Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 06:32, контрольная работа

Описание работы

Ходьба на лыжах – это прекрасные упражнения для детей и взрослых. Быстрое передвижение на свежем морозном воздухе укрепляет здоровье, закаляет организм, развивает быстроту, силу, ловкость, выносливость, помогает выработать хорошую согласованность движений. Кроме оздоровительного, эти физические упражнения имеют воспитательное значение.
Лыжи принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Этим и объясняется легкость освоения данных упражнений, доступность их для лиц с разной физической подготовкой, их большое оздоровительное воздействие.

Содержание работы

1.Значение обучению ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..стр.3

2. Характеристика ходьбы на лыжах……………………………….стр.5

3.Содержание и обучение ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..стр.8

4. Игры на лыжах………………………………………………………стр.10

5.Профилактика травматизма………………………………………..стр.12

6. Уход за лыжным инвентарем………………………………………стр.13

7. Перспективный план.(старшая группа)……………………………стр.14

8. Список литературы………………………………………………….

Файлы: 1 файл

физ-ра.doc

— 147.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области 
«Северный педагогический колледж»

 

 

 


Серов

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

 

1.Значение обучению ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..стр.3

 

 

     2. Характеристика ходьбы на лыжах……………………………….стр.5

 

 

3.Содержание и обучение ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..стр.8

 

 

     4. Игры на лыжах………………………………………………………стр.10

 

 

     5.Профилактика травматизма………………………………………..стр.12

 

 

     6. Уход за лыжным инвентарем………………………………………стр.13

 

 

      7. Перспективный план.(старшая группа)……………………………стр.14

 

 

      8.  Список   литературы………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Значение обучению ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста.

 

   Ходьба на лыжах - это прекрасные упражнения для детей и взрослых. Быстрое передвижение на свежем морозном воздухе укрепляет здоровье, закаляет организм, развивает быстроту, силу, ловкость, выносливость, помогает выработать хорошую согласованность движений. Кроме оздоровительного, эти физические упражнения имеют воспитательное значение.

   Лыжи принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Этим и объясняется легкость освоения данных упражнений, доступность их для лиц с разной физической подготовкой, их большое оздоровительное воздействие.

   Мускулатура ребенка-дошкольника еще недостаточно развита. Вес всей мышечной ткани составляет лишь 22-24% общего веса, в то время как у взрослого вес мускулатуры достигает 42% веса. При передвижении на лыжах почти все мышцы тела находятся в работе. Благодаря этому укрепляется и всесторонне развивается мышечная система.

    Систематические занятия на свежем воздухе, а зимой он, благодаря снежному покрову, значительно чище, оказывают благотворное влияние на развитие всех функций детского организма. В процессе ходьбы на лыжах у детей хорошо развиваются органы дыхания и дыхательная мускулатура, дыхание согласуется с движениями, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма.

   Ходьба на лыжах, оказывая благоприятное влияние на всестороннее развитие мышечной системы детей, положительно воздействует и на укрепление и нормальное развитие позвоночника.

   При ходьбе на лыжах наибольшая нагрузка падает на ноги. Но характер деятельности мышц при этом настолько динамичен, что обеспечивает попеременное напряжение и расслабление всех мышечных групп ног, вовлеченных в разностороннее действование. Поэтому при правильной методике использование лыж происходит общее укрепление мышечного и костно-связочного аппарата нижних конечностей.

   Катание на лыжах помогает укреплять центральную нервную систему.

   Регулярные занятия лыжами в детском возрасте благотворно влияют на настроение, поведение детей, общее состояние нервной системы.

   Своевременное обучение детей ходьбе на лыжах постоянно обогащает двигательный опыт детей и формирует у них правильные навыки естественных жизненно необходимых движений, что облегчает деятельность человека в быту и в труде.

   Передвижение на лыжах способствует развитию у детей пространственных представлений, умения ориентироваться, более правильно и экономно распоряжаться своими действиями на лыжне, среди коллектива катающихся. Дети приучаются оценивать удаленность одного предмета от другого и от самого ребенка, получают первоначальные сведения о скорости передвижения.

   На лыжных прогулках формируются навыки поведения в коллективе. Здесь нередки случаи взаимопомощи. Ребята помогают друг другу прикреплять лыжи, вставать упавшим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика ходьбы на лыжах.

   При передвижении на лыжах выполняется динамическая работа, которая характеризуется строго повторяющимися, одинаковыми по структуре движениями. 
   По своей структуре ходьба на лыжах близка обычной ходьбе. 
   Прежде чем говорить об обучении детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах, необходимо уточнить основные способы передвижения, спусков, подъемов, торможения, поворотов. 
   Ступающий шаг -- ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, прижимая задний конец лыжи к снегу, правая рука выносится вперед вместе с левой ногой и наоборот, туловище несколько наклонено вперед. 
   Скользящий шаг -- скольжение на лыжах с поочередным отталкиванием то левой, то правой ногой. Например, при отталкивании левой ногой правая сгибается в колене и выносится вперед, на нее переносится вес тела и происходит скольжение на правой лыже. Затем этот же цикл повторяется, но уже скользит левая нога. 
   Попеременный двухшажный ход -- цикл передвижения состоит из двух скользящих шагов и толчка на каждый из них разноименной ногой и рукой с палкой. Толчок ногой начинается сразу же после остановки лыжи. Одновременно с началом толчка нужно перенести вес тела на скользящую лыжу. Заканчивается толчок полным разгибанием ноги во всех суставах, после чего все мышцы расслабляются. 
   Отталкивание выполняется сильным, но плавным движением. Лыжа как бы протаскивается толчковой ногой назад. Самая сильная часть этого движения в его середине. После толчка -- скольжение на одной лыже. Одновременно нога, закончившая толчок, выносится вперед. Во время скольжения опорная нога готовится к толчку, для чего она несколько сгибается в коленном и голеностопном суставах. С окончанием махового выноса ноги скользящая лыжа останавливается, и цикл повторяется снова. 
   Повороты на лыжах выполняются на месте и в движении. 
   Различают повороты переступанием вокруг задников и носков лыж. При переступании влево вокруг задников лыж слегка приподнимается носок левой лыжи и отводится в сторону приблизительно на 25--30°. Затем приподнимается правая лыжа и ставится возле левой. После этого движения начинаются снова. Так же выполняется поворот переступанием вокруг носков лыж, но при этом приподнимается только задник одной из лыж, в зависимости от того, в какую сторону происходит поворот. 
   Повороты можно выполнять под счет: воспитатель считает до шести -- ребенок за это время делает полный поворот. 
   Подъемы. По направлению движения различаются подъемы: прямо, наискось, зигзагом; по способу движения -- попеременными ходами (скользящим и ступающим шагом), «лесенкой», «полуелочкой». 
   На пологих склонах применяется подъем ступающим или скользящим шагами. Подъемы попеременными ходами выполняются так же, как и при ходьбе по снежной целине, но с несколько большим наклоном туловища вперед и с большой силой давления на палки. 
   Подъем «лесенкой» осуществляется в боковом повороте к склону. Лыжи располагаются поперек склона, в горизонтальном положении параллельно одна другой. Подъем осуществляется приставными шагами, причем важно обратить внимание на то, чтобы при переставлении лыж ребенок поднимал не только носок, но и задник. 
   Детям дошкольного возраста доступен подъем «полуелочкой». В этом случае лыжа, стоящая выше по склону, ставится под углом по направлению движения, носком наружу, на внутренние ребра.Спуски можно выполнять прямо и наискось из исходных положений -- в основной, высокой, низкой стойках. 
   Основная стойка применяется на сложных спусках с поворотами и неровностями местности; низкая -- для увеличения скорости, высокая -- на пологих склонах для отдыха мышц ног. 
   В низкой стойке лыжник приседает как можно ниже и наклоняет туловище вперед. Ноги стоят на всей ступне, руки вытягиваются вперед. При спусках в основной стойке положение лыжника свободное, непринужденное. Ноги слегка сгибаются в коленях и голеностопных суставах, голени наклонены вперед, руки немного согнуты в локтях. Лыжи ставятся узко на мягком и не сильно раскатанном снегу, причем одна лыжа выдвигается вперед (на длину ступни). На обледенелом снегу ведение лыж более широкое. 
   В основной стойке следует добиваться того, чтобы ноги были не напряжены и амортизировали толчки на неровностях. Высокая стойка применяется для уменьшения скорости спуска. При спуске в высокой стойке лыжник выпрямляется. 
   Детям дошкольного возраста доступны подъемы и спуски с пологих склонов, крутизна склона до 15°, длина ската до 20 м. 
   Для замедления скорости или остановки движения при спусках производится торможение различными способами. 
   Торможение выполняется «упором» («полуплугом»). 
   Торможение «упором» («полуплугом») применяется на равнине (после раската) и на «косом» спуске. Вес тела переносится на одну лыжу, другая лыжа ставится под углом, задником наружу. Носки лыж смыкаются, колени сгибаются и несколько сближаются. 
   На пути лыжника нередко встречаются препятствия (канавы, выбоины, лежащие на земле сучья, стволы деревьев и т. д.). Воспитателю необходимо научить детей преодолевать их. Для этого могут быть использованы различные способы: перешагивание прямо и боком, переход ступающим шагом или «лесенкой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Содержание и обучение ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста.

   Детям показывают, как нужно держать лыжи при переноске - прижимая к груди, под рукой, на плече, как их скреплять. Даже самые маленькие лыжники должны уметь положить на снег обе лыжи рядом, носками вперед. Детей учат также самостоятельно надевать и снимать лыжи, очищать их после ходьбы от снега.

   Детей сначала учат просто стоять на лыжах, сохраняя равновесие, затем передвигаться, поочередно вынося вперед то правую, то левую ногу, свободно размахивая руками как при обычной ходьбе. При этом не обязательно требовать, чтобы они переносили во время ходьбы вес тела с одной лыжи на другую. Это умение может быть выработано и на втором году обучения, когда детям будет уже доступно передвижение широким «скользящим» шагом.

   Для разучивания «скользящего» шага уже с пяти лет можно давать детям такое упражнение: они передвигаются по лыжне, заложив руки за спину, слегка нагнувшись вперед и перенося вес тела с ноги на ногу с незначительным наклоном в сторону опорной ноги.

   Очень важно, чтобы с первых же занятий малыши приучались самостоятельно подниматься после падения. Это умение помогает с первых же шагов почувствовать себя увереннее на лыжах, дети перестают опасаться падения.

   Разучивая бесшажный ход, надо следить, чтобы дети не только отталкивались руками, но и энергично наклоняли туловище вперед. Имитацию бесшажного хода проводят с детьми до занятий на лыжне. Полезны подготовительные упражнения на месте без лыж и на лыжах: ребята, выносят руки вперед, слегка поднимаются на носки и подают туловище вперед. При опускании рук и отведении их назад во время наклона туловища становятся на всю ступню, но так, чтобы тяжесть тела оставалась на передней части стопы, а пятки едва касались опоры. Это поможет детям почувствовать правильное распределение тяжести тела.

   Овладев основами бесшажного хода, дети впоследствии очень легко осваивают все другие одновременные способы ходов.

   П. Ф. Каптерев говорил о большом значении игр и развлечений на свежем воздухе, однако передвижение детей на лыжах и спуски с гор считал лишь забавой мускульного чувства. В. В. Гориневский считал, что ходьба на лыжах вполне доступна детям младшего дошкольного возраста, и указывал, что лыжи -- прекрасное средство физического развития ребенка. 
   Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц, средством закаливания. 
На необходимость обучения детей ходьбе на лыжах обращали внимание врачи и педагоги Е. А. Аркин, А. А. Невский, X. Л. Виленкина, Е. Г. Леви-Гориневская и многие другие. 
   Первую попытку научно обосновать целесообразность обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах и уточнить методику обучения предприняла М. М Конторович. 
   Существенный вклад в методику обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах внесла Н. Г. Кожевникова, которая предложила программу и разработала планы обучения. Несмотря на некоторые недостатки (детям средней и старшей группы предлагается почти один и тот же объем навыков и умений, не считается возможным обучать детей подъемам и т. п.), рекомендации Н. Г. Кожевниковой помогали воспитателям в работе с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Игры на лыжах.

   Большое место при обучении детей спортивным развлечениями занимают разнообразные игровые приемы. Особенно это важно при обучении детей младшего дошкольного возраста элементам техники движений.

   Конкретные двигательные задания, носящие игровой характер, целесообразны для всех возрастных групп. Они должны быть просты, понятны детям. При осуществлении таких заданий перед детьми ставится определенная задача. Например, при спуске с горки детям не сразу удается мягко сгибать ноги в коленях. Взрослый составляет из двух лыжных палок «воротики» и ставит их на горе. Дети получают задание: проехать через «воротики» так, чтобы не задеть их и не свалить. Дети осторожно проезжают через «воротики», присаживаются, сгибая ноги. Или другой пример: у многих детей вызывает затруднения толчок и скольжение на одной ноге. В этом случае взрослый становится на некотором расстоянии от ребенка и предлагает ему оттолкнуться так сильно, чтобы проскользить до него на одной ноге. Ребенок, стараясь выполнить это задание, сильнее отталкивается, дальше скользит на одной ноге.

   Когда дети уже овладевают определенным кругом движений ходьбы на лыжах, для закрепления и совершенствования отдельных навыков применяются также сюжетные подвижные игры, эстафеты, забавы на снегу. Например, в игре «По следу» ребенок приучается передвигаться на лыжах в меняющихся условиях слабо пересеченной местности.

   Содержание игр на снегу должно отвечать ряду требований, касающихся их подбора и организации. Нужно подбирать такие игры, чтобы они были интересны детям. Правила игр должны быть несложными, а движения, входящие в игру, - знакомыми ребятам. Необходимо, чтобы игры на лыжне были связаны с энергичными движениями детей. Иначе дети будут мерзнуть. Этим объясняется и необходимость просто и быстро организовать игру и объяснить ее правила. Если правила игры сложны и не знакомы детям, объяснить их лучше в помещении до выхода на лыжню, а затем перед началом игры повторить ее содержание и правило.

   Детям старшего дошкольного возраста можно рекомендовать проведение небольших и несложных эстафет, включающих элемент соревнования. Например, на лыжах можно провести такую простую эстафету. Дети стоят в две колонны за исходной чертой. На некотором расстоянии против каждой колонны стоит лыжная палка. По сигналу воспитателя ребята, стоящие в колоннах первыми, быстро скользят на лыжах к палкам, совершают вокруг них поворот и возвращаются в конце своих колонн. В тот момент, когда возвращающиеся дети пересекают исходную черту, начинают бег следующие и т. д. Выигрывает группа детей, быстрее выполнившая задание.

   Продолжительность игр на лыжне бывает различной. Она во многом зависит от условий проведения игры, ее характера. Игру прекращают, если у ребят появляются признаки утомления, если дети слишком возбуждены или у них снизился интерес к игре. Лучше всего закончить игру в тот момент, когда нагрузка еще не достигла предела, а у ребят есть желание поиграть еще немного. В этом случае игра эффективно пройдет и на следующем занятии.

   Маленькие дети с удовольствием играют в игры, хорошо знакомые им. В таких играх они могут действовать ловко, быстро, используя полученные навыки, совершенствуя их. В ходе игры полезно напомнить детям о необходимости правильно выполнять различные приемы катания на лыжах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Профилактика травматизма.

   При проведении занятий на лыжах особенно важно помнить о профилактике травматизма.  
   Основной причиной является отсутствие последовательности во время обучения. Выполнение непосильных детям упражнений или быстрый переход от простых и легких упражнений к сложным и трудным часто ведет к травмам. 
   Самым главным в профилактике травматизма является укрепление мышц стопы и голеностопного сустава в подготовительном периоде. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют стопу ребенка, позволяют твердо стоять на узкой площади опоры. 
   Необходимо также учитывать индивидуальные особенности ребенка, его подготовку к занятию, обращать внимание на утомляемость ребенка, т. е. понижение работоспособности организма, ухудшение координации движений, ослабление внимания и нарушение дисциплины. Этим увеличивается опасность травм. 
   Прежде чем проводить занятия на лыжах, надо тщательно выбрать место для лыжни и особенно для спусков со склонов. Это место должно быть ровным, без скрытых под снегом выбоин, канав, камней, кустов, без торчащих предметов, пней (особенно если снежный покров очень тонок), вдали от обрывов, мест проезда транспорта и т. д. Лыжня по возможности не должна быть обледенелой. 
   Большого внимания требует организация детей на занятиях: организованный приход и уход, воспитание у детей навыка спусков и подъемов на склоны через определенные интервалы (не подниматься на склоны в том месте, где другие скатываются с него) и т. п. 
   Особой осторожности требует обучение детей передвижению на лыжах с лыжными палками. Воспитатель должен помнить, что лыжные палки можно давать ребенку, уже овладевшему навыком ходьбы на лыжах без палок. 
Немаловажное значение в профилактике травматизма имеют одежда и обувь ребенка, которые должны отвечать особенностям лыжных занятий и метеорологическим условиям. Обувь ребенка не должна быть тесной, это предотвратит возможность обморожения и потертостей. 
   После болезни ребенок допускается к занятиям на лыжах только по разрешению врача детского сада, а в некоторых случаях необходим осмотр врачом-специалистом.

Информация о работе Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников