Утомление при физической и умственной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в рассмотрении способов повышения работоспособности человека, факторов, уменьшающих умственную и физическую утомляемость, а также способов восстановления организма при умственном и физическом утомлении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Физическая и умственная работоспособность человека и продуктивность его труда 4
Глава 2. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление. 6
Глава 3. Взаимосвязь физической и умственной деятельности 14
Глава 4. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Физра.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ И  КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «Физическая культура»

 

на тему: «Утомление при физической и умственной работе»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студент 3 курса, гр.305

специальности «ПИвЭ»

Демидов Александр Юрьевич

Проверил:

старший преподаватель

Тверских В.В.

 

 

Тюмень – 2013

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Физическая и умственная работоспособность человека и продуктивность его труда 4

Глава 2. Утомление при  физической и умственной работе. Восстановление. 6

Глава 3. Взаимосвязь физической и умственной деятельности 14

Глава 4. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Список литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

 

Известно, что постоянное нервно-психическое  перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности.

Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений. Однако не для всех еще они стали постоянными  спутниками жизни. Объясняя это явление, социологи называют разные причины: лень, отсутствие времени, условий для  занятий и т.п. Вместе с тем  многие люди хотели бы заниматься физкультурой в свободное от работы или учебы  время, но не знают, как это сделать.

Актуальность данной темы заключается в рассмотрении способов повышения работоспособности человека, факторов, уменьшающих умственную и физическую утомляемость, а также способов восстановления организма при умственном и физическом утомлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Физическая и умственная работоспособность человека и продуктивность его труда 

 

Физическая и умственная работоспособность  является как бы обратным отражением состояния утомления — чем  больше нарастает утомление, тем  ниже становится работоспособность. Нормальный физиологический процесс утомления  означает снижение функциональных возможностей организма, вызванное выполнением  определенного объема умственной и  физической работы. 

Все формы утомления проявляются  в субъективном чувстве усталости, которое выражается в общей слабости, недомогании, чувстве тяжести в конечностях и т. д. Например, каждый знает, что чувство усталости может появиться и при длительном пассивном ожидании кого-то или чего-то, во время продолжительной поездки на транспорте и т. д. В то же время, если работа доставляет человеку удовольствие, то чувство усталости появляется позже, чем первые объективные признаки утомления.

Основу профессиональной работоспособности  человека составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические качества (память, внимание, восприятие, особенности  сердечно-сосудистой, эндокринной систем, мышечно-двигательного аппарата). Все  это оказывает влияние на продуктивность труда.

Общая работоспособность  человека определяется тремя группами факторов: физиологические — состояние  здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация  отдыха и др.; физические, воздействующие на организм через органы чувств, —  степень и характер освещения  рабочего места, температура воздуха, шум и др.; психические — самочувствие, настроение, мотивация и др. На работоспособность  в определенный момент влияет не только каждый из них в отдельности, но и  различные их сочетания.

Молодой возраст наиболее благоприятен для физической и умственной деятельности. Наукой накоплены экспериментальные  данные о том, что именно возможности  молодого организма позволяют ему  перерабатывать и усваивать огромный учебный материал в годы обучения и творчески его реализовывать  в более зрелом возрасте. В пожилом  возрасте это уже требует больших  временных затрат и интеллектуальных усилий, привлечения жизненного и  профессионального опыта. В возрасте 18—20 лет у человека наблюдается  высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. Приняв этот уровень за 100%, С. Фульд и У. Равен (США) оценили умственную работоспособность 30-летнего человека в 96%, 40-летнего — 87%, 50-летнего — 80% и 60-летнего — 75%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление.

 

 

 Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ  и энергии, что положительным  зарядом сказывается на умственной и физической работоспособности  человека. Однако при увеличении, физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов  деятельности в организме развивается  особое состояние, называемое утомлением.

Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и перераспределения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Утомление наступает при  физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться  в короткий промежуток времени, и  хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций  организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две  фазы утомления:

  1. компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);
  2. некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.

Умственное переутомление  особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы  долго работать с перегрузками, а  это в конечном итоге может  привести к развитию запредельного  торможения, к нарушению сна, разлаженности  взаимодействия вегетативных функций.

Известно, что нервная  клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и  в мышцах расходуются источники  энергии и изменяются условия  внутренней среды организма. Поэтому  во время развивающегося утомления  состояние нервной клетки зависит  от процессов, происходящих как в  самой нервной клетке, так и  в работающих органах.

На развитие утомления влияет:

  • ухудшение кровоснабжения мышц;
  • угнетение активности ферментов;
  • изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;
  • нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;
  • кислородное голодание тканей.

Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез  внутренней секреции, во многих случаях  является не результатом полного  исчерпывания источников энергии, а  имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего  истощения.

Различают четыре основных вида утомления:

  1. умственное (например, при игре в шахматы);
  2. сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);
  3. эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);
  4. физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).

Физическое утомление  многогранно. Нагрузки могут быть статистические и динамические. Выполняемые упражнения различаются по мощности. Движения бывают циклического и ациклического  характера. Отсюда и причины возникновения  утомления будут различны.

При динамической работе наблюдается  постоянное чередование сокращения и расслабления мышц, а следовательно, возбуждения и торможения нервных  клеток, поэтому утомление возникает  спустя некоторое время.

Статистические усилия характеризуются  быстро наступающим утомлением. В  данном случае утомление обуславливается  непрерывным и интенсивным потоком  импульсов от мышц, находящихся в  постоянном напряжении.

В зависимости  от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют  на три вида:

  1. локальное;
  2. региональное;
  3. глобальное.

Известно, что мышечная деятельность связана с образованием и расходом энергии. В качестве основного поставщика энергии выступает АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). Так как ее запасы невелики, продолжение деятельности возможно только за счет постоянно происходящего  ресинтеза.

В зависимости от интенсивности  выполняемой работы ресинтез может осуществляться благодаря анаэробным и аэробным реакциям. Реакции, совершающиеся в бескислородной среде получили название анаэробных. Они является энергетически более эффективными по сравнению с аэробными.

К анаэробным реакциям относят:

  • креатинфосфокиназную реакцию, связанную с расщеплением креатин фосфата;
  • гликолиз – расщепление гликогена до молочной кислоты.

Утомление проявляется:

  • в сдваивании дыхательных циклов на один цикл движения (при гребле, плавании);
  • в притормаживании или временном прекращении дыхательных движений (при выполнении силовых упражнений);
  • в нарушении согласованности между дыханием и движением;
  • в более выраженных колебаниях продолжительности двигательных и дыхательных циклов.

Показатели, сигнализирующие о приближении  утомления:

  1. увеличение числа ошибок и брака как результат расстройства координации в поведении;
  2. неспособность к созданию и усвоению новых, полезных навыков;
  3. расстройство старых автоматических навыков.

Одно из проявлений дискоординации функции в период утомления – увеличение энергетических трат на единицу произведенной работы как следствие повышения физиологической стоимости работы.

Начальную стадию развития утомления можно разделить на три фазы:

    1. фаза простого преодоления чувства усталости, когда нет необходимости в компенсаторных изменениях;
    2. фаза деэкономизации работы (включаются дополнительные моторные единицы);
    3. фаза двигательной компенсации утомления.

На начальном этапе  развития утомления снижение силы мышечных сокращений может быть восполнено увеличением  темпа движений.

Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав  его физическую, умственную и эмоциональную  активность.

Профилактике и отдалению  умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической  активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что  привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться  на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

Информация о работе Утомление при физической и умственной работе