Танец Джаз-модерн. История возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 05:42, реферат

Описание работы

Джаз как художественное явление - это результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племен Африки. Каждое негритянское племя имеет свой собственный набор танцев с определенными ритмами для каждого конкретного случая. Ритмы меняются даже в зависимости от времени года и четко дифференцированы. Чтобы полностью исполнить многие из них, требуется более четырех часов.

Файлы: 1 файл

Джаз-Модерн Никитин.docx

— 29.25 Кб (Скачать файл)

1. История появления и  развития джаз-танца

Джаз как художественное явление - это результат столетней  эволюции игры на ударных инструментах негритянских племен Африки. Каждое негритянское племя имеет свой собственный  набор танцев с определенными  ритмами для каждого конкретного  случая. Ритмы меняются даже в зависимости  от времени года и четко дифференцированы. Чтобы полностью исполнить многие из них, требуется более четырех  часов.

Происхождение слова «джаз» породило много догадок. Приводится имя негритянского пианиста Джесса (Робен Гоффен «Джаз»), а также негра-корнетиста Джазбо Брауна (ему посетители в чикагском кафе кричали: «Еще, Джаз!»), а может быть, оно произошло от французского глагола «jaser» («жазе») - «трещать», или же это слово африканского происхождения и означает «волновать», «возбуждать», «приводить в экстаз»? Четкой гипотезы нет. Но главное то, что на рубеже веков родилась совершенно новая музыка, занявшая свою особую нишу в мировом музыкальном искусстве.

Ранние корни джазового  танца зародились в африканской  культуре привезенных в Америку  рабов. В Африке, туземцы танцевали  в честь циклов жизни, половой  зрелости, брака и смерти. Рождение детей, взрослых и пожилых людей, - все находило воплощение в танце, с целью выражения своих культурных верований. В танце использовались множественные музыкальные инструменты - барабаны, струнные инструменты, там-тамы и многое другое, под звук чего двигались танцоры..

Рабы продолжают толковать  жизнь через танец. Однако со временем, их танцы, сохранявшие в себе африканские  традиции, все сильнее поддавались  влиянию европейской культуры работорговцев  и владельцев кофейных плантаций, в  связи с чем, стали претерпевать некоторые изменения. Единственным местом, где африканские танцы  остались вне этого влияния был Новый Орлеан.

Черных актеров стали  допускать на сцену только после  окончания в 1865 году Гражданской  войны в США. Однако черных трупп  было очень мало, и, чтобы завоевать  симпатии белых зрителей, они должны были показывать себя только в отрицательно-ироническом  стиле, поэтому в основном получили развитие такие жанры сценического искусства, как скетч, водевиль и  комедия. Именно в этих жанрах стал развиваться джазовый танец как  танец театральный, составляющий единое целое с пением и музыкой. Этот путь развития привел в XX веке к появлению  такого типично американского жанра, как мюзикл.

Единственной для черного  исполнителя возможностью попасть  на сцену было участие в танцевальных конкурсах, которые имели огромную популярность в то время. Излюбленными конкурсными танцами являлись "Джиг" и "Кейку-ок". Первый был сольным танцем, второй - парным. Зачастую танцоры держали на голове стакан с водой, а белые зрители заключали пари, у кого из танцующих в конце соревнования останется большее количество воды.

Хотя черные исполнители  получили доступ на профессиональную сцену, однако существовало мнение, что "черный" танец - это отдельные, нелогичные и неумелые движения. С  течением времени и белые танцоры  стали понимать очарование и сложность  танца этого направления. Одним  из первых исполнителей негритянского  танца стал Джордж Примроуз, творческая карьера которого началась в 1867 году.

"Черный" танец остался  приоритетным и в представлениях "театра менестрелей", постепенно  превращавшихся в пышные шоу. В 1880 году Джеймс Мак-Артур первым начал использовать в своих танцевальных шоу танцевальную технику черных исполнителей. Примерно в это же время родилась в Новом Орлеане и джазовая музыка.

Постепенно такое новое  явление как «танец черных» стал использоваться европейцами- колонистами в танцевальном искусстве и приводиться колонистами к общему знаменателю с существовавшим на тот момент технике танца. В частности, во многих постановках белые танцовщики специально начали чернить свои лица, и имитировали танцующих рабов.

Так, Джона Дуранг, один из первых американских профессиональных танцоров, в 1789 году давал описание своему танцу, как танец, содержащий «шаркание» - основное движение рабов - танцоров. Первым танцем, имитирующим танец «черных» был «Jump Jim Crow» Томаса Райс, поставленный в 1828 году. Этот танец копировал движения рабов- калек и стал отправной точкой эпохи американской развлекательной танцевальной индустрии, в основе которой лежало грубое подражательство движения «черных» работы.

Большое влияние на развитие джаз-танца в Америке оказало известное «Шоу менестрелей», которое было популярно с 1845 по 1900 год. Труппа, состоявшая из почти пятидесяти танцоров, колесила по городам страны, показывая представления, в которых менестрели изображались «черными» в различных образах- от больных идиотов, до великосветских денди.

С 1920-х годах джаз-танца стремительно развивается как форма народного и художественного танцевального движения, решающее значение в нем приобретают индивидуальность и импровизация.

ХХ век принес с собой  взрыв популярности бытовых танцев, хлынувших из Нового в Старый Свет. Развивался джаз, а на его основе рождались и развивались джазовые танцы. Звучала музыка - и людям  хотелось под нее танцевать. И  здесь уже появляются названия более  знакомые: «Шимми» и «Ту-степ», «Блэк Боттон» и «Чарльстон», «Биг Эппл» и «Фанки Бат» и многие, многие другие. Но, пожалуй, наиболее значимым событием в истории танца стало появление фокстрота, чьими безусловными прародителями считаются кейкуок и ту-степ - салонный танец, возникший в Северной Америке в самом начале ХХ века.

Фокстрот - полное название медленный  фокстрот - возник в США в 1912-1914 годах. Появление этого танца напрямую связывают с именем американского  актера водевиля (того самого американского  водевиля, о котором упоминалось  выше) Гарри Фоксом. Это псевдоним, взятый актером в честь своего дедушки. Настоящее его имя Артур  Каррингфорд.

В 1914 году один из самых больших  театров мира - театр Нью-Йорка - был  преобразован в дом кино. Чтобы  привлечь большее число зрителей, была перестроена крыша театра. Она  стала огромной танцевальной площадкой. Между фильмами на ней устраивались шоу, которые имели несомненный  успех у зрителя. Одно из них называлось «Jardin de Danse». В нем участвовали знаменитые сестры Долли и «одинокая звезда» (по выражению «Variety Magazine») Гарри Фокс, использовавший в своих танцах шаги «рысью» (trotting). Очень быстро зрители стали называть своеобразный танец - танцем Фокса, то есть «Foxs Trot». «Trot» («рысь») - военный термин, появившийся в штате Миссури, обозначавший необычно гладкую конную походку. Гладкость («the smooth») - является одной из основных характеристик фокстрота.

Поскольку первоначальный вариант  фокстрота исполнялся таким образом, что левая и правая нога ставились  одна перед другой по одной линии (только в 1950-х годах, благодаря «Пересмотренной  технике», ноги двигаются по своей  линии, лишь иногда попадая на чужую), существует другая версия названия танца. По ней «фокстрот» - это шаг лисы («лиса» - «fox»), имеющей необычную походку среди животных, когда ноги ставятся в одну линию - «след в след».

К концу Первой Мировой войны фокстрот представлял собой лишь одно движение - тройной шаг. Но уже к концу 1918 года появилось движение «волна» - «the wave» или «jazz-roll». В 1919 - американец Морган придумал «открытый спинповорот». В 1920 - американская пара G. K. Anderson и J. Bradley - «шаг перо» и «смену направлений» и т. д.

Первоначальный фокстрот имел темп приблизительно 160 ударов в  минуту, и был описан как «чрезвычайно судорожный». Сейчас этот первоначальный фокстрот называется «Rhythm» или «The Blues», или тем и другим вместе. Этот танец был настолько популярен, что на какое-то время даже затмил собой вальс. Вальс-бостон, едва появившись, также ушел из поля зрения. Тем не менее, фокстрот дал самый существенный толчок для всего бального танца. До него абсолютно все танцы танцевались на каждый счет, то есть в одном ритме. Комбинация быстрых и медленных шагов в фокстроте - это разнообразие ритмических сочетаний, что делает его трудным для изучения, но приносит ни с чем несравнимое удовольствие как танцующим, так и зрителям. Кроме того, огромное количество движений из фокстрота было заимствовано для медленного вальса, а не наоборот, как многие думают. Так фокстрот, затмив вальс, вернул его в новом качестве.

2. Развитие джазового танца  в 30-50 -гг ХХ века

Джаз танец импровизация модерн

В данный период происходило  слияние джаза с музыкой европейской  традиции. На этом слиянии, к примеру, развивалось творчество великого американского  композитора Джорджа Гершвина. «Я верю, - писал он - что джаз может  служить основой серьезных симфонических  произведений, обладая непреходящей ценностью». Сам Гершвин пришел к  «серьезному джазу» через легкожанровую эстраду, через Бродвей. «Рапсодия в блюзовых тонах, написанная им в 1924 году, - симфоническое произведение, близкое стилю Ф. Листа и С. Рахманинова, но с темпераментом, импровизацией и темперацией блюза. В 1925 году появился фортепианный концерт на джазовые темы, «Американец в Париже» - в 1928.

Джордж Гершвин создал большое количество инструментальных произведений, песен и мюзиклов, но самым важным его произведением  считается «Порги и Бесс».

Классическая американская фольк-опера «Порги и Бесс» была написана им на стихи его брата Айры Гершвина в 1935 году. Основой послужил роман Дюбоза Хейвуда «Порги», в котором рассказывалось о чернокожих обитателях Кэтерин-Роу в г. Чарльстон в Южной Калифорнии. Постановка «Порги и Бесс» принесла небывалый успех. Несмотря на то, что в спектакле хореографии было немного, опера оказало большое влияние на хореографов и, как следствие, на развитие джазового танца.

В начале 1930-х годов, в силу того, что джазовый танец в большинстве  своем все же носил развлекательный  характер, интерес к нему ослабел. Попытки хореографов поднять  его на более высокий уровень, использовать джазовый танец в качестве инструмента для создания спектаклей на основе серьезных произведений, имели лишь относительный успех. И все же нельзя не отметить творчество примы-балерины «Негритянского театра искусств», созданного Хемсли Уинфилдом в 1931 году. Ее имя - Эдна Гэй. Объединив достижения танца-модерн того времени с африканской пластикой, она пыталась танцевать спиричуэллы, создав новый стиль. Однако первой попыткой создания произведения в целом, то есть серьезного произведения на «черную» тему стала хореография Дорис Хамфри в опере «Бегите, маленькие дети», поставленной в 1933 году. «Порги и Бесс» показал хореографам, что негритянская тематика может и должна быть поднята с помощью музыки и танца, имевших в своей основе негритянские же корни, с развлекательного на уровень серьезного искусства.

Тем не менее, чтобы по-настоящему оформится в танцевальное направление, джазовому танцу, как и танцу-модерн, необходимо было создать свою школу с методикой и систематизацией движений. Все предпосылки к этому уже были, не было только человека, который смог бы все это обобщить и развить. Необходимо было глубоко изучить африканские народные танцы, проанализировать теоретически и на практике, используя их элементы в постановках, постараться выделить главное. Так и поступила Кэтрин Данхэм - хореограф и танцовщица, писатель, этнограф и антрополог - человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой.

апреля 1940 года К. Данхэм представила в Нью-Йорке свою первую постановку. Она называлась «Тропики и горячий Джаз» («От Гаити до Гарлема»), в котором был показан путь «черного» танца от Вест-Индии до Гарлема - путь его развития. С этим спектаклем джазовый танец стал видом сценического искусства. С 1940-х годов Кэтрин Данхэм работала в Голливуде, в 1945 году создала свою школу в Нью-Йорке, где экспериментировала в области методики и теории преподавания джазового танца, создавала хореографию в мюзиклах.

Необходимо отметить, что  в процессе развития джазового танца, так или иначе, возникали попытки  использования элементов танца  классического. Несмотря на то, что, как  уже отмечалось, первый известный  «балет» был показан в Америке  еще в 1735 году, повторим, что широкая  американская публика открыла для  себя классический балет только в  начале ХХ века. Этому способствовали гастроли в США европейских танцевальных коллективов, в том числе выступления  в 1916 году «Русского балета Сергея Дягилева»  в Нью-Йорке. 1930-е годы стали годами становления балета в США. Русский  хореограф Джордж Баланчин, работавший, кстати, с 1925 по 1929 год главным балетмейстером труппы С. Дягилева, в 1933 году был приглашен  в Америку для организации  школы американского балета. Она  была создана в 1934 году и в 1948 году стала «Нью-Йорк Сити Балле». Еще  один знаменитый американский театр  появился на базе русской балетной школы. После того, как Михаил Мордкин, партнер Анны Павловой, совершил с небольшой труппой гастрольную поездку по США, несколько русских танцовщиков под руководством Лусии Чейз и Ричарда Плезанта создали в 1939 году «Балле тиэтр». С 1940 года - «Америкэн Балле Тиэтр». Знаменитые хореографы осуществляли постановки в этом театре: М. Фокин, Дж. Баланчин, А. де Миль, Г. Тетли, Т. Тарп, Э. Тюдор и Дж. Робинс (премия «Оскар» за совместную работу с Л. Бернстайном над фильмом «Вестсайдская история»). Любопытно, что с 1980 по 1989 годы директором «Америкэн Балле Тиэтр» был еще один знаменитый русский танцовщик Михаил Барышников.

Наряду с новыми танцами  продолжали развиваться танцы и  танцевальные направления, возникшие  ранее. Так, мюзиклы, о которых пойдет речь далее, по большей частью обязаны, конечно же, джазовому танцу, который, в свою очередь, нашел именно в этом жанре свое наибольшее применение.

 

3. Основные разновидности  джаз- танца

С момента своего возникновения  джаз-танец успел «отрастить»  много различных ветвей, а самые  знаменитые джазовые хореографы оставили в наследство собственные джазовые техники.

Есть, например Мюзкл-джаз или бродвейский джаз-танец, его можно наблюдать в бродвейских мюзиклах (посмотрите фильм «Кордебалет», в нем ярко выражен этот стиль). Именно с подмостков бродвейских театров сошло такое понятие, как «мюзкл-джаз», именно там возник свой стиль джаза и техника движений с одновременным исполнением вокальной и танцевальной партии. Для виртуозного исполнения танцев в бродвейских постановках приглашались танцовщики с классической балетной подготовкой. Поэтому джаз приобрел черты классического танца. Это слегка увело в сторону от импровизационной свободы, присущей джаз-танцу изначально, но определило один из путей его дальнейшего развития.

Информация о работе Танец Джаз-модерн. История возникновения