Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:13, контрольная работа
Каждый возрастной период характеризуется присущими ему качественными особенностями функционирования организма, проявляющимися, в частности, в специфике адаптации к мышечной деятельности. При решении стратегических задач выбора и дозирования физических нагрузок в дошкольном возрасте большое значение имеет познание уровней биологической зрелости и скорости течения основных онтогенетических процессов по сравнению с другими возрастными этапами.
Введение
Особенности развития морфо-функциональных систем организма дошкольников
Задачи и содержание физического воспитания детей и дошкольного возраста
Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста
Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста
Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Литература
2. Задачи и содержание
физического воспитания детей
дошкольного возраста
Наиболее общими задачами для детей дошкольного возраста являются:
Оздоровительные задачи: повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания (солнечные, водные, в душные процедуры); укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности); укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия; содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов средствами физических упражнений.
^ Образовательные задачи: формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, лазание и перелезание, прыжки, метания и т.д.); развитие физических качеств (гибкости, ловкости, быстроты).
Воспитательные
задачи:
воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.
3. Возрастные
особенности физического
В настоящее
время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному
возрасту, поскольку практический опыт
и многочисленные научные исследования
свидетельствуют о существовании в данном
периоде онтогенеза человек больших, зачастую
неиспользуемых психофизиологических
резервов развития ребенка.
По биологическим признакам дошкольный
возраст подразделяется на следующие
периоды:
новорожденный – первые 4 недели жизни;
грудной (младенческий) – до 1 года;
ранний детский – от 1 года до т3 лет;
дошкольный – от 3 до 6 лет.
Первые годы
жизни ребенка характеризуются быстрыми
темпами роста и развития организма. Интенсивно
увеличиваются морфологические показатели:
рост, масса тела и ОГК.
С рождения до трехлетнего возраста заметно
возрастают возбудимость и лабильность
нервно-мышечного аппарата, но сила мышц
еще невелика. Все суставы ребенка вследствие
слабого развития связочного аппарата
и мышц отличаются большой подвижностью.
При организации физического воспитания
детей раннего возраста следует помнить
о физиологи системы и мышечно-связочного
аппарата и строго дозировать физические
нагрузки.
В этом возрасте нервные процессы недостаточно
сильны и подвижны, подвижны, однако условно-рефлекторные
связи отличаются большой прочностью
и очень трудно поддаются переделке. Поэтому
в процессе физического воспитания необходимо
учить детей правильному выполнению того
или иного упражнения, так как возникший
навык прочно и надолго закрепляется.
Заученные с ошибками простые движения
сделают невозможным в будущем правильное
формирование более сложных двигательных
навыков, а это будет затруднять полное
раскрытие двигательной одаренности ребенка.
В раннем возрасте ребенок не может развиваться
правильно без достаточной физической
активности. Установлено, что у двухлетних
детей на активные движения приходится
70% времени бодрствования, а у трехлетних
- не менее 60. Постепенно, по мере развития
движения у детей приобретают большую
законченность, определенную целесообразность
и целенаправленность. Однако в коре головного
мозга процессы иррадиации преобладают
над процессами концентрации, поэтому
движения детей отличаются неточностью,
некоординированностью. Внимание в этом
возрасте еще неустойчиво, и дети не могут
долго сосредотачиваться на чем-то одном
и быстро утомляются.
В период от 3 до 6 лет
(дошкольный возраст) все размеры тела
увеличиваются относительно равномерно.
Годичный прирост длины тела составляет
5-6 см, массы – около 2 кг. Но к концу этого
периода начинается ускорение роста: за
год ребенок прибавляет 8-10 см. Такой бурный
рост связан со сдвигами, происходящими
в организме (второй период быстрого роста
наблюдается у детей в13-14 лет, когда начинается
половое созревание).
У детей дошкольного
возраста заметно меняются пропорции
тела: руки и ноги становятся значительно
длиннее и растут быстрее, чем туловище.
Если к 6-7 годам длина туловища увеличивается
в 2 раза, то длина рук – более чем в 2,5 раза,
а длина ног - более чем в 3 раза.
Рост мышечной ткани
происходит, в основном, за счет утолщения
мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются
мышцы таза и ног, а затем (с 6-7 лет) – мышцы
рук. К пяти годам увеличивается мышечная
сила. Однако из-за быстрой утомляемости
мышц и относительной слабости костно-мышечного
аппарата дошкольники еще не способны
к длительному мышечному напряжению.
К 6-7 годам заканчивается
созревание нервных клеток головного
мозга. Однако нервная система ребенка
еще недостаточно устойчива: процессы
возбуждения преобладают над процессами
торможения.
Нервная регуляция
деятельности сердца у детей еще несовершенна.
Неравномерность частоты и силы сердечных
сокращений наблюдается даже в покое.
При физической нагрузке сердечная мышца
быстро утомляется, поэтому упражнения
во время занятий надо разнообразить.
Ранний и дошкольный возраст характеризуются
значительными изменениями не только
в физическом, но и в моторном развитии
(табл. 1).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1.Особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста
С возрастом
количество движений у детей увеличивается.
Они должны двигаться не менее 50-60%
всего периода бодрствования.
Интенсивность двигательной активности
- среднее количество движений в минуту
- составляет примерно 38-41 у детей 2 лет,
43-50 - 2,5 лет, 44-51 - 3 лет. Это значит, что разовая
продолжительность движений очень мала
- в среднем от нескольких секунд до 1,5
мин. Детям свойственна частая смена движений
и поз - до 550-1000 раз в день, благодаря чему
происходят поочередное напряжение и
отдых различных групп мышц, поэтому дети
и не устают (В.А. Шишкина, 1992). Учитывая
эту особенность, следует обеспечить разнообразную
двигательную деятельность детей, создавая
условия для разных движений.
Бег, прыжки, метания - те двигательные
умения, которых ребенок должен освоить
до школы. Насколько успешно он это сделает,
зависит от ловкости, быстроты, силы и
выносливости, т.е. от развития основных
двигательных качеств. По уровню развития
этих качеств можно судить о физической
подготовленной ребенка (табл. 8). Правильно
оценивать ее необходимо для того, чтобы,
умело направляя воспитательный процесс,
своевременно в
4. Средства
физического воспитания детей
раннего и дошкольного
К числу основных
средств физического воспитания
детей раннего и дошкольного
возраста относятся физические упражнения.
Они формируют двигательные умения и
навыки, способствуют развитию двигательного
аппарата. В качестве факторов, оптимизирующих
воздействия физических упражнений на
организм ребенка, широко используются
оздоровительные силы природы (солнце,
воздух, вода) и гигиенические факторы.
Физические упражнения.
Основная гимнастика включает в себя:
1) общеразвивающие упражнения для отдельных
частей тела с предметами (мячами, кубиками,
флажками, гимнастическими палками и др.)
и без предметов; 2) различные виды ходьбы,
бега, прыжков, метаний, лазание, ползание,
равновесие, висы и др.; 3) строевые упражнения
(построения и перестроения, повороты,
размыкания и смыкания); 4) танцевальные
упражнения. Характерной особенностью
этих упражнений является их избирательная
направленность, т.е. можно подобрать упражнения
на определенную мышечную группу, на любое
физическое качество, на осанку и др. Упражнения
основной гимнастики в наибольшей степени
способствуют формированию умений владеть
своим телом, согласованно выполнять различные
сложные движения.
Подвижные игры занимают среди других
средств центральное место. Их педагогическое
значение проявляется в том, что в процессе
игры происходит не избирательное, как
в основной гимнастике, а комплексное
развитие физических качеств. Следовательно,
осуществляется и комплексное совершенствование
всего двигательного аппарата, всех систем
организма.
Начиная с пятилетнего возраста в состав
средств физического питания дошкольников
следует включать упрощенные формы спортивных
упражнений. К ним относятся упрощенные
способы хождения на лыжах, катание на
коньках, плавание, различные игры с мячом
(например, перебрасывание мяча через
сетку, попадание мячом в корзину) и др.
Упрощенные спортивные упражнения направлены
на решение оздоровительных и образовали
задач, а также на формирование первичного
интереса к спортивной деятельности.
Оздоровительные силы природы. Систематическое
использование солнечных, воздушных и
водных процедур в соответствии с возможностями
детского возраста совершенствует механизмы
терморегуляции, нормализует психические
процессы и тем самым повышает работоспособность
и физическое состояние детей. Сочетание
их с физическими упражнениями позволяет
достигнуть большего эффекта в процессе
совершенствования физической природы
человека.
Гигиенические факторы. К ним относятся
соблюдение режимов питания, двигательной
активности и отдыха, гигиена тела, пассаж
и т.п. Гигиенические факторы в значительной
степени дополняют оздоровительное воздействие
физических упражнений и определяют возможности
физического развития. Так, например, физкультурные
занятия лучше содействуют физическому
развитию при полноценном питании и сне.
Чистота помещения, физкультурного оборудования
служит профилактикой инфекционных заболеваний.
Для успешного решения задач физического
воспитания детей раннего дошкольного
возраста необходимо комплексное применение
физических упражнений, оздоровительных
сил природы и гигиенических факторов
5.Формы организации
занятий физическими упражнениями с детьми
раннего и дошкольного возраста
Эффективность
решения задач направленного
использования физической культуры
в раннем и дошкольном возрасте зависит
от организации целесообразного
двигательного режима. Его основу
составляют ежедневные занятия физическими
упражнениями и играми в различных формах
под руководством воспитателя (в дошкольных
детских учреждениях), родителей (в семье)
и в процессе самостоятельной двигательной
деятельное детей.
Основными
формами занятий физическими упражнениям!
являются: утренняя гимнастика, занятия
урочного типа, подвижные игры, физкультпаузы
и физкультминутки, физкультурные праздники,
самостоятельные занятия.
Утренняя гимнастика
направлена на активизацию деятельности
организма, повышение его работоспособности
и формирование правильной осанки. Средствами
являются простые Общеразвивающие упражнения
в сочетании с водными процедурами, массажем,
закаливанием. Ее продолжительность 5
мин для детей от 2 до 4 лет (3-4 упражнения
игрового и подражательного характера),
6-8 мин - для детей 4-5 лет, 8-10 мин - для детей
6 лет, Структура утренней гимнастики может
быть следующей: ходьба, бег - упражнения
для мышц рук и плечевого пояса - упражнения
для туловища (спины и живота) - упражнения
для ног - кратковременный бег и ходьба
с целью восстановления. Чтобы комплекс
упражнений утренней гимнастики не наскучил
ребенку, периодически, приблизительно
через 7-10 дней, необходимо заменять 1-2
упражнения.
Физкультурные
занятия урочного типа являются основной
формой работы с детьми от 3 до 6 лет в детском
саду. Цель занятий - обучение новым движениям,
закрепление ранее освоенных действий,
воспитание физических способностей.
Занятия проводятся не менее 2-3 раз в неделю
под руководством воспитателя. Продолжительность
занятий для детей 3-4 лет 15-20 мин, 4-5 лет-20-25
мин, 5-6 лет - 25-30 мин. Занятия состоят из
трех частей: вводной (подготовительной),
основной и заключительной. Задачи вводной
части - организация детей, концентрация
их внимания на предстоящих двигательных
упражнениях, а также подготовка организма
к выполнению упражнений основной части.
В содержание вводной части входят упражнения
в основных движениях: ходьба, бег, ходьба
на носках, на пятках, ходьба и бег со сменой
направления, ходьба змейкой, ходьба между
предметами и т.п.
В основной части
занятия решаются задачи обучения детей
новым упражнениям, повторения и
закрепления ранее пройденного
материала и воспитания физических
качеств. Первыми в основной части
выполняются общеразвивающие
В заключительной
части занятия решаются задачи постепенного
перехода организма ребенка к спокойному
физиологическому состоянию. Для постепенного
снижения нагрузки используются ходьба,
задания на внимание, дыхательные упражнения,
малоподвижные игры, хороводы. Время занятия
распределяется примерно следующим образом:
вводная часть - 2-6 мин, основная - 15-25 мин
и заключительная - 2-3 мин. Продолжительность
каждой части зависит от поставленных
задач, возраста и подготовленности детей.
После вводной части
пульс не должен участиться более чем
на 20-25%, после основной - не более чем на
50%, после подвижной игры он может возрасти
на 70-90 и даже на 100%. Через 1-2 мин после занятия
пульс должен восстановиться до исходного
уровня.
^ Подвижные игры с разнообразным
двигательным содержанием проводятся
ежедневно, как правило, во время прогулок.
Они увеличивают двигательную активность,
вызывают у детей положительные эмоции.
В подвижных играх часто используют ходьбу,
бег, прыжки, переползание и другие способы
передвижения. Большая двигательная активность
способствует развитию физических качеств,
совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой
и дыхательной систем организма ребенка.
^ Физкультпаузы и физкультминутки используются
с целью предупреждения утомления, отдыха,
повышения умственной работоспособности,
активизации двигательных функций при
однообразных статических положениях
тела. Проводятся обычно на различных
занятиях по счету, лепке, рисованию и
включают несколько хорошо освоенных
физических упражнений динамического
характера продолжительностью 2-3 мин.
Физкультурные праздники. Их назначение
- демонстрация детьми в праздничной обстановке
результатов, достигнутых в овладении
физическими упражнениями, играми за определенный
промежуток времени. Проводятся не реже
2-3 раз в год.
6.Методические
особенности физического
и дошкольного возраста
Существует две формы
Методика направленного
использования физической культуры определяется
возрастными особенностями и двигательными
возможностями детей, условиями проведения
занятий.
Основу двигательной
активности детей до 2 лет должны составлять
ходьба, лазание, преодоление препятствий,
различные игры с мячом, игрушками, обручем,
гимнастической палкой или скакалкой.
Самая эффективная форма занятий в этом
возрасте - игра, позволяющая детям удовлетворить
потребность в движениях. Занятия физическими
упражнениями проводятся 2-3 раза в неделю.
На занятиях с детьми 2-3 лет большое значение
придается методам использования слова
и наглядного действия. Это объясняется
интенсивным развитием речи ребенка и
его способности подражать. Чтобы повысить
активность, привлечь внимание детей,
используются образные задания, имитации
("бежим тихо, как мышки", "прыгаем
мягко, как воробышки", "топаем, как
медведи" и т.п.). Физическая нагрузка
в этом возрасте не должна быть ни чрезмерно
легкой, ни слишком тяжелой. Степень ее
воздействия на организм легко проконтролировать
по пульсу. Разница в его частоте |между
началом и концом занятия должна быть
в пределах 10 ударов, Если она больше -
нагрузка чрезмерна. Не изменившаяся частота
пульса свидетельствует о недостаточности
нагрузки. Игровая деятельность детей
третьего года жизни становится сложнее
и разнообразнее. Большое место занимают
сюжетные и ролевые игры. В 3-4-летнем возрасте
тренирующий эффект обеспечивают упражнения,
дающие ЧСС не менее 130-140 уд/мин, в 5-7-лет-1
нем - не менее 140-150 уд/мин. Последовательно
применяются более сложные формы ходьбы,
бега, прыжков, метания, лазания, равновесия
и др.
В раннем и дошкольном
возрасте важно решать задачи воспитания
практически всех физических качеств.
В первую очередь следует обращать внимание
на воспитание координационных способностей,
в частности на такие компоненты, как чувство
равновесия, точность, ритмичность, согласованность
отдельных движений. Скоростные способности
воспитываются путем выполнения простых
двигательных действий, обычно в игре.
При воспитании силы и силовой выносливости
прежде всего надо обращать внимание на
мышцы живота, спины, ног, рук, стопы. Силовые
нагрузки должны быть незначительными,
обычно это упражнения, отягощенные собственным
весом тела (приседания, лазание, прыжки,
занятия с мячом, обручем, скакалкой и
т.п.). Упражнения даются как в игровой,
так и в обычной форме.
В основе планирования процесса физподготовки
дошкольников 3-6 лет лежат основные положения
(А.А. Ругина, 1999)