Возрастные особенности развития организма школьников. Роль регулярных занятий физическими упражнениями в этом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:02, реферат

Описание работы

Возрастные особенности организма обусловлены непрерывно протекающими в нем в течение жизни человека изменениями строения тела, всех свойств и функций органов и систем. От рождения человека до зрелого возраста происходит постепенное увеличение массы тела, совершенствуется структура, повышается функциональная способность органов. Максимальный уровень функциональных возможностей организма человека достигается в зрелом возрасте.

Содержание работы

Введение…………………………………….……..……………………….3
1. Особенности физического развития детей
среднего школьного возраста…………………………………………...…6
2. Особенности физического развития детей
старшего школьного возраста…………………………………………...10
3. Особенности развития физических качеств детей
среднего и старшего школьного возраста………………………………14
Заключение…………………………………………………….………….23
Список использованных источников……………………………………25

Файлы: 1 файл

Физ-ра реферат.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

У юношей быстро увеличивается мышечная масса; эластичность мышц и их нервная регуляция находятся на оптимальном уровне; опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные нагрузки.

Продолжают  увеличиваться масса сердца, скорость сокращений сердечной мышцы, минутный объем крови, улучшается нервная  и гормональная регуляция сердечно-сосудистой системы.

Юноши и девушки  очень чувствительны к восприятию своей внешности, сравнивают свои физические данные с данными однолеток.

Юноши переоценивают  свои силы, часто берут высокий  темп при беге. Девушки недооценивают свои силы, не уверены в себе, особенно в упражнениях, требующих смелости и решительности, более эмоциональны и чувствительны.

При организации  физического воспитания в старшем  школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий  со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки.

При занятиях с девочками щадить мышцы и  органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенное внутрибрюшное  давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания, натуживанием, подниманием тяжестей, прыжков в глубину.

Содержание  уроков, дозирование нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости от пола.

В этом возрасте необходимо развивать способность  к самостоятельному анализу занятий физическими упражнениями, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках физики, химии, биологии.

Используются  высокие нагрузки и упражнения, требующие  статических усилий. Характерны упражнения с отягощениями, которые выполняются  с ускорением. Хорошо развиваются скоростно-силовые способности.

Создаются условия  для развития общей и скоростной выносливости, что способствует повышению  работоспособности, развитию волевых  качеств. Необходимо формировать интерес  и мотивацию к физическому  совершенствованию и занятиям разными видами спорта. Также важно обучать школьников методам самоконтроля на занятиях. При длительных упражнениях интенсивность нагрузки не должна превышать 80--85 % максимальной. Рекомендуется применять различные виды аэробики, бодибилдинга, упражнений, выполняемых под музыку.

В старших  классах используется весь арсенал  средств физического воспитания, который значительно расширяется  по сравнению со средним школьным возрастом. Широко используются технические  приемы спортивных игр; для девушек - различные виды аэробики, художественная гимнастика; для юношей -- элементы борьбы, строевые приемы военной подготовки и преодоление препятствий, упражнения на тренажерах, атлетизм.

Задачи физического  воспитания в старшем школьном возрасте:

  1. укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию, достижению и поддержанию высокой работоспособности в процессе обучения;

  1. обеспечивать всестороннее развитие всех двигательных качеств;

  1. углублять знания основ спортивной тренировки и самоконтроля;

  1. формировать устойчивую привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, умение составлять индивидуальную программу занятий физическими упражнениями и систематически использовать ее в процессе самосовершенствования.

Физическое  воспитание в 9-10-х классах проводится по двум разным программам: для юношей и для девушек. Урок физкультуры проводят два преподавателя.

В старшем  школьном возрасте используются групповой  и индивидуальный методы организации  занимающихся, а при развитии двигательных качеств - посменный и самостоятельный. Уроки носят характер спортивной тренировки. Учитель физкультуры выполняет функции тренера-методиста.

Программа физической активности детей старшего школьного возраста весьма насыщенна и разнообразна. Наиболее целесообразными средствами физического воспитания в этот период являются:

А. Гимнастические и акробатические упражнения:

1) общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении;

2) общеразвивающие упражнения с предметами: юноши – с набивными мячами 3–5 кг,гантелями до 8 кг, гирями 16 и 24 кг; упражнения на тренажерах; девушки – с обручами, булавами, скакалкой, большими мячами;

3) упражнения на параллельных  брусьях и перекладине (юноши), упражнения на бревне и разновысоких  брусьях(девушки);

4) опорные прыжки через гимнастического коня;

Б. Акробатические упражнения: юноши – длинный кувырок через препятствие высотой до 90 см, стойка на руках, переворот боком с места и с разбега; девушки – сед углом, стойка на лопатках, «мост», кувырки вперед и назад; 5

В. Ритмическая гимнастика;

Г.  Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и др.

 

3. Особенности развития физических качеств детей среднего и старшего школьного возраста

Как свидетельствуют  многочисленные научные сообщения  практика физической культуры и спорта специальные педагогические воздействия оказывают значительное влияние на уровень развития физических способностей учащихся в разные периоды их возрастного развития.

При развитии силовых способностей рекомендуется  применять разнообразные средства, а также следующие методы:

- повторное поднимание веса до выраженного утомления;

- поднимание предельного веса;

- поднимание умеренного веса с максимальной скоростью.

Следовательно, используют методы повторного, максимального  и динамического усилий. В практике физического воспитания школьников они имеют свои особенности.

В подростковом возрасте (дети среднего школьного возраста) создаются более благоприятные  посылки для развития как скоростно-силовых, так и силовых способностей. На уроках физической культуры и спортивной тренировки применяются динамические силовые упражнения с небольшими отягощениями, лазание по канату, переноска груза, толкание ядра.

В возрасте 15-16 лет активно формируется силовая выносливость, увеличивается количество упражнений с отягощениями, проводятся лазания по канату на скорость, применяются элементы борьбы. У девушек силовые упражнения ограничиваются из-за уменьшения относительной силы мышц.

Подбор средств, способствующих развитию силы, должен предусматривать гармоническое развитие мускулатуры и достаточное, соразмерное возрасту развитие мышечной массы. Практика свидетельствует о том, что силовые способности у подростков можно развивать, применяя упражнения со штангой. Так, Ш. Д. Буадзе на основе личного опыта и проведенных экспериментов приходит к выводу о том, что правильное применение силовых упражнений способствует улучшению общей физической подготовки, успешному развитию других физических качеств.

Опыт передовой  практики отечественных специалистов в области физической культуры позволяет  считать, что собственно силовые способности - мышечную силу - следует развивать с подросткового возраста, используя при этом методы повторных и динамических усилий. Применяются упражнения с повышенным сопротивлением (необходимо преодолевать тяжесть различных предметов (гантели, штанга, мешки с песком и т. д.), противодействие партнера, сопротивление внешней среды) и упражнения с отягощением, равным весу собственного тела, а также тренажерные устройства.

Силовые упражнения с малыми и средними отягощениями выполняются повторными сериями. Не рекомендуется выполнять упражнения, требующие больших силовых напряжений, в особенности с задержкой  дыхания. Упражнения необходимо координировать с ритмом дыхания.

Средства  развития силы должны способствовать формированию основных групп мышц нижних и верхних конечностей, плечевого  пояса и т. д. Наибольший эффект в  воспитании силовых способностей достигается  при применении такой формы организации занятий, которая позволила бы комплексно развивать все мышечные группы.

Такое физическое качество, как быстрота наиболее успешно  развивается в младшем и среднем  школьном возрасте. Поэтому в этом же возрасте целесообразно развивать  быстроту средствами физического воспитания, направленными на повышение частоты движений. В возрасте же 12-15 лет следует повышать скоростные способности, применяя скоростно-силовые упражнения. 6Продолжительность выполнения скоростного упражнения для детей и подростков должна быть в пределах 4-6 секунд. Преподаватель должен добиваться того, чтобы хоть в малых объемах от занятия к занятию повышались скоростные способности, увеличивалось количество движений в единицу времени.

Используемые  для воспитания данной способности упражнения не должны носить однообразного характера. Их задача - охватывать различные группы мышц, совершенствовать регуляторную деятельность центральной нервной системы, повышать координационную способность занимающихся.

Особый интерес  представляют исследования, направленные на определение интервалов отдыха между выполняемыми скоростными упражнениями; В занятиях с детьми среднего школьного возраста для воспитания скоростных качеств при повторном выполнении упражнений целесообразны относительно короткие интервалы отдыха в пределах 2 мин, с использованием которых можно проводить более интенсивные занятия. Однако интервалы отдыха, как и периоды работы, не должны быть постоянными. Их следует варьировать, чтобы избежать стабилизации уровней в развитии быстроты и скоростной выносливости, связанных с адаптацией организма к однообразной, часто повторяющейся работе.

Особое значение приобретают исследования, в которых  обоснованы методические указания по организации занятий. Рекомендуется  перед выполнением упражнения на быстроту проводить разминку не менее 15-20 мин. Особое значение практика уделяет необходимости подготовки опорно-двигательного аппарата к выполнению быстрых движений.

Упражнения  с преимущественной направленностью  на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости. Наиболее эффективно быстрота у школьников будет развиваться в том случае, если в урок физической культуры вводятся подвижные и спортивные игры.

Упражнения, воспитывающие быстроту, должны быть: технически несложными, выполненными на уроке одними из первых, хорошо усвоены  занимающимися, по продолжительности  такими, чтобы к концу их выполнения скорость не снижалась из-за утомления, а для детей и подростков - не превышающими 5-6 с.

При повторном  выполнении скоростных упражнений следует  использовать активный отдых; последующие  упражнения выполняются в фазе сверхвосстановления.

При подборе  средств, направленных на воспитание быстроты, кроме скоростных упражнений бегового характера, используются также упражнения, взятые из других видов.

Развитие  выносливости в среднем и старшем  школьном возрасте воспитывается в  том случае, если во время занятий  организм учащихся доводится до стадии утомления. Статическую и динамическую выносливость можно развивать с младшего школьного возраста, что в значительной степени способствует повышению работоспособности. Это подтверждается и одним из теоретических определений самого понятия: выносливость - способность организма бороться с утомлением.

Дети младшего школьного возраста не отличаются высоким  уровнем развития выносливости. Однако уже к 10-летнему возрасту у них  повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы (повторный  бег на короткие дистанции), а также малоинтенсивной работы (медленный бег) в течение продолжительного времени. Следовательно, медленный бег может с успехом применяться как средство развития выносливости уже с младшего школьного возраста.7

Предлагается  уже с первых уроков физической культуры в начальной школе уделять большое внимание развитию общей выносливости. При этом рекомендуется использовать в основном медленный продолжительный бег в равномерном темпе.

Начиная с 4-го класса применяется несколько иная методика -дистанция постоянно сокращается, и, соответственно, повышается скорость, при этом частота сердечных сокращений (ЧСС) сохраняется в пределах 170-185 ударов в минуту. Для отдыха рекомендуется отводить 45-90 с. При постепенном увеличении продолжительности выполнения малоинтенсивных упражнений объем беговой подготовки в 11 - 12-летнем возрасте можно довести до 14 км в неделю. Развивают выносливость также ходьба и бег, передвижение на лыжах на дистанции от 1 км до 1,5 км.8

Практика  свидетельствует, что статическая  выносливость отлично воспитывается с помощью упражнений в сопротивлении, связанных со значительным напряжением и с элементами статики. При этом в виде отдыха рекомендуются динамические упражнения и упражнения на расслабление. Отличным средством воспитания общей выносливости считается медленный бег, особенно по пересеченной местности.

Информация о работе Возрастные особенности развития организма школьников. Роль регулярных занятий физическими упражнениями в этом процессе