Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:51, реферат
Проблема влияния образовательной среды на здоровье человека является очень актуальной. Но в то же время эта проблема не нова. Многие ученые и педагоги обращали внимание на то, что обучение может иметь негативные последствия для здоровья учеников. Еще в середине XIX врачи установили, что анемия, неврастения, близорукость и нарушения осанки значительно чаще выявляются у школьников, по сравнению с их сверстниками, не посещающими школу. Причем количество нездоровых учеников возрастало с каждым следующим классом. Эти патологии сочли неизбежным следствием школьного образования, немецкий врач и ученый Рудольф Вирхов в своей книге «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы» (1870) выделил особую группу «школьных болезней».
1 ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 4
Гигиенические требования рациональной организации урока 11
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Сибирская
государственная автомобильно-
Кафедра «Физическое воспитание»
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Физическая культура»
На тему «Влияние образовательной среды на здоровье человека»
Работу выполнила: студентка ОПУТб-11А1
Бяшкова Виктория Сергеевна
Работу принял: зав. кафедрой
Ревенко Евгенией Михайлович
Работа принята с итоговой оценкой_____
(дата)______ (подпись)______
Омск – 2012
Содержание
Оглавление
Введение
Проблема влияния образовательной среды на здоровье человека является очень актуальной. Но в то же время эта проблема не нова. Многие ученые и педагоги обращали внимание на то, что обучение может иметь негативные последствия для здоровья учеников. Еще в середине XIX врачи установили, что анемия, неврастения, близорукость и нарушения осанки значительно чаще выявляются у школьников, по сравнению с их сверстниками, не посещающими школу. Причем количество нездоровых учеников возрастало с каждым следующим классом. Эти патологии сочли неизбежным следствием школьного образования, немецкий врач и ученый Рудольф Вирхов в своей книге «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы» (1870) выделил особую группу «школьных болезней». Основоположник гигиены Эрисман в 1891 году писал о том, что «гигиена должна требовать сокращения и упрощения учебных программ».
В данной работе описаны причины, способы выявления и предотвращения отклонений от нормы показателей здоровья у людей, привлеченных к образовательной деятельности. Так же описаны степени сравнения и характеристика понятий о здоровье. Предоставлены данные о последних экологических исследованиях, в последствии чего выявлена наибольшая степень факторов влияния на здоровье людей.
Полученные результаты позволяют учитывать их при организации мероприятий по преодолению психической дезадаптации, психосоматических нарушений и здоровьесберегающему сопровождению учебного процесса вузов.
образования
Сегодня ситуация не только не улучшилась, но пожалуй даже ухудшилась. Согласно данным, полученным разными специалистами, практически здоровыми можно признать не более 10% школьников. За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста характерны для болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой системы. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков 15-17 лет.
Самую большую группу среди школьников составляют дети, находящиеся в так называемом «третьем состоянии» - между здоровьем и болезнью. Это разнообразные функциональные нарушения, не достигающие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении механизмов адаптации и о повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя назвать здоровыми в полном смысле этого слова, ведь здоровье предполагает гармонию человека с самим собой и с окружающей средой.
О том, что же такое здоровье, ученые задумались не так давно. Много веков эта проблема была в компетенции медиков, внимание которых было в большей степени направлено на болезнь, здоровье понимали как отсутствие болезни. В то же время еще Авиценна (арабский ученый X-XI веков) и Гиппократ (Греция, до н.э.) выделяли несколько градаций здоровья, а Гален сформулировал понятие «третьего состояния» – переходного между здоровьем и болезнью. Большой вклад в развитие проблемы здоровья внесли военные медики, работающие с водолазами, космонавтами и другими людьми, подвергающимися экстремальным воздействиям. Им требовалось оценивать «крепость здоровья» подопечных. В связи с эти появилось понятие «донозологическая диагностика».
Сегодня существует и развивается наука о здоровье человека – валеология, основоположником которой стал ученый из Владивостока И. И. Брехман. Изучая адаптогены, он пришел к мысли о необходимости изменить стратегию здравоохранения: от лечения болезней перейти к управлению здоровьем человека. Его первая монография: «Введение в валеологию – науку о здоровье» вышла в 1987 году. Брехман считает, что наука о здоровье должна быть интегральной, формируясь на основе медицины, экологии, биологии, психологии и других наук о человеке.
Здоровье – сложная категория, представляющая собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды. Согласно «Уставу ВОЗ» – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. С одной стороны, здоровье понимают как интегральную характеристику организма, влияющую характер взаимодействия со средой, на адаптацию к ней, а с другой – как результат приспособления к условиям существования. Согласно другому определению, здоровье рассматривают как способность человека к полноценному выполнению основных социальных функций.
Для выражения состояния здоровья человека используются понятия «норма», «стресс», «болезнь», «смерть».
Норма – состояние, когда поддержание гомеостаза полностью обеспечивается имеющимися резервами и восстановительными процессами.
Стресс – общая
приспособительная реакция
Болезнь – особое состояние организма, характеризующееся серьезным нарушением гомеостаза и развитием на этом фоне специфических приспособительных реакций, например, воспаления, направленных на восстановление нормального состояния.
Смерть – полное прекращение всех обменных процессов в организме, потеря им системных свойств, вследствие неспособности приспособительных механизмов обеспечить поддержание и восстановление гомеостаза.
На разных исторических этапах люди в большей степени страдали от разных болезней. Наши древние предки мучились от заболеваний зубов и опорно-двигательного аппарата, а причиной их смерти чаще всего являлись травмы, полученные на охоте, многие погибали от голода. Длительный период наибольшую угрозу представляли инфекционные болезни. Сегодня основой заболеваемости населения развитых стран являются хронические неинфекционные заболевания. Это артериальная гипертония, другие заболевания сердечно-сосудистой системы, нервные, эндокринные, иммунные заболевания. Для их профилактики используется концепция «факторов риска». Инструментом ее реализации выступает скрининг (просеивание) – выявление групп риска среди здорового населения и проведение профилактических мероприятий.
2.1 Состояние окружающей среды и здоровье человека
ВОЗ по данным 80-х годов XX века установила значение факторов риска для здоровья человека. Первое место занимает образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, неправильное питание, вредные условия труда, стрессы, низкий образовательный и культурный уровень) на 50% определяют продолжительность жизни человека. Генетика и биология человека, предрасположенность к развитию заболеваний – 20%; внешняя среда – природно-климатические условия, загрязнения воздуха, воды, почвы, резкая смена погоды, повышенное космическое и другие излучения – 20%; здравоохранение (низкое качество медицинской помощи, неэффективные оздоровительные мероприятия) – 10%.
Однако к настоящему времени ситуация изменилась. Из-за существенного ухудшения экологической ситуации в ряде регионов России к 2005 году роль экологических факторов возросла до 40%, влияние генетического фактора из-за негативного изменения генофонда людей возросло до 30%, при этом до 25% снизилось значение образа жизни и до 5% - роль медицины.
Таким образом, сегодня на первое место на степени влияния на здоровье человека уверенно выходит состояние окружающей среды. Согласно модели русского эколога Николая Реймерса, в системе окружающей среды человека можно выделить 4 взаимопроникающие и взаимосвязанные подсистемы: природную среду; среду, порожденную агротехникой (квазиприрода); искусственную среду (артеприрода) и социальную среду.
2.2 Социальные факторы в жизни современного человека
Социальная среда, прежде всего, представляет собой культурно-психологический климат, который создается из взаимного влияния людей, непосредственного или с помощью средств материального, энергетического и информационного воздействия. Характеристиками социальной среды могут служить: экономическая обеспеченность, гражданские свободы, степень уверенности в завтрашнем дне, моральные нормы, свобода общения и самовыражения, возможность пользоваться культурными и материальными ценностями общества и т.п.
Многочисленные авторы отмечают, что современный человек, особенно житель города, большую часть своей жизни проводит в искусственно созданной среде. При этом огромное влияние на его состояние оказывают информационные взаимодействия с другими людьми.
Подчеркивая роль социальных факторов в жизни современного человека, ученые говорят, что о двух характерных тенденциях изменения окружающей среды человека: урбанизации и социализации. Ученые особо выделяют жизненную среду человека, которая состоит из социально-бытовой, рекреационной и производственной сред. Для школьников, как и для педагогов, производственной средой становится образовательная среда конкретного учебного заведения. Именно эта среда, в которой мы проводим значительную часть своей жизни. Может стать источником оздоровления, но чаще становиться причиной снижения уровня здоровья (с 1 по 8 класс число здоровых детей снижается в 4 раза).
Среди причин такого положения выделяют следующие обстоятельства:
- стрессогенные технология проведения уроков и оценки знаний;
- недостаток физической активности;
- чрезмерная интенсификация
- невозможность для многих
- несоблюдение элементарных
- неправильная организация
- недостаточный уровень
- низкий уровень культуры
Возрастающая интенсификация учебного процесса, значительные нервно-психические нагрузки на фоне ограниченной двигательной активности вызывают напряжение механизмов адаптации. Адаптация к учебной нагрузке включает в себя биологические, психологические и социальные компоненты. В ходе адаптации наблюдается напряжение центральной нервной системы, что может привести к снижению защитного потенциала организма и к развитию дезадаптации.
В течение всего периода обучения школьники испытывают повышенные информационные нагрузки, при этом умственная работоспособность является важным критерием успешной адаптации. Анализ литературы свидетельствует, что под воздействием учебных нагрузок у многих учеников психоэмоциональная напряженность, развиваются стресс и утомление. Напряжение сопровождается повышением тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, при этом происходит изменение вегетативных показателей – физиологических коррелятов тревоги: увеличиваются частота сердечных сокращений, возрастает систолическое артериальное давление.
К концу учебного дня у большинства учеников появляются признаки утомления: уменьшается объем памяти и внимания, снижается артериальное давление и частота сердечных сокращений, возрастает время сенсомоторной реакции, ослабляются процессы торможения в ЦНС. Эти сдвиги связаны с активацией парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и особенно заметны во второй половине рабочей недели. Информационная перегрузка головного мозга может привести к развитию невроза.
2.3 Предотвращение наступления утомления
Для предотвращения наступления утомления у школьников необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание, то есть привыкание к учителю и к предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут для младших школьников, 20-25 минут для среднего звена, 25-30 минут для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает предутомление, или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, в котором работоспособность школьников заметно падает, еще больше снижается интерес к происходящему в классе. От урока к уроку утомление будет накапливаться, переходя в состояние переутомления, с которым невозможно справиться только педагогическими методами. Предотвратить наступление утомления может смена вида деятельности, особенно полезны физкультминутки.
Информация о работе Влияние образовательной среды на здоровье человека