Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:22, дипломная работа
Цель работы - улучшение показателей развития скоростно-силовых качеств у волейболистов 15-16 лет.
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Разработать содержание комплексов упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств волейболистов 15-16 лет.
3. Проверить эффективность комплексов в эксперименте.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…….3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Индивидуальные тактические действия волейболистов в нападении и в обороне (защите)…………………………………………..………………...……5
1.2. Понятие и характеристика скоростно-силовых качеств……...………..…10
1.3. Методы развития скоростно-силовых качеств……………...………….....14
1.4. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых качеств……....17
1.5. Постановка проблемы…………………………………...……………….....19
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………………..…21
2.2. Методы исследования…………………………………………...……….....21
2.3. Организация исследования…………...………………………….............…26
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Экспериментальные комплексы упражнений……………………………..28
3.2. Результаты эксперимента……………………………………...………..….34
ВЫВОДЫ………………………………..…………………………...…....39
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………...……..41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……………………..42
1.4. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых качеств
В настоящее время все возрастающее внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста. Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физические качества постоянно связаны с движением и определяют его.
Выявление закономерностей развития
скоростно-силовых качеств в
В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста скоростно-силовых показателей и проведен анализ взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств и показателей, оказывающих влияние на развитие этих качеств.
Н. H. Гончаровым впервые приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств детей разного возраста. Автор наблюдал резкое возрастание этого уровня в 12-15 лет. Согласно исследованиям, осуществленным В. С. Фарфелем, развитие скоростно-силовых качеств начинается с 8 лет и продолжается до 14-15 лет. С. И. Филатовым отмечены изменения уровня развития скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте от 7 до 17 лет [10, 30, 31].
В литературе имеются крайне немногочисленные сведения об особенностях развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов. Лишь с 1960 г. начали разрабатываться методы развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов применительно к отдельным видам спорта (B. П. Филин, 1963, 1964, 1965; В. С. Топчиян, 1964, 1965; С. И. Филатов, 1966, и др.) [29 ,32, 33].
Большинство авторов считает, что наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств является результат в прыжке в высоту с места с отталкиванием двумя ногами.
Некоторые авторы, говоря о проявлении скоростно-силовых усилий, применяют термин «прыгучесть». Так, например, А. Хунольд пользуется этим термином. Он установил, что уровень развития прыгучести оказывает значительное влияние на рост спортивных достижений школьников. Путем регрессионного анализа Хунольд определил, что у школьников 5 и 6 классов улучшение прыгучести на 100 см (сумма результатов тройных прыжков на правой и левой ногах) сопровождается ростом результатов в беге на 60 м на 0,25 сек., в прыжке в высоту - на 15 см. Исследование взрослых и юных спортсменов показало, что хотя прыгучесть и является в какой-то степени врожденной способностью человека, специальное воздействие физическими упражнениями может значительно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности занимающихся. Но это возможно лишь при правильном подборе средств и методов тренировки, в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся.
Определение возрастных периодов, во время которых развитие прыгучести протекает более интенсивно или более замедленно, - актуальный вопрос, от решения которого во многом зависит эффективность спортивной подготовки детей в различных видах спорта.
Взаимосвязь в развитии физических качеств является весьма сложной, формирующейся в результате суммации самых различных биологических изменений в организме спортсмена под влиянием мышечной работы. В процессе многолетней тренировки соотношение в развитии физических качеств претерпевает значительные изменения. Например, на этапе предварительной подготовки развитие быстроты, скоростно-силовых способностей, мышечной силы приводит к повышению уровня развития и других физических качеств у юных спортсменов.
По мере роста подготовленности занимающихся возрастает значение рационального подбора упражнений и их оптимального сочетания в тренировке [33].
1.5. Постановка проблемы
Таким образом, в специальной литературе имеется несколько определений мышечной силы как двигательного качества. Так В. М. Зациорский под силой понимает способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать им за счет мышечных напряжений [16].
Скоростно-силовые способности характеризуются возможностью проявления человеком предельных или около-предельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений.
В теоретическом плане в специальной литературе по волейболу [12, 16] слабо представлена система взглядов, регламентирующая скоростно-силовую подготовку с учетом возраста, пола, спортивной квалификации волейболистов, периодов годичного цикла тренировки. Во многих учебниках и учебных пособиях авторы [16, 23, 24] не достаточно рассматривают скоростно-силовую подготовку как самостоятельный раздел подготовки волейболистов. Они выделяют различные ее составляющие: специальную быстроту; силу; выносливость; координационные способности - и предлагают средства и методы их реализации. Еще слабо представлены специальные комплексы средств и методы тренировки, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств волейболистов, сведения о нормах нагрузок для спортсменов различного возраста и квалификации [1, 16].
Всё вышеизложенное и определило наше направление в исследовании.
ГЛАВА II
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
Цель работы - улучшение показателей развития скоростно-силовых качеств у волейболистов 15-16 лет.
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Разработать содержание комплексов упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств волейболистов 15-16 лет.
3. Проверить эффективность комплексов в эксперименте.
2.2. Методы исследования
1. Анализ и обобщение литературных данных.
2. Педагогический эксперимент.
3. Тестирование.
4. Метод математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Анализ и обобщение литературных данных
Анализ литературных источников позволил составить представление о состоянии исследуемой проблемы, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, касающиеся вопроса скоростно-силовой подготовки волейболистов. Анализу были подвергнуты учебники и учебные пособия по теории физической культуры, волейболу и другим видам спорта, в которых освещены вопросы воспитания основных физических качеств в школьном возрасте, обучение школьников двигательным действиям, а также вопросы организации тренировочного процесса волейболистов. Всего в работе было использовано 34 литературных источника.
Педагогический эксперимент
Для проверки выдвинутой
гипотезы проводился педагогический эксперимент,
целью которого явилась проверка
эффективности экспериментальны
Для проведения исследования был избран учебно-тренировочный процесс (УТП) группы волейболистов 15-16 лет (24 человека). В экспериментальную и контрольную группы входили волейболисты 1993-1994 г.р., занимающиеся в МОАУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова расположенной по адресу: Октябрьский проспект 36. Волейболисты обследовались по тестам при непосредственном проведении учебно-тренировочного процесса.
Исследование развития скоростно-силовых качеств у волейболистов в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ) проводилось в период с марта 2010 г. по март 2011 г.
Экспериментальная группа занималась по разработанным комплексам упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств. Беляев [4, 5].
Контрольная группа занималась по Ю. Д. Железняку [11].
Время проведения тестов, характер отдыха между попытками были постоянными для всех испытуемых. Тестирование проводилось периодически через 6 месяцев (март - сентябрь 2010 г., март 2011 г.).
Тестирование
Сущность педагогического тестирования сводилась к оценке скоростно-силовых качеств.
Для оценки физической подготовленности использовались информативные тесты.
Методика оценки развития скоростно-силовых качеств:
1. Тест В. М. Абалакова [22].
В этом тесте используется приспособление конструкции В. М. Абалакова “экран прыгучести”, позволяющий измерить высоту подъема общего центра тяжести при прыжке вверх толчком двумя ногами. Лента темного цвета устанавливается к вертикали при помощи длинного шнура, идущего от потолка к стене через три крюка. Лента подвешивается таким образом, чтобы линии были параллельны поверхности площадки. Устройство может быть подвижным, когда нулевое деление каждый раз передвигается к кончикам пальцев занимающегося, в зависимости от роста. Мы использовали стационарное устройство с большим диапазоном показателей. Высота прыжка определяется следующим образом: в начале учащийся встает боком к стене и поднимает одноименную руку вверх - отмечается деление, которого он коснулся. Затем из исходного положения - стоя на всей ступне, из полу-приседа со взмахом рук, выпрыгивает вверх и дотрагивается до измерительного устройства - отмечается деление, которого он коснулся. Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см. Результат учитывается в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по разности между конечным (в прыжке) и исходным (стоя с поднятой рукой) показателями. Общее число попыток - 3. Засчитывается лучший результат.
2. Прыжок в длину с места [22].
Испытуемый встает на контрольную линию, справа от которой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее. Затем толчком двух ног со взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь, приземлится как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучшая попытка.
3. Бег 20 метров [22].
Отмечается две контрольные линии на расстоянии друг от друга 20 м. Испытуемый встает на линию, принимая положение высокого старта. По сигналу он бежит и финиширует на другом конце отрезка. Результат засекается по секундомеру, с точностью до 0,01 секунды. Выполняется две попытки, засчитывается лучший результат.
4. Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками [22].
Испытуемый садится на гимнастический мат к линии старта, ноги за пределами стартовой линии, мяч в руках. Выполняет замах рук с мячом назад, над головой. И выполняет бросок вперёд - вверх. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра. Выполняется 2 попытки, засчитывается лучшая.
Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента)
Использовались следующие общепринятые расчеты: подсчет среднего арифметического значения (М) в каждом из тестов в каждой группе; среднего квадратического отклонения (б); средней ошибки среднего арифметического значения (m), а также вычисление величины t - критерия Стьюдента.
1) средний результат в группе
åVi
М = ¾¾¾
n
где åVi - сумма результатов в группе эксперимента;
n - число волейболистов в группе.
2) среднеквадратичное отклонение
Vmax - Vmin
s = ± ¾¾¾¾¾,
К
где Vmax - Vmin - максимальные и минимальные результаты в группе;
К - коэффициент, определяемый по таблице Л. Типпета;
s - среднеквадратичное отклонение.
3) средняя ошибка среднего арифметического
s
m = ± ¾¾
Ö n
где s - среднеквадратичное отклонение;
m - средняя ошибка среднего арифметического;
n - число волейболистов в группе.
4) средняя ошибка разности
M э - М к
t = ¾¾¾¾¾¾
Öm2 э + m2 k
где Mэ - средний результат в экспериментальной группе;
Мк - средний результат в контрольной группе;
mэ - средняя ошибка среднего арифметического в экспериментальной группе;
mk - средняя ошибка среднего арифметического в контрольной группе;
t - средняя ошибка разности.
Достоверность различий определялась по специальной таблице. Для этого полученное значение (t) сравнивалось с граничным при 5%-ном уровне значимости (t0,05) при числе степеней свободы f = nэ + nк - 2. Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения, то различия между средними арифметическими групп считаются достоверными. Табличное значение критерия f = 22 равно 2,07.
Если Р(t) > 0,05, то различия в группах эксперимента не являются достоверными.
Если P(t) < 0,05, то различия в группах достоверные.
При использовании этого метода получаются данные подтверждающие или опровергающие выдвинутую в исследовании гипотезу. Данный метод позволяет с наибольшей точностью узнать насколько эффективны были решения поставленных задач.