Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 09:02, реферат
Целью работы является выявить, как спорт влияет на физическое воспитание студентов и каким образом физическая культура способствует фактором здоровья.
В задачи работы входят: анализ спортивной классификации, как основной части системы физического воспитания, объяснить значение двигательной активности для организма студентов и подробно рассмотреть влияние нездорового образа жизни на учебную деятельность студентов.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 Спорт – в физическом воспитании студентов……………………………...6
2 Физическая культура - ведущий фактор здоровья студента……………..9
3 Влияние нездорового образа жизни на учебную деятельность студентов……………………………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….........15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………........16
Наукой и практикой доказано, что в жизнедеятельности организма двигательная активность играет универсальную роль. Она выполняет, десять ключевых функций организма: моторную, побудительную, творческую, тренирующую, защитную, стимулирующую, терморегуляционную, биоритмологическую, речеобразующую, корректирующую [3, С. 225 - 227].
Далее можно рассмотреть влияние нездорового образа жизни на учебную деятельность студентов.
3 ВЛИЯНИЕ НЕЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Здоровый образ жизни студента включает основные эволюционно сложившиеся факторы, как то: оптимальная двигательная активность, рациональное питание, соответствие биоритмам режима занятий и отдыха, культивация положительных эмоций, оптимальная сексуальная активность, отказ от вредных пристрастий к наркотическим веществам (алкоголь, наркотики, табак ) и азартным играм.
Организация здорового образа жизни в значительной степени зависит от уровня социализации студента и его занятий в этой области. Оказавшись в первые фактически самостоятельным, полностью освободившимся от опеки родителей, студент не может, а чаще всего не хочет ограничивать себя от многих желаний и соблазнов, реализация которых долгое время находилась под запретом. В результате образ жизни студента, становится далеким от того, который называется здоровым.
К тому же, организация занятий, требование к их уровню и контроль в ВУЗе отличаются от школьных. В ВУЗе, кроме академических часов занятий, предусматриваются часы самостоятельной работы, которые студенты подчас не используют по назначению.
Это неизбежно приводит к дефициту знаний, который студент пытается возместить интенсивной, нерегламентированной умственной работой в конце семестра при подготовке к зачету, и во время сессии, при подготовке к экзамену.
В совокупности обе вышеозначенные причины приводят к развитию хронического утомления, сильного стресса и невротических состояний.
У студента чаще всего развивается астенический невроз или неврастения, которая характеризуется следующими симптомами: общая слабость, физическая и умственная утомляемость, снижение работоспособности (так называемый синдром хронического утомления), раздражительность, вспыльчивость, нетерпимость. Все эти явления сопровождаются, частыми головными болями, нарушениями засыпания и ночного сна в сочетании с повышенной сонливостью днем, чувством внутреннего беспокойства, напряженной тревоги и скованности, неспособностью к расслаблению.
Состояние постоянной взвинченности, пребывая на грани нервного срыва не позволяет сконцентрироваться, неизбежно ухудшается внимание и память, нарастают мнительность, угнетенное состояние, депрессия. При лечении астенических расстройств традиционно используются общеукрепляющие вещества, транквилизаторы и антидепрессанты, а так же лекарственные средства, оказывающие позитивное влияние на различные проявления астенического синдрома.
Однако для студентов, предпочтительным является не столько лечение, а сколько предупреждение переутомления, хронического утомления и невротических состояний путем организации здорового образа жизни с акцентом на создание и выполнение рационального режима учебной деятельности.
Принципы и условия предупреждения переутомления, хронического утомления и стресса.
Поскольку утомление – это нормальная защитная реакция организма, то не следует его избегать. Смысл отношения к этому состоянию заключается в том, чтобы отдалить его по времени и таким образом сохранить на более длительное время период оптимальной работоспособности в динамике трудового дня.
А вот, что не следует допускать, так это переутомления и хронического утомления и сильного стресса, которые могут привести к невротическим состояниям. Для этого при организации своего труда и образа жизни рекомендуется соблюдать принципы и условия оптимизации жизнедеятельности организма, а следовательно, достижения высокого уровня работоспособности.
Принципы предупреждения переутомления, хронического утомления, сильного стресса.
Первый принцип: постепенность. В работу следует входить постепенно, не развивая сразу максимального и интенсивного темпа работы, на который способен в данный момент. Иначе говоря, необходимо пройти фазу врабатывания.
Второй принцип: последовательность. В работу надо входить последовательно, переходя от простого к сложному, от известного к неизвестному. То есть сначала нуда усвоить азы, основы предмета, а затем переходить к более углубленному его освоению.
Третий принцип: систематичность и ритмичность. Необходимо работать систематически, соблюдая определенный ритм. Не следует работать рывками, создавая периоды «ничего неделанья», и выполнять работу за счет «авралов». Это один из способов перенапряжения и истощения организма.
Четвертый принцип: оптимальное сочетание труда и отдыха. При организации труда необходимо соблюдение периодов отдыха: регламентированные паузы в течении рабочего дня; полноценный отдых (эмоциональное насыщение, сон и т.д.) по прекращении работы ежедневно, в конце недели и года.
Пятый принцип: адекватная оценка труда. Необходимо получать реальную и эмоциональную оценку труда в соответствии с его результатом. Заниженная или завышенная оценка, а так же «уравниловка» отрицательно влияют на психику студента, создают у него хронический стресс, невротические состояния и деморализуют студенческую группу в целом.
Фактический режим занятий в ВУЗе построен в соответствии с указанными принципами. Однако студенты часто нарушают установленный распорядок. Особенно это касается студентов, которые работают после занятий на каком – либо производстве. В этой ситуации полностью игнорируется основополагающий четвертый принцип.
Условия предупреждения переутомления, хронического утомления, сильного стресса.
Первое условие – соблюдение оптимального чередования занятий и отдыха, на основе четкой системы распределения нагрузки в динамике учебного дня, недели учебного года с учетом суточных, недельных и годовых биоритмов.
Второе условие – умственная тренировка, т.е. тренировка своей профессиональной деятельности. Мозг, как и мышцы нуждаются в тренировке. Не натренированный мозг не в состоянии воспринимать и усваивать увеличивающийся по мере обучения в ВУЗе объем сложной информации. Для того, чтобы овладеть соответствующими знаниями и умениями в своей будущей профессии, т.е. хорошо учится, студент должен систематически работать над собой, умственно тренировать себя в соответствии с принципами, изложенными выше. Не случайно хорошо успевающий студент отличается высокой работоспособностью и стрессоустойчивостью.
Третье условие – физическая тренировка. Систематическая физическая тренировка способствует не только укреплению скелетной мускулатуры, но и повышает общий обмен веществ организма и всех функций, включая мыслительную. Физически натренированный студент обладает более высокой работоспособностью и стрессоустойчивостью.
Четвертое условие – закаливание. Закаливание тренирует организм к воздействию неблагоприятных факторов, развивая способность справляться с большими нагрузками. Студенту доступны все виды закаливания: холодом (обливание, обтирание, воздушные ванны), жаром (использование бань), солнечной инсоляцией (солнечные ванны).
Пятое условие - рациональное питание. Оно подразумевает сбалансированность питания и соблюдение режима приема пищи, которые создают основу здоровья и высокой работоспособности.
Шестое условие – полноценный сон. Один из важнейших факторов, обеспечивающих отдых организму в целом. Во время сна особенно интенсивно и полноценно протекают восстановительные процессы в головном мозге, а так же систематизация информации, полученной в течении бодрствования , и перевод ее из механизмов кратковременной памяти в долговременную.
Седьмое условие – культивирование положительных эмоций. Необходимо эмоционально насыщать себя положительными впечатлениями, переживаниями (общение с близкими, посещение театров, художественных выставок, чтение художественной литературы, занятие любимым делом и т.д.). Положительные эмоции создают состояние благополучия в организме, обеспечивая «вкус жизни», активность и высокую жизнедеятельность студента. Восьмое условие – оптимизация сексуального поведения.
Девятое условие – отказ от вредных пристрастий: к курению, алкоголю, наркотикам, азартным играм. Все указанные пристрастия вызывают привыкание, истощают организм, делают его нежизнеспособным (больным), а некоторые из них – приводят к самоубийству.
Десятое условие – применение
аутотренинга или медитации, способствующих
снятию напряжения и созданию психофизиологического
благополучия. Для овладения аутотренингом
и медитации следует воспользоваться
услугами опытных специалистов [5,С.342-348].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, культура здоровья студента это по сути – система знаний и деятельности, обеспечивающая самореализацию личности на основе тренировки врожденных качеств и разумных самоограничений в духовной, потребностнно – эмоциональной и поведенческой эмоциональной сферах.
Развернутая характеристика стратегии, принципов и методов, и механизмов постижения этого основополагающего пласта жизнедеятельности дает возможность студенту сформировать индивидуальную культуру здоровья.
Физическое воспитание в высших учебных заведениях является основным звеном организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди студентов. В этой связи огромное значение приобретает правильная организация занятий со студентами на кафедрах физического воспитания ВУЗов, которые должны выпускать квалифицированных специалистов, готовых к высокопроизводительному труду и защите Отечества.
Именно такой предмет как физическое воспитание должен формировать у будущих специалистов навык сохранения высокой физической и творческой активности на долгие годы. Благотворное влияние физических упражнений на физическую и умственную работоспособность отмечали многие исследователи.
Повседневная жизнь предъявляет
к организму студентов очень большие требования. Для того, чтобы система
регуляции функций адекватно отвечала
на все предъявляемые жизненными условиями
требования, необходимо расширять диапазон
компенсаторных возможностей организма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ