Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы «Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания» обусловлена тем, что наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

Содержание работы

Введение
Понятие врачебного контроля. Его цели, задачи.
Содержание и формы организации врачебного контроля. Медицинская диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями.
Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировок, соревнований и занятий физической культурой.
4. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 414.65 Кб (Скачать файл)

К объективным относят показатели, которые можно измерить и выразить количественно:

а) антропометрические — длина тела и его масса, окружность грудной клетки и др.; 
б) функциональные — пульс, глубина дыхания и его частота, ЖЕЛ и др.; 
в) силовые показатели отдельных групп мышц, спортивные результаты.

Субъективными показателями принято считать самочувствие, настроение, чувства утомления и усталости, желание или нежелание заниматься физическими упражнениями, боязнь соревнований, нарушения сна и аппетита, самоощущение работоспособности и ее изменений и др.  

Лучшей формой организации самоконтроля является ведение дневника. В нем  рекомендуется фиксировать объем  и интенсивность тренировочных  нагрузок, результаты прикидок и соревнований, некоторые объективные и субъективные показатели состояния организма в период занятий и тренировок. Приступая к ведению дневника, следует посоветоваться с преподавателем физического воспитания, с тренером и врачом, предварительно решить для себя: как часто будет заполняться дневник самоконтроля, какие показатели взять на учет, как часто и какими способами эти наблюдения учитывать и фиксировать в дневнике. От решения этих принципиальных вопросов зависит форма дневника, его полнота, объем. 
Для ведения дневника самоконтроля достаточно подготовить небольшую тетрадь и разграфить ее по показателям самоконтроля и датам. Конечно, у отдельных занимающихся качество показателей самоконтроля в дневнике и порядок записи могут быть различными, но одинаково важно для всех правильно оценивать отдельные показатели, лаконично фиксировать их в дневнике. 
Пример дневника самоконтроля: 
 

Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, оно  является важным показателем влияния  физических упражнений и спортивных тренировок. Самочувствие отмечается хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется  характер необычных ощущений 

Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

Аппетит отмечается хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его ухудшение, как правило, является результатом переутомления или заболевания.

Пульс - важный показатель состояния организма. В покое пульс у различных людей колеблется в пределах от 40 до 70—80 ударов в минуту. У девушек и женщин пульс несколько чаще, примерно на 5 ударов в минуту. Обычно на учебных занятиях физической культуре частота сердечных сокращений при средней нагрузке достигает 130-150 ударов в минуту. А на спортивных тренировках, при значительных физических усилиях частота сердечных сокращений достигает 180-200 и даже больше ударов в минуту. После большой физической нагрузке пульс приходит к исходным величинам через 20-30,иногда через 40-50 минут. Если в указанное время после учебно-тренировочных занятий пульс не возвращается к исходным величинам, это свидетельствует о наступлении большого утомления в связи с недостаточной физической подготовленностью или наличием каких-то отклонений в состоянии организма.

Измерять пульс следует утром, еще в постели, затем перед  тренировкой и после нее. Из многочисленных точек на теле, где можно  зафиксировать пульсирующие колебания артерий, наиболее часто пульс измеряют у запястья (лучевая артерия), на шее (сонная артерия), а также непосредственно на левой стороне грудной клетки, где хорошо ощущается биение сердечной мышцы. Обычно пульс считают 10 или 15 с, после чего умножают полученную величину на 6 или 4 и получают количество ударов за 1 мин.  

О степени тренированности спортсмена достаточно точно можно судить по времени возвращения пульса к  исходному состоянию. При хорошей  тренированности даже после большой  физической нагрузки пульс восстанавливается  за 20—30 мин. Если же период восстановления затягивается на 60 мин и более, это указывает на слабую общую тренированность, возможное скрытое болезненное состояние или имевшее место нарушение режима. 
 
Для оценки деятельности сердца применяются различные варианты активных и пассивных ортостатических проб. Одна из активных ортостатических проб производится следующим образом: 5 минут следует отдохнуть лежа на спине, затем подсчитать пульс в положении лежа за 1 минуту, далее надо встать и отдохнуть стоя 1 минуту и подсчитать пульс в положении стоя за 1 минуту. По разнице между частотой пульса лежа и стоя судят о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела. Это позволяет оценивать функциональное состояние регуляторных механизмов и дает некоторое представление о тренированности организма.

Разница от 0 до 12 ударов свидетельствует  о хорошем состоянии физической тренированности. У здорового нетренированного человека разница составляет 13-18 ударов. Разница 18-25 ударов - показатель отсутствия физической тренированности. Разница  более 25 ударов свидетельствует о  переутомлении или заболевании, в таких случаях следует обратиться к врачу.

Ортостатическую пробу лучше проводить  утром перед зарядкой или в  другое время дня до еды. Основное правило: проводить пробу в одни и те же часы суток. Кроме того, пульс  подсчитывается в течение одной  минуты до тренировки и после ее окончания. Одним из показателей  правильности тренировочных нагрузок является уменьшение разницы между  частотой сердечных сокращений в  положении лежа и стоя, а также  общая тенденция к понижению  частоты или к ее стабилизации до тренировки и после при одинаковой физической нагрузке.

Резкое учащение или замедление пульса сравнительно с предыдущими  показателями может являться следствием переутомления или заболевания  и требует консультации с преподавателем и врачом.

Так же оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом  сопоставления данных частоты сердечных  сокращений в покое (до нагрузки) и  после нагрузки, т.е. определить процент  учащения пульса. Частоту пульса в  покое принимают за 100%, разницу  в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

Но не только пульсу следует уделять  внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного  уровня, а потом приходит в начальное  состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой  тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и  минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле

ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной  регуляции сердечнососудистой системы  он становится большим или меньшим  единице.

Студентам рекомендуется также  следить за правильностью ритма  и степенью наполнения пульса. 
 
 Дыхание. Большой информативностью о потенциальных                 возможностях дыхательного аппарата обладает показатель ЖЁЛ — максимальный объем воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха. Измерения ЖЁЛ производятся водным или сухим спирометром, обычно до и после тренировки. Средними показателями для юношей в возрасте 16—18 лет являются величины в пределах 4000— 4500 см 3, а для девушек этого возраста — 3000—3500 см 3. У   спортсменов эти показатели, как правило, выше и в отдельных случаях достигают 6000 и даже 7000 см. Рекордные показатели ЖЁЛ демонстрируют гребцы, пловцы, лыжники.  

Для самоконтроля за уровнем своей  физической подготовленности каждому  студенту и спортсмену желательно использовать одно или несколько контрольных  упражнений (тестов), наиболее полно  характеризующих избранный вид  спорта. Например, для баскетболиста таким упражнением может быть челночный бег, для волейболиста — выпрыгивание вверх. Систематически повторяя это упражнение, по динамике результатов судят об эффективности тренировочного процесса, о правильности выбора средств самотренировки.  

В дневнике самоконтроля также необходимо коротко записывать содержание тренировочного занятия и связанные с этим необычные ощущения, например болевые ощущения в мышцах, в левом или правом подреберьях, в области сердца. Эти ощущения нельзя оставлять без внимания, следует посоветоваться с врачом, тренером. Это поможет при самоанализе избежать ошибочных оценок.

Вес тела рекомендуется определять ежедневно утром натощак (если есть такая возможность), на одних и  тех же весах, в одном и том  же костюме, лучше в спортивных трусах и майке. Если невозможно взвешиваться каждый день, можно ограничиться определением веса один раз в неделю в одно и то же время дня.

В первом периоде тренировки вес  обычно снижается, затем стабилизируется  и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует  обратиться к врачу.

Тренировочные нагрузки основной части  тренировочного занятия и нарушения  режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные  отклонения в состоянии организма.

Болевые ощущения: боли в мышцах, головные боли, боли в правом или левом  боку и в области сердца могут  наступить при нарушениях режима дня, при общем утомлении организма, при форсировании тренировочных  нагрузок и т.п. Боли в мышцах у  начинающих спортсменов явление  закономерное на первом этапе тренировочных  занятий. Во всех случаях продолжительных  болевых ощущений в мышцах и других болевых ощущений следует обратиться к врачу.

Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля. Это наблюдение показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.

Результаты самоконтроля должны постоянно  анализироваться самими занимающимися  и  периодически - совместно с  преподавателем и врачом. При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом на занимающихся, планируются тренировочные нагрузки. Самоконтроль позволяет занимающемуся физической культурой и спортом вовремя заметить опасность переутомления, помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние перетренировки.

Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение  к своему здоровью и к занятиям физической культурой и спортом, имеет большое воспитательное значение. Умение студента правильно и тщательно  вести дневник самоконтроля в  известной степени облегчает  осуществление врачебного педагогического  контроля, способствует правильной постановке физического воспитания в высшем учебном заведении.

 

Заключение

 

В целом, умеренные занятия спортом  оказывают общее оздоровительное  действие на организм. Регулярные физические нагрузки являются важным профилактическим средством против болезней сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз), нарушений обмена веществ (сахарный диабет 2 типа), заболеваний опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, артроз).

Нужно отметить тот факт, что только умеренные физические нагрузки (сопоставимые с физическими способностями  человека) оказывают благоприятное  воздействие на его здоровье. Чрезмерные физические нагрузки опасны для организма  и могут привести к различным  заболеваниям.

В целом занятия спортом рекомендованы  всем. Нужно только здраво оценить  свои способности и выбрать вид  спорта, занятие которым будет  приносить удовольствие. Любые формы движения полезны, если только они соответствуют физическим способностям организма.

 

Список  используемой литературы

1. О. Г. Черноусов. Физическая  культура. Учебное пособие. -- Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 1999

2. Мотылянская Р. Е., Ерусалимский Л.А. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 96с., ил.

3. Выдрин В.М., Зыкин Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов ВУЗов, 1990 

4. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 256с.

5. Физическая культура и воспитание, программа для высших учебных заведений, 1975.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт., 1991 - 543с.

7. Синяков Л.Ф. Самоконтроль физкультурника-М., Знание, сер. ФИЗ 1987

8. Агаджанян Н.Л., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. – М.: «Физкультура и спорт», 1989. – 207с.

9. Лаптев В.П. Гигиена массового спорта-М., Физкультура и спорт, 1984 -143с.

10.  Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. - М.: Медицина,1984 - 125 с.


Информация о работе Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания