Влияние образовательной среды на здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:51, реферат

Описание работы

Проблема влияния образовательной среды на здоровье человека является очень актуальной. Но в то же время эта проблема не нова. Многие ученые и педагоги обращали внимание на то, что обучение может иметь негативные последствия для здоровья учеников. Еще в середине XIX врачи установили, что анемия, неврастения, близорукость и нарушения осанки значительно чаще выявляются у школьников, по сравнению с их сверстниками, не посещающими школу. Причем количество нездоровых учеников возрастало с каждым следующим классом. Эти патологии сочли неизбежным следствием школьного образования, немецкий врач и ученый Рудольф Вирхов в своей книге «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы» (1870) выделил особую группу «школьных болезней».

Содержание работы

1 ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 4
Гигиенические требования рациональной организации урока 11

Файлы: 1 файл

физ раsovet_4.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Гигиенические требования рациональной организации  урока

 

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной  деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность  разных видов деятельности

Не более 10 минут

11-15 минут

Более 15 минут

4

 

Наличие эмоциональных  разрядок

2-3

1

Нет

     

5

Физкультминутки

Две за урок, состоящие  из 3 легких упражнений по 3-5 повторений каждого

Одна за урок с недостаточной  нагрузкой

Отсутствуют

6

Психологический климат

Преобладают положительные  эмоции

Урок эмоционально индифферентный, имеются случаи отрицательных эмоций

Преобладают отрицательные  эмоции

7

Время снижения учебной  активности

Не ранее, чем через 40 минут

Не ранее, чем через 35-37 минут

Менее, чем через 30 минут


 

Уровень адаптации к  образовательной среде может  быть различным. У школьников с удовлетворительной адаптацией субъективная оценка здоровья высокая, уровень тревожности низкий, хотя периодически проявляются жалобы на усталость, снижение общего самочувствия. Признаками дезадаптации являются повышенная тревожность, депрессивные реакции, нарушения вегетативной регуляции, ослабление иммунитета, рост заболеваемости. Наибольшее количество лиц с признаками дезадаптации выявляется среди учеников начальной школы, а также в выпускных классах. Однако при исследовании обучающихся восьмых классов в середине второй четверти (в начале и середине декабря) у 25% были диагностированы выраженные признаки тревоги, а у 38% - признаки депрессии.

Повышенная эмоциональная возбудимость, препятствующая эффективной саморегуляции, затрудняет адаптацию школьников. В то же время слишком низкая тревожность в процессе обучения также не способствует успешной адаптации. Показано, что низкая тревожность характерна для слабо успевающих учеников, тогда как у хорошо успевающих она выше в процессе обучения и возрастает при сдаче экзаменов, во время контрольных работ и устных ответов. Это объясняется сочетанием высокой учебной мотивации с эмоциональной вовлеченностью, в основе которой лежит функциональное взаимодействие  коры больших полушарий и лимбической системы.

Состояние здоровья учеников является результатом адаптации к условиям обучения и в то же время фактором, влияющим на успешность адаптации. Школьники с нормальным физическим и психическим развитием легче переносят учебные нагрузки, лучше адаптируются при переходе на новую ступень обучения или в новую школу. На эффективность адаптации школьников могут влиять индивидуальные особенности, среди которых отмечаются  конституция, свойства нервной системы, темперамент, акцентуации характера, самооценка, мотивация, волевые качества, интеллект, креативность, исследовательское поведение.

Особое внимание следует уделить  здоровью педагогов. Профессиональное здоровье – способность человека сохранять защитные и компенсаторные свойства, которые обеспечивают его работоспособность в условиях профессиональной деятельности. В тех профессиях, которые связаны с высоким физическим и умственным напряжением, мощность профессионального здоровья связана с биологическим возрастом. По данным исследований, школьные учителя занимают по заболеваемости более благополучное положение, чем, например, шахтеры или работники химических производств, но значительно менее благополучное, чем банковские служащие и научные работники. Работа учителя характеризуется не только постоянными нагрузками на голосовые связки и сосудистую систему ног, но и постоянным психоэмоциональным напряжением.  Для поддержания высокой работоспособности учителю необходимо специально заботится о своем физическом здоровье и психическом состоянии. Помогают пережить стресс:

- позитивное позиция, концентрация  мыслей и энергии на том,  что предстоит сделать, а не  на допущенных ошибках, неудачах;

- оптимистическая установка: вера  в успех, неизбежность изменений к лучшему;

- состояние собранности, решимости  добиться результата;

- адекватная оценка ситуации  и своего состояния, что может  быть сложно в состоянии стресса.

К основным путям преодоления стресса  относят всего четыре: любовь, творчество, стремление к достижению глобальной цели жизни, кардинальное изменение образа жизни и привычек, что западные психологи советуют делать раз в пять-семь лет для предупреждения старения.

Немецкий философ Шопенгауэр отмечал, что здоровье является главным  условием человеческого счастья. Действительно, для здорового человека все в жизни становится источником радости, а больному никакие внешние блага не могут доставить удовольствие. Нарушение состояния здоровья существенно сказывается на настроении, снижая его и вызывая развитие депрессивных реакций. Но существует и обратная зависимость: отрицательные эмоции негативно влияют на состояние здоровья. В то же время, любые положительные эмоции, все, что улучшает настроение, благотворно влияет на наше здоровье.

В марте проведено исследования связи эмоциональных состояний с уроками в одном из десятых классов. Использовался метод цветовых ассоциаций: ученикам предлагалось определить сначала «цвета уроков», а затем – «»цвета эмоций». С использованием многомерной статистики (кластерный анализ) было выделено две четко отделенные друг от друга группы эмоций. С каждой группой оказались связаны определенные уроки. К первой группе, включающей отрицательные эмоции, оказались близки 10 учебных предметов, а ко второй группе – всего пять. Учитывая современные представления о влиянии эмоций на здоровье, можно уверенно утверждать, что на уроках из первой группы ученики оставляли частицы своего здоровья, а на уроках второй группы – улучшали свое состояние. А учитывая тот факт, что эмоциональный климат урока влияет на всех участников образовательного процесса, то же самое можно сказать и о преподавателях.

Ученые утверждают, что  оптимальная ситуация для реализации жизненной активности и хорошего самочувствия: не просто пребывание в комфортных условиях, а благополучие, которое обеспечивается успешной деятельностью. Для здоровой жизнедеятельности и реализации своих возможностей огромное значение имеет понимание человеком смысла жизни, своего призвания или предназначения. Наличие ценностных ориентаций, особенно, побуждающих человека к деятельности, оказывает исключительно оздоровительное воздействие.  Для здоровья благоприятна любая форма заинтересованности, даже кратковременная, исключительный позитивный эффект связан с реализацией творческой активности. По данным ряда авторов, веселые, оптимистически настроенные, испытывающие чувство благополучия и счастья люди не только  ощущают себя более здоровыми, но и являются таковыми. Особое оздоровительное значение придается ощущению счастья. В соответствии с этим для улучшения здоровья рекомендуется повысить уровень личного счастья.

Для сохранения и укрепления здоровья необходимо им управлять. Процесс  управления состоит из следующих этапов:

- оценка и прогноз  состояния объекта, 

- формирование и реализация программы управляющих действий,

- анализ эффективности  управления.

Оценить здоровье количественно  можно с помощью разных показателей: биохимических, иммунологических, антропометрических, физиологических, психологических. Наиболее чувствительными являются психологические методы, которые позволяют выявить состояние нервно-психического напряжения, тревоги и депрессии, которые появляются уже на стадии предболезни или в состоянии стресса. Поскольку реакция стресса является универсальным ответом организма на любые воздействия, вызывающие отклонения от гомеостаза, мониторинг нервно-психического напряжения школьников и педагогов позволит своевременно выявлять возникающие проблемы. Конечно, для осуществления следующего шага: планирования и реализации управляющих воздействий, необходимо глубокое изучение причин, вызывающих повышение нервно-психического напряжения участников образовательного процесса в каждом конкретном случае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе описаны  причины, способы выявления и предотвращения отклонений от нормы показателей здоровья у людей, привлеченных к образовательной деятельности. Так же описаны степени сравнения и характеристика понятий о здоровье. Предоставлены данные о последних экологических исследованиях, в последствии чего выявлена наибольшая степень факторов влияния на здоровье людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1.  Апанасенко Г.Л Попова Л.А; Медицинская валеология. Феникс;

2000г . 

  1. 2.Щербина В.А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза; Москва, Международная педагогическая академия 2007 г.
  2. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. №2.
  3. Семикин Г.И. Комплексное валеологическое сопровождение учебного процесса: Технология и система «Валео-МГТУ» для обеспечения скрининга и мониторинга медико-социального благополучия учащихся и сотрудников в вузе // Валеология. 2002. №4.
  4. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема // Высшее образование в России. 1996. №2.

 


Информация о работе Влияние образовательной среды на здоровье человека