Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 19:39, контрольная работа
Процесс формирования национальных систем физического воспитания проходил в начале XIX века на основе развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии. Рост промышленности, науки и техники, военного дела привел к необходимости улучшения всего дела воспитания и образования молодежи. Это явилось одной из главных причин возникновения гимнастических и спортивно-игровых систем физического воспитания.
1. Возникновение и развитие гимнастического движения в Скандинавских странах во второй половине XVIII-XIX в. Содержание шведской системы гимнастики.
2. Тенденции развития и основные проблемы современного международного движения. Функции спортивных международных организаций.
3. Список используемой литературы.
Контрольная работа
по истории физической культуры и спорта
Содержание:
1. Возникновение и развитие гимнастического движения в Скандинавских странах во второй половине XVIII-XIX в. Содержание шведской системы гимнастики.
2. Тенденции развития и основные проблемы современного международного движения. Функции спортивных международных организаций.
3. Список используемой литературы.
1.Возникновение и развитие гимнастического движения в Скандинавских странах во второй половине XVIII-XIX в. Содержание шведской системы гимнастики.
Процесс формирования национальных систем физического воспитания проходил в начале XIX века на основе развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии. Рост промышленности, науки и техники, военного дела привел к необходимости улучшения всего дела воспитания и образования молодежи. Это явилось одной из главных причин возникновения гимнастических и спортивно-игровых систем физического воспитания. Влияние на этот процесс оказали исследования врачей, анатомов, гимнастов, физиологов и педагогов, призывавших использовать физические упражнения и закаливание организма в целях улучшения физического развития молодежи.
Гимнастические системы преимущественно создавались в странах континентальной Европы (Германия, Швеция, Франция). Это было обусловлено особенностями их политического и военного развития. Наполеоновские войны начала ХIХ века, с применением массовых армий требовали большого количества физически подготовленных резервов.
Занятия гимнастикой давали возможность обучать конкретным двигательным навыкам, соответствующим тактике ведения боя того времени, а также четкому выполнению строевых команд.
Шведская гимнастическая система создавалась по инициативе правительства, поручившего ее разработку Перу Хенрику Лингу (1776 - 1830). Он окончил богословский факультет Упсальского университета, Институт для детей и взрослых в Копенгагене (Дания) -- первое учебное заведение в Европе по физическому воспитанию. Линг был высокообразованным человеком, увлекался поэзией. За успехи в этой области он был избран членом Шведской академии.
По его предложению в 1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический институт, существующий и поныне. Основная цель шведской гимнастики - укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело, готовить к военной службе. Все упражнения, в зависимости от их целей и назначения, подразделялись на педагогическую, военную, врачебную, эстетическую гимнастику. Пер Линг установил зависимость формы движений от анатомического устройства тела и поэтому признаку классифицировал гимнастические упражнения. Они включали упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спинных и боковых мышц туловища и др. Концепция П. Линга основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться исключительно на знаниях, подтвержденных анатомией и биологией. Его свод правил - каждое занятие - замкнутое единство. Оно начиналось с разминки. Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, способствующих развитию силы. Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление.
Узко понимая физиологическую полезность физических упражнений, он исключил упражнения, которые считал вредными для организма, отгораживал от сложных форм двигательного материала спорта.
Работу отца продолжил его сын Ялмар Линг (1799 - 1881). Он разработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинт и др. Им применялись упражнения и на уже известных в других системах гимнастики снарядах (канат, шест, лестница, козел, конь, брусья, перекладина и др.). Однако здесь снаряды лишь помогали лучше выполнить упражнения, предусмотренные планом урока. Их применение могло быть заменено помощью товарища. Большое значение придавалось исходным положениям.
Урок гимнастики состоял из 16 частей. Упражнения выполнялись в строго установленной последовательности: построение группы или перестроение для занятий, подготовительные упражнения для ног, упражнения для формирования правильной осанки, упражнения в равновесии, для мышц живота, отвлекающие упражнения для ног, подтягивания, дыхательные упражнения. Он подробно описал технику выполнения упражнений, предложил методику преподавания, разработал структуру урока гимнастики. Урок состоял из поточно выполняемых упражнений для отдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе, беге и дыхательными упражнениями в конце урока. Нагрузка в течение урока несколько раз повышалась и снижалась. Чтобы эффективно воздействовать на отдельные группы мышц, авторы системы придумали новые снаряды - шведскую стенку, бум, скамейку, плинт. Их назначение принципиально отличалось от снарядов, принятых в немецкой гимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можно было выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль. Они либо облегчали, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости от поставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельные группы мышц. Для шведской гимнастики были характерны симметричность, прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий, из-за чего критики называли ее «гимнастикой поз». Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики.
Таким образом, шведская система содействовала созданию основ современной физической культуры за счет локального развития отдельных групп мышц и охраны здоровья. Немецкая система - путем физической подготовки и воспитания на коллективной основе.
Шведская система возникла вслед за немецкой гимнастикой. Основателем этой системы был Генрих Линг и завершил эту систему его сын Яльмар Линг.
Главной задачей шведской гимнастики была задача оздоровления и укрепления здоровья. Эта гимнастика была рассчитана и на детей и на взрослых, все упражнения подразделялись на 4 основные группы:
а) педагогическая гимнастика (ее цель - гармоническое развитие здоровых детей, начиная со школьного возраста);
б) военная гимнастика (состояла из специально подобранных упражнений, которые способствовали бы физической подготовке военных);
в) врачебная гимнастика (содержала упражнения корригирующего характера и применяемая при лечении различных заболеваний);
г) эстетическая гимнастика (направлена на развитие совершенствование форм человеческого тела и воспитание чувства прекрасного).
Опираясь на анатомические и физиологические данные, Г. Линг стремился дать гимнастике научное обоснование. Но поскольку в этот период уровень развития физиологии был не высок, классификация упражнений производилась по анатомическому признаку.
П. Линг и Я. Линг совместно с учеными Браттингом, Тернгремом и др. подробно разработали педагогическую гимнастику, считая, что высшая цель гимнастики -- забота о гармоническом развитии человеческого тела.
Военная гимнастика в армии была направлена на подготовку послушного, дисциплинированного солдата с хорошей военной выправкой и красивой осанкой.
Шведскую гимнастику выгодно отличали ее оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей, строгая направленность на вовлечение в работу определенных мышц, многообразие упражнений, внедрение новых снарядов и методик обучения. Эта система гимнастики быстро стала популярной во многих странах Европы. Однако и она имела ряд недостатков, на которые указывали П.Ф.Лесгафт и Ж.Демени, а именно: упражнения не соответствовали строению тела человека, не согласовывались с его физиологическими процессами, не использовались для решения образовательных задач.
Если проанализировать все рассмотренные системы, то следует сказать, что их авторы недооценивали такие средства воздействия на человека, на его личностные свойства, как слово педагога, музыка, условия проведения занятий. Не всегда учитывались образовательно-воспитательные возможности не только отдельных групп упражнений, но и гимнастики в целом.
К недостаткам шведской гимнастики следует отнести отсутствие индивидуального подхода, прямолинейность и статичность выполняемых упражнений.
2.Тенденции развития и основные проблемы современного международного движения. Функции спортивных международных организаций.
Для Международного спортивного движения особенно актуальны следующие проблемы: расовой дискриминации, дискриминации по политическим и идеологическим мотивам, коммерциализации, любительства и профессионализма, допинга, терроризма и крупных трагедий на спортивных аренах.
Проблема расовой дискриминации к началу 1990-х гг. практически полностью разрешилась. Коренное население отдельных стран, люди с различным цветом кожи, национальные меньшинства сейчас участвуют в крупных международных соревнованиях. В разделе "Олимпийские игры" содержатся сведения о проявлении этой проблемы в США, ЮАР, Родезии и ее отражении на крупных международных соревнованиях. Например, НОК ЮАР в период 1960 - 1992 гг. был лишен права участия в Олимпийских играх за то, что эта страна проводила политику апартеида в отношении коренного африканского населения и тем самым грубо нарушала Олимпийскую хартию.
Противоречия в идеологии и политике часто переносились на международный спорт. В разделе "Международное рабочее спортивное движение" подробно излагаются факты, имеющие прямое отношение к идеологизации и политизации международного спорта. В наше время бойкот многими странами Олимпиад 1980 и 1984 гг. - яркий пример вмешательства политики в спорт. Следует отметить, что эта проблема к концу 80-х гг. была преодолена и разрешена в МСД. Во всяком случае, до конца 90-х гг. XX в. она заметно не проявлялась.
Демократизация МСД - это расширение прав национальных спортивных организаций, улучшение координации в деятельности МСО и их взаимодействие с правительственными организациями, участие самих спортсменов в обсуждении вопросов международного спорта и т.п. В деятельности МОК примером этого процесса является образование при МОК в 1981 г. Комиссии атлетов и тем самым приближение спортсменов к обсуждению проблем олимпийского движения. В настоящее время 200 НОК стран мира признаны МОК (положение на 2001 г.), с 1995 г. введена в действие новая Олимпийская хартия, в которой расширены права МСФ и НОК при решении вопросов олимпийского движения. Вопрос о порядке выборов членов МОК постоянно дискутируется. Известно, что членами МОК являются 115 человек, а число стран, входящих в него, - 200, т.е. далеко не все страны представлены в МОК. В настоящее время действует положение, что число членов МОК не должно превышать 115 (положение на 2001 г.). Процедура избрания членов МОК была разработана П.Кубертеном в 1894 г.: МОК сам избирает новых членов этой организации для тех или иных стран. Этим самым П.Кубертен хотел оградить зависимость членов МОК от государственных структур. Такая система существует и в настоящее время. По этому поводу X.А.Самаранч говорит: "Олимпийская хартия родилась не сегодня. Мы только модернизировали ее. Условия избрания членов МОК определились в ранние времена МОК. Может, есть система лучше. Но эта функционирует. Ныне олимпийское движение сильнее, чем ранее. Моя мечта - избирать в МОК самых значительных людей, которые во всем мире связаны со спортом".
Проблемы коммерциализации, юбительства и профессионализма
В 1966 г. на совместном заседании исполкома МОК с представителями НОК президент МОК Э. Брендедж сказал: "Господа, вынужден признать, что мы - банкроты...". Действительно, финансовые дела МОК в 60 - 70-е гг. находились в плачевном состоянии. Игры 1976 г. принесли городу-хозяину - Монреалю убыток в миллиард долларов. Городов-претендентов на проведение олимпийских игр становилось все меньше и меньше. На Игры-84 претендовал один Лос-Анджелес.
X.А.Самаранча, который возглавил МОК в 1980 г., часто называют реформатором, поскольку он коммерциализировал спорт, допустил на Олимпийские игры профессионалов. Вопрос этот - сложный, тем более что далеко не все согласны с позицией Самаранча, с его программами спонсорства, тесного сотрудничества с ведущими мировыми компаниями... Но закономерны вопросы: была ли у Самаранча альтернатива? Был ли иной выход из создавшегося трудного финансового положения? Сам он говорит по этому поводу следующее: "Идеи остались прежними. Но меняется время, а вместе с ним - средства их воплощения. Если тебе по-настоящему дорога идея, можно пойти на компромисс. Да, нам нужны деньги. Когда-то члены МОК, словно боги на Олимпе, хладнокровно посматривали вниз: что там делается на грешной земле? А спорт прозябал в нищете, и Игры потихоньку гибли. Умирала идея. Да, я согласен: решившись сотрудничать с бизнесом, мы пошли на определенный риск - вдруг бизнес перехватит у нас власть? Если так случится - грош нам цена. Нужно найти баланс интересов, это достаточно тонкая грань, нужно научиться быть партнерами. И ответственность лежит на мне, президенте МОК". Так или иначе, но результаты финансовой политики Самаранча налицо: Игры в Сараево, Калгари, Альбервилле, Лиллехаммере, Лос-Анджелесе, Сеуле, Барселоне, Атланте оказались прибыльными. Теперь на счетах МОК - более ста миллионов долларов, которые, кстати, идут и на развитие массового спорта во всем мире. Видимо, X.А.Самаранч недалек от истины, что спорт высоких достижений уже не может существовать как некоммерциализированный, но им должны управлять спортивные функционеры, а не коммерсанты.
В редакции Олимпийской хартии (до 1995 г.) в правиле 26 было записано, что к участию в Олимпийских играх допускаются лишь те спортсмены, которые не получают "никакого финансового вознаграждения или материальной выгоды в связи со своей спортивной деятельностью", те же, кто "зарегистрирован в качестве профессионального спортсмена или профессионального тренера", к Олимпийским играм не допускаются. Другими словами, провозглашалось, что олимпийский спорт - любительский, а не профессиональный. Это правило в реальной практике олимпийского спорта давным-давно не соблюдалось. А руководители и международных, и национальных МСО делали вид, будто бы не происходит систематических нарушений пресловутого запрета.
Информация о работе Возникновение и развитие гимнастического движения в Скандинавских странах