Влияние физических упражнений на умственную работоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

В настоящее время теория и методика физического воспитания студентов дополняется новыми данными о воздействии дозированных физических нагрузок и обливания холодной водой на показатели умственной работоспособности студентов, о возможности комплексного использования дозированных физических упражнений и обливания холодной водой в рамках академических и самостоятельных занятий физической культурой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Двигательная активность в современном обществе ………………………....4
2. Влияние физических движений на организм…………………………………5
3. Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности…………..6
4. Использование физических упражнений как средства активного отдыха….................................................................................................................10
5. «Малые формы» физической культуры в режиме
учебного труда студентов……………………………………………………….10
6. Динамические упражнения…………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………....14
Литература ……………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Физ-ра.docx

— 37.10 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Костромской государственный  технологический университет»

Гуманитарный факультет

    

Реферат

Влияние физических упражнений на умственную работоспособность

 

                                          Исполнитель: Оракова Е.М.,

студентка  2-ого курса 

гуманитарного факультета

группы 11-ТУ-1                                                                                                                 

 

Преподаватель: Герасимова

 

 

 

Кострома 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Двигательная активность в современном обществе ………………………....4

2. Влияние физических движений на организм…………………………………5

3. Взаимосвязь мышечной  активности и умственной деятельности…………..6

4. Использование физических  упражнений как средства активного  отдыха….................................................................................................................10

5. «Малые формы» физической  культуры в режиме

учебного труда студентов……………………………………………………….10

6. Динамические упражнения…………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………....14

Литература ……………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение

Качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и  эффективности всего процесса обучения в вузе.

Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и  физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов.

Высокий уровень умственной и физической работоспособности  в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими  внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда  студентов, включающая в себя, как  обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.

В настоящее время теория и методика физического воспитания студентов дополняется новыми данными  о воздействии дозированных физических нагрузок и обливания холодной водой  на показатели умственной работоспособности  студентов, о возможности комплексного использования дозированных физических упражнений и обливания холодной водой в рамках академических  и самостоятельных занятий физической культурой.

Экспериментально показано, что студенты, занимающиеся физкультурой, существенно повышают уровень умственной работоспособности.

 

 

 

 

 

1. Двигательная активность  в современном обществе

Естественную потребность  в движениях человек удовлетворял на протяжении жизни в трудовом процессе. По мере развития научно-технического прогресса стали изменяться условия  жизни людей. Характерной особенностью этих изменений стало неуклонное сокращение доли физических усилий в  труде и быту. Стали исчезать такие  специальности как землекопы, молотобойцы, лесорубы, кузнецы, а их функции передавались комбайнам, автоматам, роботам. Рабочие  начали превращаться в операторов автоматических линий. В сфере производства и  науки все шире стали использоваться компьютеры. За короткий исторический период в 60-70 последних лет доля мышечного  труда в сфере материально  производства сократилась почти  в 200 раз.

Изменились и бытовые  условия, которые прежде требовали  значительных затрат физического труда. Появились пылесосы, полотеры, стиральные машины, освободившие человека от физических нагрузок. Экономисты подсчитали, что  на каждого жителя Земли в настоящее  время приходится в среднем около 100 различных технических устройств, подавляющее большинство которых  облегчает или заменяет физический труд.

Значительно активизировался  процесс урбанизации населения /переселение  в города. Если в середине прошлого века лишь 3% населения Земли жили в городах. то сейчас количество горожан приближается к 60%. В то время Токио был рыбацким поселком, а сейчас его население превысило 11 млн. человек. Число жителей Петербурга не превышало теперешнего в одном из его районов. Рост крупных городов привел к развитию городского транспорта (метро, трамваи, троллейбусы, автобусы), лифтов, телефонов, телевидения, что способствовало снижению двигательной активности людей. Как правило, человек после работы, добравшись домой в городском транспорте, остаток времени проводит за чтением или у телевизора. Американские исследователи установили, что увеличивающееся количество тучных школьников связано с тем, что эти мальчики и девочки проводят у телевизора в несколько раз больше времени, чем их сельские сверстники. Статистика показывает также. что патологические изменения органов кровообращения, дыхательных путей и нервной системы в городах в полтора-два раза выше, чем на селе.

Таким образом, научно-технический  прогресс, наряду с улучшением условий  жизни и работы в современно обществе, создает предпосылки для малоподвижного образа жизни. Ограничение функции  движения вызывает особое состояние - гипокинезический синдром или болезнь. Гиподинамия /или гипокинезия/ как ржавчина разъедает профессиональную работоспособность, ухудшает здоровье, сокращает продолжительность жизни. Недостаток движений - это начало болезней, ведущее место среди которых занимает сердечно-сосудистая патология: гипертония, атеросклероз, ишемия, инфаркты и др.

 

2. Влияние физических  движений на организм

Сущность влияния движений на организм состоит в следующем. Движения, даже сравнительно несложные, осуществляются при участии большого числа мышц (например, в акте дыхания  участвуют около 90 мышц). Работа одних  мышц направлена на обеспечение основного  двигательного акта (целенаправленное действие), сокращение других способствует тому, чтобы движение было координированным, деятельность третьей группы мышц создает  наиболее выгодную для данного движения позу тела путем распределения мышечного  тонуса.

Двигательная деятельность представляет собой процесс, в котором  участвуют не только мышцы, но и многие участки нервной системы от периферийных нервов - до высших центров коры больших  полушарий мозга. В работающих мышцах возникают сигналы, которые оказывают  стимулирующее влияние на ЦНС, поддерживая  работоспособность нервных центров. Систематический поток таких  сигналов положительно сказывается  на развитии и функциях мозга, состоянии  вегетативной нервной системы.

В организации движения в  качестве аппарата контроля и информации принимают участие органы чувств - анализаторы. В обеспечении движений всем необходимым участвуют сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная системы, органы пищеварения, выделения и др. Чем разнообразнее двигательная деятельность, тем совершеннее строение организма, выше уровень функциональных возможностей, продолжительнее жизнь. Например, продолжительность жизни разных видов животных, примерно одинаковых по размеру и весу, зависит от образа жизни: кролик живет в среднем 5 лет, заяц - 15; мышь - 2 года, летучая мышь - до 30; корова - 20-25, лошадь - 40-50. Продолжительность жизни пропорциональна степени двигательной активности.

 

3. Взаимосвязь мышечной  активности и умственной деятельности

Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали  импульсы от различных систем организма, массу которого почти наполовину составляют мышцы. Работа мышц создает  громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком воздействий, поддерживающих его в рабочем  состоянии. При выполнении человеком  умственной работы усиливается электрическая  активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка и чем сильнее  умственное утомление, тем более  выражено генерализованное мышечное напряжение. Связь движений с умственной деятельностью характеризуется следующими закономерностями.

Во время напряженной  умственной работы у людей наблюдается  сосредоточенное выражение лица, сжатые губы и это тем заметнее, чем сильнее эмоции и сложнее  задача, которую приходится решать. При попытках усвоить какой-либо заданный материал у человека бессознательно сокращаются и напрягаются мышцы, сгибающие и выпрямляющие коленный сустав. Происходит это потому, что  импульсы, идущие от напряженных мышц в ЦНС стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Деятельность, не требующая физических усилий и точно координированных движений чаще всего сопровождается напряжением мышц шеи и плечевого пояса, а также мышц лица и речевого аппарата, поскольку их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями, речью. Если человек быстро и долго пишет, напряжение постепенно перемещается от пальцев к мышцам плеча и плечевого пояса. Этим нервная система стремится активизировать кору головного мозга и поддержать работоспособность. Продолжительная работа вызывает привыкание к этим раздражениям, начинается процесс торможения, работоспособность снижается, поскольку кора головного мозга больше не в состоянии справиться с нервным возбуждением и оно распространяется по всей мускулатуре. Погасить его, освободить мышцы от излишнего напряжения можно с помощью активных движений, физических упражнений.

Тонус нервной системы  и работоспособность головного  мозга могут поддерживаться долгое время, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующими растяжением  и расслаблением. Такой режим движений характерен для ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках и др. Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками.

Устойчивость и активность памяти, внимания, восприятия, переработки  информации прямо пропорциональны  уровню физической подготовленности. Различные психические функции  во многом зависят от определенных физических качеств - силы быстроты, выносливости и др. Следовательно должным образом организованная двигательная активность и оптимальные физические нагрузки до, в процессе и после окончания умственного труда способны непосредственно влиять на сохранение и повышение умственной работоспособности.

Нормальная жизнедеятельность  организма возможна лишь при определенной организации разнообразной мышечной нагрузки, необходимой для здоровья человека постоянно. Она представляет собой сочетание разнообразных  двигательных действий, выполняемых  в повседневной жизни, передвижениях, организованных и самостоятельных  занятиях физической культурой, спортом  и объединенных термином «двигательная  активность».

Исследования показывают, что суммарная двигательная активность студентов в период учебных занятий  составляет 56-65%,а во время экзаменов  и того меньше - 39-46% от уровня, когда  студенты на каникулах. Именно уровень  физической нагрузки во время каникул  отражает естественную потребность  молодых людей в движениях.

Важное значение имеет определение оптимального объема двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень работоспособности. Эффект сверхвосстановления наблюдается только при оптимальных нагрузках, соответствующих уровню физической подготовленности индивида. Нейтральны по воздействию относительно малые мышечные усилия. Максимальные нагрузки могут привести к переутомлению и резкому снижению работоспособности.

Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального  состояния студентов

Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности  студентов, на преодоление и профилактику функционального перенапряжения можно  рекомендовать следующие:

- систематическое изучение  учебных предметов студентами  в семестре, без "штурма" в  период зачетов и экзаменов;

- ритмичную и системную  организацию умственного труда;

- постоянное поддержание  эмоции интереса;

- совершенствование межличностных  отношений студентов между

собой и преподавателями  вуза, воспитание чувств;

- организацию рационального  режима труда, питания, сна  и отдыха;

- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

- ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организма  в состоянии оптимальной физической  тренированности;

- обучение студентов методам  самоконтроля за состоянием организма  с целью выявления отклонений  от нормы и своевременной корректировки  и устранения этих отклонений  средствами профилактики.

 

4. Использование физических  упражнений как средства активного  отдыха

Различают отдых пассивный  и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой  организации отдыха и в сфере  умственной деятельности, где подобранные  соответствующим образом физической нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании  оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности.

Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими  упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая  оказывает благоприятное влияние  на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

 

5. "Малые формы" физической  культуры в режиме учебного  труда студентов

К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда  студентов относятся утренняя гигиеническая  гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая  гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для  ускоренного включения студентов  в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное  состояние, усиливает ток крови  и лимфы во всех частях тела и  учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет  продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки  улучшает кровообращение, укрепляет  сердечнососудистую, нервную и дыхательную  системы, улучшает деятельность пищеварительных  органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Информация о работе Влияние физических упражнений на умственную работоспособность