Выносливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…………..3
Глава 1. Характеристика выносливости и методика её развития
1.1 Выноливость……………….……….........................................................….4
1.2 Физиологическая характеристика выносливости……………...…………..8
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств……….......14
1.4 Заключение……………………………………………………………...…..16
Глава 2. Методика развития скоростно-силовых качеств в тренировочном процессе пловцов
2.1 Физическая подготовленность пловца…………………………………….17
2.2 Методика развития скоростно-силовых способностей………………….......20
2.3 Средства скоростно-силовой подготовки пловцов.…………..….………….23
2.4 Планирование и контроль скоростно-силовых нагрузок……………….……..26
Выводы……………………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая Выносливость1.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

Аэробные  возможности организма и выносливость

При выполнении упражнений преимущественно аэробного характера  скорость потребления кислорода (л  О2/мин) тем выше, чем больше мощность выполняемой нагрузки (скорость перемещения). Поэтому в видах спорта, требующих проявления большой выносливости, спортсмены должны обладать большими аэробными возможностями:

1) высокой максимальной  скоростью потребления кислорода,  т. е. большой аэробной "мощностью";

2) способностью длительно  поддерживать высокую скорость  потребления кислорода (большой аэробной "емкостью").

Максимальное  потребление кислорода.

Аэробные возможности  человека определяются прежде всего максимальной для него скоростью потребления кислорода. Чем выше МПК, тем больше абсолютная мощность максимальной аэробной нагрузки. Кроме того, чем выше МПК, тем относительно легче и потому длительнее выполнение аэробной работы.

Например, спортсмены А и Б должны бежать с одинаковой скоростью, которая требует у обоих одинакового потребления кислорода - 4 л/мин. У спортсмена А МПК. равно 5 л/мин и потому дистанционное потребление О2 составляет 80% от его МПК. У спортсмена Б МПК равно 4,4 л/мин н, следовательно, дистанционное потребление О2 достигает 90% от его МПК. Соответственно для спортсмена А относительная физиологическая нагрузка при таком беге ниже (работа "легче"), и потому он может поддерживать заданную скорость бега в течение более продолжительного времени, чем спортсмен Б.

Таким образом, чем выше МПК  у спортсмена, тем более высокую  скорость он может поддерживать на дистанции, тем, следовательно, выше (при  прочих равных условиях) его спортивный результат в упражнениях, требующих  проявления выносливости. Чем выше МПК, тем больше аэробная работоспособность (выносливость), т. е. тем больший  объем работы аэробного Характера  способен выполнить человек. Причем эта зависимость выносливости от МПК проявляется (в некоторых пределах) тем больше, чем меньше относительная мощность аэробной нагрузки.

Отсюда понятно, почему в  видах спорта, требующих проявления выносливости, МПК у спортсменов  выше, чем у представителей других видов спорта, а тем более чем  у нетренированных людей того же возраста.

Если у нетренированных  мужчин 20-30 лет МПК в среднем  р.авно 3-3,5 л/мин (или 45- 50 мл/кг * мин), то у высококвалифицированных бегунов-стайеров и лыжников оно достигает 5-6 л/мин (или более 80 мл/кг * мин). У нетренированных женщин МПК равно в среднем 2-2,5 л/мин (или 35-40 мл/кг * мин), а у лыжниц - около 4 л/мин (или более 70 мл/кг * мин).

Абсолютные показатели МПК (л О2/мин) находятся в прямой связи с размерами (весом) тела. Поэтому наиболее высокие абсолютные показатели МПК имеют гребцы, пловцы, велосипедисты, конькобежцы. В этих видах спорта наибольшее значение для физиологической оценки данного качества имеют абсолютные показатели мпк.

Относительные показатели МПК (мл О2/кг * мин) у высококвалифицированных спортсменов находятся в обратной зависимости от веса тела. При беге и ходьбе выполняется значительная работа по вертикальному перемещению массы тела и, следовательно, при прочих равных условиях (одинаковой скорости передвижения) чем больше вес спортсмена, тем больше совершаемая им работа (потребление О2). Поэтому бегуны на длинные дистанции, как правило, имеют относительно небольшой вес тела (прежде всего за счет минимального количества жировой ткани и относительно небольшого веса костного скелета). Если у нетренированных мужчин 18-25 лет жировая ткань составляет 15- 17% веса тела, то у выдающихся стайеров - лишь 6- 7% Наибольшие относительные показатели МПК обнаруживаются у бегунов на длинные дистанции и лыжников, наименьшие - у гребцов. В таких видах спорта, как легкоатлетический бег, спортивная ходьба, лыжные гонки, максимальные аэробные возможности спортсмена правильнее оценивать по относительному МПК.

Уровень МПК зависит от максимальных возможностей двух функциональных систем:

1) кислородтранспортной  системы, абсорбирующей кислород  из окружающего воздуха и транспортирующей  его к работающим мышцам и  другим активным органам и  тканям тела;

2) системы утилизации  кислорода, т. е. мышечной системы,  экстрагирующей и утилизирующей  доставляемый кровью кислород. У  спортсменов, имеющих высокие  показатели МПК, обе эти системы  обладают большими функциональными  возможностями.

 

1.3 Сенситивные  периоды развития выносливости

В процессе индивидуального  развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того, установлено, что  в отдельные возрастные этапы  некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды  онтогенеза тренировочные воздействия  на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного  спортсмена наиболее чувствителен к  педагогическим воздействиям тренера, называются "сенситивными" периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название "критических". По мнению ученых, эффективность управления процессом  совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет  значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать  с особенностями того или иного  периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в  следующие возрастные периоды:

- координационные способности  - наибольший прирост с 5 до 10 лет;

-быстрота - развитие происходит  от 7 до 16 лет, наибольшие темпы  прироста в 16-17 лет;

- сила - развитие происходит  с 12 до 18 лет, наибольшие темпы  прироста в 16-17 лет;

- скоростно-силовые качества  — развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста  в 14-16 лет;

-гибкость - развитие происходит  в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет (мальчики), 7 -8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет, 14-17 лет (девочки);

- выносливость - развитие  происходит от дошкольного возраста  до 30 лет, а к нагрузкам умеренной  интенсивности - и старше, наиболее  интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет [30].

Сенситивный период выносливости приходится примерно на 14-20 лет, после чего наблюдается максимальное ее проявление и рекордные достижения на стайерских дистанциях в беге, плавании, гребле, лыжных гонках и других видах спорта, требующих выносливости. Общая выносливость к длительной работе умеренной мощности сохраняется в онтогенезе человека дольше других физических качеств, снижаясь после 55 лет. С этим связана наибольшая адекватность длительной динамической работы невысокой мощности для пожилых людей, которые способны выполнять такого рода упражнения без учета времени достаточно долго.

Особую  роль  в  технической  подготовке  имеют  врожденные функциональные связи и приобретенные. Следует  учитывать генетически ведущие  части тела юного спортсмена, которые  являются сильной стороной развития организма. В педагогическом отношении  здесь необходим на первых порах  свободный выбор. В противном  случае будет угнетаться генетическая предопределенность. Отсюда очевидно, что переучивание "левши" на противоположную  ведущую нецелесообразно [30].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Заключение

 

Физические качества - это функциональные свойства организма, обеспечивающих активную двигательную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика развития выносливости в тренировочном процессе пловцов

Спортивная работоспособность  пловцов обеспечивается комплексом специфических и неспецифических двигательных способностей, иерархическая совокупность которых составляет физическую подготовленность пловца.

Физическая подготовка — наиболее важный, стержневой раздел спортивной тренировки в плавании. Он направлен на оптимальное развитие двигательных способностей, на физическое совершенствование организма в целом и на избирательное совершенствование тех мышечных групп и вегетативных функций, которые обеспечивают высокий уровень специальной спортивной работоспособности. В структуре спортивной работоспособности различают специфические (ведущие) и неспецифические (вспомогательные) двигательные способности. Многообразие и качественное различие двигательных способностей определяется:

  • морфологическими особенностями двигательного аппарата в целом и морфологическими особенностями рабочих мышц (телосложением, мышечной топографией, композицией мышечных волокон, строением и размерами сердца и других внутренних органов);
  • характером энергетического обеспечения до есть преимущественной степенью участия аэробных и анаэробных процессов в ресинтезе АТФ и суммарным энергетическим потенциалом (количеством субстратов ресинтеза АТФ — креатинфосфата, гликогена, жиров, активностью ферментов); особенностями нейрогуморальной регуляции (силой, подвижностью и балансом нервных процессов, свойствами нервных анализаторов, характером иннервации мышц, уровнем секреции гормонов);
  • средствами и методами развития (двигательные способности развиваются только в определенных двигательных режимах), сохранением своей качественной специфичности в процессе тренировки;

— возрастной гетерохронностью развития (то есть несовпадением возрастов максимальных темпов прироста у различных двигательных способностей).

Физическая подготовка как процесс целенаправленного  развития физических качеств и формирования специфической структуры физической подготовленности подразделяется на разностороннюю общую, общую целенаправленную и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс развития двигательных способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но косвенно влияющих на успех в спортивной деятельности. Разносторонняя ОФП направлена на укрепление здоровья и развитие всех мышечных групп и двигательных способностей с привлечением средств и методов подготовки из других видов спорта, выполняемых в несоревновательных режимах. Разносторонняя ОФП характерна для этапов предварительной подготовки и начальной специализации юных пловцов. С возрастом и ростом мастерства спортсменов ОФП принимает целенаправленный характер. Содержание целенаправленной ОФП зависит от особенностей избранного вида спорта (например, существуют комплексы общеразвивающих упражнений, разработанных специально для пловцов). Эта подготовка направлена на развитие мышечных групп, которые несут основную нагрузку в плавании, но режимы ее проведения отличаются от соревновательных.

Специальная физическая подготовка (СФП) — это процесс  развития двигательных способностей и комплексных качеств, отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Она включает локальные воздействия на те мышечные группы и механизмы энергообеспечения, которые определяют успех в данной спортивной дисциплине (на конкретной плавательной дистанции). Основные средства СФП — соревновательные и специально-подготовительные упражнения. Разная дистанционная специализация в плавании требует разного уровня развития таких двигательных способностей, как выносливость, силовые способности, скоростные качества, подвижность в суставах. Ведущим методическим принципом при проведении СФП является принцип динамического соответствия, включающий требования:

  • соответствия амплитуды и пространственной траектории рабочего движения основному соревновательному навыку;
  • соответствия величины и быстроты нарастания рабочего усилия;
  • соответствия энергетического режима работы мышц в тренировочном упражнении энергетическому режиму обеспечения мышечной работы во время соревновательной деятельности;

соответствия  мышечной координации (то есть порядка  включения и выключения мышц) основному соревновательному навыку.

Соотношение СФП и ОФП  изменяется как в процессе многолетних занятий спортом, так и в годичном цикле подготовки в сторону увеличения удельного веса СФП. При этом ОФП рассматривается как база для развития специальных двигательных качеств. Развитие этих качеств должно быть соразмерным модельным характеристикам и структуре специальной работоспособности пловцов. На основе индивидуального изучения каждого спортсмена у него должны быть оценены уровни развития всех двигательных качеств и способностей и выявлены стороны физической подготовленности, лимитирующие уровень спортивных результатов. С учетом тренируемости и консервативности этих способностей планируется содержание физической подготовки, определяются средства и методы развития, объемы и интенсивность тренировочных нагрузок.

 

 

 

 

 

 

2.2 Методика  развития выносливости

Выносливость, как  у пловцов, так и у других спортсменов  зависит от уровня подготовленности органов и систем (особенно сердечно-сосудистой, центральной нервной и дыхательной системы).

Слишком частое посещение плавательных бассейнов (с повышенной влажностью и очищаемых хлором) иногда может вредно повлиять на здоровье пловца. Поэтому тренировки по плаванию необходимо сочетать с общей физической подготовкой на суше, проводимой в течение всего года на свежем воздухе (в лесу, в парке, на стадионе либо на спортивной площадке).

В основе физиологического механизма развития выносливости у  пловцов лежит повышение сопротивляемости организма утомлению благодаря  совершенствованию всех его функций.

Общая выносливость характеризуется работоспособностью пловца при выполнении любых физических упражнений, а специальная выносливость пловца – лишь при выполнении наиболее специфичных упражнений. 

Специальная выносливость, необходимая пловцу для поддержания  высокой скорости плавания на протяжении всей дистанции, называется скоростной выносливостью, а та, которая важна  для долгого выполнения силовых  упражнений – силовой выносливостью.

Информация о работе Выносливость