

1 СПОРТ – В ФИЗИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

 

Спорт - вид человеческой деятельности в сфере физического воспитания, направленный на достижение максимальных результатов в избранном виде. Различают спорт массовый и высших достижений.

Массовый (или базовый) спорт обеспечивает достижение массового уровня, используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности. Существенно, что занятия строят зависимости от основной (учебной или производственной) деятельности. Причем затраты времени и сил на него лимитируются жестче, чем больше их требует основная деятельность. Тем сам» лимитируется и уровень спортивных достижений, хотя индивидуально он может быть очень высоким. Спорт высших достижений ориентирован на абсолютные параметры спортивных результатов, включая достижения меж народного, всечеловеческого масштаба. Именно в этом роль спорта как деятельности, преодолевающей кажущиеся предел человеческих возможностей. При фактическом воплощении кой установки спортивная деятельность подобна напряженному творческому труду. Она занимает в определенный период жизни спортсмена одно из доминирующих положений и требует особой организации (ежедневная тренировка, строго согласованный с нею и с регулярным участием в соревнованиях режим жизни и т. п.). Реализуя свои цели в спорте, каждый человек должен иметь возможность оценить свои достижения, сравнить их с достижения» других спортсменов, видеть перспективу своего совершенствования. Этим запросам отвечает единая Всероссийская спортивная классификация. Она стимулирует развитие спортивных интересов молодежи, рост массовости спорта и спортивных достижений.

Спортивное совершенствование на основе спортивной классификации - процесс повышения уровня всестороннего физического развития физических способностей. Чем выше разрядные нормы и требования, тем более высокое развитие иных физических качеств они предусматривают. В связи с общим ростом спортивных достижений в каждом виде спорта путь подготовки спортсменов-разрядников становится все более трудным. Требуется комплексная тренировка, обеспечивающая все стороннее развитие организма, высокое развитие физических качеств [2, С. 112-116].

 

 

 

 

  1.1 Спортивная классификация, как основная часть системы  физического воспитания

 

 

Как составная часть системы физического воспитания спортивная классификация несет в себе информацию о результатах функционирования всей системы.По количеству подготовленных квалифицированных спортсменов общество имеет возможность оценить состояние физической подготовки молодежи. Спортивная классификация устанавливает единые общие правила по всем видам спорта и особенности конкретного вида спорта. В спортивной классификации используются такие понятия, как «спортивный разряд», «спортивное звание», «разрядные нормы», «разрядные требования».

Спортивный разряд - показатель уровня спортивного мастерства. Установлены следующие спортивные разряды: для взрослых - 3, 2-ой, 1-й, кандидат в мастера спорта, мастер спорта, мастер спорта международного класса, гроссмейстер (только в шашках и шахматах); для юношей - 3, 2, 1-й.

Спортивное звание - почетный пожизненный титул, который присваивается спортсменам за выполнение высших по трудности разрядных норм и требований, которые определены для мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, гроссмейстеров. Таким званием является заслуженный мастер спорта.

Разрядные нормы и требования - показатели спортивных достижений различного уровня трудности (от минимального до высшего международного), установленные с учетом особенностей видов спорта, спортивного разряда, пола и возраста спортсменов. Разрядные нормы - показатели, выраженные в мерах времени, расстояния, веса; в очках и баллах.

Разрядные требования - показатели, определяющие место, которое должны занять спортсмен или команда на соревнованиях установленного масштаба, участие в составе команды, занявшей на соревнованиях какое-либо место, достижение победы над спортсменами того или иного разряда. В одних видах спорта могут быть как разрядные нормы, так и требования (легкая атлетика, плавание, гимнастика, конькобежный спорт и др.), в других только разрядные требования (спортивные игры, все виды борьбы, бокс, фехтование и др.).

Спортивная классификация помогает решению основных задач в развитии спорта (достижению массовости, всесторонней физической подготовленности, воспитанию спортсменов, повышению их мастерства), объединяет культивируемые в стране виды спорта, в том числе национальные, и содействует единой направленности их использования как средства физического воспитания. Спортивная классификация постоянно совершенствуется. Раз в четыре года разрядные нормы и требования пересматриваются с учетом спортивных достижений внутри страны и во всем мире. Этот цикл привязан к Олимпийским играм [1,С.120-126]. 
 2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА

 

2.1 Значение двигательной активности для организма

 

 

Согласно современным представлениям двигательной активности (ДА)  следует рассматривать естественным, эволюционносложившимся  фактором биопрогресса, определившим развитие организма и обеспечившим не только формирование наиболее совершенных механизмов его адаптации к окружающей среде в процессе длительного филогенеза, но и оптимизацию его жизнедеятельности в его онтогенезе. Это обусловлено тем, что в структуре механизма ДА в элементарной форме, представлен принцип саморегуляции, отражающий сущность всеобщего закона оптимизации, проявляющийся в стремлении живых систем к достижению максимального  жизненноважного результата с минимальными  энергетическими и пластическими затратами. На уровне целостного организма происходит интеграция этой универсальной формы в функциональную систему высшей регуляции адаптационных механизмов .

Новейшие научный исследования показали, что длительное ограничение ДА, которое получило название гиподинамии, является опасным антифизеологическим фактором, разрушающим организм и приводящим к ранней нетрудоспособности и увяданию. Если у зрелого организма нарушения, вызванные гиподинамией, являются обратными, т. е.  их можно ликвидировать с помощью своевременной  физической тренировки, то у растущего организма повреждающий эффект гиподинамии ни чем не компенсируется.

Установлено, что гиподинамия особенно опасна на ранних стадиях онтогенеза и в период полового созревания. Она приводит к занчительному снижению темпов роста организма и угнетению биохимических процессов, включая функции генетического аппарата клеток. При этом выявлены значительные отклонения   головного мозга,  выражающиеся в нарушении высшей нервной деятельности и низком уровне работоспособности мозга.

Между тем гиподинамия, становится доминантным состоянием большинства представителей современного общества, которые предпочитают жить в современных условиях, пользуясь транспортом, центральным отоплением и т. п., не занимаясь систематической физической культурой. Да и на работе в большинстве случаев умственный труд практически вытеснил физический. Все эти достижения современной цивилизации, создавая комфорт, обрекают человека на постоянный «мышечный голод», лишая его ДА, как необходимой для нормальной жизни жизнедеятельности и здоровья. Практика показывает, что образ жизни студента (если он целенаправленно систематически не занимается физической культурой) относится к малоподвижному. А это значит, что все пагубные последствия гиподинамии, касающиеся растущего и развивающегося организма, непременно  скажутся на физическом, умственном и половом созревании и в целом на здоровье. А ведь так  просто и доступно избежать этого, если включить в свой образ жизни оптимальный режим двигательной активности, которая является ведущим врожденным фактором физического и психологического развития человека, а следовательно и его здоровья. Чтобы понять это рассмотрим функции ДА.

Информация о работе Студент и спорт в России