Восточные единоборства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 09:03, реферат

Описание работы

К сожалению, не все четко представляют себе, что же такое боевые искусства. Часто мнения складываются из слухов, небылиц, которых ходит более чем достаточно, и просто неточной информации.
Мой реферат не претендует на уникальность, полноту освещения темы и первичность, оригинальность. Главная его задача — составить у читатилей представление о феномене боевых искусств. Ну а насколько это удалось — судить уже вам...

Файлы: 1 файл

Восточные единоборства.docx

— 58.31 Кб (Скачать файл)

Не случайно иероглиф «У» в слове «ушу» состоит из двух частей-графем: «джи»- остановить и «гэ»- клевец. Таким образом, иероглиф в его ранней трактовке обозначал « предотвратить атаку клевцом». Методы работы с оружием долгое время доминировали при подготовке воинов. Кулачное искусство не пользовалось особой популярностью, так как сколь мастерски бы не владел воин ударами руками и ногами, все равно он заметно уступал человеку, вооруженному копьем или мечом. Как отдельный вид боевых упражнений кулачное искусство впервые начинает упоминаться со 2-3 веков до нашей эры под названиями «бянь» и «шоубо» (современное значение - «борьба»). Раньше всех оформились два вида борьбы - цзюэли и цзюэди. В период правления ханьского императора У-ди (Воинственный) различные виды единоборств были объединены понятием «цзюэди» - «вступать в схватку». Сюда вошли цзюэли, шоубо, а также борьба шуайцзяо.

Если воинские искусства стали  первым истоком ушу, то его вторым истоком стали, безусловно, системы  внутренней тренировки, психопрактики  и регулирования циркуляции внутренней энергии ци. Практически нет такого стиля ушу, который не включал бы в себя раздел, называемый «нэйгун» (внутренняя работа).

На протяжении своей долгой истории  «внутреннее искусство» имело несколько  десятков названий. Одно из последних названий, широко распространенное сегодня, - «цигун» (достижение мастерства в управлении ци).

Нэйгун отнюдь не включает в себя только дыхательные упражнения. Они  представляют собой лишь малую вспомогательную  часть внутреннего искусства, которое в основном базируется на работе сознания, стимулируемого творческим посылом - волей.

Два последних века принесли в китайскую  культуру много изменений, в то же время это период бурного расцвета стилей, школ, направлений ушу. До XVIII века многие стили не имели своего названия и обобщенно назывались «чанцюань» (длинный кулак). Разделение всех стилей на «Длинный кулак» и «Короткие удары» появилось едва ли не одновременно с формированием самих стилей ушу, приблизительно в XIV веке, и до сих пор многими мастерами считается хотя и самой простой, но при этом самой разумной схемой. К категории  «Длинного кулака» относили те стили, в которых бой велся на дальней и средней дистанции, а при ударах руки выпрямлялись почти полностью. Эти стили характеризовались глубокими, растянутыми стойками, что было эффективно для боя на дальней дистанции. «Короткие удары» объединяли  стили, в которых предпочтение отдавалось поединку на ближней дистанции, когда в момент удара рука оставалась согнутой, а удары ногами наносили не выше живота, чаще всего по ногам. Долгое время название «Чанцюань» было обобщающим термином для сотен непохожих стилей и направлений. Например, даже тайцзицюань первоначально назывался Чанцюань. Лишь с XVIII века началась более подробная дифференциация стилей, у которых появились собственные названия.

Еще одной системой классификации  стало деление на внутренние и  внешние направления ушу. Традиционно  к внутреннему направлению относят  три основных стиля: тайцзицюань («Кулак Великого предела»), багуачжан («Ладонь  восьми триграмм») и синьицюань («Кулак формы и воли»), обладающие сложной теорией и базирующиеся на многообразных философских построениях о сущности вселенских трансформаций. Все остальные стили, в том числе и знаменитый шаолиньцюань, относят к внешним направлениям.

Еще одна классификация подразделяет все ушу на три больших направления: шаолиньское, уданское и эмейское.

Шаолиньское направление считается  самым крупным и насчитывает  свыше 360-ти основных  стилей. Оно  связано со знаменитым Шаолиньским  монастырем, построенным в 495 году в северо-западной части уезда Дэнфэн провинции Хэнань, недалеко от священных гор Суншань.

Уданское направление возникло в горах Удан, находящихся в  северо-западной части провинции  Хубэй, которые издревле считались  крупным даосским центром. Именно здесь, по легендам, жил мифологический создатель тайцзицюань  даос Чжан Саньфэн (XIII в.).

Последнее направление, эмэйпай, возникло в горах Эмэй, которые располагаются  в юго-западной части уезда Эмэй провинции Сычуань. В Эмэйских горах, с одной стороны, развивались чисто местные мистические школы ушу, а с другой стороны, в XVII веке сюда приходят боевые искусства, используемые для обучения в армии. Эти два потока - мистическо-внутрений и внешне-прикладной - сливаются, и на их пересечении складывается окончательный вид эмэйского направления ушу.

Еще одно разделение ушу, «южно-северное», возникло где-то в середине XVII века. Южными считались стили, практиковавшиеся к югу от Янцзы, северными, соответственно, - к северу. Основными представителями южной группы считались стили уданского направления, а северной - шаолиньского. Все стили, которыми занимались на юге Китая в провинциях Гуандун, Фуцзянь, Хунань, Чжецзянь и других, стали относить к «Южному кулаку» (наньцюань).

Ни одна из систем классификации не является буквальной, смысл их создания определен мифологическим характером китайской традиции. Они созданы для того, чтобы зафиксировать ушу как некий целостный механизм в пространстве культуры.

2.2. Джиу-джитсу

Термин "Джиу-джитсу" означает буквально - техника или искусство гибкости, мягкости, уступчивости. Однако все эти термины подразумевают один и тот же принцип - общий путь применения технических приемов, использования человеческого тела в качестве основного инструмента в поединке без оружия. Практическое применение заключается в том, чтобы гибко и разумно приспосабливаться к стратегическим маневрам противника и использовать заключенную в них силу для победы над ним или, по меньшей мере, для нейтрализации его атаки. Наставники прибегают к выражениям вроде того, что "поддаться - чтобы победить", "ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его" и что "гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным". В технический арсенал включены захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работа с различным оружием. Ударная техника включала в себя тычковые и рубящие удары по уязвимым местам. Занятия джиу-джитсу - отличная форма физической тренировки, которая способствует увеличению гибкости тела, координации, выносливости и силы. Занятия помогают приобрести уверенность в себе, психологическую устойчивость и способность адекватно действовать в экстремальных ситуациях.

2.2.1. История развития и особенности джиу-джитсу

Джиу-джитсу (иное произношение: "дзю-дзютсу") - вид самурайского единоборства, возникший  в средневековой Японии.

Первое упоминание о джиу-джитсу относится к XI веку, однако широкое  распространение оно получило только в XVI - XVII веках. Изначально оно представляло собой борьбу в тяжелых воинских доспехах без оружия или с использованием подручного оружия. Этот стиль самообороны появился как следствие запрета на ношение оружия всем сословиям, за исключением самураев. Боевая техника на этом этапе включала болевые приемы и захваты рук, броски через грудь, спину или колено, подсечки и освобождения от захватов. С изобретением огнестрельного оружия и полным отказом от доспехов в технику ведения рукопашного боя добавились тычковые и рубящие удары по уязвимым местам противника. Эта система была наиболее близка к современному джиу-джитсу.

Термин джиу-джитсу появился в XVI веке как общее название всех видов  рукопашного боя. Он соединяет в  себе два понятия: Джиу (или Дзю), что в переводе означает "мягкость", "гибкость", в отличие от жестокости и твердости, и Джитсу (Дзютсу), что значит "техника", "искусство". Таким образом, Джиу-джитсу можно назвать "искусством мягкости" или "мягкой техникой".

Для понимания сущности джиу-джитсу также важно знать, что Дзю  является одним из древних принципов даосской философии, означающим отказ от грубого противоборства сил и призывающим использовать силу противника для проведения приемов. Поэтому основу ведения боя по системе джиу-джитсу составляют приемы по выведению противника из равновесия при помощи различных захватов. Натиску противника уступают до тех пор, пока тот не оказывается в безвыходном положении, тогда его сила и действия обращаются против него самого. Основной принцип Джиу-джитсу - "поддаться, чтобы победить". Наиболее ярко его иллюстрируют выражения: "Ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его" и "гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным".

Некоторые историки полагают, что  искусство джиу-джитсу было занесено в Японию из Индии в V-VI веках н.э. благодаря буддистскому монаху Бодхидхарма (Дарума), однако по традиции принято считать, что первая школа рукопашного боя, близкого по технике к современному Джиу-джитсу, была основана Такеноучи Хисамори в 1532 году.

К концу XVII века насчитывалось уже более 700 школ джиу-джитсу, которые различались постановкой дыхания, способами распределения энергии, базовыми стойками, а также самой техникой ведения боя: в одних упор делался на удары ногами и руками, а в других - на технику бросков и удержания. Однако, несмотря на различия, общих черт было гораздо больше. Впоследствии они послужили для создания таких универсальных систем борьбы, как дзю-до (мягкая техника, использующая, в основном, броски на землю и захваты) и айкидо (гармоничная техника, использующая броски, технику ведения боя с оружием, а также воздействия на болевые точки).

На протяжении более трех веков  искусство джиу-джитсу имело элитарный  характер, культивировалось только в  семейных кланах самураев. Простолюдинам  категорически запрещалось изучать джиу-джитсу. Несмотря на то, что в наши дни школы джиу-джитсу существуют во всем мире, полностью это искусство можно изучить лишь в семейных японских школах.

По традиции, процесс обучения джиу-джитсу состоял из трех этапов. На первом этапе ученик принимался в школу, что осуществлялось только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств.

В России система джиу-джитсу появилась во время русско-японской войны 1905 года. На рубеже XIX-XX веков джиу-джитсу проникает на Запад и приобретает там большую популярность, причем сначала наибольшее распространение получило классическое джиу-джитсу, а затем стали возникать новые стили, вбиравшие в себя как традиционные, так и современные методы.

Классическая техника джиу-джитсу включает различные болевые захваты  и замки рук с последующим  броском и удержанием, удушающие  приемы и большое количество шоковых  и парализующих точечных ударов. Особое внимание уделяется отработке приемов с подручным оружием: тростью, веером, зонтиком, плащом, шарфом или стулом. Вместе с тем, джиу-джитсу является открытой системой, впитывающей в себя приемы, характерные для других боевых искусств. Несмотря на то, что в основе всех стилей лежат вековые традиции, выработанные на родине джиу-джитсу, школы дзю-дзюцу в разных странах приобретают ярко выраженный национальный оттенок.

Эта система не устанавливает жестких  рамок для боевого стиля, при  этом отдавая приоритет технике самообороны. Использующие технику джиу-джитсу могут самостоятельно выбирать приемы и методы борьбы и использовать их без ограничений.

Современное искусство джиу-джитсу включает в себя приемы, которые  можно использовать в реальной ситуации, поскольку оно основано на технике ведения боя в любых условиях с любым противником. В нем используются броски, захваты и удушения, а бой ведется до полной победы над противником.

2.3. Дзю-до

"Дзю-до" спортивное единоборство, созданное японским педагогом  Кано Дзигаро. Является самым известным и популярным в мире видом восточных единоборств. Дзю-до было создано на основе синтеза многих школ Джиу-джитсу, исключив ударную технику и приемы, угрожающие жизни человека, но оставшись могучей боевой школой. Несмотря на то, что в искусстве мастера Кано основной упор сделан на более широкие этические соображения, рожденное в суровой соревновательной атмосфере своего времени и находившееся под ее воздействием, оно зарекомендовало себя как самый изощренный и при этом практически эффективный боевой метод, основанный на принципе ДЗЮ. 
Дзю-до предлагает богатый репертуар технических приемов не только пассивной податливости в буддийском смысле, но также в качестве активного принципа контратаки, которые делают Дзю-до необычайно эффективным, независимо от того, используется оно в реальном бою или на соревнованиях.

2.3.1. История развития и особенности дзю-до

Каждый вкладывает в понятие  дзю-до особый смысл. Для одних это  игровой вид спорта или фитнес-программа, для других это искусство, эффективный способ защиты от нападения в бою, для третьих - это способ жизни.

Дзю-до является одним из видов  японских боевых искусств, возникшим  на основе дзю-дзюцу в 80-х годах XIX века. Технически дзю-до представляет собой разновидность борьбы.

Основателем боевого стиля дзю-до является профессор японского императорского университета Дзигоpо Кано. Изучив все существующие школы и стили джиу-джитсу, он объединил и систематизировал все лучшее в них, добавил разработанные им самим приемы, а на этой основе создал новое боевое искусство. Из борьбы были исключены наиболее опасные приемы, что сделало дзю-до безопасным, увлекательным и популярным видом спорта.

Термин дзю-до складывается из двух понятий. "Дзю" означает "скромный, мягкий", а "до" - путь. Поэтому термин дзю-до можно трактовать как "путь мягкости, податливости, умение уступать во имя конечной победы". Именно так понимал его сам Кано.

Основным принципом единоборства Кано считал почтительное отношение  к сопернику. Сущность теоретической  основы дзю-до можно выразить старой японской пословицей: "Мягкость одолеет силу и зло". По идее Кано, уклонение от ударов противника рано или поздно заставит его потерять равновесие, вследствие чего он не сможет правильно воспользоваться своей силой и потерпит поражение. Из заключений мастера Кано следует, что в дзю-до не обязательно обладать большой физической силой, потому что основная цель бойца - лишить своего соперника точки опоры, использовать его силу против него самого. Только в этом случае возможно одолеть любого противника, при этом не затрачивая на это больших усилий.

Свою первую школу дзю-до под  названием "Кодокан", или "Дом  постижения пути" Кано основал после  окончания университета. Всего за пять лет эта школа завоевала  общее признание, благодаря достойному поведению учеников, глубине философских идей и благородству целей. 1882 год - год основания школы "Кодокан" - считается годом возникновения дзю-до.

Дзигоро Кано разработал методику тренировок бойцов, которая используется спортсменами и по сей день. Он использовал различные приемы, стремясь к тому, чтобы система была наиболее простой, практичной и безопасной. В итоге была создана борьба, максимально эффективная при минимальных затратах психической и физической энергии.

Искусство дзю-до приобрело популярность далеко за пределами Японии. В конце XIX - начале XX века дзю-до получило развитие в США, Франции, Нидерландах, ФРГ, КНДР, ГДР и др. В 1964 году дзю-до было включено в программу Олимпийских игр.

Информация о работе Восточные единоборства