Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 17:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей адаптивного спорта и адаптивного физического воспитания применительно к лицам с поражением зрения.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:
Раскрыть историю адаптивного спорта для лиц с поражением зрения в России и в мире.
Познакомиться с достижения спортсменов – инвалидов по зрению.
Разобрать особенности видов спорта для лиц с поражением зрения.
Введение………………………………………………………………….....3
ГЛАВА I. История адаптивного физического воспитания……………...5
1.1 История АФК для лиц с поражением зрения в мире…………...7
1.2 История АФК для лиц с поражением зрения в России…..........9
ГЛАВА II. История адаптивного спорта………………………………..12
2.1 История адаптивного спорта для лиц с поражением зрения в мире …………………………………………………………………. …....14
2.2 История адаптивного спорта для лиц с поражением зрения в России……………………………………………………………………...15
ГЛАВА 3. Выступления в рамках адаптивного спорта (достижения)...19
3.1 Особенности видов спорта для инвалидов по зрению………...21
Заключение………………………………………………………….…….27
Список литературы………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. История адаптивного физического воспитания……………...5
1.1 История АФК для лиц с поражением зрения в мире…………...7
1.2 История АФК для лиц с поражением зрения в России…..........9
ГЛАВА II. История адаптивного спорта………………………………..12
2.1 История адаптивного спорта для лиц с поражением зрения в мире …………………………………………………………………. …....14
2.2 История адаптивного спорта
для лиц с поражением зрения в России………………………………………………………………
ГЛАВА 3. Выступления в рамках адаптивного спорта (достижения)...19
3.1 Особенности видов спорта для инвалидов по зрению………...21
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Эта статистика характерна и для России (15 млн. инвалидов). Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в последнее время в результате постепеннойгуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов.
Почему развитые страны уделяют сегодня большое внимание развитию программ физической активности и спорта среди инвалидов?
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом – восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья[18]. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
Всего в мире, по данным ВОЗ, насчитывается около 200 млн слепых и слабовидящих людей. Каждую секунду в мире слепнет ребенок, каждые 5 секунд – взрослый, причем женщины слепнут чаще мужчин. По данным ВОЗ, если не будут приняты срочные меры, к 2020 году число слепых в мире удвоится. По данным ВОЗ, в России каждый второй житель имеет проблемы со зрением, в стране насчитывается более 275 тысяч слепых и слабовидящих.
В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов по зрению занятия физической культурой и спортом с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды по зрению, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также другие нарушения здоровья. Физическая культура и спорт в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма. Именно поэтому развитие в России адаптивной физической культуры и спорта – настоятельное требование времени.
Объектом исследования работы является адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения, т.е. физическая культура для людей с ограниченными возможностями вследствие нарушения здоровья.
Предметом исследования являются особенности адаптивного спорта и адаптивного физического воспитаниядля лиц с поражением зрения.
В работе выдвигается гипотеза о том, что адаптивный спорт для лиц с поражением зрения – это универсальная форма самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения.
Объект исследования: адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт для лиц с поражением зрения.
Целью данной работы является изучение особенностей адаптивного спорта и адаптивного физического воспитания применительно к лицам с поражением зрения.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:
т
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Термин «Адаптивная физическая культура» появился в России в 1995 году. Именно в этом году в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта была создана первая в России кафедра «Теории и методики адаптивной физической культуры».
До образования кафедры «Теории и методики адаптивной физической культуры» (ТиМАФК) в нашем Университете был накоплен опыт обучения студентов-заочников с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата. Энтузиастами этой идеи были: Д. Ф. Мосунов, В. И. Кебкало (кафедра плавания), В. П. Жиленкова (Федерация физической культуры и спорта инвалидов Ленинграда).
В 1991/92 учебном году при кафедре теории и методики физической культуры была открыта специализация «Физическая культура и спорт инвалидов». Разработкой учебной программы этой специализации и проведением занятий со студентами занимались Т. В. Федорова и Л. В. Шапкова. Большую помощь им оказали Ю. Ф. Курамшин (заведующий кафедрой ТиМФК), Т. А. Шанина, а также Специальный Олимпийский комитет Санкт-Петербурга (С. В. Гутников, Т. А. Шамрай), Федерация физической культуры и спорта инвалидов города (В. П. Жиленкова). Было осуществлено 3 выпуска специалистов по физической культуре и спорту, специализирующихся по работе с инвалидами [6]. Опыт реализации данной специализации показал необходимость разработки новой для нашей страны специальности - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).
Для претворения в жизнь этой идеи в апреле 1995 г. была создана кафедра теории и методики адаптивной физической культуры. Ее заведующим стал и до настоящего времени является инициатор организации данного структурного подразделения в Академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта автор данной статьи.
Таким образом, можно сделать вывод что адаптивная физическая культура , как наука появилась сравнительно недавно, в прошлом веке и в настоящее время идет ее активное развитие.
1.1. История афк для лиц с поражеием зрения в мире
Актуальность проблемы профилактики слепоты, физической и социальной реабилитации лиц с поражением органов зрения обусловлена высокой распространенностью среди населения слепоты и инвалидности вследствие зрительных расстройств и той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека.
За последние годы распространенность слепоты в мире возрастает, причем рост слабовидения опережает рост народонаселения и, по прогнозам ВОЗ, к 2015 г. может увеличиться вдвое.
Активные занятия физическими упражнениями позволяют частично компенсировать отсутствие у слепых зрения благодаря значительному совершенствованию мышечно-двигательных ощущений и функций других анализаторов [3]. Физическая культура и спорт, улучшая здоровье человека, одновременно способствуют исправлению и координации движений, осанки, походки, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых качеств, социализации и интеграции в общество.
Идея гармоничного и всестороннего развития незрячего человека была и остается чрезвычайно актуальной и современной.
За рубежом начинаются исследования особенностей развития лиц с поражением зрения. В передовых странах Европы открываются школы для слепых: в Париже (1784), Вене (1804), Дрездене (1804) и других городах.
Выходят работы ведущих специалистов, подчеркивающих необходимость и пользу общественно полезного труда. Разрабатывая педагогические основы обучения и воспитания слепых детей, Пьер Биллей в своей книге «Педагогика слепых» отмечал, что главная цель воспитания - вырвать ребенка из власти слепоты. Важнейшими путями развития личности слепого наряду с образованием, трудовой подготовкой он считал физические упражнения, подвижные игры, умение ориентироваться в пространстве.
Известные зарубежные тифлопедагоги первой половины XIX века, такие, как В. Гаюи, Л. Брайль, И. Клейн, А. Цейн, К. Григори и Самуил Гоу, высказывали ряд интересных мыслей, идей, положивших начало активному использованию физических упражнений в жизни слепых.
Прогрессивные тифлопедагоги того времени, в том числе и К.К. Грот, уделяли должное внимание гимнастике, подвижным играм, укреплению телесности слепых, а следовательно, и здоровья учащихся. Они считали необходимым пробудить в слепых охоту к движению. Училища слепых имели задачу сделать слепого по возможности самостоятельным и полезным членом общества. Для этого, они считали, слепому необходимо дать:
1) физическое, умственное и нравственное развитие и
2) практические знания.
Большое внимание в деле физического воспитания слепых шведский ученый доктор Пикарь уделял их походке. Он писал: «Походка слепого, плохо приспособленная как для свободы движения самого слепого, так равно и для предохранения его от разных случайностей, которым он неизбежно подвергается через свою немощь, зачастую осложняется и другими недостатками: косолапостью и вывернутыми коленями, слабым и колеблющимся торсом и т. д.» (газета «Слепец», 1899). Он рекомендовал специально приспособленную гимнастику, которая предусматривала исправить эти недостатки, сделать походку естественной и даже грациозной. Доктор Пикарь предлагал, искусно комбинируя движения, развивать гибкость суставов, способствовать общему развитию мускулатуры, правильной работе легких и сердца. Во всех градациях этого специального обучения он требовал от ученика двигаться без посторонней помощи и лишь в крайнем случае прибегать к поддержке помощника.
Фридрих Фребель рассматривал слепого ребенка как цельное, нераздельное существо, которое необходимо гармонически, всесторонне развивать. В основу воспитания и образования он ставил не только развитие физическое и умственное, но игры и занятия, воспитание и образование через ифу, предлагая детям воспроизвести разные роды движений: работу кузнеца, строгание столяра, качание маятника, плавание и т.п. Фребель дает ребенку мяч, как первую игрушку. Упражнения с мячом состоят из очень простых приемов, предусматривающих развитие мышц кисти и пальцев.
Еще в 1819 г. учитель слепых Иоганн Вильгельм Клейн обратил внимание на то, что у слепых плохо развиты руки. Он писал: «Слепому руки заменяют глаза, поэтому слабо развитые руки большая помеха при обучении». В связи с этим он разработал прибор с целью укрепления пальцев.
Тифлопедагогами, специалистами физического воспитания уделялось большое внимание телесным упражнениям, гимнастике со снарядами, гимнастике дыхания. Рекомендовались занятия на велосипеде, способствующие развитию мускулов. Движение, по их мнению, возбуждает аппетит, а вместе с ним является сила, энергия, умственное развитие.
Профилактика слепоты ,физической и социальной реабилитации очень актуальна.Поэтому еще в прошлые века начинают открываться школы для слепых и специальные училища.
1.2. История АФК для лиц с поражением зрения в России
П.Ф. Лесгафт, известный
русский ученый, создатель теории
физического образования, писал: «Физическое,
умственное и нравственное
Историческое воззрение на развитие физического образования слепых немыслимо без имени К.К. Грота. Первое небольшое училище для слепых открыл К.К. Грот в Петербурге в 1881 г. В России обучение слепых носило благотворительный характер, но училище слепых работало по учебному плану и программам. Курс предметов по объему соответствовал двухклассным городским училищам. Кроме того, в число предметов включались пение и гимнастика.К.К. Грот понимал, что движение приносит слепым детям много пользы, развивает их телесность и укрепляет здоровье. В 1895 г. в саду Александро-Мариинского училища слепых появился новый источник удовольствия и забавы [12]. К.К. Грот подарил детям «гигантские шаги», они оказались не только приятным, но и полезным подарком. Вокруг «гигантских шагов»в свободное время непрерывно слышался смех, детские крики и постоянно летали детские фигурки с раскрасневшимися от быстрого движения и воздуха лицами. Так зарождалась адаптивная двигательная рекреация.
Информация о работе Выступления в рамках адаптивного спорта (достижения)