У юношей быстро
увеличивается мышечная масса; эластичность мышц и их нервная регуляция
находятся на оптимальном уровне; опорно-двигательный
аппарат способен выдержать значительные
нагрузки.
Продолжают
увеличиваться масса сердца, скорость
сокращений сердечной мышцы, минутный
объем крови, улучшается нервная
и гормональная регуляция сердечно-сосудистой
системы.
Юноши и девушки
очень чувствительны к восприятию
своей внешности, сравнивают свои физические
данные с данными однолеток.
Юноши переоценивают
свои силы, часто берут высокий
темп при беге. Девушки недооценивают свои силы, не уверены в
себе, особенно в упражнениях, требующих
смелости и решительности, более эмоциональны
и чувствительны.
При организации
физического воспитания в старшем
школьном возрасте методика проведения
урока приближается к методике занятий
со взрослыми. Динамика нагрузок
достигает уровня, характерного для спортивной
тренировки.
При занятиях
с девочками щадить мышцы и
органы малого таза, избегать упражнений,
вызывающих повышенное внутрибрюшное
давление. Это касается упражнений
с задержкой дыхания, натуживанием, подниманием
тяжестей, прыжков в глубину.
Содержание
уроков, дозирование нагрузок и оценка
физической подготовленности дифференцируются
в зависимости от пола.
В этом возрасте
необходимо развивать способность
к самостоятельному анализу занятий физическими упражнениями,
опираясь на знания учащихся, полученные
на уроках физики, химии, биологии.
Используются
высокие нагрузки и упражнения, требующие
статических усилий. Характерны упражнения
с отягощениями, которые выполняются
с ускорением. Хорошо развиваются скоростно-силовые
способности.
Создаются условия
для развития общей и скоростной
выносливости, что способствует повышению
работоспособности, развитию волевых
качеств. Необходимо формировать интерес
и мотивацию к физическому
совершенствованию и занятиям разными видами
спорта. Также важно обучать школьников
методам самоконтроля на занятиях. При
длительных упражнениях интенсивность
нагрузки не должна превышать 80--85 % максимальной.
Рекомендуется применять различные виды
аэробики, бодибилдинга, упражнений, выполняемых
под музыку.
В старших
классах используется весь арсенал
средств физического воспитания,
который значительно расширяется
по сравнению со средним школьным
возрастом. Широко используются технические
приемы спортивных игр; для девушек
- различные виды аэробики,
художественная гимнастика; для юношей
-- элементы борьбы, строевые приемы военной
подготовки и преодоление препятствий,
упражнения на тренажерах, атлетизм.
Задачи физического
воспитания в старшем школьном возрасте:
укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию, достижению и поддержанию высокой работоспособности в процессе обучения;
обеспечивать всестороннее развитие всех двигательных качеств;
углублять знания основ спортивной тренировки и самоконтроля;
формировать устойчивую привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, умение составлять индивидуальную программу занятий физическими упражнениями и систематически использовать ее в процессе самосовершенствования.
Физическое
воспитание в 9-10-х классах проводится по
двум разным программам: для юношей и для
девушек. Урок физкультуры проводят два
преподавателя.
В старшем
школьном возрасте используются групповой
и индивидуальный методы организации
занимающихся, а при развитии двигательных качеств
- посменный и самостоятельный. Уроки носят
характер спортивной тренировки. Учитель
физкультуры выполняет функции тренера-методиста.
Программа физической активности
детей старшего школьного возраста
весьма насыщенна и разнообразна. Наиболее
целесообразными средствами физического
воспитания в этот период являются:
А. Гимнастические и акробатические упражнения:
1) общеразвивающие упражнения без предметов
на месте и в движении;
2) общеразвивающие упражнения с предметами:
юноши – с набивными мячами 3–5 кг,гантелями
до 8 кг, гирями 16 и 24 кг; упражнения на тренажерах;
девушки – с обручами, булавами, скакалкой,
большими мячами;
3) упражнения на параллельных
брусьях и перекладине (юноши),
упражнения на бревне и разновысоких
брусьях(девушки);
4) опорные прыжки через гимнастического
коня;
Б. Акробатические упражнения: юноши – длинный
кувырок через препятствие высотой до
90 см, стойка на руках, переворот боком
с места и с разбега; девушки – сед углом,
стойка на лопатках, «мост», кувырки вперед
и назад; 5
В. Ритмическая гимнастика;
Г. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием
гимнастического инвентаря и др.
3. Особенности развития физических качеств
детей среднего и старшего школьного возраста
Как свидетельствуют
многочисленные научные сообщения
практика физической культуры и спорта
специальные педагогические воздействия
оказывают значительное влияние на уровень
развития физических способностей учащихся
в разные периоды их возрастного развития.
При развитии
силовых способностей рекомендуется
применять разнообразные средства, а также следующие
методы:
- повторное поднимание веса
до выраженного утомления;
- поднимание предельного веса;
- поднимание умеренного веса
с максимальной скоростью.
Следовательно,
используют методы повторного, максимального
и динамического усилий. В практике
физического воспитания школьников
они имеют свои особенности.
В подростковом возрасте
(дети среднего школьного возраста)
создаются более благоприятные
посылки для развития как скоростно-силовых,
так и силовых способностей. На уроках
физической культуры и спортивной тренировки
применяются динамические силовые упражнения
с небольшими отягощениями, лазание по
канату, переноска груза, толкание ядра.
В возрасте 15-16 лет активно
формируется силовая выносливость, увеличивается
количество упражнений с отягощениями,
проводятся лазания по канату на скорость,
применяются элементы борьбы. У девушек
силовые упражнения ограничиваются из-за
уменьшения относительной силы мышц.
Подбор средств, способствующих
развитию силы, должен предусматривать
гармоническое развитие мускулатуры и
достаточное, соразмерное возрасту развитие
мышечной массы. Практика свидетельствует
о том, что силовые способности у подростков
можно развивать, применяя упражнения
со штангой. Так, Ш. Д. Буадзе на основе
личного опыта и проведенных экспериментов
приходит к выводу о том, что правильное
применение силовых упражнений способствует
улучшению общей физической подготовки,
успешному развитию других физических
качеств.
Опыт передовой
практики отечественных специалистов
в области физической культуры позволяет
считать, что собственно силовые способности - мышечную силу
- следует развивать с подросткового возраста,
используя при этом методы повторных и
динамических усилий. Применяются упражнения
с повышенным сопротивлением (необходимо
преодолевать тяжесть различных предметов
(гантели, штанга, мешки с песком и т. д.),
противодействие партнера, сопротивление
внешней среды) и упражнения с отягощением,
равным весу собственного тела, а также
тренажерные устройства.
Силовые упражнения
с малыми и средними отягощениями
выполняются повторными сериями. Не
рекомендуется выполнять упражнения,
требующие больших силовых напряжений,
в особенности с задержкой
дыхания. Упражнения необходимо координировать с
ритмом дыхания.
Средства
развития силы должны способствовать
формированию основных групп мышц нижних
и верхних конечностей, плечевого
пояса и т. д. Наибольший эффект в
воспитании силовых способностей достигается
при применении такой формы организации занятий,
которая позволила бы комплексно развивать
все мышечные группы.
Такое физическое
качество, как быстрота наиболее успешно
развивается в младшем и среднем
школьном возрасте. Поэтому в этом
же возрасте целесообразно развивать
быстроту средствами физического
воспитания, направленными на повышение
частоты движений. В возрасте же 12-15 лет
следует повышать скоростные способности,
применяя скоростно-силовые упражнения. 6Продолжительность выполнения
скоростного упражнения для детей и подростков
должна быть в пределах 4-6 секунд. Преподаватель
должен добиваться того, чтобы хоть в малых
объемах от занятия к занятию повышались
скоростные способности, увеличивалось
количество движений в единицу времени.
Используемые
для воспитания данной способности упражнения не должны
носить однообразного характера. Их задача
- охватывать различные группы мышц, совершенствовать
регуляторную деятельность центральной
нервной системы, повышать координационную
способность занимающихся.
Особый интерес
представляют исследования, направленные
на определение интервалов отдыха между
выполняемыми скоростными упражнениями;
В занятиях с детьми среднего школьного
возраста для воспитания скоростных качеств
при повторном выполнении упражнений
целесообразны относительно короткие
интервалы отдыха в пределах 2 мин, с использованием
которых можно проводить более интенсивные
занятия. Однако интервалы отдыха, как
и периоды работы, не должны быть постоянными.
Их следует варьировать, чтобы избежать
стабилизации уровней в развитии быстроты
и скоростной выносливости, связанных
с адаптацией организма к однообразной,
часто повторяющейся работе.
Особое значение
приобретают исследования, в которых
обоснованы методические указания по
организации занятий. Рекомендуется
перед выполнением упражнения на быстроту проводить
разминку не менее 15-20 мин. Особое значение
практика уделяет необходимости подготовки
опорно-двигательного аппарата к выполнению
быстрых движений.
Упражнения
с преимущественной направленностью
на воспитание быстроты должны применяться в начале основной
части урока, затем следует использовать
упражнения для развития мышечной силы
и выносливости. Наиболее эффективно быстрота
у школьников будет развиваться в том
случае, если в урок физической культуры
вводятся подвижные и спортивные игры.
Упражнения,
воспитывающие быстроту, должны быть:
технически несложными, выполненными
на уроке одними из первых, хорошо усвоены
занимающимися, по продолжительности
такими, чтобы к концу их выполнения
скорость не снижалась из-за утомления,
а для детей и подростков - не превышающими
5-6 с.
При повторном
выполнении скоростных упражнений следует
использовать активный отдых; последующие
упражнения выполняются в фазе сверхвосстановления.
При подборе
средств, направленных на воспитание быстроты,
кроме скоростных упражнений бегового
характера, используются также упражнения,
взятые из других видов.
Развитие
выносливости в среднем и старшем
школьном возрасте воспитывается в
том случае, если во время занятий
организм учащихся доводится до стадии
утомления. Статическую и динамическую выносливость
можно развивать с младшего школьного
возраста, что в значительной степени
способствует повышению работоспособности.
Это подтверждается и одним из теоретических
определений самого понятия: выносливость
- способность организма бороться с утомлением.
Дети младшего
школьного возраста не отличаются высоким
уровнем развития выносливости. Однако
уже к 10-летнему возрасту у них
повышается способность к неоднократному
выполнению скоростной работы (повторный
бег на короткие дистанции), а также малоинтенсивной
работы (медленный бег) в течение продолжительного
времени. Следовательно, медленный бег
может с успехом применяться как средство
развития выносливости уже с младшего
школьного возраста.7
Предлагается
уже с первых уроков физической культуры в начальной
школе уделять большое внимание развитию
общей выносливости. При этом рекомендуется
использовать в основном медленный продолжительный
бег в равномерном темпе.
Начиная с 4-го
класса применяется несколько иная методика
-дистанция постоянно сокращается, и, соответственно,
повышается скорость, при этом частота
сердечных сокращений (ЧСС) сохраняется
в пределах 170-185 ударов в минуту. Для отдыха
рекомендуется отводить 45-90 с. При постепенном
увеличении продолжительности выполнения
малоинтенсивных упражнений объем беговой
подготовки в 11 - 12-летнем возрасте можно
довести до 14 км в неделю. Развивают выносливость
также ходьба и бег, передвижение на лыжах
на дистанции от 1 км до 1,5 км.8
Практика
свидетельствует, что статическая
выносливость отлично воспитывается
с помощью упражнений в сопротивлении,
связанных со значительным напряжением
и с элементами статики. При этом в виде
отдыха рекомендуются динамические упражнения
и упражнения на расслабление. Отличным
средством воспитания общей выносливости
считается медленный бег, особенно по
пересеченной местности.