Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы «Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания» обусловлена тем, что наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

Содержание работы

Введение
Понятие врачебного контроля. Его цели, задачи.
Содержание и формы организации врачебного контроля. Медицинская диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями.
Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировок, соревнований и занятий физической культурой.
4. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 414.65 Кб (Скачать файл)

Метод антропометрических индексов. Хотя этот метод не дает возможности полностью характеризовать те или иные данные, он позволяет периодически делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития.

Наиболее  часто применяемые антропометрические индексы:

Весо-ростовой показатель вычисляется делением длины тела на его массу. Данные весо-ростового показателя говорят об излишке массы или наоборот.

Росто-весовой показатель вычисляется по формуле: рост (см) - 100 = масса (кг). Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела.

Коэффициент пропорциональности имеет определенное значение при занятиях спортом. Он определяется соотношением длины тела в положении стоя и в положении сидя и выражается в процентах. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%),имеют преимущество перед лицами с низким КП в прыжках, беге.

Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ на массу тела (в граммах). Частное от деления ниже 65-70мл/кг у мужчин и 55-60мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или об избыточном весе.

Индекс  пропорциональности развития грудной  клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Нормальная разница должна составлять 5-8 см для мужчин и 3-4 см для женщин. Если разница равна или превышает названные цифры, то это указывает на хорошее развитие грудной клетки. Если она ниже указанных величин или имеет отрицательное значение, то это свидетельствует об узкогрудии.

Силовой показатель. Между массой тела и мышечной силой есть известное соотношение. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила. Силовой показатель определяется по формуле: Сила кисти (кг) / Общая масса тела (кг) х 100. Для сильнейшей руки этот показатель равен 65-80% для мужчин и 45-50% для женщин.

При проведении самоконтроля студенты могут воспользоваться  двумя простейшими дыхательными пробами, позволяющими в известной  степени получить представление  о состоянии дыхательной и  сердечно-сосудистой системы.

Задержка  дыхания на вдохе. После 5-7 минут отдыха в положении сидя следует сделать полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80-90% от максимального) и задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки до ее прекращения. Продолжительность задержки дыхания в большой степени зависит от волевых усилий человека, поэтому в задержке дыхания различают время чистой задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки). Здоровые взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 секунд, а тренированные спортсмены - от 60 секунд до 2-2.5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении снижается.

Задержка дыхания на выдохе. После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые, нетренированные люди могут задерживать дыхание на 20-30 секунд, тренированные - до 90 секунд и более. При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после инфекционных и других заболеваний, а также после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания и на вдохе и на выдохе уменьшается. 
 
На основании данных физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности все студенты делятся на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Такое разделение необходимо для дифференцированного, индивидуального подхода к каждому занимающемуся физической культурой.

В основную медицинскую группу распределяются лица без отклонения в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения, при достаточном физическом развитии и физической подготовленности. Допускаемая физическая нагрузка: занятия по учебным программам физического воспитания; занятия в одной из спортивных секций; участие в спортивных соревнованиях.

В подготовительную медицинскую группу распределяются лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, но с недостаточным физическим развитием и недостаточной физической подготовленностью. Для этой группы допускаются: занятия по государственным учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований; дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности и физического развития. Они могут заниматься  в секциях по общей физической подготовке (группы здоровья). В отдельных случаях эти студенты могут быть допущены к занятиям в некоторых спортивных секциях (настольный теннис, городки стрельба, некоторые виды туризма и др.).

В специальную медицинскую группу распределяются лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения в физических нагрузках. Студенты, отнесенные к этой медицинской группе, занимаются по особым программам, разрабатываемым врачом и преподавателем с учетом форм заболеваний и характера отклонений в физическом развитии конкретного контингента. В некоторых случаях организуются занятия, похожие по своему характеру на лечебную или корригирующую гимнастику.

Основная  задача учебных занятий в специальной  медицинской группе - ликвидация остаточных явлений после заболеваний, устранение функциональных отклонений и недостатков  физического развития, приобретение студентами необходимых профессионально-прикладных навыков.

В учебном  заведении не должно быть студента, постоянно освобожденного от занятия  физической культурой. Для всех студентов, в том числе и имеющих отклонения в состоянии здоровья, занятия теми или иными формами физической культуры являются обязательными, полезными для укрепления здоровья и закаливания организма.

         По мере  устранения отклонений в состоянии  здоровья и физическом развитии, ликвидации остаточных явлений  после болезни, по мере закаливания  и укрепления организма, повышения  физической работоспособности студенты  после повторного ежегодного  или дополнительного медосмотра  на основании заключения врача  переводятся из специальной в основную медицинскую группу. 

 

Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировок, соревнований и занятий физической культурой

 
 
Врачебно-педагогические наблюдения являются важным разделом врачебного контроля за физическим воспитанием учащихся, они значительно дополняют сведения, полученные при медицинском обследовании учащихся. Врачебно-педагогические наблюдения проводятся врачом совместно с преподавателем или тренером непосредственно во время занятий физической культурой, спортивных тренировок и соревнований. Они направлены на оценку правильности построения занятий физическими упражнениями и выбора величины нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, их физического развития и уровня подготовленности. Основная цель наблюдений - способствовать улучшению процесса физического воспитания учащихся и получению ими максимального оздоровительно-тренировочного эффекта от занятий физическими упражнениями.

Задачами врачебно - педагогического контроля являются: 
а) ознакомление с учебно-методической документацией (учебный план) и определение правильности разделения учащихся на группы; 
б) оценка гигиенических условий (температура, влажность, вентиляция, освещенность, соответствие одежды и обуви, техника безопасности, организация первой помощи), организации и методики проведения занятий; 
в)  изучение воздействия занятий и соревнований на организм учащихся для уточнения состояния их здоровья и функционального состояния; 
г)  коррекция на основе полученных данных планирования процесса физического воспитания и дозировки физических нагрузок. 

Врачебно-педагогические наблюдения проводятся: до занятий или соревнований, во время их проведения и после  окончания.

С помощью общепринятых методов  определяется реакция организма  на выполняемые тренировочные нагрузки. Вместе с этим учитываются внешние  признаки утомления занимающихся, проводится опрос об их самочувствии.

Наблюдения, проводимые на занятиях, позволяют  дать врачебно-физиологическую оценку учебному занятию в целом и  реакции организма студентов  на нагрузку, что необходимо для  совершенствования процесса физического  воспитания. Эти наблюдения строятся на данных учета динамики наиболее доступных для исследования индивидуальных признаков и показателей у отдельных занимающихся (подсчет пульса и дыхания, измерение давления крови, динамометрия, характеристика внешних признаков утомления и т.д.), а также на исследовании характера эмоциональной окраски всего занятия, объема и последовательности выполнения физической нагрузки, соблюдения необходимых гигиенических правил и мер по предупреждению спортивного травматизма. 
 
Оценку оздоровительно-тренировочного эффекта, правильности построения занятий и качества приспособительных реакций организма можно провести простыми методами исследования. Так, данные визуального наблюдения и беседа позволяют выяснить, соответствует ли физическая нагрузка состоянию здоровья и уровню подготовленности учащегося.

Визуальные  наблюдения дают возможность судить о степени утомления по внешним  признакам. Следует обращать внимание на окраску кожи, степень потливости, выражение лица, характер дыхания, координацию  движений и внимание. Выяснение самочувствия дополняет эти данные.

Небольшое покраснение  кожи, незначительная потливость, учащенное, ровное дыхание, бодрое, четкое выполнение команд и заданий, отсутствие жалоб - все это свидетельствует о небольшом, обычном для урока физкультуры утомлении.

Для средней степени утомления характерно значительное покраснение кожи, напряженное выражение лица, большая потливость, особенно лица, большое учащение дыхания с периодическими глубокими вдохами и выдохами, нарушение координации движений (неуверенные движения, нечеткое выполнение заданий, добавочные движения, покачивания), жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиения.

Резкое  утомление (переутомление) характеризуется резким покраснением или побледнением или даже синюшностью кожи, общей резкой потливостью и выступанием соли на коже, майке, рубашке, резко учащенным, поверхностным и аритмичным дыханием, вплоть до одышки, отказом от выполнения упражнений, глубоким нарушением координации движений (частые покачивания, отставание в ходьбе от группы, требуется опора или посторонняя помощь), дрожанием конечностей, жалобами на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту, иногда рвоту.

Более выраженная степень утомления у некоторых  детей по сравнению с остальными свидетельствует о чрезмерности нагрузки для них и требует  немедленных изменений в дозировке  упражнений с целью предупреждения перенапряжения.

 

При правильно организованном и  проведенном учебно-тренировочном  занятии наблюдаются признаки благоприятной  реакции организма занимающегося  на физическую нагрузку: частота пульса, дыхание и давление крови постоянно  повышаются к основной части занятия, затем, в заключительной части, постепенно снижаются; частота сердечных сокращений и величина максимального кровяного давления во время выполнения упражнений повышаются, при этом минимальное давление не изменяется или несколько снижается, в состоянии хорошей тренированности показатели пульса и давления крови изменяются параллельно друг другу; наблюдается укороченный восстановительный период, т.е. после окончания мышечной деятельности физиологические показатели быстро возвращаются к исходному уровню; остаются неизменными или повышаются в течение всего тренировочного занятия мышечная сила, жизненная емкость легких и другие физиологические показатели.

Постоянные врачебно-педагогические наблюдения позволяют обнаружить недочеты в организации и методике проведения занятий по физической культуре, совершенствовать планирование учебно-тренировочного процесса, помогают устранить причины, вызывающие чрезмерные нагрузки, переутомление, нарушение  правил безопасности и санитарно-гигиенических  норм.

 

 

Самоконтроль  при занятиях физической культурой  и спортом

  

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения не дадут желаемого результата, если они не будут дополнены самоконтролем. 
Большое практическое значение для студентов, занимающихся физкультурой и спортом, имеет самоконтроль. Он дисциплинирует физкультурников и спортсменов, прививает им навыки самоанализа, делает более эффективной работу врача, тренера и преподавателя физического воспитания, положительно влияет на рост спортивных результатов.          

Самоконтроль – это система наблюдений за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок.

Основными задачами самоконтроля являются:

а)  осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью;

б) освоить простейшие методы самонаблюдения, научиться простейшим способам записи результатов наблюдений;

в) научиться анализировать и оценивать показатели самоконтроля;

г) закрепить и применить на практике полученные знания. 
 
Студенты должны хорошо представлять себе степень энергетических затрат и нервно-психического и мышечного напряжения, необходимого для выполнения учебной деятельности в сочетании со спортивной тренировкой, в частности степень усталости от умственной работы на учебных занятиях и регулирование в этой связи физических нагрузок на спортивных тренировках, и наоборот. Студенты должны знать, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил и какими средствами и методами достигается в этом наибольшая эффективность. 
Самоконтроль включает в себя наблюдения и анализ объективных и субъективных состояний организма.

Информация о работе Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания