Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 19:39, контрольная работа
Процесс формирования национальных систем физического воспитания проходил в начале XIX века на основе развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии. Рост промышленности, науки и техники, военного дела привел к необходимости улучшения всего дела воспитания и образования молодежи. Это явилось одной из главных причин возникновения гимнастических и спортивно-игровых систем физического воспитания.
1. Возникновение и развитие гимнастического движения в Скандинавских странах во второй половине XVIII-XIX в. Содержание шведской системы гимнастики.
2. Тенденции развития и основные проблемы современного международного движения. Функции спортивных международных организаций.
3. Список используемой литературы.
Известный теоретик физической культуры и спорта Л.П.Матвеев, в частности, отмечает: "...Профессионализм отнюдь не чужд олимпийскому спорту - при достаточно высоком уровне развития спорта высших достижений, в том числе олимпийского, закономерно происходит профессионализация спортивной деятельности и образа жизни тех спортсменов, кто на деле проторяет пути к новым спортивным достижениям всечеловеческого масштаба и является их носителем. Положения Олимпийской хартии, противоречащие этому (правило 26 вместе с разъяснениями к нему), подлежат принципиальному пересмотру". Далее он говорит об уточнении некоторых терминов и понятий: "...не подчиненный коммерции спорт высших достижений, конечно, далеко не во всем подобен тому профессиональному спорту, какой функционирует в сфере бизнеса. Для их терминологического разграничения первый можно назвать "супердостиженческим", второй - профессионально-коммерческим". Различия заключаются главным образом в целевых установках: в первом случае направленность на высокие спортивные достижения, во втором - получение финансовой прибыли, доходного предпринимательства. Отсюда следуют различия в особенностях как соревновательной, так и тренировочной деятельности в этих разных типах спорта.
В новой редакции Олимпийской хартии (введена в 1995 г. решением 104-й сессии МОК) правило 26 ликвидировано, а правило 45 называется "Кодекс допуска". В нем говорится: "Чтобы быть допущенным к участию в Олимпийских играх, спортсмен должен выполнять правила Олимпийской хартии, а также правила соответствующей МСФ, одобренные МОК, и быть заявленным своим НОК". Это правило дополнительно разъясняется пятью специальными пунктами. В "Кодексе" отсутствуют понятия "любительский" и "профессиональный" спорт.
Первой спортивной организацией, которая начала действенную борьбу против применения допинга, был МОК. Начиная с Игр XIX Олимпиады (1968 г., Мехико) допинг-контроль стал проводиться специально созданной при МОК Медицинской комиссией. Она была образована в 1967 г. В настоящее время (положение на 1998 г.) на всех континентах мира создано 27 лабораторий, которые осуществляют анализ проб на употребление допинга. Долгое время МОК и несколько МСФ оставались единственными из МСО, кто вел борьбу с "чумой XX в.". На Олимпиаде-88 в Сеуле был дисквалифицирован один из самых знаменитых спортсменов мира - канадский спринтер Бен Джонсон. После этой Олимпиады все МСФ, НОК подключились к борьбе с допингом. К сожалению, неприятность произошла и с нашей известной спортсменкой, шестикратной олимпийской чемпионкой Л.Егоровой на чемпионате мира по лыжному спорту 1997 г. в норвежском городе Тронхейме. После случая с Б.Джонсоном, пожалуй, мир не знал столь громких дисквалификации, как в инциденте с Л.Егоровой. Она была дисквалифицирована и лишена золотой медали за употребление допинга. Негативное отношение мировой спортивной общественности к успехам российских лыжников скрасила наша замечательная спортсменка Е.Вяльбе, любимица норвежцев - огромных почитателей лыжного спорта, выигравшая на этом первенстве мира все дистанции. В день женской эстафеты 4×5 км она вышла к 80-тысячному стадиону и сказала простые и понятные всему миру слова: "Уважаемые норвежцы, король! Я хочу извиниться за члена нашей команды Любовь Егорову, извиниться за то, что российская команда невольно омрачила этот великолепный праздник. Но вы должны знать, что команда не имеет к этому поступку Любы никакого отношения. Мы хотим бороться и будем бороться с соперниками честно. Я и мои подруги по команде перед вами и собственной совестью чисты. И пусть сегодня победит сильнейший!" Это искреннее обращение к многочисленным болельщикам было встречено громом аплодисментов.
МСО держат эту проблему под контролем. Сейчас, если спортсмена "поймали" на употреблении допинга на Олимпийских играх, его лишают права дальнейшего участия в них, результат его, естественно, аннулируется. А потом уже наступают санкции соответствующих МСФ. В настоящее время действует Международная хартия по борьбе с допингом в спорте, которой руководствуются все правительственные и неправительственные спортивные организации.
В начале 2000 г. в МСД для контроля за употреблением запрещенных МОК препаратов создано Всемирное антидопинговое агентство.
Проблема терроризма и крупных трагедий на спортивных аренах не относится к числу чисто "спортивных". Крупные международные спортивные форумы - Олимпийские игры, чемпионаты мира и континентов и т.п. - создают "идеальные условия", где могут "проявить себя" международные террористы. Такую акцию провели члены палестинской террористической организации "Черный сентябрь" на Олимпиаде-72 в Мюнхене.
Крупные трагедии на стадионах мира обычно происходят во время проведения футбольных матчей. Основные причины здесь - плохая предварительная продуманность организации крупных спортивных мероприятий, массовые беспорядки среди зрителей, технические издержки спортивных сооружений и т.п. За последние 30 лет произошло более 10 крупных трагедий. Например, в 1964 г. во время футбольного матча в Лиме (Перу) погибло 320 человек и около 1000 были ранены; в 1982 г. в Лужниках во время футбольного матча московского "Спартака" с голландским "Хаарлемом" в розыгрыше Кубка УЕФА давка болельщиков стала причиной гибели около 70 человек; в 1989 г. на стадионе английского города Шеффилда во время футбольной встречи между клубами "Ноттингем Форест" и "Ливерпуль" в возникшей на трибунах давке (в переполненный сектор втиснулось еще около 2 тыс. зрителей) погибло 94 человека, около 200 были ранены.
Указанная проблема всегда будет злободневной, она требует четких и продуманных действий организационных комитетов по подготовке и проведению крупных международных соревнований.
Период 1992 - 1996 гг. характерен тенденцией уменьшения количества противоречий и проблем внутри самого мощного МСД - олимпийского, однако остается ряд острых нерешенных вопросов, и прежде всего нет заметных признаков уменьшения случаев употребления допинга спортсменами, существует проблема неадекватных условий при подготовке и проведении Игр, в МОК по-прежнему представлены лишь чуть более 40 % Национальных олимпийских комитетов.
К середине 90-х гг. обозначились еще две новые проблемы - выбора городов для проведения Олимпийских игр и олимпийского образования.
Проблема процедуры выбора городов-кандидатов на право быть хозяином игр объясняется возрастанием прибыльности оргкомитетов, проводящих Олимпийские игры и, как следствие, - значительным увеличением числа городов-кандидатов, участвующих в конкурсе за право проведения Олимпиад. В свою очередь, это привело к существенному повышению расходов городов-кандидатов, связанных с пропагандой и рекламой предстоящих Игр с инспектированием членами МОК и МСФ олимпийских объектов кандидатов.
Разрешение проблемы усложняется тем, что пока процедура предварительного отбора нескольких городов-кандидатов не регламентирована Олимпийской хартией. Это обстоятельство может создать спорную ситуацию, поскольку решение МОК, согласно Хартии, считается окончательным лишь в том случае, если оно не противоречит ей. В этом плане, по-видимому, новая процедура должна быть в ближайшем будущем закреплена в тексте Хартии. В настоящее время в ней практически нет четких критериев, по которым должны отбираться города-кандидаты. Отсутствие критериев выбора делает предварительный отбор, а следовательно, и окончательный выбор в значительной мере субъективным.
Таким образом, решение проблемы выбора города-хозяина Олимпийских игр заключается главным образом в совершенствовании Олимпийской хартии путем правового закрепления в ней процедуры выбора города для проведения Игр и в разработке обоснованных критериев проведения этой процедуры.
Проблема распространения олимпийского образования вытекает из противоречия между высоким уровнем развития спорта и неудовлетворительным состоянием уровня внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования, особенно детей и молодежи. Например, Олимпийские игры - спортивный фестиваль молодежи всего мира - должны воплощать идеи олимпизма. Однако зримым результатом Олимпийского движения является лишь собственно практика Олимпийских игр. Они известны в самых отдаленных уголках мира. Но возникает вопрос: если цель Игр - содействовать реализации философии (мировоззрения) олимпизма, то почему она известна в мире гораздо меньше, чем сами Игры? Игры стали фактом и постепенно приобретали все большее признание и значимость, а олимпизм же оставался на заднем плане. Таким образом, мы имеем непростой узел противоречий между идеалом и его воплощением. Наличие разрыва между воплощением идеала и им самим стало столь прочным, а усилия по его преодолению столь маломощными, что в результате олимпийское движение пока рассматривается не как орудие распространения олимпизма, использующее Игры лишь в качестве "фирменного блюда", а как сила, занимающаяся главным образом проведением Олимпийских игр.
Учитывая свое господствующее положение в спортивном мире, Олимпийские игры, казалось бы, могли легко выражать философию олимпизма. Но тут возникает принципиальный и острый вопрос: воплощают ли на практике Игры принципы олимпизма? МОК настолько ясно осознает расхождение между идеалом и Играми в их нынешнем виде, что это нашло отражение в Олимпийской хартии. Так, в Хартии 1979 г. говорилось: "Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой". Но как раз то, что отрицается Хартией, на самом деле прочно закрепилось и существует в практике современных Олимпийских игр. Реальность Олимпийских игр, увы, говорит о глубоких противоречиях между олимпийским идеалом и их настоящей действительностью.
В этом и заключается сущность противоречий между действительностью Олимпийских игр и олимпийским идеалом, который принимается за основу олимпийского образования подрастающего поколения.
Тем не менее, следует признать, что совершенно бесполезно заниматься разбором каждого аспекта олимпийского идеала в отдельности и выяснять его состоятельность в качестве философской основы Олимпийских игр. Олимпийское движение являет собой прекрасный пример того, что "целое - нечто большее, нежели сумма всех его частей". Олимпийский идеал - это некие "заповеди", которым должен следовать занимающийся физической культурой и спортом человек. Если не будет олимпизма, не будет и этих "заповедей", на которые должен ориентироваться физкультурник в своем поведении. Существует такое крылатое выражение: "Человеческие притязания должны превышать человеческие возможности, а иначе зачем существуют небеса?" История физической культуры свидетельствует, что, например, у древних греков идеалом воспитания служил образ божественного Ахилла, а у древних руссов - былинные богатыри и т.п. Аналогичную роль играет и олимпизм в мире спорта. Упразднить олимпийский идеал как философскую основу олимпийского движения в целом и олимпийских игр в частности на том основании, что он еще не воплощен, равнозначно потере надежды на формирование у детей и молодежи общечеловеческих, гуманистических духовно-нравственных ценностей. Это особенно важно в современной России, где прежние идеологические стереотипы оказались утраченными, а новые еще не сформировались.
С позиций олимпийского образования как педагогического процесса, воспитательного эффекта от реализации этой идеи можно ожидать только в том случае, если она будет внедрена в общую систему воспитания. Деятельность олимпийских и физкультурно-спортивных структур может способствовать такому эффекту, но не может заменить всей системы воспитания. В олимпийском образовании и воспитании необходимо предусмотреть, по крайней мере, три основных направления: познавательное, мотивационное, практическое. Первое решает задачи формирования знаний об Олимпийских играх, истории олимпийского движения, гуманистических ценностях спорта и т.п. Второе обеспечивает формирование потребности в физкультурно-спортивной деятельности, стремления к достижению определенного результата в этой деятельности, развивает интерес к спорту и т.п. Третье способствует практическому освоению принципов и ценностей олимпизма путем активного привлечения детей и молодежи к участию в занятиях физкультурой и спортом.
Примером такого системного решения задач олимпийского образования в России является деятельность гуманитарного центра "СпАрт" с 1991 г. по настоящее время, московского спортивно-оздоровительного проекта "Олимп", разработанного в 1997 г. Имеются положительные примеры включения олимпийского образования непосредственно в общеобразовательные школы. Так, выпущено учебное пособие "Твой олимпийский учебник", вопросы по олимпизму включены в экзаменационные билеты в 9-х и 11-х классах.
В целом же проблема олимпийского образования находится в начальной стадии своего разрешения. Существует достаточно много вопросов организационного и содержательного характера. В этом плане подходы к олимпийскому образованию школьников недостаточно научно обоснованы.
Международные спортивные организации и их функции.
| Международный олимпийский комитет (IOC) Международный олимпийский комитет является верховным органом власти Олимпийского движения. Его роль заключается в продвижении как профессионального, так и любительского спорта в соответствии с Олимпийской хартией. www.olympic.org |
|
Генеральная Ассоциация Международных Спортивных Федераций (GAISF) GAISF объединяет 101 международную спортивную федерацию и другие организации в области спорта. Целями GAISF являются развитие спорта по всему миру, обеспечение всесторонней информации о событиях в мире спорта и городах – организаторах соревнований, сотрудничество и координация действий международных спортивных организаций. www.agfisonline.com
|
| Ассоциация летних Олимпийских международных федераций (ASOIF) ASOIF был учрежден 30 мая 1983 года 21 Международной Федерацией и получил регистрацию властей Швейцарии в 1984 году. ASOIF был создан, как заявлено в первой статье его конституции, "чтобы скоординировать и защитить общие интересы его членов" и "гарантировать тесное сотрудничество между его членами, и членами Олимпийского Движения и других организаций". www.asoif.com |
| Ассоциация зимних Олимпийских международных федераций (AIOWF) AIOWF основана в Швейцарии в 1983 году и зарегистрирована в 1984 году. AIOWF учредили Международные спортивные федерации, участвующие в программе зимних Олимпийских игр, и состоящие в Генеральной Ассоциации Международных Спортивных Федераций (GAISF). В настоящее время AIOWF состоит из 8 членов. |
| Ассоциация Признанных Международным Олимпийским Комитетом Спортивных Федераций (ARISF) ARISF был основан в Швейцарии в 1984 году, и в настоящее время объединяет 29 международных спортивных федераций. Он появился потому, что эти федерации, будучи признанными МОК, чувствовали необходимость в выработке общего курса во взаимодействии с Международным Олимпийским Комитетом, а, главное, стремились иметь возможность совместно выступать по вопросам включения в олимпийскую программу этих видов спорта. www.arisf.org |
| Международная Ассоциация Всемирных Игр (IWGA) Международная Ассоциация Всемирных Игр (IWGA), образованная в 1981 году на Учредительном собрании в Сеуле ( Южная Корея), является неправительственной организацией, деятельность которой регламентируется законодательством Швейцарии. www.worldgames-iwga.org |
| Всемирное антидопинговое агентство (WADA) Всемирное антидопинговое агентство (WADA) было образовано в 1999 году. Его миссия заключается в том, чтобы скоординировать и вести борьбу против применения допинга в спорте. WADA существует как фонд Международного Олимпийского Комитета при поддержке и участии межпровительственных организаций, правительств, общественных властей. www.wada-ama.org |
| Суд Спортивного Арбитража (CAS) Суд Спортивного Арбитража (CAS) – учреждение, независимое от любой спортивной организации, которая предусматривает услуги, облегчающие урегулирование через арбитраж споров, связанных со спортивными состязаниями. CAS был создан в 1984 году под административным и финансовым патронажем Международного Совета Спортивного Арбитража (IKAS). www.tas-cas.org |
| Международный комитет Fair play (Фэйр Плэй) Международный комитет Fair play (CIFP) учрежден международным советом по спортивной науке и физическому воспитанию (CIEPSS) и международной ассоциацией спортивной прессы (AIPS) и находится под патронажем Международного олимпийского комитета (IOC) и ЮНЕСКО. www.fairplayinternational.org |
| Международный совет по спортивной науке и физическому воспитанию (CIEPSS) Международный совет по спортивной науке и физическому воспитанию (СИЕПС), созданный в 1958 году в Париже является одной из авторитетнейших международных организаций, занимающейся развитием и распространением знаний в области спортивной науки и физического воспитания и их практического применения в контексте культуры и образования. www.icsspe.org
|
| Международная Ассоциация Спортивной Информации (IASI) Международная Ассоциация Спортивной Информации (IASI) основана в 1960 г. в Риме. Целью работы этой организации является стимулирование развития международного информационного обеспечения физкультурного образования и спорта. www.iasi.org
|
| Международная Ассоциация спортивной прессы (AIPS) Международная Ассоциация спортивной прессы (AIPS) - одна из старейших спортивных организаций была создана в 1924 году в Париже. Сейчас объединяет профессиональных спортивных журналистов из 124 стран. На практике в активной работе АИПС принимает участие около 65-70 стран мира. www.aips-media.com
|
| Международная Федерация Студенческого Спорта (FISU) Международная Федерация Студенческого Спорта (FISU) возникла в пределах университетских учреждений для того, чтобы культивировать и поощрять занятия спортом среди студентов, поддерживать спортивные команды на базе учебных заведений. www.fisu.net |
| Международная школьная спортивная федерация (ISF) Осенью 1971 года было принято решение об организации Международной школьной спортивной федерации. Учредительная Генеральная Ассамблея, которая проводилась 4-го июня 1972 года в городе Бьюфорт (Люксембург), ратифицировало это постановление, и приступила к выборам первого состава Исполнительного комитета новой организации. www.isfsports.org
|
|
Всемирный Союз Маккаби (MWU) Маккаби (MWU) это всемирная еврейская организация, охватывающая пять континентов, свыше пятидесяти стран и около четырехсот тысяч участников. Маккаби это не просто спорт, и клубы Маккаби это не просто спортивные клубы, а уникальные центры досуга, которые наряду со спортивными занятиями предлагают своим членам разнообразные образовательные, культурные и социальные программы. www.maccabiworld.org |
Информация о работе Возникновение и развитие гимнастического движения в Скандинавских странах