Выступления в рамках адаптивного спорта (достижения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей адаптивного спорта и адаптивного физического воспитания применительно к лицам с поражением зрения.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:
Раскрыть историю адаптивного спорта для лиц с поражением зрения в России и в мире.
Познакомиться с достижения спортсменов – инвалидов по зрению.
Разобрать особенности видов спорта для лиц с поражением зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
ГЛАВА I. История адаптивного физического воспитания……………...5
1.1 История АФК для лиц с поражением зрения в мире…………...7
1.2 История АФК для лиц с поражением зрения в России…..........9
ГЛАВА II. История адаптивного спорта………………………………..12
2.1 История адаптивного спорта для лиц с поражением зрения в мире …………………………………………………………………. …....14
2.2 История адаптивного спорта для лиц с поражением зрения в России……………………………………………………………………...15
ГЛАВА 3. Выступления в рамках адаптивного спорта (достижения)...19
3.1 Особенности видов спорта для инвалидов по зрению………...21
Заключение………………………………………………………….…….27
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 52.81 Кб (Скачать файл)

Сборная России на ХХ зимних Олимпийских играх в Турине заняла четвертое место в командном зачете, завоевав 22 медали: восемь золотых, шесть серебряных и восемь бронзовых. А вот наша паралимпийская сборная заняла первое место и принесла стране 33 медали: 13 золотых, 13 серебряных и 7 бронзовых. Это небывалая победа наших паралимпийцев!

Этому успеху предшествовала большая кропотливая работа.

С 1958 г. национальная сборная СССР принимает участие в чемпионатах Европы и мира. На V чемпионате Европы в 1987 г. в Москве сборная СССР соревновалась с соперниками из 20 стран. Спортсмены-инвалиды нашей команды побили 13 мировых рекордов из 26 установленных.

В 1996 г. на X летних Паралимпийских играх в Атланте (США) национальную сборную России представляли спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата и с поражением зрения. Они завоевали 16 место среди 103 стран-участниц, завоевав 27 медалей: 9 золотых, 7 серебряных, 11 бронзовых [17]. Это было первое выступление спортсме­нов России как суверенного государства.

Сборная России на ХХ зимних Олимпийских играх в Турине заняла четвертое место в командном зачете, завоевав 22 медали: восемь золотых, шесть серебряных и восемь бронзовых. А вот наша паралимпийская сборная заняла первое место и принесла стране 33 медали: 13 золотых, 13 серебряных и 7 бронзовых. Это небывалая победа наших паралимпийцев!

На Паралимпийских играх в Сиднее (Австралия) 2000 г. сборная национальная страны заняла 14-е место из 125 команд, выиграв 35 медалей: 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых. Больших успехов добились незрячие спортсмены [10]. Необходимо отметить выдающиеся достижения Риммы Баталовой (тренер П.З. Буйлов), выигравшей 3 золотые медали в беге на 800, 1500 и 5000 метров, причем на последней дистанции она установила мировой рекорд — 17 минут 52,42 секунды!

Великолепно выступили, завоевав золотые медали: Сергей Севастьянов (тренер П.З. Буйлов) — пятиборье, Ольга Семенова (тренер В.А. Протасов) — пятиборье, Ильдар Помыкалов (тренер П.З. Буйлов) — марафон и другие паралимпийцы.

Удачным было выступление сборной страны и на зимних Играх 1994 г. в Лиллехаммере, где было завоевано 9 золотых, 12 серебряных и 7 брон­зовых медалей. В связи с этим следует назвать имена спортсменов-инва­лидов по зрению, это лыжники: Климов Г., Шелудков В., Мунц О., Насарулин А., Паниных Л., Назаренко О., Чиркова Н., Селиванова И.

Чемпионы Барселонской олимпиады и Олимпиады в Атланте Крылов В., Чеснов В., Ходаков С. приложили много силы и проявили му­жество, защищая спортивную честь страны.

В Солт-Лейк-Сити (США) на зимних Паралимпийских играх в 2002 году отличных результатов среди незрячих спортсменов добились В. Купчинский (2 золотые и 1 бронзовая медали), И. Манна-нов (1 золотая и 2 серебряные), Н. Илыченко (золотая, серебряная и бронзовая).

На последних зимних Паралимпийских играх в Сочи в 2014 году наши спортсмены с нарушением зрения завоевали многочисленные медали в таких видах спорта как – лыжные гонки ,горнолыжный спорт , биатлон . Лыжники и биатлонисты с нарушениями зрения (слепотой ) выходят на старт вместе со зрячими «гидами». Стрельбу слабовидящие спортсмены ведут из электронной винтовки, подающей звуковой сигнал в процессе прицеливания. Чем ближе прицел к центру мишени, тем громче сигнал.Лыжники с нарушениями зрения и выступающие в классе «стоя» в Сочи стартовали в спринте на дистанциях 1, 10 и 20 км – у мужчин, а также на 1, 5 и 15 км – у женщин. Спортсмены в классе «сидя» разыгрывали медали в гонках на 1, 10 и 15 км у мужчин, 1, 5 и 10 км – у женщин.

Слепых горнолыжников и спортсменов с частичной потерей зрения на дистанции сопровождают зрячие «гиды», которые дают своим подопечным голосовые команды.

Юлия Будалеева и Николай Полухин одержали блестящую победу в соревнованиях по биатлону на длинной дистанции 12,5 и 15 км соответственно. В женской команды  прекрасно выступила Михалина Лысова, которая среди спортсменок с нарушением зрения оказалась самой быстрой, выиграв два золота и серебро. Александра Францеваи Валерий Редкозубов, выступавшие в категории горнолыжного спорта, а также Алексей Бугаев, победившие в положении сидя, принесли нашей сборной по две золотые медали каждый. И при этом ещё шесть медалей другого достоинства.

Можно сделать вывод, что наши спортсмены активно участвуют во всех соревнованиях и весьма успешно.

 

3.1.  Особенности  видов спорта для лиц с      нарушением  зрения

Существуют три класса по классификации ИБСА для людей с нарушенным зрением - это В1, В2 и В3. Эта классификация определяется по остроте зрения каждого спортсмена:

В1:от невозможности увидеть свет любым глазом до наличия такой возможности, но неспособности при этом различать контур руки на любом расстоянии или в любом направлении (тотально слепые).

В2:от способности различать контур руки до остроты зрения, равной 2/60 и/или поля зрения менее 5 градусов.

В3:от остроты зрения свыше 2/60 до 6/60 и/или поля зрения более 5 градусов и менее 20 градусов.

В процессе подготовки спортсмена-инвалида их тренерами давно было замечено, что у инвалидов желания и упорства намного больше, чем у людей без физических недостатков, и это помогает им преодолевать трудности и в спорте, и в жизни. Этот факт способствует достижению высоких результатов спортсмена[12].

1.Футбол слепых

Среди видов спорта, которыми занимаются тотально слепые спортсмены, есть игра, по которой сходят с ума миллионы людей во всем мире. Это – футбол. Настоящий футбол, на травяном газоне, футбол, где надо бороться с соперником и забивать голы в ворота. Футбол, где бывают столкновения, футбол, который приносит ни с чем не сравнимую радость командной победы.

Есть, кончено, и отличия. Поле меньших размеров, соответственно уменьшенные ворота, специальный «озвученный» мяч, границы поля обнесены бортами для того, чтобы мяч не выходил из игры, несколько изменены правила – вот, в принципе и все. А дальше – мяч в центре поля, свисток судьи и начинается матч. Конечно, действия слепых игроков на поле выглядят поначалу несколько непривычно, но потом игра захватывает даже искушенного зрителя [6].

Самоотверженность и энтузиазм слепых футболистов, которые должны забить мяч в ворота, защищаемые зрячим вратарем, технические приемы, достойные большого футбола, эмоциональный накал игры, вносимый в игру людьми, для многих из которых эта игра является единственной возможностью полностью реализовать себя – все это делает мини-футбол (В1) – так сейчас официально именуется этот футбол в документах Росспорта, одним из перспективнейших видов спорта для инвалидов по зрению [7, c.54].

Недаром мини-футбол для тотально слепых получил широкое развитие в мировом спорте инвалидов и признан паралимпийским видом. По этому виду спорта проводятся регулярные чемпионаты Европы и мира, крупные международные турниры, в которых принимают участие десятки национальных сборных и клубных команд со всего мира. Россия делает в мини-футболе только первые шаги, но, благодаря энергичной работе Федерации спорта слепых и активной поддержке Росспорта, весной 2005 года был проведен первый в истории России Чемпионат, по итогам которого была сформирована сборная команда. Ее первый официальный международный турнир летом 2005 года на Кипре показал и достаточно высокий уровень подготовки, и хорошие волевые качества игроков. Третье место на международном турнире для наших ребят-дебютантов, большинство из которых совсем молоды – очень и очень хороший результат.

Сегодня в России играют в мини-футбол (В1) еще не так много спортсменов – инвалидов по зрению. В первом Чемпионате России приняли участие 4 команды (в соответствии с занятыми местами): Тульская область (первый Чемпион России), Новосибирская область, Москва и сборная регионов, составленная из инвалидов по зрению, проживающих в Московской, Тульской и Новосибирской областях. Небольшая пока массовость нового вида спорта имеет свои объективные причины: недостаток специальных полей и инвентаря, недостаточные знания правил и методик специалистами на местах, некоторая сезонная ограниченность, впрочем, характерная и для большого футбола.

Нужно, чтобы занятия мини-футболом (В1) начинались уже в самом юном возрасте, в специализированных коррекционных школах для детей-инвалидов по зрению.

Успехи «старших братьев», футболистов с остатком зрения (В2-В2), уверенно выступающих на мировой арене, ставших за последние годы вице-чемпионами мира, говорят о том, что все в наших силах. Надо только верить в себя и настойчиво идти вперед, тогда придет и победа, а нашим игрокам, многим из которых нет еще и 20-ти лет, не занимать упорства и мужества.

2)Спортивные игры для лиц с поражением зрения

Командная игра голбол создавалась специально для реабилитации потерявших зрение ветеранов войны, которых нужно было научить при помощи слухаориентироваться в пространстве, т.е. оценить объём помещения, расстояние до препятствия или другого интересующего объекта, а в итоге - восстановить мобильность, желание ходить и осваивать незнакомые места самостоятельно.

Ценность игры как инструмента реабилитации незрячих в том, что слух, осязание (альтернативные каналы информации) используются не как пассивные анализаторы, а побуждают к действию, мгновенному принятию решения и выполнению конкретного движения, требующего изрядного напряжения и координации всех групп мышц. Для незрячего движение – это не только путь к физическому совершенствованию, но и важнейший психологический фактор, определяющий его судьбу.

В наше время, когда реабилитация инвалидов понимается как приобщение людей с ограниченными возможностями к общественной жизни, делаются конкретные шаги, чтобы помочь инвалидам реализовать наравне с другими членами общества свои права и способности (право на образование, работу по специальности, на доступ к информации и развлечениям). Сами инвалиды должны проявить желание активно участвовать в жизни широкого общества и готовность сотрудничать в этом направлении: определить свои интересы, правильно оценить свои возможности и развивать способности для реализации поставленной цели.

И в этом смысле формирование мобильности – умения ориентироваться и передвигаться самостоятельно – первоочередная задача для людей с плохим зрением, а тем более, для незрячих, и голбол может стать важнейшим инструментом в её решении.

Подготовка спортсменов – это индивидуальность тренера, умноженная наиндивидуальность подопечного. Идеи появятся с приобретением соревновательногоопыта. В Англии проводится по нескольку турниров ежемесячно, в разных городах. На Украине есть команды взрослых во многих городах.

В России тоже есть немало команд, но сегодня обозначилась другая задача: голбол нужно развивать в школах. Если удастся зажечь ребят, убедить взрослых, регулярно проводить соревнования, опыт будет приобретаться в непосредственномобщении детей и тренеров не только на методических семинарах, но и в живомобщении. С опытом возникнут и необходимость, и понимание спортивной стороны голбола.

Поэтому Федерация спорта слепых обозначила четкую цель на ближайшую перспективу – увлечь, дать толчок широкому использованию такого общественно необходимого средства реабилитации детей с нарушениями зрения, как голбол. И особенно важно расширить его применение в школах. Федерация спорта слепых и Паралимпийский комитет России заинтересованы в развитии этого паралимпийского вида спорта и участия голболистов в Паралимпийских играх.

Торбол - это игра для людей с нарушением зрения (мужчин и женщин). В игре принимают участие две команды, в каждой по три игрока. Игра проводится в спортивном зале. Ворота находятся по обоим концам прямоугольного поля. Играют озвученным мячом (внутри находится колокольчик), который при броске должен пройти под тремя натянутыми поперек площадки шнурами.

Цель игры - забросить мяч за линию ворот соперничающей команды, в то время как соперник пытается помешать этому. Обе команды попеременно то атакуют, то защищают свои ворота.

К участию в соревнованиях допускаются спортсмены либо с полной, либо с частичной потерей зрения, согласно классификации ИБСА (В1, В2 или В3). Соревнования проводятся в двух группах: среди мужских и женских команд.

Игровое время матча составляет 10 минут чистого игрового времени. Матч состоит из двух таймов (периодов) по 5 минут каждый.

Команда получает два очка за победу, одно очко за ничью и ноль очков за поражение. Если команды имеют одинаковое количество очков, место определяется по лучшей разнице забитых и пропущенных мячей (забитые голы минус пропущенные голы) [7].

Таким образом, под реабилитацией инвалидов понимается приобщение людей с ограниченными возможностями к общественной жизни, чтобы помочь инвалидам реализоватьсвои права и способности наравне с другими членами общества , очень важно заинтересовать их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптивный спорт для лиц с поражением зрения – это универсальная форма самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения.Тренировочный процесс и участие в соревнованиях являются действенными способами физической, психической, социальной адаптации. Учебно-тренировочный процесс рассматривается как врачебно-педагогическая дисциплина, где в оптимальном соотношении функционируют лечебные и педагогические факторы, обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала спортсмена-инвалида, удовлетворяющие эстетические и этические потребности, стремление к физическому совершенствованию.

Действительно, в наше время основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом – восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. 

  Поставленная цель  работы – изучение особенностей  адаптивного спорта и адаптивного физического воспитания применительно к лицам с поражением зрения – достигнута. Главная особенность подготовки спортсмена-инвалида по зрению: у инвалидов желания и упорства намного больше, чем у людей без физических недостатков, и это помогает им преодолевать трудности и в спорте, и в жизни. Этот факт способствует достижению высоких результатов спортсмена.

Информация о работе Выступления в рамках адаптивного спорта (достижения)