Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 10:31, реферат
Описание работы
В настоящее время в России происходит активное внедрение и развитие нового для нашей страны современного направления оздоровительной индустрии - велнес (wellness), дополняющего столь популярный ранее фитнес и набравщее обороты другое направление - спа. Данные концепции отвечают растущим требованиям населения в области оздоровления и проведения досуга, а комплексы, создаваемые на их основе представляют особый интерес для исследования, так как требуют особого подхода при проектировании.
Содержание работы
Введение Глава 1. Нравственно-этические аспекты восточной философии 1.1. Особенности китайской, японской, индийской философии 1.2. Основы учения буддизма Глава 2. Велнес-философия как современная концепция глобального здоровья и/или качественного существования Заключение Список литературы
Национальный университет кораблестроения
имени адмирала Макарова
Гуманитарный институт
Кафедра ТООПС
Реферат на тему: «Велнес-как
система оздоровления»
Содержание:
Введение
Глава 1. Нравственно-этические
аспекты восточной философии
1.1. Особенности
китайской, японской, индийской философии
1.2. Основы
учения буддизма
Глава 2. Велнес-философия
как современная концепция глобального
здоровья и/или качественного существования
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время в России
происходит активное внедрение и развитие
нового для нашей страны современного
направления оздоровительной индустрии
- велнес (wellness), дополняющего столь популярный
ранее фитнес и набравщее обороты другое
направление - спа. Данные концепции отвечают
растущим требованиям населения в области
оздоровления и проведения досуга, а комплексы,
создаваемые на их основе представляют
особый интерес для исследования, так
как требуют особого подхода при проектировании.
Однако на сегодняшний день в России, несмотря
на растущую актуальность о создании спа-комплексов
и велнес-центров, не существует четкого
понимания того, что представляет собой
«велнес-философия».
В России велнес определяется
как современная философия гармоничного
состояния тела и души; как современное
направление оздоровительной индустрии,
нацеленное не только на создание внешней
красоты, но и на проведение психологической
релаксации, снятие стресса.
Следует отметить, что данные
трактовки являются вполне устоявшимися,
однако если принимать во внимание, что
новые авторы цитируют уже существующих,
возникает вопрос - насколько они близки
к истинному значению данного понятия,
насколько широко раскрыт его подлинный
смысл?
Поиск ответа на вопрос «Что
такое велнес?» в статьях зарубежных, в
частности американских, авторов приводит
к достаточно неожиданным результатам
относительно глобальности и емкости
данного понятия. Наряду с этим даже в
первоисточниках можно встретить некоторые
спорные моменты в трактовках, а также
отсутствие ссылок на то, на основе чего
разрабатывалась данная концепция или,
как нередко называют ее и в России, философия.
Также необходимо отметить,
что выход на практику и в России и за рубежом
осуществляется, как правило, через проектирование
и строительство водно-оздоровительных
центров, называемых спа- или велнес-центрами,
основным функциональным блоком которых
являются бани, ванны, души, бассейны и
т.п., т.е. в первую очередь все, что связано
с водными процедурами.
В истории существует немало
примеров культа водно-оздоровительных
процедур, среди которых можно выделить
древнеримские, русские и японские традиции,
в каждой их которых можно проследить
изменение функциональной направленности
водных комплексов в процессе развития
(элементарная гигиеническая функция-купание
как оздоровление-купание как развлечение).
Рассматривая, например, традиции Японии
можно проследить развитие бани от офуро
(домашней бани-бочки) к сэнто, являющемуся
в настоящее время своего рода клубом,
местом встреч и проведения досуга, интерес
к которому связан, с тем, что в нем совмещены
все достоинства традиционного ритуала
мытья и многое из того, что может предложить
современная индустрия досуга.
Здоровье через воду - как один
из способов достижения гармонии души
и тела, обряды различных народов, связанные
с физическим и духовным очищением водой,
тотальная релаксация, достигаемая путем
использования различных восточных методик
(медитация, йога, аюрведа и т.п.). Популяризация
«японского», «восточного» стиля в решении
интерьеров велнес-центров, включение
элементов из традиционной японской, китайской
архитектуры и декора: «...немного бамбуковых
насаждений, вдохновленных туманными
лесами Yunan и обеспечивающих связь с природой
в этом частном уединенном месте...созерцательный
оазис...» и т.д. Частота подобных явлений
на практике демонстрирует /или навязывает?/
определенную связь понятий «восточный»
и «велнес».
В данной работе делается попытка
отследить предполагаемую связь учений
восточной философии и велнес-философии,
найти истоки современной концепции глобального
здоровья, а также показать важность ее
глубокого изучения, т.к. идеи, закладываемые
в основу данной концепции имеют непосредственное
влияние на архитектурные решения внешнего
облика и внутреннего пространства современных
водно-оздоровительных центров.
Глава 1. Нравственно-этические
аспекты восточной философии
Под восточной философией обычно
понимают философию Индии, Китая и Японии,
отличающуюся религиозностью, мистичностью,
интуитивностью и нацеленностью на эстетико-этическую
просвещенность.
1.1. Особенности китайской,
японской и индийской философии.
Главный интерес китайской
философии - отношения между человеком
и обществом, на первом месте стоит этика.
Пристальное внимание уделяется единству
мира, в связи с чем вводится учение о Тянь
(небо, безличная, сознательная высшая
сила) и Дао (закон изменения вещей), в котором
существовало два подхода: в одном случае
им придавалось надмировое значение (Лао-цзы),
в другом - преимущественно этическое
(Конфуций). Состояние всеобщего благоденствия
требует подчинения Дао, следования его
универсальным правилам, подчинения ритмам
природы. Соблюдать Дао - это означает,
по Конфуцию, быть не низменным человеком,
пренебрегающим общими интересами во
имя ложных, а совершенным мужем, для которого
характерны пять добродетелей: человечность
как милосердие ко всему живому, спокойно-уравновешенное
уважение и любовь к другим; мудрость,
предполагающая добро и справедливость,
интеллект; следование этике справедливости,
долга, честности; послушание, деликатность,
учтивость, уравновешенность; покорность
воле родителей[1].
Японская философия представляет
собою синтез древнейших воззрений, идеалов
конфуцианства, буддизма и в известной
степени христианства. Этот синтез отражается
в японском общественном сознании в виде
специфической доктрины До (Пути). По японским
понятиям, истинный Путь выражается в
любви к родителям, уважении к старшим,
соблюдении цепи ритуалов. Согласно японской
традиции, Путь находится у человека под
рукой, его не надо искать на расстоянии.
Такое понимание Пути унаследовано японцами
из знаменитых поучений Конфуция в книге
«Беседы и суждения», где он наставляет
своих приверженцев. Японские философы
и правители всех времен всегда старались
идеи Дао воплотить в понятных народу
формулировках: будьте преданы вашим родным,
как мужья и жены, и верны вашим друзьям;
пусть поведение ваше будет вежливо и
воздержанно; любите ближних, как самих
себя; будьте прилежны в своих занятиях
и следуйте каждый своему призванию; развивайте
ваши умственные способности и воспитывайте
в себе нравственные качества; содействуйте
общественному благу и служите интересам
общества; развивайте свой патриотизм
и свое мужество и т.д.
Этические нормы в Японии основаны
на пяти «постоянствах»: человечность,
долг, благонравие, мудрость, верность.
Конфуцианский закон «пяти постоянств»
и правила пяти отношений, настойчиво
внедрявшиеся в систему поведения японцев,
оставили в психологии народа глубокий
след, отложившись в виде специфических
установок межличностных отношений, среди
которых особое место занимает чувство
взаимной обязанности, любви и благодарности.
Смысл бытия, согласно японскому
учению дзен, постигается благодаря внезапному
озарению - сатори /душевное спокойствие,
равновесие, ощущение небытия, «внутренне
просветление»/, к которому может привести
лишь спокойное сидение без каких-либо
размышлений и специально поставленных
целей, сидение, уводящее от всех мирских
забот и волнений. В Японии на основе дзэн
/самоуглубление, медитация, сосредоточение/
культивируется чайная церемония, складывается
методика аранжировки цветов, формируется
садово-парковое искусство, появляются
особые направления в живописи, поэзии,
драматургии, развиваются боевые искусства[3].
Для индийской философии характерен
интерес, как к человеку, так и к целостности
мира. Представление об абсолютном бытии
создается путем сведения всех вещей к
единому целому. Эту задачу нельзя разрешить
рациональным образом, ибо интеллект всегда
пребывает в мире множества. Более могущественной
силой в постижении абсолютного бытия
считается интуиция, выступающая как погружение
во всеобщее сознание и сопряжение со
всем существующим.
1.2. Основы учения буддизма
Торчинов Е.А. в своей работе
отмечает, что никакого «буддизма» как
такового, «буддизма вообще» не существует,
что буддизм исторически представлен
в виде различных течений и направлений,
нередко отличающихся друг от друга. Однако,
он выделяет некий круг идей, которые в
том или ином виде, с той или иной акцентуацией
характерны для всех направлений буддизма,
несмотря на то, что их осмысление может
быть различным. Именно этот круг базовых
идей Торчинов называет «основами учения
буддизма» и относит к ним следующее: Четыре
Благородные Истины, учение о причинно-зависимом
происхождении и карме, доктрины анатмавады
(«не-души») и кшанивады (учение о мгновенности),
а также буддийскую космологию. Торчинов
Е.А. в своей работе отмечает, что никакого
«буддизма» как такового, «буддизма вообще»
не существует, что буддизм исторически
представлен в виде различных течений
и направлений, нередко отличающихся друг
от друга
Наиболее интересным в данном
случае является учение о Четырех Благородных
Истинах, которые представляют собой формулировки,
вполне сопоставимые с формулировками
врача, ставящему больному диагноз и назначающему
лечение. По мнению, Торчинова, эта метафора
далеко не случайна, т.к. Будда и видел
себя врачом живых существ, призванным
исцелить их от страданий сансары и прописать
лечение, ведущее к выздоровлению - нирване.
Таким образом, буддизм с самого начала
своего существования «мыслился как своеобразный
проект преобразования человека из существа
страдающего и онтологически несчастного
в существо свободное и совершенное»[2].
Первая Благородная Истина
/Истина о страдании/ является констатацией
болезни и постановкой диагноза: «все
есть страдание...». Торчинов отмечает,
что при переводе «страдание» часто заменяют
такими словами как «неудовлетворенность»,
«фрустрация» и даже «проблемы».
Вторая Благородная Истина
/Истина о причине страдания/ - указывает
на причину болезни, которая заключается
во влечениях (отвращениях), желаниях,
привязанности, воли к жизни в широком
смысле. Жаждой жизни пронизана вся природа,
и регулируется эта жизнь законом кармы.
Торчинов переводит слова «карма»
как «дело», «действие», уточняя, что это
не «судьба» или «участь», как иногда думают.
Данное понятие означает любое действие
или акт: акт физический (действие, поступок),
акт вербальный (слово, высказывание),
акт ментальный и волевой (мысль, намерение,
желание). Таким образом, карма - это действие,
причем обязательно имеющее последствие
или результат. Совокупность всех действий,
совершенных в жизни, точнее, общая энергия
этих действий, также приносит свои плоды:
она определяет необходимость следующего
рождения, новой жизни. Соответственно
карма может быть благой или не благой,
т.е. ведущей к хорошим или дурным формам
рождения. Круговорот рождений-смертей
называется сансара, целью является освобождение
от страданий - нирвана. Буддизм не является
теистическим учением, поэтому карма понимается
буддистами как абсолютно объективный
базовый закон существования (а не возмездие
или воздаяние со стороны Богов), столь
же неотвратимый, как законы природы и
действующий столь же безлично и автоматично.
По существу, закон кармы представляет
собой просто результат перенесения представления
о всеобщности причинно-следственных
отношений в область этики морали и психологии.
Третья Благородная Истина
/Истина о прекращении страдания/ - прогноз,
указание на то, что исцеление возможно,
учение о нирване. Здесь необходимо остановиться
на том, что такое нирвана. По словам Торчинова,
нирвана, о которой учит Будда - не Бог
и не безличный Абсолют, нирвана - не субстанция,
а состояние, состояние свободы и особой
внеличностной, или надличностной, полноты
бытия, состояние высшего блаженства.
Но это состояние также абсолютно трансцендентно
всему сансарическому опыту человека,
в котором нет ничего подобного нирване.
Поэтому он считает, что даже психологически
правильнее ничего не говорить о нирване,
чем сравнивать ее с чем-то нам известным,
ибо иначе человек немедленно сконструирует
свою нирвану, создаст некий ментальный
образ нирваны, вполне неадекватное представление
о ней, привяжется к этому представлению,
сделав, таким образом, и нирвану объектом
привязанности и источником страдания.