Виды диагностики, врачебный контроль и самоконтроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:41, реферат

Описание работы

Долгое время контрольные функции специалиста физического воспитания традиционно сводили преимущественно к учету успеваемости и контролю физического состояния занимающихся. Со временем, однако, все очевидней становилась ограниченность такого подхода, поскольку он охватывает лишь некоторые из необходимых аспектов контроля. В современной специальной литературе можно насчитать десятки видов и разновидностей контроля.Это-педагогический, врачебный, биологический, антропометрический,
биохимический, биомеханический, психологический, организационный и т. п.; тестометрический, визуальный, инструментальный, автоматизированный; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый и т.д. Что свидетельствует как о многогранности проблемы, так и о недостаточной упорядоченности связанных с нею представлений.

Содержание работы

Введение – 2 стр.
Диагностика и виды диагностики при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом – 3 стр.
Виды, цели и задачи диагностики – 3 стр.
Врачебный контроль и самоконтроль – 4 стр.
Самоконтроль – 10 стр.
Дневники самоконтроля –11стр.
Заключение - 13 стр.
Список литературы – 15 стр.

Файлы: 1 файл

Физ.культура.docx

— 43.09 Кб (Скачать файл)

 

   Массовые физкультурно-оздоровительные  мероприятия хотя и не

   предусматривают достижения  максимального спортивного результата, но все же сопряжены с более высокими физическими напряжениями, чем обычные занятия.

   В них принимает  участие большое количество участников  различного возраста и уровня подготовленности. Это требует квалифицированного врачебного контроля и индивидуального подхода к участникам.

 

   Профилактика спортивного  травматизма и заболеваний. Важными  задачами предупреждения спортивного травматизма являются: знание причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах, физических упражнений, разработка мер по предупреждению спортивных травм.

 

   Причины спортивных  травм при проведении учебно-тренировочных  занятий, массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований можно свести в следующие группы.

 

   1) Неправильная организация  занятий, массовых мероприятий  и спортивных соревнований.

   2) Недочеты и ошибки  в методике проведения занятий.

   3) Неудовлетворительное  состояние мест занятий, оборудования, спортивного инвентаря, одежды и обуви занимающихся и участников массовых мероприятий.

   4) Неблагоприятные  санитарно-гигиенические и метеорологические  условия при проведении занятий, массовых мероприятий и спортивных соревнований.

   5) Нарушение правил  врачебного контроля и его  недостаточность.

   6) Нарушение занимающимися  и участниками массовых мероприятий  и спортивных

   соревнований дисциплины  и установленных правил.

   Главная причина  травматизма — нарушение правил  организации и неправильная

   методика проведения  учебно-тренировочных занятий, а  также массовых

   оздоровительных,  физкультурных и спортивных мероприятий,  в том числе и

   санитарно-гигиенического  характера.

   К таким нарушениям  относятся:

   неудовлетворительное  состояние оборудования и плохая  подготовка мест занятий; плохое качество спортивного инвентаря;

   невыполнение методических  принципов доступности, постепенности, учета

   индивидуальных особенностей  занимающихся;

   несоблюдение мер  безопасности;

   отсутствие защитных  приспособлений;

   нерациональное расписание  занятий и тренировок;

   плохая организация  занятий;

   перегрузка площадок  и залов;

   проведение массовых  мероприятий, соревнований и тренировок  при

   неблагоприятных факторах  внешней среды;

 плохое санитарно-техническое состояние мест занятий, недостатки освещения, отопления, скользкие полы, отсутствие вентиляции, душевой; недисциплинированность руководителя занятий во время тренировок, судей и организаторов - при проведении массовых мероприятий и соревнований, а  также самих занимающихся. Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы, их необходимо учитывать преподавателям, тренерам, инструкторам и врачам. К таким факторам относятся: состояние утомления, переутомления и перетренированности занимающихся и участников массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; наличие в организме занимающихся хронических очагов инфекции; индивидуальные особенности организма занимающихся, например, неблагоприятные реакции организма нанекоторые виды физических нагрузок (силовые, скоростные, на гибкость, на выносливость), склонность к спазмам кровеносных сосудов и мышц, излишняя предстартовая лихорадка и т. п.; перерывы в занятиях физическими упражнениями и спортом, что ведет к снижению возможностей в проявлении физических качеств. Возможные телесные повреждения при занятиях различными видами физических упражнений должны тщательно изучаться и анализироваться для того, чтобы вырабатывать конкретные меры предупреждения и ликвидации условий их возникновения.

   Предупреждение спортивных  травм при проведении занятий,  массовых мероприятий и спортивных соревнований обеспечивается совместными усилиями преподавателей (тренеров, инструкторов), руководителей спортивных команд, организаторов мероприятий, администрации спортивных баз, спортивных судей, врачей и самих занимающихся и участников массовых мероприятий.

   Чтобы избежать  телесных повреждений, необходимо  соблюдать следующие правила безопасности.

   1) К занятиям допускаются  только студенты, аспиранты, преподаватели  и сотрудники, прошедшие медицинское обследование и имеющие допуск врача.

   2) К занятиям допускаются  только лица, имеющие спортивную  одежду, обувь и защитные приспособления образцов, установленных правилами для данного вида спорта.

   3) В любые спортивные  помещения или на места проведения  занятий занимающиеся заходят только в присутствии преподавателя, общественного тренера, инструктора.

   4) Без разрешения  преподавателя запрещается пользоваться  гимнастическими снарядами и другим оборудованием.

   5) Перед началом  занятий необходимо проверять  исправность гимнастических и других снарядов, на которых занимающимся предстоит выполнять упражнения.

   6) Занятиям в основной  части должна предшествовать  эффективная

   подготовительная  часть (разминка общая и специальная).

   7) Занятия должны  проводиться по утвержденному  расписанию со строгим выполнением методических принципов.

   8) Прежде чем специализироваться  в видах спорта, занимающимся  должна быть обеспечена общая физическая подготовка, должны быть укреплены мышечные группы тех частей тела, которые будут нести наибольшую нагрузку при

   выполнении основных  упражнений.

   9) При занятиях  на открытом воздухе в зимнее  время необходимо принимать меры безопасности для исключения обморожения различных частей тела.

10) К занимающимся, нарушающим  правила безопасности, должны применяться

   меры педагогического  и дисциплинарного воздействия.

 

 

Самоконтроль.

Самоконтроль – это  самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может врачебный или педагогический характер, а может включать в себя и

то и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализирует об отклонениях в состоянии здоровья. К субъективным показателям самоконтроля относятся:

самочувствие, настроение, наличие  или отсутствие болевых ощущений, сон, аппетит,

отношения к занятиям и  др. К объективным показателям  самоконтроля относятся: чистота 

пульса, вес, сила мышц, жизненная  емкость легких, спортивные результаты и др.

 

 

Дневник самоконтроля.

Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В

   графы заносятся  показания самоконтроля и даты. Дневник состоит из двух

   частей. В одной  из них следует отмечать содержание  и характер

   учебно-тренировочной  работы (объем и интенсивность,  пульсовой режим при ее

   выполнении, продолжительность  восстановления после нагрузки  и т.д.). В

   другой отмечается  величина нагрузки предыдущей  тренировки и сопровождающее

   ее самочувствие  в период бодрствования и сна,  аппетит, работоспособность и

   т.д. Квалифицированным  спортсменам рекомендуется учитывать  настроение (к

   примеру, нежелание  тренироваться), результаты реакции  на некоторые

   функциональные пробы,  динамику жизненной емкости легких, общей

   работоспособности  и другие показатели. Самоконтроль  необходим всем

   студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам,

   занимающимся физическими  упражнениями, но особенно он  важен для лиц,

   имеющих отклонения  в состоянии здоровья. Данные  самоконтроля помогают

   преподавателю, тренеру,  инструктору и самим занимающимся  контролировать и

   регулировать правильность  подбора средств и методов  проведения

   физкультурно-оздоровительных  и учебно-тренировочных занятий,  т.е.

   определенным образом  управлять этими процессами.

   При занятиях физической  культурой по учебной программе  и при

   самостоятельных занятиях  можно ограничиться такими субъективными

   показателями, как  самочувствие, сон, аппетит, болевые  ощущения, и

   объективными показателями  — ЧСС, масса тела, тренировочные  нагрузки,

   нарушение режима, спортивные результаты.

   Самочувствие отмечается  как хорошее, удовлетворительное  или плохое. При

   плохом самочувствии  фиксируется характер необычных  ощущений.

   Сон. В дневнике  отмечается продолжительность и  глубина сна, его нарушения

   (трудное засыпание,  беспокойный сон, бессонница, недосыпание  и др.).

   Аппетит отмечается  как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой.

   Различные отклонения  в состоянии здоровья быстро  отражаются на аппетите,

   поэтому его ухудшение,  как правило, является результатом  переутомления или

   заболевания.

   Болевые ощущения  фиксируются по месту их локализации,  характеру (острые,

   тупые, режущие  и т. п.) и силе проявления.

   ЧСС - важный показатель  состояния организма. Его рекомендуется

   подсчитывать регулярно,  в одно и то же время суток  в покое. Лучше всего

   утром, лежа, после  пробуждения. А также наблюдать  пульс следует до

   тренировки (за 3 - 5 мин)  и сразу после спортивной тренировки.

   Резкое учащение  или замедление пульса сравнительно  с предыдущими

   показателями может  являться следствием переутомления  или заболевания и

   требует консультации  с преподавателем физического  воспитания и врачом.

   Рекомендуется также  следить за правильностью ритма  и степенью наполнения

   пульса.

   Масса тела должна  определяться периодически (1 - 2 раза  в месяц) утром

   натощак, на одних  и тех же весах, в одном  и том же костюме, лучше в

   спортивных трусах  и майке. В первом периоде  тренировки масса обычно

   снижается, затем  стабилизируется и в дальнейшем  за счет прироста мышечной

   массы несколько  увеличивается. При резком снижении  массы тела следует

   обратиться к врачу.

   Тренировочные нагрузки  записываются коротко, вместе  с другими показателями

   самоконтроля они  дают возможность объяснить различные  отклонения в

   состоянии организма.

   Нарушение режима. В дневнике отмечается характер  нарушения: несоблюдение

   рационального чередования  труда и отдыха, нарушение режима  питания,

   употребление алкогольных  напитков, курение и др.

   Например, употребление  алкогольных напитков сразу же  отрицательно

   отражается на сердечно-сосудистой  системе, неоправданно увеличивает  ЧСС, а

   также на спортивных  результатах, приводит к их  снижению.

   Спортивные результаты  показывают, правильно или неправильно  применяются

   средства и методы  тренировочных занятий. Их анализ  может выявить

   дополнительные резервы  для роста физической подготовленности  и спортивного

   мастерства.

   В процессе занятий  физическими упражнениями, участия  в массовых

   физкультурно-оздоровительных  мероприятиях и спортивных соревнованиях

   рекомендуется преподавателям, тренерам, инструкторам и самим  занимающимся

Информация о работе Виды диагностики, врачебный контроль и самоконтроль