Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:24, реферат
Целью данной работы являлось расширение сведений по теоретической подготовке в различных видах спорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить содержание учебных программ специализированных учебно-спортивных учреждений по теоретической подготовке.
2. Определить основные темы теоретической подготовки.
3. Изучить распределение теоретического раздела подготовки на разных этапах многолетней подготовки спортсменов.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ
1.1 Содержание теоретической подготовки
1.2 Задачи теоретической подготовки
1.3 Формы теоретической подготовки
1.4 Методические рекомендации к теоретической подготовке
Глава 2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В МНОГОЛЕТНЕМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Основы содержания теоретической подготовки в группах начальной подготовки
2.2 Основы содержания теоретической подготовки в учебно-тренировочных группах
2.3 Основы содержания теоретической подготовки в группах спортивного совершенствования
2.4 Основы содержания теоретической подготовки в группах высшего спортивного мастерства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В конце беседы необходимо подвести итоги, обобщающие ее содержание. Итоги может подводить тренер, сильный ученик, иногда это делают сообща — всей группой [8].
Лекции читают учащимся главным образом в период пребывания их в спортивно-оздоровительных лагерях или на тренировочных сборах.
В лекциях тренер систематически излагает теоретические положения, высказывает свое отношение к ним. Каждая лекция требует от тренера анализа материала по изучаемой теме, критического отношения к нему. Для чтения лекций следует привлекать наиболее квалифицированных педагогов и специалистов по психологии, физиологии, спортивной медицине. Введение в лекцию элементов беседы оживляет занятия и повышает интерес учащихся к ним.
Семинары
проводятся, как правило, с учащимися
групп спортивного
На семинарах обычно создаются благоприятные возможности для конкретной поисковой деятельности, для привлечения полученных ранее знаний, для проявления и развития познавательных интересов и творческих способностей юных спортсменов [10].
Спортсменам
старших групп для углубления
специальных знаний следует давать
задания по самостоятельному изучению
литературы по избранному виду спорта
и основам спортивной тренировки.
Однако сведения из литературных источников
принесут максимум пользы только тогда,
когда они собираются не от случая
к случаю, а систематически. Результаты
их анализа должны заноситься в отдельную
тетрадь, записную книжку или дневник
(для этого нужно
Зачеты по теоретической подготовке проводятся в виде индивидуальных устных ответов юных спортсменов, зачетных контрольных работ, рефератов, сочинений, докладов. Зачеты позволяют подводить итоги определенного этапа работы по теоретической подготовке в избранном виде спорта [1].
Формы теоретической подготовки и степень сложности изучаемого материала должны соответствовать подготовленности спортсменов. Например, в работе с начинающими спортсменами вопросам воспитания силы или быстроты может быть посвящена небольшая популярная беседа. В работе с мастерами спорта такая форма теоретической подготовки мало приемлема, так как уровень знаний их более высок, по сравнению спортсменами более низкой квалификации. Для многих спортсменов более целесообразна активная форма занятий, которая сможет заинтересовать всех, независимо от уровня знаний. Например, разбор какой-либо теоретической статьи, творческое обсуждение киноматериалов, посвященных технике или тактике сильнейших представителей «своего» вида спорта, коллективный анализ прошедшего периода подготовки или крупных соревнований и т. п. Важно, чтобы в разговоре принимали активное участие все спортсмены [4].
1.4 Методические
рекомендации к проведению
Непосредственно в спортивной тренировке сообщение знаний связано с аргументацией тренером тренировочных заданий, формированием осмысленно активного отношения к ним, управлением ходом их реализации, анализом результатов выполнения.
При подготовке к проведению теоретических занятий со спортсменами тренеру рекомендуется:
1) прочесть наименование темы, определить количество часов, отводимых на нее на каждом году обучения;
2) внимательно
ознакомиться с содержанием
3) вдумчиво
прочитать методические
4) определить
организационную форму
При подготовке
к занятию тренер должен пользоваться
также рекомендуемой
Как известно, срок обучения учащихся в спортивных школах составляет в среднем 11 лет. Первые 2 года учащиеся занимаются в группах начальной подготовки, следующие 3 – 4 – в учебно-тренировочных группах, 3 года – в группах спортивного совершенствования и далее в группах высшего спортивного мастерства. Учебный материал по теоретической подготовке распределен на этот срок.
Содержание
учебного материала и число часов
на каждую тему по основным разделам теоретической
подготовки зависит от группы подготовки,
что дает возможность тренерам независимо
от вида спорта пользоваться единой тематикой
и вырабатывать единое направление
в проведении теоретических занятий
– от групп начальной подготовки
до групп спортивного
Естественно, в зависимости от вида спорта, конкретных условий работы в план теоретической подготовки могут вноситься определенные коррективы.
На основе
графиков, приведенных в начале каждой
главы пособия, тренер должен разработать
план по теоретической подготовке в
соответствии с периодизацией тренировки
в избранном виде спорта. В этом
плане указывается название темы,
содержание теоретических занятий
и распределение часов по месяцам,
этапам, периодам годичного цикла. Так
как для групп начальной
В качестве итога необходимо сказать, что теоретическую подготовку в отдельных видах спорта следует планировать так, чтобы эти занятия были органически связаны с практическими. Так, например, вопросы техники в лыжных гонках целесообразнее изучать перед выходом на снег, а также в процессе совершенствования техники. Вопросы, связанные с планированием тренировок, желательно рассматривать в начале периода, чтобы учащиеся точнее могли представить план предстоящей работы, а затем и оценить ее.
Глава 2. СОДЕРЖАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ в многолетнем тренировочном процессе
Содержание
теоретической подготовки взаимосвязано
с содержанием общенаучных
В процессе многолетнего обучения, некоторые темы повторяются. Это позволяет постепенно расширять и углублять круг связанных с темой знаний спортсменов и, не смотря на их индивидуальные различия, активизировать процесс овладения теоретическими сведениями весь период занятия спортом.
Содержание тем
2.1 Основы
содержания теоретической
В группах начальной подготовки обучение продолжается в течение двух лет. По отношению к общему количеству часов, отводимых на все виды занятий за год, теоретическая подготовка составляет от 5,13 до 9,13 %.
Таблица 1 – Примерный тематический план для групп начальной подготовки
Разделы теоретической подготовки |
Год обучения | |
1 |
свыше 1 | |
Физическая культура и спорт в Беларуси (средство воспитания, укрепления здоровья, гармоничное физическое развитие, значение разносторонней физической подготовки, единая спортивная классификация) |
1 |
1 |
Общие сведения об истории развития избранного вида спорта |
1 |
1 |
Теоретические аспекты избранного вида спорта |
6 |
6 |
Краткие сведения о функциях и строении детского организма |
– |
1 |
Гигиена, закаливание и режим юных спортсменов |
1 |
1 |
Общая и специальная физическая подготовка |
1 |
2 |
Основы техники избранного вида спорта |
8 |
10 |
Правила соревнований |
1 |
2 |
Итого часов: |
19 |
24 |
2.2 Основы
содержания теоретической
В учебно-тренировочных группах обучение продолжается в течение четырёх лет. К общему количеству часов, отводимых на все виды занятий за год, теоретическая подготовка в этих группах составляет от 1,92 до 4,17%.
Таблица 2 – Примерный тематический план для учебно-тренировочных групп
Разделы теоретической подготовки |
Годы обучения | |||
1 |
2 |
3 |
свыше 3 | |
Физическая культура и спорт в Беларуси |
1 |
1 |
- |
1 |
Общие сведения об истории развития избранного вида спорта |
1 |
1 |
1 |
1 |
Теоретические аспекты избранного вида спорта |
3 |
6 |
4 |
4 |
Техническая подготовка |
5 |
8 |
4 |
4 |
Тактическая подготовка |
2 |
2 |
2 |
2 |
Физическая подготовка |
2 |
2 |
1 |
2 |
Моральная, интеллектуальная и специальная психическая подготовка |
- |
1 |
- |
1 |
Краткие сведения о строении и функциях организма |
1 |
1 |
1 |
1 |
Особенности женского организма и влияние физических нагрузок на работоспособность |
- |
- |
1 |
2 |
Гигиена, закаливание, режим и питание стрелка |
1 |
1 |
- |
2 |
Врачебный контроль, самоконтроль |
1 |
1 |
- |
1 |
Правила соревнований |
2 |
2 |
1 |
2 |
Итого часов: |
19 |
26 |
15 |
23 |
2.3 Основы
содержания теоретической
Содержание тем в этих группах приближено к практической деятельности спортсмена и способствует более глубокому понимаю процессов происходящих в организме, под воздействием тренировочных нагрузок.
В группах
спортивного совершенствования
обучение продолжается в течение
трёх лет. По отношению к общему количеству
часов, отводимых на все виды занятий
за год, теоретическая подготовка в
группах спортивного
Таблица 3 – Примерный тематический план для групп спортивного совершенствования
Разделы теоретической подготовки |
Группы спортивного совершенствования | ||
1 |
2 |
свыше 2 | |
Основы физического воспитания |
1 |
1 |
- |
Краткий обзор развития и состояния избранного вида спорта в Беларуси и за рубежом |
2 |
2 |
1 |
Теоретические аспекты избранного вида спорта |
3 |
4 |
3 |
Техническая подготовка |
6 |
8 |
6 |
Тактическая подготовка |
2 |
2 |
3 |
Физическая подготовка |
2 |
2 |
3 |
Моральная
и специальная психическая |
1 |
1 |
2 |
Краткие сведения о строении и функциях организма |
2 |
2 |
- |
Анатомо-физиологические основы спортивной тренировки |
3 |
3 |
3 |
Влияние физических нагрузок на работоспособность спортсменок. Их особенность. Учет. Контроль |
2 |
3 |
3 |
Врачебно-педагогический контроль в спорте. Восстановительные мероприятия |
2 |
2 |
2 |
Основы методики обучения и тренировки в избранном виде спорта |
2 |
3 |
2 |
Планирование спортивной тренировки |
3 |
2 |
2 |
Правила соревнований, их организация и проведение |
2 |
2 |
2 |
Итого часов |
33 |
37 |
32 |
2.4 Планирование и содержание занятий в группах высшего спортивного мастерства
Содержание тем в группах высшего спортивного мастерства способствует более глубокому понимаю значения индивидуализации в системе подготовки спортсменов высшей квалификации.
В группах высшего спортивного мастерства обучение продолжается не менее двух лет. По отношению к общему количеству часов, отводимых на все виды занятий за год, теоретическая подготовка в этих группах составляет от 1,73 до 2,16%.
Таблица 4 – Примерный тематический план для групп высшего спортивного мастерства
Разделы подготовки теоретической подготовки |
ВСМ |
ВСМ (НК) |
Краткий обзор развития и состояния избранного вида спорта в Беларуси и за рубежом |
1 |
1 |
Теоретические аспекты избранного вида спорта |
2 |
3 |
Техническая подготовка |
4 |
6 |
Тактическая подготовка |
2 |
3 |
Физическая подготовка |
2 |
3 |
Психологическая подготовка |
2 |
3 |
Анатомо-физиологические основы спортивной тренировки |
2 |
3 |
Особенности женского организма. Влияние физических нагрузок на работоспособность спортсменок |
2 |
3 |
Врачебно-педагогический контроль в спорте |
2 |
2 |
Основы методики обучения и тренировки в избранном виде спорта |
3 |
3 |
Планирование спортивной тренировки |
3 |
3 |
Правила соревнований |
2 |
2 |
Итого часов |
27 |
35 |