Студент и спорт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 09:02, реферат

Описание работы

Целью работы является выявить, как спорт влияет на физическое воспитание студентов и каким образом физическая культура способствует фактором здоровья.
В задачи работы входят: анализ спортивной классификации, как основной части системы физического воспитания, объяснить значение двигательной активности для организма студентов и подробно рассмотреть влияние нездорового образа жизни на учебную деятельность студентов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 Спорт – в физическом воспитании студентов……………………………...6
2 Физическая культура - ведущий фактор здоровья студента……………..9
3 Влияние нездорового образа жизни на учебную деятельность студентов……………………………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….........15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………........16

Файлы: 1 файл

Студент и спорт.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Наукой и практикой доказано, что в жизнедеятельности организма двигательная активность играет универсальную роль. Она выполняет, десять ключевых функций организма: моторную, побудительную, творческую, тренирующую, защитную, стимулирующую, терморегуляционную, биоритмологическую, речеобразующую, корректирующую [3, С. 225 - 227].

Далее можно рассмотреть влияние нездорового образа жизни на учебную деятельность студентов.

  
3 ВЛИЯНИЕ НЕЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

 

 

Здоровый образ жизни студента включает основные эволюционно сложившиеся факторы, как то: оптимальная двигательная активность, рациональное питание,  соответствие биоритмам режима занятий и отдыха, культивация положительных эмоций, оптимальная сексуальная активность, отказ от вредных пристрастий к наркотическим веществам (алкоголь, наркотики, табак ) и азартным играм.

Организация здорового образа жизни  в значительной степени зависит от уровня социализации студента и его занятий в этой области. Оказавшись в первые фактически самостоятельным, полностью освободившимся от опеки родителей, студент не может, а чаще всего не хочет ограничивать себя от многих желаний и соблазнов, реализация которых долгое время находилась под запретом. В результате образ жизни студента, становится далеким от того, который называется здоровым.

К тому же, организация занятий, требование к их уровню и контроль в ВУЗе  отличаются от школьных. В ВУЗе, кроме академических  часов занятий, предусматриваются часы самостоятельной работы, которые студенты подчас не используют  по назначению.

Это неизбежно приводит к дефициту знаний, который студент пытается возместить интенсивной, нерегламентированной умственной работой в конце семестра при подготовке к зачету, и во время сессии, при  подготовке к экзамену.

В совокупности обе вышеозначенные причины приводят к развитию хронического утомления, сильного стресса и невротических состояний.

У студента чаще всего развивается астенический невроз или неврастения, которая характеризуется следующими симптомами: общая слабость, физическая и умственная утомляемость, снижение работоспособности (так называемый синдром хронического утомления), раздражительность, вспыльчивость, нетерпимость.  Все эти явления сопровождаются, частыми головными болями, нарушениями засыпания и ночного сна в сочетании с повышенной  сонливостью днем, чувством внутреннего беспокойства, напряженной тревоги и скованности, неспособностью к расслаблению.

Состояние постоянной взвинченности, пребывая на грани нервного срыва не позволяет сконцентрироваться, неизбежно ухудшается внимание и память, нарастают мнительность, угнетенное состояние, депрессия. При лечении астенических расстройств традиционно используются общеукрепляющие вещества, транквилизаторы и антидепрессанты, а так же лекарственные средства, оказывающие позитивное влияние на различные проявления астенического синдрома.

Однако для студентов, предпочтительным является не столько лечение, а сколько предупреждение переутомления, хронического утомления и невротических состояний путем организации здорового образа жизни с акцентом на создание и выполнение рационального режима учебной деятельности.

Принципы и условия предупреждения переутомления, хронического утомления и стресса.

Поскольку утомление – это нормальная защитная реакция организма, то не следует его избегать. Смысл отношения к этому состоянию заключается в том, чтобы отдалить его по времени и таким образом сохранить на более длительное время период оптимальной работоспособности в динамике трудового дня.

А вот, что не следует допускать, так это переутомления и хронического утомления и сильного стресса, которые могут привести к невротическим состояниям. Для этого при организации своего труда и образа жизни рекомендуется соблюдать принципы и условия оптимизации жизнедеятельности организма, а следовательно, достижения высокого уровня работоспособности.

Принципы предупреждения переутомления, хронического утомления, сильного стресса.

Первый принцип: постепенность. В работу следует входить постепенно, не развивая сразу максимального и интенсивного темпа работы, на который способен в данный момент. Иначе говоря, необходимо пройти фазу врабатывания.

Второй принцип: последовательность. В работу надо входить последовательно,  переходя от простого к сложному, от известного к неизвестному. То есть сначала нуда усвоить азы, основы предмета, а затем переходить к более углубленному его освоению.

Третий принцип: систематичность и ритмичность. Необходимо работать систематически, соблюдая определенный ритм. Не следует работать рывками, создавая периоды «ничего неделанья», и выполнять работу за счет  «авралов». Это один из способов перенапряжения и истощения организма.

Четвертый принцип: оптимальное сочетание труда и отдыха. При организации труда необходимо соблюдение периодов отдыха: регламентированные паузы в течении рабочего дня; полноценный отдых (эмоциональное насыщение, сон и т.д.) по прекращении работы ежедневно, в конце недели и года.

Пятый принцип: адекватная оценка труда. Необходимо получать реальную и эмоциональную оценку труда в соответствии с его результатом. Заниженная или завышенная оценка, а так же «уравниловка»  отрицательно влияют на психику студента, создают у него хронический стресс, невротические состояния и деморализуют студенческую группу в целом.

Фактический режим занятий в ВУЗе построен в соответствии с указанными принципами. Однако студенты часто нарушают установленный распорядок. Особенно это касается студентов, которые работают после занятий на каком – либо производстве. В этой ситуации полностью игнорируется основополагающий четвертый принцип. 

Условия предупреждения переутомления, хронического утомления, сильного стресса.

Первое условие – соблюдение оптимального чередования занятий и отдыха, на основе четкой системы распределения нагрузки в динамике учебного дня, недели учебного года с учетом суточных, недельных и годовых биоритмов.

Второе условие – умственная тренировка, т.е. тренировка своей профессиональной деятельности. Мозг, как и мышцы нуждаются в тренировке. Не натренированный мозг не в состоянии воспринимать и усваивать увеличивающийся по мере обучения в ВУЗе объем сложной информации. Для того, чтобы овладеть соответствующими знаниями и умениями в своей будущей профессии, т.е. хорошо учится, студент должен систематически работать над собой, умственно тренировать себя в соответствии с принципами, изложенными выше. Не случайно хорошо успевающий студент отличается высокой работоспособностью и стрессоустойчивостью.

Третье условие – физическая тренировка. Систематическая физическая тренировка способствует не только укреплению скелетной мускулатуры, но и повышает общий обмен веществ организма и всех функций, включая мыслительную. Физически натренированный студент обладает более высокой работоспособностью и стрессоустойчивостью.

Четвертое условие – закаливание. Закаливание тренирует организм к воздействию неблагоприятных факторов, развивая способность справляться с большими нагрузками. Студенту доступны все виды закаливания: холодом (обливание, обтирание, воздушные ванны), жаром (использование бань), солнечной инсоляцией (солнечные ванны).

Пятое условие -  рациональное питание. Оно подразумевает сбалансированность питания и соблюдение режима приема пищи, которые создают основу здоровья и высокой работоспособности.

Шестое условие – полноценный сон. Один из важнейших факторов, обеспечивающих отдых организму в целом. Во время сна особенно интенсивно и полноценно протекают восстановительные процессы в головном мозге, а так же систематизация информации, полученной в течении бодрствования , и перевод ее из механизмов кратковременной памяти в долговременную.

Седьмое условие – культивирование положительных эмоций. Необходимо эмоционально насыщать себя положительными впечатлениями, переживаниями (общение с близкими, посещение театров, художественных выставок, чтение художественной литературы, занятие любимым делом и т.д.). Положительные эмоции создают состояние благополучия в организме, обеспечивая «вкус жизни», активность и высокую жизнедеятельность студента. Восьмое условие – оптимизация сексуального поведения.

Девятое условие – отказ от вредных пристрастий: к курению,  алкоголю, наркотикам, азартным играм. Все указанные пристрастия вызывают привыкание, истощают организм, делают его нежизнеспособным (больным),  а некоторые из них – приводят к самоубийству.

Десятое условие – применение аутотренинга или медитации, способствующих снятию напряжения и созданию психофизиологического благополучия. Для овладения аутотренингом  и медитации следует воспользоваться услугами опытных специалистов [5,С.342-348]. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

  Итак, культура здоровья студента это по сути – система знаний и деятельности, обеспечивающая самореализацию личности на основе тренировки врожденных качеств и разумных самоограничений в духовной, потребностнно – эмоциональной и поведенческой эмоциональной сферах.

Развернутая характеристика стратегии, принципов и методов, и механизмов постижения этого основополагающего пласта жизнедеятельности дает возможность студенту сформировать индивидуальную культуру здоровья.

Физическое воспитание в высших учебных заведениях является основным звеном организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди студентов. В этой связи огромное значение приобретает правильная организация занятий со студентами на кафедрах физического воспитания ВУЗов, которые должны выпускать квалифицированных специалистов, готовых к высокопроизводительному труду и защите Отечества.

Именно такой предмет как физическое воспитание должен формировать у будущих специалистов навык сохранения высокой физической и творческой активности на долгие годы. Благотворное влияние физических упражнений на физическую и умственную работоспособность отмечали многие исследователи.

Повседневная жизнь предъявляет к организму студентов очень большие требования. Для того, чтобы система регуляции функций адекватно отвечала на все предъявляемые жизненными условиями требования, необходимо расширять диапазон компенсаторных возможностей организма. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Ильинич, В. И. Физическая подготовка студентов вузов [Текст]: учебное пособие / В. И. Ильинич. - М.: Высшая школа, 2005. – 261 с.
  2. Александровская, О. К., Физическое развитие студента [Текст] : практическое пособие / О. К. Александровская, Г. В. Волков, К. Л. Гейхман. М.: Эсмо. – 2008. – 125с. 
  3. Агаджанян, Н. А., Физиология человека [Текст] : учебник / Н. А. Агажданян, Л. Тель, В. И. Циркин. – СПб.: Сотис. – 2007. – 325 с.
  4. Бароненко, В. А.  Основы здорового образа жизни студентов [Текст]: учебное пособие / В. А. Бароненко, И. П. Данченко, Л.А. Рапопорт.  – Екатеринбург:  УГТУ.-  2006. – 55с.
  5. Егоров, А. С., Психофизиология умственного труда [Текст]: научное пособие / А. С. Егоров, В. П. Загрядский. – М.: Олма – Пресс.- 2005.-  372 с.
  6. Чоговадзе, К., Социальная мобилизация [Текст] : научное пособие / К. Чоговадзе, М. И. Меншинский, Л. А. Травинской. – СПб.: Феникс. – 2007. – 363с.

 

 

 


Информация о работе Студент и спорт в России