Велоспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 17:40, реферат

Описание работы

Велосипед, от латинского velox - быстрый и pes - нога. Безмоторное колесное транспортное средство, приводимое в движение седоком - велосипедистом, и предназначенное для передвижения на значительные расстояния, активного отдыха и спортивных соревнований. Это двухколесная или трехколесная машина для передвижения, с приводом от 2 педалей через цепную передачу. Различают велосипеды дорожные для взрослых, подростков, детей, в т. ч. складные, спортивные, в т. ч. тандемы, специальные - грузовые, цирковые, велоколяски и другие..

Файлы: 1 файл

мой реферат.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Не существует четких различий и в методике подготовка велосипедистов на смежных этапах многолетней подготовки. Например, методика тренировки во второй половине этапа предварительной базовой подготовки и в первой половине этапа специализированной базовой подготовки имеет много общего как в постановке задач, так и в составе, объеме и соотношении тренировочных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы подготовки велосипедистов

 

Этап начальной подготовки.

Основными его задачами являются:

укрепление здоровья занимающихся, разносторонняя физическая подготовка, обучение посадке, технике езды на велосипеде и технике педалирования. Подготовка велосипедистов на указанном этапе базируется на общих педагогических принципах, тренировочный процесс должен быть непрерывным и круглогодичным. Наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе общего повышения функциональных возможностей организма, разностороннего развития физических и духовных способностей. На этапе начальной подготовки общая и вспомогательная физическая подготовка - это фундамент, на основе которого происходит дальнейшее совершенствование юных велосипедистов. Ей уделяется основное внимание - объем общей и вспомогательной подготовки составляет до 90 %, а специальной - всего 10 %. В настоящее время набор в группы начальной подготовки по велосипедному спорту, как правило, проводится в 11 - 12 лет. Годовой объем работы у юных спортсменов в значительной мере зависит от продолжительности этапа начальной подготовки, которая, в свою очередь, связана с временем начала занятий спортом. Например, если ребенок начал заниматься велоспортом в 11 лет, то продолжительность этапа начальной подготовки будет составлять 2 года. Подготовка велосипедистов на данном этапе характеризуется исключительным разнообразием средств и методов из других видов спорте и подвижных игр. Не следует планировать тренировочных занятий со значительными физическими нагрузками, предполагающих применение однообразных, монотонных нагрузок. К сожалению, на практике это требование игнорируется. Отсев из групп и потеря талантливых спортсменов происходит из-за неправильного подбора и дозировки упражнений, их однообразия, общей низкой эмоциональности занятий. На этапе начальной подготовки особое внимание уделяют совершенствованию техники двигательных действий (бег, ходьба на лыжах, обучение различным спортивным играм). В это время у юного спортсмена закладывается основа предполагающая овладение широким комплексом разнообразных двигательных действий. В годичном цикле не нужно выделять этапов подготовки. Зимой преимущественно проводят занятия без велосипеда, летом - езду на велосипеде сочетают с общей физической подготовкой. Соревнования обычно не планируют.

Этап предварительной базовой подготовки.

Наряду с задачами, которые решались на первом этапе, ставится новая - формирование устойчивого интереса юных спортсменов к целенаправленной многолетней спортивной подготовке. На этом этапе общая и вспомогательная подготовка в сумме могут составить 75 % объема; увеличение доли специально подготовительных упражнений приводит к быстрому росту результатов в подростковом возрасте, однако в дальнейшем неизбежно отрицательно сказывается на перспективности спортсмена. Специальная физическая подготовка должна составлять 25 % общего объема работы. Техническое совершенствование строится на разнообразном материале преимущественно велосипедного спорта. Так, велосипедисты осваивают всевозможные навыки езды на велосипеде без управления рулем, езде "на колесе", езде в группе, езде на велотренажере без зрительного контроля, фигурной езде, езде по снегу, преодоление крутых спусков и подъемов, прохождение поворотов, виражей, разворотов, различных способов старта и финиширования, преодоления естественных и искусственных препятствий, смены в парных гонках и др. В результате работы на этом и последующем этапе многолетней подготовки юный спортсмен должен достаточно хорошо освоить технику большинства обще подготовительных и специальных двигательных действий. Содержание подготовки на данном этапе постепенно специализируется соответственно требованиям избранного вида спорта. Наблюдается постепенное увеличение общего объема и интенсивности работы, особенно к концу этапа. Структура годичного цикла включает длительный подготовительный период и непродолжительный, состоящ всего из нескольких гонок, соревновательный. Задачей этапа специализированной базовой подготовки является создание предпосылок для исключительно напряженной тренировки на последующем этапе - этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Подготовка становится более специализированной. Годовой объем работы на этапе специализированной базовой подготовки возрастает до 600 - 800 ч, общая физическая подготовка составляет 20 %, вспомогательная - 30 %, а специальная физическая подготовка - 50% всего объема работы. На этом этапе уточняется будущая спортивная специализация.

 

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей.

Построение тренировочного процесса предполагает достижение максимально возможных результатов в номерах программы, избранных в качестве специализации. В это время существенно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы. Главная задача этого этапа - достижение наивысших результатов - диктует необходимость максимального использования наиболее сильных тренировочных воздействий, способных вызвать интенсивное протекание адаптационных процессов. Суммарные величины объема интенсивности тренировочной работы возрастают до максимальных значений, широко используются занятия с большими нагрузками, увеличивается количество занятий в недельных микроциклах. Общий объем работы за год составляет 900 - 1400 ч, доля общей физической подготовки уменьшается до 15 %, такой же объем и вспомогательной подготовки, а специальная физическая возрастает до 70%. Наблюдается стремление к применению максимальных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, которые по отдельным показателям достигли предельных значений. Следует помнить, что само по себе применение максимальных тренировочных нагрузок, широкой соревновательной практики, жестких режимов работы, острого спарринга, использование тренажеров, средств восстановления, применения облегчений или затруднений (изменение внешней среды, лидирование, дыхание через увеличенное мертвое пространство, использование среднегорья, построения тренировочного процесса без дней отдыха, применение скачкообразного увеличения нагрузок в году, нескольких больших нагрузок в течение одного дня и др.)-всего того, что характеризует подготовку спортсменоввысокого класса на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, автоматически еще не обеспечивает решение основной задачи. Эффективность работы зависит от того, насколько тренер сумеет совместить во времени период использования мощных средств тренировочных воздействий с периодом максимальной предрасположенности организма спортсмена к достижению наивысших результатов. К этому периоду организм спортсмена должен быть подготовлен, с одной стороны, естественным развитием, а с другой - направленным преобразованиями, обусловленными многолетней подготовкой. При совмещении этих условий максимальные спортивные достижения становятся реальностью, если этого сделать не удалось, то спортсмен демонстрирует результаты ниже тех, которые он мог бы показать. Изучение опыта подготовки и выступлений ведущих велосипедистов мира позволяет выявить наиболее характерные тенденции восхождение к вершинам мастерства в зависимости от требований конкретной спортивной дисциплины, объема работы различной направленности, динамики тренировочных и соревновательных нагрузок и др. Изучение этих тенденций позволит определить наиболее эффективную продолжительность тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, установить целесообразную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, соотношение работы различной направленности.

 

Этап сохранения достижений.

Содержание работы и характер задач этого этапа мало отличаются от предыдущего этапа. Здесь ставятся те же цели, однако неизбежное истощение функциональных ресурсов организма, снижение его адаптационных возможностей, связанные уже с возрастными инволюционными процессами, а также с многолетним воздействием предельно высоких физических нагрузок, обусловливают необходимость выраженного индивидуального подхода. Этому способствует накопленный опыт подготовки, который позволяет определить наиболее целесообразные для конкретного индивида способы определения нагрузки, наиболее эффективные средства и методы, то есть вскрыть индивидуальные особенности. Таким образом удается поддерживать уровень спортивных достижений. На этапе сохранения достижений не всегда оправдано повышение нагрузок, трудно удерживать и уровень нагрузок на ранее доступных величинах. Поэтому спортсмены стремятся удержать достигнутый уровень подготовленности за счет расширения не столько функциональных возможностей, сколько совершенствования мастерства, устранения частных недостатков подготовленности при прежнем или даже меньшем объеме работы. Сокращается и доля общей физической и вспомогательной подготовки, а доля специальной работы возрастает до 80 %. Наиболее трудной проблемой является повышение мотивации спортивной деятельности у спортсменов, результаты которых уже не проявляют тенденции к дальнейшему росту. Побудительным мотодом для продолжения тренировки в жестких режимах с применением колоссальных физических напряжений может служить признание общественной ценности высокого спортивного результата. На рассматриваемом этапе, как никогда ранее, проявляется стремление к использованию тех средств и методов, которые в силу каких-то обстоятельств применялись недостаточно или вообще не применялись Прежними вариантами распределения работы не только не удается биться прогресса, но даже трудно удержать результат, поэтому используется значительная вариативность величины тренировочных нагрузок: на фоне уменьшения общего объема работы (1000 - 1200 ч. в г.) меняются "ударные" занятия, нагрузочные, малые или средние циклы. Эти факторы могут оказаться эффективными на этапе сохранения достижений. Следует отметить, что многие специалисты этап максимальной реализации индивидуальных возможностей и этап сохранения достижений объединяют и рассматривают как этап подготовки к высшим достижениям.

 

Годичное планирование подготовки

Прежде всего, следует отметить, что одно-цикловое или четырех-цикловое планирование подготовки (микроциклы) можно рассматривать как совокупность нескольких средних циклов, 0писание большого цикла в виде системы средних циклов создает достаточно четкое представление о построении спортивной тренировки. Наряду с этим в большом цикле тренировки с преимущественным характером стоящих целей традиционно различают три периода: подготовительный соревновательный, переходный. Общая продолжительность большого цикла, а следовательно, и временные его границы часто равны одному году, полугоду или 3-4 месяцам, как это принято в практике большинства видов спорта. Длительность периодов макро цикла ориентировочно может быть такой: подготовительный период - от 3-4 (в полугодичных циклах) до 5-7 мес. (в годичных); соревновательный период (период основных соревнований) -от 4 до 6 мес., переходный период - 3-4 мес. Определенное влияние на сроки периодов и связанный с этим подбор тренировочных средств в велосипедном спорте оказывают, как известно, и климатические условия. Однако эти обстоятельства не являются определяющими при планировании тренировки. Строительство закрытых велодромов, быстрые перемещения велосипедистов в районы где условия позволяют тренироваться круглый год на шоссе, использование специально-подготовительных упражнений, тренажеров и др. освобождают тренировочный процесс от этой зависимости. С этих позиций рассмотрим характер и отличительные черты построения современной спортивной тренировки в годичном и полугодичных циклах. Для подготовки сильнейших велосипедистов мира, специализирующихся в гонках на шоссе, характерно использование годичных циклов. В этом случае на протяжении длительного подготовительного периода преимущественно растет объем относительно мало интенсивной нагрузки с запаздывающим увеличением ее интенсивности. Теоретической основой такого построения является положение о том, что для обеспечения долговременных адаптационных изменений и более значительных перестроек функционального и структурного характера наращивается, в первую очередь, объем нагрузки. Когда же требуется непосредственно использовать отдельные приобретенные возможности и обеспечить крутой подъем специальной работоспособности, то ведущую роль приобретает повышение интенсивности нагрузки.

Данные исследований свидетельствуют о том, что тренировка на протяжении менее 5-6 мес. приводит к уменьшению объема подготовительной работы, а это иногда не позволяет решать задачу обеспечения долговременных адаптационных изменений и значительных морфо функциональных перестроек. Поэтому шоссейники используют одно-цикловое построение круглогодичной тренировки с длительным ( до 7 мес.) подготовительным периодом. Многие сильнейшие велосипедисты, специализирующиеся в гонках на треке, применяют годичные и более короткие циклы. Экспериментальных же данных о целесообразности использования одного или другого подхода к планированию крайне мало. Работа относительно невысокой интенсивности, выполняемая в течение 6-7 мес. подготовительного периода, в своей основе не адекватна специфической соревновательной нагрузке во многих видах велосипедных гонок скоростно-силового характера. Эта неадекватность может выражаться в режиме работы мышц, во времени развертывания вегетативных функций, характере функционирования метаболических систем и др. Вместо постоянного процесса приспособления приведенная периодизация нецелесообразно удлиняет период подготовки и ухудшает возможность достижения наивысших для спортсмена результатов. До недавнего времени подготовка высококвалифицированных велосипедистов, специализирующихся в гонках на треке, также велась на основе одно-циклового планирования нагрузок в течение тренировочного года. Одно-цикловая система подготовки строилась в соответствии с общепринятыми представлениями о содержании круглогодичной тренировки и включала подготовительный период длительностью до 6 мес. (ноябрь-апрель), соревновательный - 5 мес. (май-октябрь) и переходный период продолжительностью около месяца. Ввод в строй новых закрытых велодромов позволил ведущим велосипедистом - трековикам перейти на двух цикловую систему подготовки, в основу которой был положен анализ практики тренировки велосипедистов Германии, Италии, а также спортсменов других видов спорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Велосипедный спорт - вид спорта, включающий спортивные соревнования по шоссе, треку, пересеченной местности, в гонках с лидером, по фигурной езде к играх в вело бол. Он является одним из интересных и полезных для здоровья видов спорта, доездки на велосипеде по шоссе или пересеченной местности, борьба за скорость, эмоциональность выполнения элементов фигурной езды и игра в вело бол, создают отличные предпосылки для здоровья занимающихся. Велосипед на сегодняшний день можно считать не только самым эффективным способом укрепления здоровья, но и самым доступным. К тому же с его помощью можно и укрепить опорно - двигательный аппарат, и сердечно - сосудистую систему, и поправить фигуру и пополнить мышечную массу. Вдобавок к этому и чисто эстетическое чувство при поездках как по городу и его паркам, так и на лоне природы. Для любого вида физической культуры важна системность и постоянство. Именно поэтому велосипед целесообразно сочетать по окончании летнего периода с лыжами, или занятиями на велотренажере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Литература

 
1.   А.В. Машков “Основы лечебной физической культуры".

2.   В.Е. Васильев “Лечебная физическая культура".

3.   С.Л. Аксельрод “Спорт и здоровье”

4.   Журналы "Men’s Health" за 2004-2005гг.

5.   Материалы с сайтов

6.   http://www.sport-express.ru/art. shtml? 68077

7.   http://www.x-team.ru/? Filtr9=1&TextView&ID=129

8.   http://www.infosport.ru/panorama/cycling/history. htm - Материал подготовлен Историко-спортивным музеем РГАФК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Велоспорт