Утомление при физической и умственной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в рассмотрении способов повышения работоспособности человека, факторов, уменьшающих умственную и физическую утомляемость, а также способов восстановления организма при умственном и физическом утомлении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Физическая и умственная работоспособность человека и продуктивность его труда 4
Глава 2. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление. 6
Глава 3. Взаимосвязь физической и умственной деятельности 14
Глава 4. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Физра.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и после рабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению

Мышечное расслабление рассматривают  как выражение тормозного процесса соответствующих структур центральной  нервной системы. При этом в нервных  центрах происходит активация восстановительных  процессов, и это обеспечивает отдых  в ходе деятельности. Наоборот, при  неполном расслаблении мышц происходит излишняя трата энергии, что приводит к более быстрому развитию утомления.

Характер мышечного  расслабления зависит:

  1. от скорости выполнения движений – с увеличением скорости движений способность к расслаблению ухудшается;
  2. от величины произведенной работы – в условиях развивающегося утомления расслабление становится менее полным;
  3. от степени овладения двигательным навыком – для ранних этапов освоения движений характерна излишняя напряженность, которая в дальнейшем, по мере спортивного совершенствования, исчезает.

В восстановительном периоде  преобладают процессы ассимиляций, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного  уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Различают раннюю и позднюю  фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается  через несколько минут после  легкой работы, после тяжелой –  через несколько часов; поздние  фазы восстановления могут длиться  до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой  пониженной работоспособности, а спустя какое-то время может смениться  фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного  бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько  часов стабилизируется частота  сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных  реакций возвращаются к исходному  уровню спустя сутки и более; у  марафонцев основной обмен восстанавливается  спустя трое суток после пробега.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы  сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными  средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный  критерий положительной динамики восстановительных  процессов – готовность к повторной  деятельности, а наиболее объективным  показателем восстановления работоспособности  служит максимальный объем повторной  работы.

Чтобы ускорить процесс, восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности.

 

Таблица 1 - Внешние признаки утомления при умственном труде (по СЛ. Косилову)

Утомление

 

незначительное

значительное

резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Поза

Непостоянная, потягивание  ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, облока-чивание, поддерживание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, отки-нувшись на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и  пальцев (ухудшение почерка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задают вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия


 

 

 

 

Таблица 2 - Характеристика степеней утомления (по К.К. Платонову)

 

Степень переутомления

Симптомы

начинающееся

легкое

выраженное

резкое

Снижение дееспособности

Малое

Заметное

Выраженное

Резкое

Появление усталости

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке

При облегчен-ной нагрузке

Без видимой нагрузки

Эмоциональные сдвиги

Временное сни-жение интереса к работе

Временами неустойчивость настроения

Раздражительость

Угнетение, раздражительность

Расстройство сна

Труднее засыпать,

просыпаться

Трудно засыпать или просыпаться

Сонливость днем

Бессонница

Снижение умственной работоспособности

Нет

Трудно сосредоточи-ться

Временами забывчивость

 

Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голове

Часто тяжестьв голове

Временами головные боли, снижение аппетита

 

Профилактические меры

Упорядочение отдыха, физическая культура

Отдых, физическая культура

Организованный отдых, уход в отпуск

Лечение


 

Глава 3. Взаимосвязь физической и умственной деятельности

 

Рабочий день у большинства людей насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены, частые нарушения режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки - все это может служить причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление. Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде - активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

В теории и методике физического  воспитания разрабатываются методы направленного воздействия на отдельные  мышечные группы и на целые системы  организма. Проблему представляют средства физической культуры, которые непосредственно  влияли бы на сохранение активной деятельности головного мозга человека при  напряженной умственной работе.

Занятия физическими упражнениями заметно влияют на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов первого курса, в меньшей степени у студентов второго и третьего курсов. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению. Поэтому для них занятия по физическому воспитанию - одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе. Занятия физической культурой повышают умственную работоспособность студентов тех факультетов, где преобладают теоретические занятия, и меньше - тех, в учебном плане которых практические и теоретические занятия чередуются.

Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия  студентов физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов. Важен активный отдых в каникулы: студенты после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере начинают учебный год, имея более высокую работоспособность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности 

 

Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая  классификация упражнений, в которой  вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.

У людей, которые систематически и  активно занимаются физическими  упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

К числу основных физических (или  двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности  человека, относят силу, быстроту и  выносливость, которые проявляются  в определенных соотношениях в зависимости  от условий выполнения той или  иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным  физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений.

К средствам физической культуры относятся  не только физические упражнения, но и  оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические  условия). Использование оздоровительных  сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и  деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных  привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием. Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умственная усталость - субъективное чувство человека. Усталость можно приглушить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужденном состоянии можно не заметить утомления.

Специфическая особенность  интеллектуального труда состоит  в том, что даже после работы мысли  о ней не покидают человека, "рабочая  доминанта" полностью не угасает, вызывая более длительное утомление  нервной системы, ее истощение. И  в свободное время врача не оставляют мысли о сложном  больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь и  вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта. Не умеющий думать в рабочей комнате для нескольких человек, решать творческие задачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь  соображать несвежей головой за счет времени, отведенного на отдых.

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает  ограниченный поток информации, а  это приводит к ослаблению возбудительного  процесса и торможению в определенных зонах коры больших полушарий. Возникают  условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только умственной, но и физической, ухудшается общее самочувствие. Понижение мышечного  тонуса ухудшает осанку.

Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного  труда, обязательного использования  дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный режим  рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний.

В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или  неудач является человек. Все зависит  от него. Поэтому любое дело следует  начинать с себя, с собственной  перестройки, в том числе и  во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 1987. – 123 с.
  2. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда.-М.:3нание, 1987. – 285 с.
  3. Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. - М.: Советский спорт,1993. – 175 с.

 

 

 

 


Информация о работе Утомление при физической и умственной работе