Государственное
казенное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский
имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной
академии
______________________________________________
Кафедра физической
подготовки
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «Физическая культура»
На тему: «Возрастные особенности
развития организма школьников. Роль регулярных
занятий физическими упражнениями в этом
процессе»
Выполнил: студент
4-го курса
очной формы обучения экономического
факультета, группа 431
В.В. Балабина
Проверил:
(инициалы,
фамилия преподавателя)
(уч.
степень, уч.
звание)
Оценка
Подпись
«___» 2012 г.
Санкт-Петербург
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………….……..……………………….3
1. Особенности
физического развития детей
среднего школьного возраста…………………………………………...…6
2. Особенности
физического развития детей
старшего
школьного возраста…………………………………………...10
3. Особенности
развития физических качеств
детей
среднего
и старшего школьного возраста………………………………14
Заключение…………………………………………………….………….23
Список использованных источников……………………………………25
ВВЕДЕНИЕ
Возрастные
особенности организма обусловлены непрерывно протекающими
в нем в течение жизни человека изменениями
строения тела, всех свойств и функций
органов и систем. От рождения человека
до зрелого возраста происходит постепенное
увеличение массы тела, совершенствуется
структура, повышается функциональная
способность органов. Максимальный уровень
функциональных возможностей организма
человека достигается в зрелом возрасте.
Возрастные
особенности организма — важнейший фактор, определяющий
правильный выбор средств и методов физического
воспитания. Они учитываются при определении
сроков начала обучения детей технике
физических упражнений, их специальной
спортивной подготовки и целенаправленной
тренировки для достижения высоких результатов
в спорте. С учетом возраста осуществляется
подразделение занимающихся физическими
упражнениями на группы, определяются
допустимые нагрузки на занятиях и соревнованиях.
Актуальность
проблемы регулярных занятий физическими
упражнениями школьников заключается
в том, что на сегодняшний день необходимым
условием гармоничного развития личности
человека является достаточная двигательная
активность. Последние годы в силу
высокой учебной нагрузки в школе и
дома и других причин у большинства школьников
отмечается дефицит в режиме
дня, недостаточная двигательная
активность, обусловливающая появление
гипокинезии, которая может вызвать
ряд серьёзных изменений в организме
школьника.
Исследования
гигиенистов свидетельствуют, что
до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся
находится в статическом положении (сидя).
Даже у младших школьников произвольная
двигательная деятельность (ходьба,
игры) занимает только 16 – 19% времени суток,
из них на организованные
формы физического воспитания приходится
лишь 1 – 3 %1. Общая двигательная
активность детей с поступлением в школу
падает почти на 50%, снижаясь
от младших классов к старшим. Установлено,
что двигательная активность в
9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе,
девочки делают в сутки меньше
шагов, чем мальчики; двигательная
активность в воскресные дни
больше, чем в учебные. Отмечено
изменение величины двигательной
активности в разных учебных четвертях.
Двигательная активность школьников особенно
мала зимой; весной и осенью она возрастает.
Школьникам
не только приходится ограничивать
свою естественную двигательную активность, но
и длительное время поддерживать
неудобную для них статическую позу,
сидя за партой или учебным столом.
Мало подвижное
положение за партой или рабочим столом
отражается на функционировании
многих систем организма школьника,
особенно сердечно–сосудистой
и дыхательной. При длительном сидении
дыхание становится менее глубоким
обмен веществ понижается, происходит
застой крови в нижних конечностях,
что ведёт к снижению работоспособности
всего организма и особенно мозга:
снижается внимание, ослабляется
память, нарушается координация
движений, увеличивается время мыслительных
операций.
В печати были
опубликованы наблюдения
влияния ограничения двигательной
активности на физическое
развитие молодого организма. Учёные
установили, что 6 – 7 летние дети, уже принятые
в школу, отстают в росте и массе
тела и мозгов от сверстников,
не посещающих учебное заведений.
Разница к концу года оказывается
значительной: у мальчиков различие
в росте составляет 3,2 см. в массе
тела 700 гр. А у девочек –
соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300 гр2.
Таким образом,
в соответствии с вышесказанным, основной целью реферата
является исследование возрастных особенностей
развития организма человека и определение
роли регулярных занятий физическими
упражнениями в этом процессе. Для достижения
поставленной цели были решены следующие
задачи:
1. Рассмотреть особенности
физического развития детей среднего
школьного возраста.
2. Исследовать особенности
физического развития детей старшего
школьного возраста.
3. Проанализировать
особенности развития физических
качеств детей среднего и старшего школьного
возраста.
1. Особенности физического развития
детей среднего школьного возраста
Школьные
годы - это время значительной двигательной
активности.
Отличительная
особенность среднего школьного
возраста состоит в том, что именно
в это время наступает период
полового созревания организма.
В подростковом
периоде значительно увеличиваются
темпы роста скелета до 7-10 см,
массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики
отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек
на 1-2 года. Еще не закончен процесс окостенения.
Длина тела увеличивается в основном за
счет роста туловища. Мышечные волокна,
развиваясь, не успевают за ростом трубчатых
костей в длину. Изменяются состояние
натяжения мышц и пропорции тела. Мышечная
масса после 13-14 лет у мальчиков увеличивается
быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам структура
мышечных волокон приближается к морфологической
зрелости.
Сердце интенсивно
растет, растущие органы и ткани
предъявляют к нему усиленные
требования, повышается его иннервация.
Рост кровеносных сосудов отстает
от темпов роста сердца, поэтому
повышается кровяное давление, нарушается
ритм сердечной деятельности, быстро наступает
утомление. Ток крови затруднен, нередко
возникает одышка, появляется ощущение
сдавленности в области сердца.
Морфологическая
структура грудной клетки ограничивает движение
ребер, потому дыхание частое и поверхностное,
хотя легкие растут и дыхание совершенствуется.
Увеличивается жизненная емкость легких,
окончательно формируется тип дыхания:
у мальчиков - брюшной, у девочек -- грудной.3
Половые различия мальчиков и девочек
влияют на размеры тела и функциональные
возможности организма. У девочек по сравнению
с мальчиками формируется относительно
длинное туловище, короткие ноги, массивный
тазовый пояс. Все это снижает их возможности
в беге, прыжках, метаниях по сравнению
с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты
слабее, чем у мальчиков, и это влияет на
результаты в метании, подтягивании, упорах,
лазании, но им лучше даются ритмичные
и пластичные движения, упражнения в равновесии
и на точность движений.
Функциональное
состояние нервной системы находится
под усиленным влиянием желез
внутренней секреции. Для подростков
характерна повышенная раздражительность,
быстрая утомляемость, расстройство
сна. Очень чутки подростки к
несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по
силе и характеру неадекватны вызывающим
их раздражителям.
Мальчики
часто переоценивают свои двигательные
возможности, пытаются разобраться
во всем сами, сделать все своими
силами. Девочки менее уверенны в
своих силах.
Подростки очень чувствительны к оценкам
взрослых, остро реагируют на какие-либо
ущемления их достоинства, не терпят поучений,
особенно длительных.
При организации
физического воспитания в этом возрасте
нежелательны чрезмерные нагрузки на
опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат.
Они могут спровоцировать задержку роста
трубчатых костей в длину и ускорить процесс
окостенения. Упражнения на гибкость требуют
предварительного проведения подготовительных
упражнений, разогревающих мышцы и связки,
и упражнений на расслабление задействованных
мышечных групп. Нельзя выполнять движения
слишком резко. Продолжать уделять внимание
правильной осанке. Упражнения, оказывающие
значительные нагрузки на сердце, чередовать
с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся
продолжительные интенсивные нагрузки,
поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется
чередовать с ходьбой.
Необходимо
широко использовать специальные дыхательные
упражнения с целью углубления дыхания.
Учить дышать глубоко, ритмично, без
резкой смены темпа.
Нельзя объединять
в одну группу мальчиков и девочек.
Одинаковые для мальчиков и девочек
упражнения выполняются с разной
дозировкой и в разных упрощенных
для девочек условиях. Нагрузка дозируется
с учетом индивидуальных данных каждого
учащегося. Для девочек рекомендуется использовать
различные виды аэробики и упражнения,
выполняемые под музыку.
Задачи физического
воспитания в среднем школьном возрасте:
содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию;
способствовать развитию двигательных качеств: быстроты, скоростно-силовых, мышечной силы, выносливости и подвижности в суставах;
закреплять навык правильной осанки при передвижениях и в статических позах;
формировать рациональные и сложные жизненно-прикладные, а также спортивные виды движений в игровой и соревновательной обстановке;
обучать основам техники выполнения отдельных упражнений гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и конькобежного спорта, спортивных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол);
ознакомить с основами самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС во время занятий физическими упражнениями
Средства
физического воспитания в среднем школьном возрасте
- основные циклические упражнения, упражнения
в метаниях, прыжках, лазании, преодоление
вертикальных и горизонтальных препятствий,
основы техники спортивных игр, а также
новые технологии двигательной активности:
аэробика, фитнесс и др.
Роль учителя
на уроках физической культуры в среднем
школьном возрасте становится иной, он
уже организатор и помощник. При
проведении занятий учитель акцентирует внимание
на приобретении навыков самостоятельных
занятий физическими упражнениями и их
влиянии на различные системы организма.
2. Особенности физического развития
детей старшего школьного возраста
Старший школьный
возраст относится к началу
юношеского (у девушек - с 16, а у юношей
- с 17 лет) и совпадает с окончанием периода
полового созревания. Рост и развитие
организма продолжаются, но уже в более
замедленном темпе по сравнению с предыдущими
периодами. Строение и пропорции тела
юношей и девушек практически не отличаются
от взрослых. В этот период заканчивается
процесс окостенения большей части скелета.
Утолщается и укрепляется костяк скелета.
Пропорции тела приближаются к показателям
взрослых.
У девушек
и юношей большая разница в развитии мускулатуры,
у юношей она нарастает равномерно, у девушек
центр тяжести несколько опущен за счет
непропорционального развития мускулатуры,
в меньшей степени развита масса мышц
рук и плечевого пояса, в большей -- мышц
таза. У девушек масса мышц на 13 % меньше,
они уступают в силе юношам.
Масса сердца
у девушек на 10-15 % меньше, чем у
юношей. Частота сердечных сокращений
выше, чем у юношей, дыхание чаще,
а жизненная емкость легких на
1 л меньше.4
Завершается
развитие ЦНС. Процессы возбуждения и торможения уравновешиваются.
Увеличивается способность мозга к аналитической
и синтезирующей деятельности. Учащиеся
способны выполнять упражнения на основе
только словесных указаний учителя.