Возникновение и развитие гимнастического движения в Скандинавских странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Процесс формирования национальных систем физического воспитания проходил в начале XIX века на основе развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии. Рост промышленности, науки и техники, военного дела привел к необходимости улучшения всего дела воспитания и образования молодежи. Это явилось одной из главных причин возникновения гимнастических и спортивно-игровых систем физического воспитания.

Содержание работы

1. Возникновение и развитие гимнастического движения в Скандинавских странах во второй половине XVIII-XIX в. Содержание шведской системы гимнастики.
2. Тенденции развития и основные проблемы современного международного движения. Функции спортивных международных организаций.
3. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ИФК.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Известный теоретик физической культуры и спорта Л.П.Матвеев, в частности, отмечает: "...Профессионализм отнюдь не чужд олимпийскому спорту - при достаточно высоком уровне развития спорта высших достижений, в том числе олимпийского, закономерно происходит профессионализация спортивной деятельности и образа жизни тех спортсменов, кто на деле проторяет пути к новым спортивным достижениям всечеловеческого масштаба и является их носителем. Положения Олимпийской хартии, противоречащие этому (правило 26 вместе с разъяснениями к нему), подлежат принципиальному пересмотру". Далее он говорит об уточнении некоторых терминов и понятий: "...не подчиненный коммерции спорт высших достижений, конечно, далеко не во всем подобен тому профессиональному спорту, какой функционирует в сфере бизнеса. Для их терминологического разграничения первый можно назвать "супердостиженческим", второй - профессионально-коммерческим". Различия заключаются главным образом в целевых установках: в первом случае направленность на высокие спортивные достижения, во втором - получение финансовой прибыли, доходного предпринимательства. Отсюда следуют различия в особенностях как соревновательной, так и тренировочной деятельности в этих разных типах спорта.

В новой редакции Олимпийской хартии (введена в 1995 г. решением 104-й сессии МОК) правило 26 ликвидировано, а правило 45 называется "Кодекс допуска". В нем говорится: "Чтобы быть допущенным к участию в Олимпийских играх, спортсмен должен выполнять правила Олимпийской хартии, а также правила соответствующей МСФ, одобренные МОК, и быть заявленным своим НОК". Это правило дополнительно разъясняется пятью специальными пунктами. В "Кодексе" отсутствуют понятия "любительский" и "профессиональный" спорт.

Первой спортивной организацией, которая начала действенную борьбу против применения допинга, был МОК. Начиная с Игр XIX Олимпиады (1968 г., Мехико) допинг-контроль стал проводиться специально созданной при МОК Медицинской комиссией. Она была образована в 1967 г. В настоящее время (положение на 1998 г.) на всех континентах мира создано 27 лабораторий, которые осуществляют анализ проб на употребление допинга. Долгое время МОК и несколько МСФ оставались единственными из МСО, кто вел борьбу с "чумой XX в.". На Олимпиаде-88 в Сеуле был дисквалифицирован один из самых знаменитых спортсменов мира - канадский спринтер Бен Джонсон. После этой Олимпиады все МСФ, НОК подключились к борьбе с допингом. К сожалению, неприятность произошла и с нашей известной спортсменкой, шестикратной олимпийской чемпионкой Л.Егоровой на чемпионате мира по лыжному спорту 1997 г. в норвежском городе Тронхейме. После случая с Б.Джонсоном, пожалуй, мир не знал столь громких дисквалификации, как в инциденте с Л.Егоровой. Она была дисквалифицирована и лишена золотой медали за употребление допинга. Негативное отношение мировой спортивной общественности к успехам российских лыжников скрасила наша замечательная спортсменка Е.Вяльбе, любимица норвежцев - огромных почитателей лыжного спорта, выигравшая на этом первенстве мира все дистанции. В день женской эстафеты 4×5 км она вышла к 80-тысячному стадиону и сказала простые и понятные всему миру слова: "Уважаемые норвежцы, король! Я хочу извиниться за члена нашей команды Любовь Егорову, извиниться за то, что российская команда невольно омрачила этот великолепный праздник. Но вы должны знать, что команда не имеет к этому поступку Любы никакого отношения. Мы хотим бороться и будем бороться с соперниками честно. Я и мои подруги по команде перед вами и собственной совестью чисты. И пусть сегодня победит сильнейший!" Это искреннее обращение к многочисленным болельщикам было встречено громом аплодисментов.

МСО держат эту проблему под контролем. Сейчас, если спортсмена "поймали" на употреблении допинга на Олимпийских играх, его лишают права дальнейшего участия в них, результат его, естественно, аннулируется. А потом уже наступают санкции соответствующих МСФ. В настоящее время действует Международная хартия по борьбе с допингом в спорте, которой руководствуются все правительственные и неправительственные спортивные организации.

В начале 2000 г. в МСД для контроля за употреблением запрещенных МОК препаратов создано Всемирное антидопинговое агентство.

Проблема терроризма и крупных трагедий на спортивных аренах не относится к числу чисто "спортивных". Крупные международные спортивные форумы - Олимпийские игры, чемпионаты мира и континентов и т.п. - создают "идеальные условия", где могут "проявить себя" международные террористы. Такую акцию провели члены палестинской террористической организации "Черный сентябрь" на Олимпиаде-72 в Мюнхене.

Крупные трагедии на стадионах мира обычно происходят во время проведения футбольных матчей. Основные причины здесь - плохая предварительная продуманность организации крупных спортивных мероприятий, массовые беспорядки среди зрителей, технические издержки спортивных сооружений и т.п. За последние 30 лет произошло более 10 крупных трагедий. Например, в 1964 г. во время футбольного матча в Лиме (Перу) погибло 320 человек и около 1000 были ранены; в 1982 г. в Лужниках во время футбольного матча московского "Спартака" с голландским "Хаарлемом" в розыгрыше Кубка УЕФА давка болельщиков стала причиной гибели около 70 человек; в 1989 г. на стадионе английского города Шеффилда во время футбольной встречи между клубами "Ноттингем Форест" и "Ливерпуль" в возникшей на трибунах давке (в переполненный сектор втиснулось еще около 2 тыс. зрителей) погибло 94 человека, около 200 были ранены.

Указанная проблема всегда будет злободневной, она требует четких и продуманных действий организационных комитетов по подготовке и проведению крупных международных соревнований.

Период 1992 - 1996 гг. характерен тенденцией уменьшения количества противоречий и проблем внутри самого мощного МСД - олимпийского, однако остается ряд острых нерешенных вопросов, и прежде всего нет заметных признаков уменьшения случаев употребления допинга спортсменами, существует проблема неадекватных условий при подготовке и проведении Игр, в МОК по-прежнему представлены лишь чуть более 40 % Национальных олимпийских комитетов.

К середине 90-х гг. обозначились еще две новые проблемы - выбора городов для проведения Олимпийских игр и олимпийского образования.

Проблема процедуры выбора городов-кандидатов на право быть хозяином игр объясняется возрастанием прибыльности оргкомитетов, проводящих Олимпийские игры и, как следствие, - значительным увеличением числа городов-кандидатов, участвующих в конкурсе за право проведения Олимпиад. В свою очередь, это привело к существенному повышению расходов городов-кандидатов, связанных с пропагандой и рекламой предстоящих Игр с инспектированием членами МОК и МСФ олимпийских объектов кандидатов.

Разрешение проблемы усложняется тем, что пока процедура предварительного отбора нескольких городов-кандидатов не регламентирована Олимпийской хартией. Это обстоятельство может создать спорную ситуацию, поскольку решение МОК, согласно Хартии, считается окончательным лишь в том случае, если оно не противоречит ей. В этом плане, по-видимому, новая процедура должна быть в ближайшем будущем закреплена в тексте Хартии. В настоящее время в ней практически нет четких критериев, по которым должны отбираться города-кандидаты. Отсутствие критериев выбора делает предварительный отбор, а следовательно, и окончательный выбор в значительной мере субъективным.

Таким образом, решение проблемы выбора города-хозяина Олимпийских игр заключается главным образом в совершенствовании Олимпийской хартии путем правового закрепления в ней процедуры выбора города для проведения Игр и в разработке обоснованных критериев проведения этой процедуры.

Проблема распространения олимпийского образования вытекает из противоречия между высоким уровнем развития спорта и неудовлетворительным состоянием уровня внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования, особенно детей и молодежи. Например, Олимпийские игры - спортивный фестиваль молодежи всего мира - должны воплощать идеи олимпизма. Однако зримым результатом Олимпийского движения является лишь собственно практика Олимпийских игр. Они известны в самых отдаленных уголках мира. Но возникает вопрос: если цель Игр - содействовать реализации философии (мировоззрения) олимпизма, то почему она известна в мире гораздо меньше, чем сами Игры? Игры стали фактом и постепенно приобретали все большее признание и значимость, а олимпизм же оставался на заднем плане. Таким образом, мы имеем непростой узел противоречий между идеалом и его воплощением. Наличие разрыва между воплощением идеала и им самим стало столь прочным, а усилия по его преодолению столь маломощными, что в результате олимпийское движение пока рассматривается не как орудие распространения олимпизма, использующее Игры лишь в качестве "фирменного блюда", а как сила, занимающаяся главным образом проведением Олимпийских игр.

Учитывая свое господствующее положение в спортивном мире, Олимпийские игры, казалось бы, могли легко выражать философию олимпизма. Но тут возникает принципиальный и острый вопрос: воплощают ли на практике Игры принципы олимпизма? МОК настолько ясно осознает расхождение между идеалом и Играми в их нынешнем виде, что это нашло отражение в Олимпийской хартии. Так, в Хартии 1979 г. говорилось: "Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой". Но как раз то, что отрицается Хартией, на самом деле прочно закрепилось и существует в практике современных Олимпийских игр. Реальность Олимпийских игр, увы, говорит о глубоких противоречиях между олимпийским идеалом и их настоящей действительностью.

В этом и заключается сущность противоречий между действительностью Олимпийских игр и олимпийским идеалом, который принимается за основу олимпийского образования подрастающего поколения.

Тем не менее, следует признать, что совершенно бесполезно заниматься разбором каждого аспекта олимпийского идеала в отдельности и выяснять его состоятельность в качестве философской основы Олимпийских игр. Олимпийское движение являет собой прекрасный пример того, что "целое - нечто большее, нежели сумма всех его частей". Олимпийский идеал - это некие "заповеди", которым должен следовать занимающийся физической культурой и спортом человек. Если не будет олимпизма, не будет и этих "заповедей", на которые должен ориентироваться физкультурник в своем поведении. Существует такое крылатое выражение: "Человеческие притязания должны превышать человеческие возможности, а иначе зачем существуют небеса?" История физической культуры свидетельствует, что, например, у древних греков идеалом воспитания служил образ божественного Ахилла, а у древних руссов - былинные богатыри и т.п. Аналогичную роль играет и олимпизм в мире спорта. Упразднить олимпийский идеал как философскую основу олимпийского движения в целом и олимпийских игр в частности на том основании, что он еще не воплощен, равнозначно потере надежды на формирование у детей и молодежи общечеловеческих, гуманистических духовно-нравственных ценностей. Это особенно важно в современной России, где прежние идеологические стереотипы оказались утраченными, а новые еще не сформировались.

С позиций олимпийского образования как педагогического процесса, воспитательного эффекта от реализации этой идеи можно ожидать только в том случае, если она будет внедрена в общую систему воспитания. Деятельность олимпийских и физкультурно-спортивных структур может способствовать такому эффекту, но не может заменить всей системы воспитания. В олимпийском образовании и воспитании необходимо предусмотреть, по крайней мере, три основных направления: познавательное, мотивационное, практическое. Первое решает задачи формирования знаний об Олимпийских играх, истории олимпийского движения, гуманистических ценностях спорта и т.п. Второе обеспечивает формирование потребности в физкультурно-спортивной деятельности, стремления к достижению определенного результата в этой деятельности, развивает интерес к спорту и т.п. Третье способствует практическому освоению принципов и ценностей олимпизма путем активного привлечения детей и молодежи к участию в занятиях физкультурой и спортом.

Примером такого системного решения задач олимпийского образования в России является деятельность гуманитарного центра "СпАрт" с 1991 г. по настоящее время, московского спортивно-оздоровительного проекта "Олимп", разработанного в 1997 г. Имеются положительные примеры включения олимпийского образования непосредственно в общеобразовательные школы. Так, выпущено учебное пособие "Твой олимпийский учебник", вопросы по олимпизму включены в экзаменационные билеты в 9-х и 11-х классах.

В целом же проблема олимпийского образования находится в начальной стадии своего разрешения. Существует достаточно много вопросов организационного и содержательного характера. В этом плане подходы к олимпийскому образованию школьников недостаточно научно обоснованы.

Международные спортивные организации и их функции. 

 

Международный олимпийский комитет (IOC)

Международный олимпийский комитет является верховным органом власти Олимпийского движения. Его роль заключается в продвижении как профессионального, так и любительского спорта в соответствии с Олимпийской хартией.

www.olympic.org

 

 

 

Генеральная Ассоциация Международных Спортивных Федераций (GAISF)

GAISF объединяет 101 международную спортивную федерацию и другие организации в области спорта. Целями GAISF являются развитие спорта по всему миру, обеспечение всесторонней информации о событиях в мире спорта и городах – организаторах соревнований, сотрудничество и координация действий международных спортивных организаций.

www.agfisonline.com

 

 

 

Ассоциация летних Олимпийских международных федераций (ASOIF)

ASOIF был учрежден 30 мая 1983 года 21 Международной Федерацией и получил регистрацию властей Швейцарии в 1984 году. ASOIF был создан, как заявлено в первой статье его конституции, "чтобы скоординировать и защитить общие интересы его членов" и "гарантировать тесное сотрудничество между его членами, и членами Олимпийского Движения и других организаций".

www.asoif.com

 

 Ассоциация зимних Олимпийских международных федераций (AIOWF)

AIOWF основана в Швейцарии в 1983 году и зарегистрирована в 1984 году. AIOWF учредили Международные спортивные федерации, участвующие в программе зимних Олимпийских игр, и состоящие в Генеральной Ассоциации Международных Спортивных Федераций (GAISF). В настоящее время AIOWF состоит из 8 членов.

 

 

Ассоциация Признанных Международным Олимпийским Комитетом Спортивных Федераций (ARISF)

ARISF был основан в Швейцарии в 1984 году, и в настоящее время объединяет 29 международных спортивных федераций. Он появился потому, что эти федерации, будучи признанными МОК, чувствовали необходимость в выработке общего курса во взаимодействии с Международным Олимпийским Комитетом, а, главное, стремились иметь возможность совместно выступать по вопросам включения в олимпийскую программу этих видов спорта.

www.arisf.org 

 

 Международная Ассоциация Всемирных Игр (IWGA)

Международная Ассоциация Всемирных Игр (IWGA), образованная в 1981 году на Учредительном собрании в Сеуле ( Южная Корея), является неправительственной организацией, деятельность которой регламентируется законодательством Швейцарии.

www.worldgames-iwga.org

 

 

Всемирное антидопинговое агентство (WADA)

Всемирное антидопинговое агентство (WADA) было образовано в 1999 году. Его миссия заключается в том, чтобы скоординировать и вести борьбу против применения допинга в спорте. WADA существует как фонд Международного Олимпийского Комитета при поддержке и участии межпровительственных организаций, правительств, общественных властей.

www.wada-ama.org

 

 

Суд Спортивного Арбитража (CAS)

Суд Спортивного Арбитража (CAS) – учреждение, независимое от любой спортивной организации, которая предусматривает услуги, облегчающие урегулирование через арбитраж споров, связанных со спортивными состязаниями. CAS был создан в 1984 году под административным и финансовым патронажем Международного Совета Спортивного Арбитража (IKAS).

www.tas-cas.org

 

 Международный комитет Fair play (Фэйр Плэй)

Международный комитет Fair play (CIFP) учрежден международным советом по спортивной науке и физическому воспитанию (CIEPSS) и международной ассоциацией спортивной прессы (AIPS) и находится под патронажем Международного олимпийского комитета (IOC) и ЮНЕСКО.

www.fairplayinternational.org 

 

 

Международный совет по спортивной науке и физическому воспитанию (CIEPSS)

Международный совет по спортивной науке и физическому воспитанию (СИЕПС), созданный в 1958 году в Париже является одной из авторитетнейших международных организаций, занимающейся развитием и распространением знаний в области спортивной науки и физического воспитания и их практического применения в контексте культуры и образования.

www.icsspe.org

 

 

 

Международная Ассоциация Спортивной Информации (IASI)

Международная Ассоциация Спортивной Информации (IASI) основана в 1960 г. в Риме. Целью работы этой организации является стимулирование развития международного информационного обеспечения физкультурного образования и спорта.

www.iasi.org

 

 

Международная Ассоциация спортивной прессы (AIPS)

Международная Ассоциация спортивной прессы (AIPS) - одна из старейших спортивных организаций была создана в 1924 году в Париже. Сейчас объединяет профессиональных спортивных журналистов из 124 стран. На практике в активной работе АИПС принимает участие около 65-70 стран мира.

www.aips-media.com

 

 

 

 Международная Федерация Студенческого Спорта (FISU)

Международная Федерация Студенческого Спорта (FISU) возникла в пределах университетских учреждений для того, чтобы культивировать и поощрять занятия спортом среди студентов, поддерживать спортивные команды на базе учебных заведений.

www.fisu.net 

 

Международная школьная спортивная федерация (ISF)

Осенью 1971 года было принято решение об организации Международной школьной спортивной федерации. Учредительная Генеральная Ассамблея, которая проводилась 4-го июня 1972 года в городе Бьюфорт (Люксембург), ратифицировало это постановление, и приступила к выборам первого состава Исполнительного комитета новой организации.

www.isfsports.org

 

 

 

 

Всемирный Союз Маккаби (MWU)

Маккаби (MWU) это всемирная еврейская организация, охватывающая пять континентов, свыше пятидесяти стран и около четырехсот тысяч участников. Маккаби это не просто спорт, и клубы Маккаби это не просто спортивные клубы, а уникальные центры досуга, которые наряду со спортивными занятиями предлагают своим членам разнообразные образовательные, культурные и социальные программы.

www.maccabiworld.org

Информация о работе Возникновение и развитие гимнастического движения в Скандинавских странах