Влияние физических упражнений на умственную работоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

В настоящее время теория и методика физического воспитания студентов дополняется новыми данными о воздействии дозированных физических нагрузок и обливания холодной водой на показатели умственной работоспособности студентов, о возможности комплексного использования дозированных физических упражнений и обливания холодной водой в рамках академических и самостоятельных занятий физической культурой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Двигательная активность в современном обществе ………………………....4
2. Влияние физических движений на организм…………………………………5
3. Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности…………..6
4. Использование физических упражнений как средства активного отдыха….................................................................................................................10
5. «Малые формы» физической культуры в режиме
учебного труда студентов……………………………………………………….10
6. Динамические упражнения…………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………....14
Литература ……………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Физ-ра.docx

— 37.10 Кб (Скачать файл)

Ежедневная УГГ, дополненная  водными процедурами, - это эффективное  средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения  активного отдыха студентов и  повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о  том, что после второй пары учебных  часов умственная работоспособность  студентов начинает снижаться.

Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность  восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления.

Проводиться она должна в  хо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы  активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении  учебно-трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной  паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности  на 5- 9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов воз состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относи непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

В этих условиях полезными  бывают микропаузы, заполненные движением (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.

При продолжительной напряженной  умственной работе через каждые 30-60 мин. рекомендуется использовать такие  упражнения, через каждые 2 часа проводить  динамические упражнения, например, бег  на месте с глубоким ритмичным  дыханием.

 

6. Динамические упражнения

Выполнение динамических упражнений, таких как бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание связано с большим объемом  механической работы, требующей значительных затрат энергии. Физическая нагрузка интенсифицирует обмен веществ и значительно усиливает кровообращение.

При выполнении мышечной работы сердце оказывается вынужденным  выбрасывать в сосудистую магистраль во много раз больше крови, чем  в спокойном состоянии. В центральных  кровеносных сосудах повышается давление, которое способствует значительному  увеличению скорости движения крови  по всему организму.

Работы ученых последних  лет показали, что при физической деятельности интенсивность кровообращения в мышцах увеличивается в несколько  раз, а в головном мозге - лишь на несколько процентов.

В здоровом организме исключена  опасность переполнения кровью головного  мозга. Этому способствует надежная система защиты, которая пропускает к нервным клеткам такое количество крови, которое необходимо для их нормальной работы.

Таким образом, влияние на мозг интенсивной физической работы проявляется в активизации функций  соответствующих защитных систем, что  является важнейшим условием для  их тренировки и повышения работоспособности. Особая ценность таких динамических упражнений, как бег, ходьба на лыжах, передвижение с рюкзаком и т.п. заключается  в их разнообразии. Они способствуют расширению спектра действий защитно-приспособительных  аппаратов головного мозга.

 

 

 

 

Заключение

Итак, физическая культура в  вузах представлена как важнейший  базовый компонент формирования общей культуры студентов.

В настоящее время общепризнаны такие формы физической культуры, как неспециальное физкультурное  образование, спорт, физическая рекреация  и двигательная реабилитация.

Важнейшими элементами формирования физической культуры студентов становятся также мотивационная сфера личности, широта и глубина теоретических  и методико-практических знаний, умений и навыков в области физической культуры и ее видов.

Изучив теоретическую  литературу по интересующей нас проблеме, мы пришли к следующим выводам:

1. регулярные занятия физической культурой и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе при умственном труде.

2. даже несложные приемы самоконтроля перед началом регулярных занятий физкультурой и спортом позволяют выявить степень адаптации организма к физическим нагрузкам.

3. представления о природе здоровья - это континуум, где на одном полюсе располагается точка зрения о том, что здоровье – отсутствие заболеваний, идеальное состояние благополучия, собственность людей, которой можно пользоваться, нисколько не заботясь о ней; на другом – здоровье как сохраняющийся баланс, как "инструмент для использования в окружающей среде, в которой мы живем", где важной является психическая, ментальная составляющая.

Список литературы

1. Булич Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов. Ученые записки - СГУ, 2007.

2. Виленский В.И. Физическая культура студента. - М: Гардарики, 2001.

3. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в вузах. - М: Высшая школа, 2001.

4. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 86-88.

5. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов / Под редакцией Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003.

6. Разумов А., Пономаренко В., Пискунов В. Здоровье здорового человека. Основы восстановительной медицины. М.: Медицина. 1996.

7. Романенко В.А. Двигательные способности человека. - Донецк: УК Центр, 1999.

8. Сиерес Д., Гавидия В. О различных подходах к понятию "здоровье" // Школа здоровья. 1998. Т.5 №1. С. 7-16.

 

 


Информация о работе Влияние физических упражнений на умственную работоспособность