Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:19, реферат
В настоящее время теория и методика физического воспитания студентов дополняется новыми данными о воздействии дозированных физических нагрузок и обливания холодной водой на показатели умственной работоспособности студентов, о возможности комплексного использования дозированных физических упражнений и обливания холодной водой в рамках академических и самостоятельных занятий физической культурой.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Двигательная активность в современном обществе ………………………....4
2. Влияние физических движений на организм…………………………………5
3. Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности…………..6
4. Использование физических упражнений как средства активного отдыха….................................................................................................................10
5. «Малые формы» физической культуры в режиме
учебного труда студентов……………………………………………………….10
6. Динамические упражнения…………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………....14
Литература ……………………………………………………………………….15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Костромской государственный технологический университет»
Гуманитарный факультет
Реферат
Влияние физических упражнений на умственную работоспособность
студентка 2-ого курса
гуманитарного факультета
группы 11-ТУ-1
Преподаватель: Герасимова
Кострома 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Двигательная активность в современном обществе ………………………....4
2. Влияние физических движений на организм…………………………………5
3. Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности…………..6
4. Использование физических
упражнений как средства
5. «Малые формы» физической культуры в режиме
учебного труда студентов………………
6. Динамические упражнения…………………
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
Качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в вузе.
Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов.
Высокий уровень умственной
и физической работоспособности
в процессе учебной деятельности
студентов обусловливается
В настоящее время теория
и методика физического воспитания
студентов дополняется новыми данными
о воздействии дозированных физических
нагрузок и обливания холодной водой
на показатели умственной работоспособности
студентов, о возможности комплексного
использования дозированных физических
упражнений и обливания холодной
водой в рамках академических
и самостоятельных занятий
Экспериментально показано, что студенты, занимающиеся физкультурой, существенно повышают уровень умственной работоспособности.
1. Двигательная активность в современном обществе
Естественную потребность
в движениях человек
Изменились и бытовые
условия, которые прежде требовали
значительных затрат физического труда.
Появились пылесосы, полотеры, стиральные
машины, освободившие человека от физических
нагрузок. Экономисты подсчитали, что
на каждого жителя Земли в настоящее
время приходится в среднем около
100 различных технических
Значительно активизировался процесс урбанизации населения /переселение в города. Если в середине прошлого века лишь 3% населения Земли жили в городах. то сейчас количество горожан приближается к 60%. В то время Токио был рыбацким поселком, а сейчас его население превысило 11 млн. человек. Число жителей Петербурга не превышало теперешнего в одном из его районов. Рост крупных городов привел к развитию городского транспорта (метро, трамваи, троллейбусы, автобусы), лифтов, телефонов, телевидения, что способствовало снижению двигательной активности людей. Как правило, человек после работы, добравшись домой в городском транспорте, остаток времени проводит за чтением или у телевизора. Американские исследователи установили, что увеличивающееся количество тучных школьников связано с тем, что эти мальчики и девочки проводят у телевизора в несколько раз больше времени, чем их сельские сверстники. Статистика показывает также. что патологические изменения органов кровообращения, дыхательных путей и нервной системы в городах в полтора-два раза выше, чем на селе.
Таким образом, научно-технический
прогресс, наряду с улучшением условий
жизни и работы в современно обществе,
создает предпосылки для
2. Влияние физических движений на организм
Сущность влияния движений на организм состоит в следующем. Движения, даже сравнительно несложные, осуществляются при участии большого числа мышц (например, в акте дыхания участвуют около 90 мышц). Работа одних мышц направлена на обеспечение основного двигательного акта (целенаправленное действие), сокращение других способствует тому, чтобы движение было координированным, деятельность третьей группы мышц создает наиболее выгодную для данного движения позу тела путем распределения мышечного тонуса.
Двигательная деятельность
представляет собой процесс, в котором
участвуют не только мышцы, но и многие
участки нервной системы от периферийных
нервов - до высших центров коры больших
полушарий мозга. В работающих мышцах
возникают сигналы, которые оказывают
стимулирующее влияние на ЦНС, поддерживая
работоспособность нервных
В организации движения в
качестве аппарата контроля и информации
принимают участие органы чувств
- анализаторы. В обеспечении движений
всем необходимым участвуют
3. Взаимосвязь мышечной
активности и умственной
Для нормальной деятельности
мозга нужно, чтобы к нему поступали
импульсы от различных систем организма,
массу которого почти наполовину
составляют мышцы. Работа мышц создает
громадное число нервных
Во время напряженной
умственной работы у людей наблюдается
сосредоточенное выражение
Тонус нервной системы и работоспособность головного мозга могут поддерживаться долгое время, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующими растяжением и расслаблением. Такой режим движений характерен для ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках и др. Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками.
Устойчивость и активность памяти, внимания, восприятия, переработки информации прямо пропорциональны уровню физической подготовленности. Различные психические функции во многом зависят от определенных физических качеств - силы быстроты, выносливости и др. Следовательно должным образом организованная двигательная активность и оптимальные физические нагрузки до, в процессе и после окончания умственного труда способны непосредственно влиять на сохранение и повышение умственной работоспособности.
Нормальная жизнедеятельность
организма возможна лишь при определенной
организации разнообразной
Исследования показывают, что суммарная двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 56-65%,а во время экзаменов и того меньше - 39-46% от уровня, когда студенты на каникулах. Именно уровень физической нагрузки во время каникул отражает естественную потребность молодых людей в движениях.
Важное значение имеет определение оптимального объема двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень работоспособности. Эффект сверхвосстановления наблюдается только при оптимальных нагрузках, соответствующих уровню физической подготовленности индивида. Нейтральны по воздействию относительно малые мышечные усилия. Максимальные нагрузки могут привести к переутомлению и резкому снижению работоспособности.
Средства физической культуры
в регулировании умственной работоспособности,
психоэмоционального и
Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:
- систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;
- ритмичную и системную организацию умственного труда;
- постоянное поддержание эмоции интереса;
- совершенствование
собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;
- организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;
- отказ от вредных привычек:
употребления алкоголя и
- ДА и физическую тренировку,
постоянное поддержание
- обучение студентов методам
самоконтроля за состоянием
4. Использование физических
упражнений как средства
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.
Этот принцип стал основой
организации отдыха и в сфере
умственной деятельности, где подобранные
соответствующим образом
Не менее эффективны ежедневные
самостоятельные занятия
5. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов
К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты).
Утренняя гигиеническая
гимнастика (УГГ) является наименее сложной,
но достаточно эффективной формой для
ускоренного включения
Информация о работе Влияние физических упражнений на умственную работоспособность