Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:48, реферат
Физические упражнения, которые в дальнейшем стали называться акробатическими, возникли в глубокой древности.
Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает «подымающийся вверх», «подымающийся ввысь». От этого слова в дальнейшем образовалось понятие «акробатика». В наше время слова «акробатика», «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости.
Дидактические принципы методики обучения гимнастическим упражнениям
Методические особенности гимнастики
Метод предписания алгоритмического типа
Кувырок вперед
Переворот в сторону.
Переворот вперед.
Стойка на руках.
Список литературы
Четвертую серию учебных заданий составят действия, связанные с обучением умениям оценивать выполняемые движения в пространстве, времени и по степени мышечных усилий.
Умение оценивать движения в пространстве, времени и по степени мышечных усилий способствует более быстрому и качественному формированию двигательных навыков. Это объясняется тем, что выработанные дифференцировки количественной характеристики движений положительно переносятся на другие действия, сходные по двигательной структуре.
Выработанная дифференцировка амплитуды маха в упоре или висе благодаря положительному переносу навыка способствует успешному освоению более сложного движения, выполняемого на таком же махе. Благодаря положительному переносу дифференцировок, выработанных при выполнении сравнительно простых движений, можно выполнять отдельные компоненты целостного движения, овладевать учебным материалом по частям (малыми дозами) в облегченных условиях.
Количество и степень точности вырабатываемых дифференцировок (пространства, времени и силы) зависят от структуры и координационной сложности изучаемого движения. Иногда достаточно уметь оценивать только амплитуду маха и степень сгибания и разгибания тела, а иногда — скорость или степень мышечных усилий, чтобы освоить то или другое двигательное действие.
При обучении
более сложным упражнениям
Пятая серия учебных заданий — подводящие упражнения и части изучаемого двигательного действия.
Последними изучаются движения в целом в облегченных условиях или с помощью тренера в различных технических устройств (рис. 48). Разобранную схему предписаний алгоритмического типа следует рассматривать как примерную. При обучении отдельным гимнастическим упражнениям некоторые серии учебных заданий можно исключать. Это делается, например, в тех случаях, когда физическая подготовка уже осуществлена при обучении предыдущим упражнениям или когда исходные и конечные положения хорошо знакомы занимающимся. Более того, основные действия, обеспечивающие выполнение изучаемых движений, а также действия, связанные с управлением движениями, могут быть хорошо знакомы обучаемым.
В
таких случаях предписание
При изучении каждой серии учебных заданий учитываются индивидуальные особенности занимающихся (их готовность к освоению изучаемого материала); контролируется правильность выполнения учебных заданий; определяется порядок перехода от одного задания к другому. Влияет на качество исполнения учащимся того или другого учебного задания.
Метод предписаний алгоритмического типа позволяет ликвидировать непроизводительную трату времени на уроке; занимающиеся все время активно и самостоятельно работают над тем или другим учебным заданием.
Пользуясь предписаниями и самоконтролем за ходом усвоения каждого учебного задания, юные гимнасты могут самостоятельно изучать учебный материал.
Следует также учитывать, что различные гимнастические упражнения даются юным гимнастам не для того, чтобы они умели их выполнять, а для формирования у них определенных знаний и умений. Может оказаться, что овладение двигательным действием более «длинным путем» рациональнее, чем коротким, так как умения выполнять различные гимнастические упражнения нужны не сами по себе, а для формирования двигательной функции у юных гимнастов. Двигательная функция формируется успешно у детей в том случае, если они умеют управлять своими движениями и знают пути формирования этих умений. Таким образом, метод предписаний алгоритмического типа дает возможность не только обучать гимнастическим упражнениям и осваивать их самостоятельно, но и формировать у юных гимнастов двигательную функцию.
Преподаватель должен научиться составлять предписания алгоритмического типа и уметь пользоваться ими с целью обучения. Ему необходимо уяснить сущность метода, усвоить правила составления предписаний алгоритмического типа и хорошо знать систематику и структуру гимнастических упражнений.
При составлении предписаний алгоритмического типа возникает вопрос о том, до какой степени дробности целесообразно расчленять изучаемые упражнения. Очевидно, количество учебных заданий в каждой серии будет зависеть от координационной сложности предписания и уровня подготовленности занимающихся, для которых они даются.
Метод предписаний алгоритмического типа опирается на методы, существующие в педагогике, и дополняет их. При таком методе обучения все занимающиеся осваивают учебный материал в нет неуспевающих. Изучаемым материалом овладевают все, только в разные сроки; время, необходимое на усвоение учебных заданий, определяется в зависимости от индивидуальных способностей детей. При этом обеспечивается более действенная обратная связь и как следствие ее своевременная реакция преподавателя. При обучении методом предписаний алгоритмического типа используются все методы и приемы обучения, существующие в гимнастике. Они объединяются в определенную систему. В первой серии учебных заданий, связанной со специальной физической подготовкой, четко выражен метод сопряженных воздействий (В. М. Дьячков, 1967 г.); во второй серии — метод расчленения и прием фиксации; в третьей серии — метод решения частных двигательных задач (Л. П. Семенов, 1956 г.); в четвертой серии —метод срочной информации (В. С. Фарфель, 1963 г.); в пятой серии — методы расчленения подводящих упражнений и решения частных двигательных задач.
Всегда ли нужно пользоваться предписаниями алгоритмического типа при обучении гимнастическим упражнениям? Нет. Многим из них можно обучать по сложившейся методике. К таким относятся строевые, общеразвивающие, отдельные прикладные упражнения, простые прыжки, а также различные упражнения в смешанных висах и упорах.
В современной практике физического воспитания среди общепринятых методов обучения все большое значение приобретают предписание алгоритмического типа. Этот метод является одной из составных частей программированного обучения. Предписание алгоритмического типа предусматривает разделение учебного материала из серии учебных заданий, последовательное выполнение которых приводит к освоению изучаемых упражнений. Предписание алгоритмического типа требует описание трех типов задания:
3.1 Кувырок вперед.
Техника. Из упора присев, разгибая ноги, переместить руки вперед, наклонить голову, переворачиваясь с касанием лопатками, сгруппироваться, перекатом вперед перейти в упор присев и встать.
Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:
Серии учебных заданий
Информационныезадания |
Операционныезадания |
Контрольныезадания |
1
наклоны и вращения головой повороты кистями приседания 2 Упор присев 3-4 Перекат вперед 5 кувырок вперед
в сед ноги врозь то же то же кувырок вперед то же 6 Кувырок вперед |
Вперед, назад, влево и вправо Сцепив пальцы рук Ноги врозь,
медленно и быстро (на всей стопе) Ноги
врозь, тяжесть тела на руках, голова
опущена вперед, спина круглая Из положения
лежа на спине согнувшись перейти в сед
в группировки или в упор присев И з упора стоя ноги врозь с прямыми ногами кувырок не касаясь головой опоры То же в
сед в группировке То же, но сгруппироваться Из упора присев руки впереди, сгибая и разгибая ноги, выполнить кувырок Из упора
присев сед ноги врозь кувырок
вперед Из стойки ноги врозь упор присев, кувырок вперед, встать в и. п. |
Выполнение требований операционного задания То же То
же Полностью
выпрямляя ноги, группироваться при
касании матов лопатками Два раза без остановки |
3.2. Переворот в сторону.
Техника. Стоя лицом по направлению движения, делая взмах руками и толчковой ногой, быстро наклониться вперед, поочередно опираясь руками, выйти в стойку на руках ноги врозь, с поворотом в одноименную сторону, встать в сойку ноги врозь, руки вверх.
Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:
Обучающийся
должен уметь выполнять стойку на
руках.
Серии учебных заданий
ИнформационныеЗадания |
Операционныезадания |
КонтрольныеЗадания |
1
поднимание
рук вверх наклоны в
сторону махи ногами 2 Выпад
в сторону с наклоном и выпрямлением
туловища 3 Стойка
на руках 4 стойка на руках
ноги врозь и опускание в сторону стойка на
руках ноги врозь с поворотом переворот
боком то же 5 Соединение темпового подскока с переворотом |
Встать на носки, руки вверх В широкой
стойке ноги врозь наклоны влево
и вправо, руки вверх Махи ногами
в стороны с опорой о рейку Наклониться
в сторону, одноименную согнутой
ноге, с последующим выпрямлением
туловища и ноги, руки вверх Стойка
на руках с помощью партнера или
опираясь ногами о стену Выполнить
стойку на руках ноги врозь с помощью
партнера, который поддерживает товарища
за плечо и туловище, а затем
опускает на ноги в стойку ноги врозь Помочь
проводкой по движению, выйти в
сойку ноги врозь с поворотом,
поддерживая со стороны спины
за бедра снаружи Переворот в сторону с проводкой по движению Переворот
в сторону с поддержкой в завершающей
фазе Вначале изучить темповой подскок, затем соединить его с переворотом в сторону |
Выполнить требования операционного задания То же Выполнить
махи на девяносто градусов и выше Выполнить
требование информационного задания Уметь
выполнить стойку медленно и быстро Выполнить
требование помогающего Выполнить
требование помогающего Выполнить
переворот с помощью Выполнить переворот самостоятельно на оценку |
3.3. Переворот вперед.
Техника. Стоя лицом по направлению движения, делая взмах руками вверх, быстро наклониться вперед, выйти в стойку на руках, оттолкнуться руками и встать на ноги, руки вверх.
Проверка готовности. Обучающийся должен знать что:
Обучающийся должен уметь выполнять стойку на руках и мост.
Информационныезадания |
Операционные
задания |
Контрольные
Задания |
1-2
Махи ногами
назад, стоя лицом к гимнастической
стенке Стойка руки
вверх, наклоны вперед с касанием
руками пола Руки вверх,
падая вперед на стену, сильно и быстро
оттолкнуться от нее 3 шагом одной
вперед наклон вперед и быстрый выход
в стойку на руках то же, но
у стены на которой подвешен гимнастический
мат то же, но
делая толчок руками в момент выхода
в стойку на руках 4 Сочетание
первого и второго упражнения
в одном действии с оценкой
времени выхода в стойку на руках
и толчка руками 5 выход в стойку толчком руками на плече помогающего то же, но с падением спиной на руки помогающим переворот вперед с места с 2-3 матов с помощью и самостоятельно |
Стойка на руках с помощью тренера, нажимая руками на пол, поднимать и опускать тело за счет движения плечевого пояса Поднимание и опускание штанги прямыми руками за счет движения плечевого пояса Оттолкнуться
прямыми руками Определить
время при выходе в стойку на руках.
Время засекать с момента отрыва
маховой ноги от пола до касания ногами
мата Определить
время отталкивания руками и выхода
в стойку. На хороший толчок требуется
0,1-0,2 сек. Переворот
вперед с помощью подвесного пояса
и резиновых амортизаторов Переворот вперед с постановкой рук и ног на разметки |
Выполнить махи на девяносто градусов выше Выполнить
требование информационного задания То же Уметь выполнять
стойку с помощью максимально
быстро Выполнить
толчок руками с помощью тренера Выполнить
требования помогающего Выполнить переворот вперед самостоятельно на оценку |
Информация о работе Техника и методика преподавания акробатическим упражнениям