Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 17:40, реферат
Велосипед, от латинского velox - быстрый и pes - нога. Безмоторное колесное транспортное средство, приводимое в движение седоком - велосипедистом, и предназначенное для передвижения на значительные расстояния, активного отдыха и спортивных соревнований. Это двухколесная или трехколесная машина для передвижения, с приводом от 2 педалей через цепную передачу. Различают велосипеды дорожные для взрослых, подростков, детей, в т. ч. складные, спортивные, в т. ч. тандемы, специальные - грузовые, цирковые, велоколяски и другие..
Критериум – разновидность однодневной групповой велогонки. Участники критериума соревнуются за призовые очки, проезжая несколько кругов по улицам города. Высокая скорость и короткие дистанции делают такие соревнования очень интересными для зрителей.
Многодневка – соревнования, включающие в себя несколько этапов, прохождение которых занимает несколько дней. Победы присуждаются как в общем зачете, так и на отдельных этапах велогонки.
Гранд тур – трехнедельная многодневка, признанная самым престижным видом шоссейных велогонок. Гранд тур включает 21 этап различных профилей, разыгрываются спринтерский, горный, командный и другие виды зачетов. Существует три вида гранд туров: в Италии («Giro d’Italia») в мае, во Франции («Tour de France») в июле и в Испании («Vuelta a Espana») в сентябре.
Индивидуальная гонка с раздельным стартом – велоспорт шоссе на время, участники при этом стартуют через каждые три минуты раздельно, в зависимости от своего рейтинга. Самые сильные гонщики вступают в гонку последними. При индивидуальной велогонке используются специальные велосипеды и экипировка, обладающие большей аэродинамикой.
Командная гонка с раздельным стартом – соревнования на время, при этом команды участвуют полным составом.
Велоспорт трек
Велоспорт трек представляет собой трековые
гонки на специально обустроенных велодромах
и наклонных треках. Для соревнований
используются трековые велосипеды небольшого
веса с хорошей прижимной силой и отличной
аэродинамикой.
Так же как и для велоспорта шоссе, для
гонок на треке важным фактором является
аэродинамическое сопротивление. Чтобы
его уменьшить, велосипеды изготавливают
из одного куска углеродного
волокна. Максимально облегченная конструкция
велосипеда для трековых велогонок и минимальное
количество составных частей позволяют
гонщику развивать огромную скорость,
добиваясь эффективных результатов на
треке. Уменьшать сопротивление воздуха
трековым велогонщикам помогает также
низкая посадка, схожая с посадкой шоссейных
гонщиков.
Велоспорт трек проводится на специальных велодромах и велотреках, представляющих собой замкнутый овал. Покрытие обычно бетонное или деревянное, длина окружности от 130 до 500 м. Международные соревнования, как правило, проводятся на покрытии длиной 250-400 м. Наклон трека на прямых участках составляет 12, 5 градусов, а на поворотах – 42 градуса. Ширина трека на всех участках одинакова: от 5 до 7 м. На расстоянии 80 см от края проходит красная линия для спринтеров, велогонщики, вышедшие за красную полосу, уже не имеют права возвращаться обратно, а их противники не могут войти в зону красной линии. Велоспорт трек характеризуется движением против часовой стрелки.
Основные виды трековых велогонок:
Гонка на время - Решающее значение имеет не
тактика гонщика, а его сила и выносливость.
На старте начинается обратный отсчет
90 секунд, побеждает тот, кто покажет лучшее
время. Дистанция для мужчин составляет
1000 м, а для женщин – 500 м.
Гонка на очки - После массового старта
гонщики получают зачетные очки через каждые 10 кругов на промежуточных
финишах. Победитель определяется по набранным
очкам или в зависимости от победы на промежуточных
финишах, если количество очков оказалось
одинаковым. Мужчины проходят дистанцию
в 40 км, женщины – в 25 км.
Кейрин - Велогонщики 5,5 кругов следуют за мотоциклистом, который движется с первоначальной скоростью 25 км/час, разгоняясь до 45 км/час. После того, как мотоциклист съезжает с дистанции, гонщики 2,5 круга устраивают мощный спринт. Побеждает тот, кто первым пересекает финишную линию.
Мэдисон - Команда состоит из двух велогонщиков: пока один гонщик едет, второй медленно следует вокруг вершины трека, дожидаясь своей очереди. Преодолев дистанцию в 50 км, побеждает та команда, которая набрала больше очков.
Велоспорт BMX
Преодоление парапетов, трамплинов, различных препятствий, головокружительные трюки и скоростные заезды – весь этот городской экстрим сочетает в себе велоспорт BMX. Катание на велосипедах ВМХ представляет собой яркое зрелище, являясь любимым спортивно-акробатическим развлечением для многих молодых людей от 12 до 26 лет, гордо называющих себя райдерами или BMX-рами.
В английском языке аббревиатура ВМХ расшифровывается как Bicycle Motocross eXtreme, хотя часто можно услышать расшифровку Modified Bike X-treme. Своим появлением велоспорт BMX обязан калифорнийским подросткам, пытавшимся подражать мотофристайлерам на своих велосипедах, поскольку мотоциклы для них были еще тяжелы. В 2008 году велоспорт BMX был включен в программу летних Олимпийских игр. Этот вид спорта признан одним из самых экстремальных, требующих хорошей подготовки и определенных навыков.
BMX по своему духу близок
к катанию на скейтборде и
на роликах, а также напоминает
велоспорт триал, который тоже
основан на преодолении
Велоспорт
BMX может проводиться как на асфальтированных
площадках с выполнением трюков (флэтленд), так и на рампах (верт – вертикаль) или на парапетах,
скамейках и перилах (стрит), а также на грунтовых дорогах
с высокими холмами (дёрт). Все эти виды катания объединяются
под общим названием «фристайл», так как
велосипеды технически почти не отличаются
друг от друга. Отдельным направлением
BMX можно назвать BMX Racing или просто гонки,
которые представляют собой соревнования
на самое быстрое прохождение дистанции:
восемь спортсменов стартуют со склона
и проходят различные препятствия и виражи
на грунтовой трассе. Наименее травмоопасным
считается флэтленд, поскольку все трюки
выполняются на плоской поверхности и
напоминают скорее танцы на велосипеде.
Для того чтобы заниматься велоспортом BMX, необязательно наличие специально оборудованных площадок, хватит и обычных парапетов, перил и скамеек, которые имеются в любом городе. Никаких четких правил в этом спорте нет – движения райдера основаны на личной импровизации. Поэтому велоспорт BMX относится к демократичным видам спорта, где главным условием является наличие небольшого маневренного велосипеда (стоимость которого часто дешевле, чем обычного велосипеда) и постоянная тренировка велосипедиста-BMX-ра.
Велоспорт маунтинбайк
Горный велосипед или маунтинбайк (
Однако, несмотря на то, что
официальное признание велоспорт маунтинбайк
получил не так давно, за свою долгую историю
он стал по-настоящему популярным видом
спорта. В настоящее время существует
несколько разновидностей велоспорта
маунтинбайк:
Дёрт джампинг – самое любимое среди маунтинбайкеров
направление, которое представляет собой
езду по трассе с множеством двойных трамплинов.
При перескоке с одного на другой трамплин
велосипедист выполняет сложные трюки
в воздухе.
Кросс-кантри – гонки по пресеченной
местности на трассах протяженностью
6-8 км, с массовым стартом.
Дуал слалом – параллельный слалом, при
котором два велосипедиста одновременно
съезжают с горы по параллельным трассам,
преодолевая бугры, трамплины и различные
препятствия.
Даунхилл – скоростной спуск по трассе,
состоящей из небольших участков разной
сложности. Это направление выбирают настоящие
экстремалы, потому что трассы обычно
изобилуют камнями, корнями, трамплинами,
крутыми спусками и извилистыми дорожками
между деревьями. Задача даунхиллера –
спуститься с горы как можно быстрее.
Фрирайд – распространенный стиль
катания, включающий в себя самые разнообразные
направления: элементы кросс—кантри,
даунхилла, дёрт джампинг и стрит. Фрирайдер
свободен в своих движениях и выбирает
то, что нравится ему. Трассы для фрирайда
обычно наполнены различными препятствиями
и достаточно сложны, поэтому фрирайд
считается скорее не соревнованием, а
конкурсом мастерства.
Велоспорт маунтинбайк
популярен среди взрослых и детей, поскольку горные велосипеды
отлично подходят как для езды по горной
местности, так и по обычному бездорожью.
Удобная конструкция и относительно небольшой
вес маунтинбайка позволяют с легкостью
справляться с ним и детям и пожилым людям.
Однако следует отметить, что велоспорт
шоссе и велоспорт трек требуют более
легких моделей велосипедов, чем маунтинбайк,
который из-за своей утяжеленной мощной
конструкции не позволяет разогнать хорошую
скорость.
Велоспорт триал
Триалом называется преодоление разнообразных препятствий и выполнение трюков на специальном велосипеде – триалбайке. Отличие велотриала от велоспорта BMX в том, что езда на велосипеде практически отсутствует, зато много акробатики и прыжков. Спортсмены должны преодолеть все преграды, не дотрагиваясь до них телом и не вставая с велосипеда. За правильное прохождение трассы выставляются баллы, побеждает тот, кто набрал большее количество баллов.
Велоспорт триал, как и велоспорт шоссе широко распространен в Европе и в США. Это один из самых ярких и зрелищных видов спорта: велосипедисты-триальщики запрыгивают куда угодно, а спрыгивая, разворачивают велосипед на 360 градусов, удерживая равновесие. Фантазия триальщиков поистине безгранична, они забираются на велосипедах туда, где обычному человеку и пройти-то сложно; используют велосипед, чтобы проехаться по крутым лестницам и высоким парапетам, по нагромождению камней и по деревьям и т.д. Спортсмены-триальщики обладают удивительной координацией и безупречным чувством равновесия, что позволяет им умело управлять триалбайком, выполняя самые сложные акробатические трюки.
В велотриале могут искусственные и естественные (природные) препятствия. Одним из популярных направлений велоспорта триал является стрит – преодоление преград, встречающихся на улицах города: скамеек, лестниц, ящиков, парапетов, перил и т.д. В отдельный стиль вылилось такое направление триала, как стрит байкинг, который представляет собой экстремальную езду по городу. Стрит байкеры лавируют между автомобилями, стоящими в пробке, скатываются по лестницам на бешеной скорости и запрыгивают на бордюры. Такой экстрим под силу только молодым велосипедистам, у которых смелость граничит с безрассудством, а техника владения триалбайком отточена до совершенства.
Чемпионаты СССР по велоспорту
Первый чемпионат СССР
был проведен в 1923 г. на Московском
беговом ипподроме. Он стал крупнейшим
спортивным событием года. В соревнованиях
участвовали 80 велосипедистов Москвы,
Петрограда, Тифлиса (Тбилиси), Тулы, Рязани
и других городов страны. Это был смотр
достижений молодого советского велоспорта.
Первым победителем в спринтерской гонке
на полторы версты был москвич В. Ипполитов.
В программу чемпионата входили еще два
вида: командная гонка на 7,5 версты — ее выиграли члены
клуба «Красная Пресня» — и гонка с лидером
на 50 верст, в которой первенствовал москвич
Г. Козлов. В 1924 г. в Москве прошел второй
чемпионат СССР, в программу которого
вошла спринтерская гонка для женщин.
Этот титул впервые присвоен был гонщице
из Ярославля Н. Прозоровой, а у мужчин
его завоевал туляк Д. Соловьев.
Затем по тем или иным причинам в проведении
чемпионатов наступил долгий — до 1936 г.
— перерыв. В немалой степени они заменялись
другими большими соревнованиями — Всесоюзной
спартакиадой 1928 г., чемпионатами РСФСР,
всесоюзными слетами мастеров спорта.
С 1927 г. в соревнованиях по шоссе стали
участвовать женщины.
Все 12 лет (1924—1936 гг.) официальным чемпионом
СССР в спринте оставался знаменитый гонщик
из Тулы Дмитрий Соловьев, который начал выступать в
соревнованиях еще в 1916 г. В 1936 г. он блестяще
подтвердил свое звание чемпиона страны.
Создание в 1936 г. добровольных спортивных
обществ (ДСО) имело большое значение в развитии советского велоспорта. Стали регулярно проводиться
чемпионаты СССР и республик по треку
и шоссе, велокроссу, а также велотуры по союзным
республикам. В августе 1937 г. успешно проведена
первая Всесоюзная многодневная велогонка
на 2509 км. Через год по стране прошел первый
велотур. 126 его участников на простых
машинах соревновались на дорогах России,
Украины и Белоруссии. Несмотря на плохие
дороги, средняя скорость гонки достигала
26 км/ч.
В 1940 г. чемпионат СССР впервые прошел
на старейшем в стране тульском треке.
С этого года и в дальнейшем (кроме
1941 и 1942 гг.) на нем было проведено более
20 чемпионатов страны — больше, нежели
на других треках.
В послевоенный период изменился характер
велосипедных гонок— от индивидуальных
видов соревнований уклон делается в сторону
групповых и командных соревнований. Возросла
техническая оснащенность велосипедистов,
улучшилась их техника владения машиной,
что позволило заметно повысить скорость
в гонках по треку и шоссе.
Вступление в строй Харьковского велосипедного
завода (1947 г.) создавало базу дальнейшего
развития массового велоспорта. Ставится
задача повышения спортивного мастерства
гонщиков, завоевания ими мировых рекордов.
Расширялась и совершенствовалась программа
всесоюзных соревнований по велосипеду
с учетом его популярности у жителей сельских
районов. Возобновляются встречи с ведущими
зарубежными гонщиками; советские велосипедисты
используют новинки — большие передачи,
езду с переменной скоростью, что особенно
важно было в спринтерской гонке, расширяют
свой тактический арсенал.
С созданием в 1951 г. Национального олимпийского
комитета СССР, который был признан МОК
и вошел в него, открывался путь к участию
советских велосипедистов в крупных международных
соревнованиях.
Первое боевое крещение на Олимпийских
играх 1952 г. в Хельсинки явилось школой
для наших велосипедистов. Пришлось пересмотреть
систему наших тренировок с упором на
специальную, силовую и техническую подготовку.
Был разработан научно обоснованный комплекс
специальных упражнений для велосипедистов
— членов сборной команды страны. Большее
значение придается их тактической и психологической
подготовке. Ставится вопрос о необходимости
постройки крытого велотрека, с тем чтобы
эффективнее проводить межсезонную подготовку,
продолжать строительство цементных открытых
треков в южных районах страны.
В начале 50-х гг. идет усиленный штурм рекордов.
Только в одном 1955 г. советские велосипедисты
на своих треках обновили 11 мировых рекордов.
В 1964 олимпийском году немало рекордов
СССР было установлено на иркутском треке
с деревянной дорожкой, причем результаты
также превышали мировые рекорды как среди
мужчин, так и среди женщин. С целью дальнейшего
повышения мастерства трековых и шоссейных
гонщиков чемпионаты СССР стали проводиться
с 1972 г. в новом виде — парной шестидневной
гонке. С 1973 г. с открытием трека в Ленинабаде
начали организовываться зимние чемпионаты
СССР по шестидневной групповой гонке
на треке, с тем чтобы поднять уровень
специальной подготовки спортсменов.
В 1971 г. чемпионат страны был проведен
раздельно среди мужчин и женщин, хотя надо признать, что нововведение
снизило интерес зрителей.
С 1974 по 1978 г. в целях лучшей подготовки
к ответственным соревнованиям, в частности
к олимпийским играм, чемпионаты страны
проводились в три тура с тем, чтобы продлить
период участия велосипедистов в соревнованиях
(до восьми месяцев). Со вступлением в строй
олимпийского велотрека в Крылатском
стало возможным проведение круглогодичных
тренировок и соревнований. В 1980 олимпийском
году на этом треке стартовал первый зимний
чемпионат СССР, который прочно вошел
в общесоюзный календарь соревнований
по велосипедному спорту.
В спринтерской гонке — самом престижном
виде трековых соревнований — наибольшее
число побед одержал грузинский гонщик Омар Пхакадзе. С 1963 по 1973 г. он неизменно,
кроме 1965 г., завоевывал первенства. По
столько же побед в спринте — 10 среди женщин
одержали Галина Ермолаева и Галина Царева. Если считать не только летние,
но и зимние чемпионаты, то здесь пальма
первенства в спринте принадлежит туляку
Сергею Копылову — 11 побед. Кроме того,
он однажды был чемпионом мира в этом виде.
Среди гонщиков-преследователей лидерство
остается за ленинградцем Станиславом Москвиным — 9 побед (1958—1969). Пять раз побеждал
в этом виде его земляк олимпийский чемпион Владимир Осокин, дважды — Николай Макаров (Ташкент) и ленинградец Вячеслав Екимов, который дважды выигрывал
и на чемпионате мира (1985— 1986 гг.). У женщин
рекордное число побед в этом виде принадлежит
тулячкеТамаре Гаркушиной (1966—1979). В олимпийском виде
гонок — гите на 1 км два лидера — ленинградец
Вениамин Батаен (1936—1948) и омичанин Эдуард Рапп (1971 — 1979), одержавшие по семь
побед. Четыре раза чемпионом страны был
туляк Борис Романов и три — москвич Ростислав Варгашкин. Лучший результат чемпионатов
для цементных треков имеет Александр Панфилов — 1.04,937. На треках с деревянным
покрытием рекорд чемпионатов держитСергей Копылов (Тула) — 1.04,482, показан в 1984 г.
в Крылатском. Ему же принадлежит и мировой
рекорд для цементных треков — 1.03,94, установленный
в 1983 г. на чемпионате мира в Цюрихе.
Первым чемпионом СССР в гонках по шоссе
в 1924 г. стал И. Лепетов из г. Богородска.
100 км он прошел за 3:41.50,1. Победителем в
100-километровой групповой гонке в дни
Всесоюзной спартакиады 1928 г. был москвич
А. Ерохин — 3:22.57,2, а у женщин на дистанции
10 км — Т. Никанорова (М) — 20.56,8. Чемпионаты
были возобновлены в 1937 г. Последующие
годы выявили таких замечательных гонщиков-шоссейников
неоднократных чемпионов страны в групповых
гонках, как Федор Тарачков, Алексей Кондрашков,
Алексей Логунов, а среди женщин — Л. Рутковская,
А. Новикова, Т. Новикова, М.Лукшина. В 1950 г. впервые была разыграна
на шоссе командная гонка на 100 км, в которой
первенствовали динамовцы (2:28.14,5). Первую
послевоенную многодневную гонку в 2663
км (14 этапов) выиграл Виктор Капитонов, который четыре года спустя
после этого завоюет золотую олимпийскую
медаль (Рим, 1960 г.). На шоссейных трассах
чемпионатов страны оттачивалось мастерство
будущих участников велогонок Мира —
А. Череповича, В. Капитонова, А. Петрова,
Ю. Мелихова, В. Нелюбина, Ю. Коледова, П.
Вострякова, Б. Бебенина, С. Гусейнова,
А. Олизаренко, С. Морозова, А. Аверина и многих других известных гонщиков
нашей страны.
Тренировка
Тренировка велосипедиста в настоящее время стала точной наукой. Работы по физиологии, биохимии, обстоятельные медико-спортивные исследования и обобщенный практический опыт предлагают сегодня гонщику средства, чем когда бы то ни было достижения более высоких скоростей, проблему наиболее эффективного исследования своих сил во время соревнований и амбулаторных экспериментов. На современном этапе развития велосипедного спорта, достижение высоких спортивных результатов, неразрывно связано с повышением эффективности тренировочного процесса, результаты подготовки велосипедистов высокого класса в последние годы убедительно свидетельствуют о том, что увеличение суммарного объема работы в течении года явилось одним из фактов роста спортивных достижений. Таким образом, возникла задача поиска вариантов системного применения тренирующихся средств различной преимущественной направленности, дающей наиболее высокий эффект.
Спортивная подготовка велосипедистов охватывает несколько периодов, которые имеют свои особенности. Ее содержание изменяется в соответствии с закономерностями спортивного совершенствования возрастного развития занимающихся. В специальной литературе достаточно полно разработана система планирования спортивной подготовки в многолетнем аспекте, согласно которой весь процесс подготовки делится на пять этапов:
1. Этап начальной подготовки
2. Этап
предварительной базовой
3. Этап специализированной
базовой подготовки
4. Этап сохранения достижений.
Каждый из этапов имеет свои конкретные задачи, динамику нагрузок, соотношение работ общей, вспомогательной и специальной подготовки
Принципиально важным положением для правильного понимания цели, задач и содержания системы подготовки квалифицированных велосипедистов является то, что ее следует рассматривать в многолетнем аспекте, во всей совокупности задач спорта высших достижений. Поэтому не следует говорить о системе подготовки юных спортсменов, поскольку она скорее исключает, чем предполагает достижение максимально возможных результатов в наиболее благоприятном для этого период жизни спортсмена. Ее следует рассматривать как часть общей системы подготовки квалифицированных спортсменов.
Цикл глубоких исследований научных основ построения спортивной тренировки высококвалифицированных спортсменов во многих видах спорта показал, что между указанными этапами многолетней подготовки нет четких границ, их продолжительность может в определенной мере варьировать, в зависимости' от индивидуальных возможностей спортсменов, структуры и содержания тренировочного процесса. Планирование продолжительности этапов следует начинать исходя из оптимальной возрастной зоны, в которой спортсмен может максимально реализовать свои индивидуальные возможности. В среднем продолжительность каждого этапа составляет 2 - 2,5 года.