Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 17:44, контрольная работа
Все эти качества отражают различные стороны двигательной функции и поэтому весьма неоднородны по психо-физиологическим механизмам проявления. а также по особенностям состава тех двигательных действий, для которых они имеют ведущее значение. Поэтому и подходы к целенаправленному их развитию существенно отличаются.
Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями. Эти его возможности реализуются в определённых движениях, которые отличаются друг от друга своими характеристиками. Например, бег и поднятие штанги предъявляют разные требования к организму и тем самым вызывают проявление разных физических качеств.
К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, обычно относят силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, которые проявляются, как правило, в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности, интенсивности. Каждое из перечисленных качеств имеет многообразные формы их проявления в различных видах двигательной деятельности. Развитие, воспитание и совершенствование их – целостный процесс, конечные задачи которого – расширение функциональных возможностей человека, степень его двигательной одаренности.
Выносливость характеризуется с помощью «предельных показателей» (например, пробежать наибольшее расстояние в заданное время, предельно долго поддерживая заданную скорость и т.д.). Величина этих показателей зависит от соотношения как минимум 2-х компонентов теста: длительности и интенсивности.
В циклических видах спорта специфическим критерием выносливости будет являться снижение скорости в конце дистанции.
Уровень выносливости у каждого спортсмена в циклическом виде спорта по отношению к его скоростным возможностям неодинаков. Различия можно определять количественно по так называемому запасу скорости или коэффициенту выносливости. Запас скорости (ЗС) определяется как разность между средним временем пробега эталонного отрезка и лучшим временем на этом отрезке. Коэффициент выносливости (КВ) - это отношение времени преодоления всей дистанции к времени преодоления эталонного отрезка:
КВ=Тд : Tэт,
где: Тд - время на дистанции;
Tэт - время на эталонном отрезке.
Чем он меньше, тем выше уровень выносливости. Например, время на дистанции 400 м - 48,0 с ( Tд), а лучшее время на коротком («эталонном») отрезке 100 м - 11,0 с (Tэт), тогда: КВ= 48,0 : 11,0 = 4,3636.
Выносливость измеряется с помощью гетерогенных тестов, результаты в которых зависит не только от уровня развития данного качества, но и от психологического умения противостоять утомлению.
При контроле за выносливостью, кроме спортивных, широкое распространение получили физиологические и биохимические тесты, а также биомеханические критерии (например, такие как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п.), в которых сравниваются их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине полученных различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.
Применение тех или иных тестов измерения выносливости зависит от конкретного вида проявления этого физического качества.
Приведем примеры определения общей выносливости:
Определение критической скорости в беге. Критическая скорость в беге – это наименьшая скорость (интенсивность), при которой достигается максимальное потребление кислорода (МПК). А, как известно, показатель МПК во многом определяет уровень общей выносливости. Другими словами критическая скорость (Vкр.) является педагогическим выразителем физиологического показателя аэробных возможностей человека, т.е. его уровня МПК. По этому значению Vкр. Во многом характеризует степень развития общей выносливости. Наряду с этим Vкр. служит основным критерием определения интенсивности бега при развитии данного физического качества:
Приведем примеры определения выносливости статическими усилиями (статическая выносливость):
В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п.. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.
3 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
Процесс развития выносливости человека определяется многими факторами, которые можно разделить на две группы:
Пытаясь развивать выносливость нужно помнить, что это сделать невозможно без объемной, однообразной и тяжелой работы. Она развивается лишь тогда, когда занимающиеся в процессе тренировки доходят до необходимой, достаточно глубокой степени утомления. При этом организм постепенно адаптируется к состоянию утомления, что внешне проявляется в повышении показателей выносливости.
Утомление при нагрузках разного типа неодинаково. Поэтому при развитии выносливости важно учитывать не только глубину утомления, но характер вызвавшей его нагрузки. При использовании для развития выносливости циклических упражнений (бег, плавание, велоспорт и т.п.) характер нагрузки определяется следующими факторами:
В зависимости от сочетания этих характеристик оказывается различной не только величина, но и (что еще более важно) характер ответной реакции организма.
Методика развития аэробных возможностей. Как известно, аэробные возможности лежат в основе общей выносливости. В процессе их развития решаются следующие задачи:
В качестве основных средств для решения этих задач используются упражнения, позволяющие достигать максимальных величин производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и удерживать высокий уровень потребления кислорода длительное время. При этом необходимо использовать движения, требующие участия возможно большего объема мышечной массы.
Для развития аэробных возможностей чаще всего используется равномерная нагрузка умеренной интенсивности, а также различные варианты повторных и переменных нагрузок. Особенно широко равномерный метод используется на начальных этапах их развития. Это обусловлено тем, что функциональные «потолки» некоторых органов и систем лучше всего повышаются под воздействие малоинтенсивной, но продолжительной работы.
Вместе с тем, хорошего эффекта в развитии аэробных возможностей можно добиться и при моделировании анаэробных условий работы. Для этого задается нагрузка в виде сравнительно кратковременных повторений, разделенных небольшими промежутками отдыха. Эффект от такой нагрузки обусловлен следующими обстоятельствами.
Продукты анаэробного обмена, образующиеся при кратковременной работе значительной интенсивности (молочная и пировиноградная кислоты) , служат мощным стимулом для развития дыхательных процессов. Поэтому после такой работы в первые 10-30 сек. отдыха потребление кислорода продолжает увеличиваться. Если же повторная работа приходится на этот момент, то от повторения к повторению будет наблюдаться рост потребления кислорода. А это как раз и представляет собой одну из главных задач аэробной тренировки. Примерно к третьему повторению потребление кислорода достигает максимума и потом держится определенное время на этом уровне. Общее количество повторений определяется производительностью сердечно-сосудистой системы.
При использовании повторного метода для развития аэробных возможностей важно помнить, что наивысшие величины потребления кислорода характерны для периода отдыха, а не работы. Поэтому главный вопрос этой методики заключается в выборе правильного, наилучшего сочетания работы и отдыха.
Учитывая изложенное, можно рекомендовать при развитии аэробных возможностей анаэробные нагрузки с такими характеристиками:
Методика развития анаэробных возможностей. Развитие анаэробных возможностей предполагает необходимость решения 2-х задач:
Средствами решения этих задач служат в основном специализированные упражнения, выполняемые в зонах субмаксимальной и максимальной мощности. При этом тренировочные нагрузки, направленные на совершенствование креатинфосфатного механизма, должны отличаться следующими характеристиками:
Весь объем нагрузки должен быть разбит на несколько серий по 4-5 повторений в каждой. Отдых между сериями должен составлять 7-10 минут. Данное требование вызвано следующими обстоятельствами.
Между креатинфосфатной и гликолитической реакциями существуют конкурентные отношения: одна подавляет другую. Поскольку запасы креатинфосфата (Крф) в мышцах не велики, то уже через 3-4 повторения данный механизм исчерпывает свои возможности и в действие должен вступать механизм гликолиза. Поэтому для осуществления целенаправленного воздействия именно на механизм креатинфосфатного обмена необходимо дать организму достаточный дополнительный отдых.
При совершенствовании гликолитического механизма энергообеспечения тренировочные нагрузки должны отвечать следующим требованиям: