Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 19:03, реферат
Сегодня болезни щитовидной железы занимают лидирующее место среди заболеваний эндокринной системы.
Заболеваемость растет дальше, что обусловлено многими факторами, среди которых особенно важными являются дефицит йода, повышенный радиационный фон и загрязнение окружающей среды.
При гипотиреозе пища должна состоять из разнообразных морепродуктов, а при гипертиреозе продукты, содержащие йод, следует ограничивать.
Помимо элемента йода при заболеваниях щитовидки рекомендуется использовать продукты с высоким содержанием кобальта, марганца, меди и селена. Такие вещества способствуют нормальному усваиванию йода и содержатся в ягодах, тыкве, корнеплодах, шиповнике, салате, а также в отварах из шишек хмеля, полыни, тысячелистника.
Лечение щитовидки лучше всего начинать с употребления продуктов, которые очищают кровь. К таким продуктам относятся корень и стебли сельдерея, чеснок, редис. Хорошее действие оказывают проросшие зерновые и бобовые: овес, ячмень, пшеница, чечевица, фасоль. Дневной рацион должен состоять из достаточного количества различных видов орехов, семян льна, подсолнечника.
Питьевая вода должна быть очищенная (не из-под крана), лучше минеральная щелочная.
6.Применение ЛФК при заболевании щитовидной железы.
Применение лечебной физкультуры при лечении этих заболеваний в первую очередь связано с трофическим действием средств лечебной физкультуры, в основе которого лежат тонкие изменения окислительно-восстановительных процессов тканей под влиянием мышечной работы. Направленное изменение обмена веществ происходит в тканях и органах, регионарно связанных с соответствующими мышцами и группами мышц. Важно учитывать не только местные изменения трофики, но и общие сдвиги обмена в связи с меняющимся под влиянием физических упражнений и приемов массажа уровнем лимфо- и кровоснабжения.
Средства физической культуры
и двигательная деятельность вызывают
в эндокринной системе ребенка
сдвиги, характерные не только для общей
реакции адаптации, выявляемой при рассмотрении
любого из механизмов упомянутых средств,
но и особенно при заболеваниях желез
внутренней секреции. Последние составляют
особую систему органов, выделяющих во
внутреннюю среду организма физиологически
активные вещества (гормоны). К ним относятся
гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные
железы и надпочечники. Кроме того, некоторые
железы сочетают выработку гормонов с
другими функциями; это поджелудочная
и вилочковая железы, яичко, яичники. Функциональная
взаимосвязь желез внутренней секреции,
регулирующих гомеостаз, составляет единую
нейроэндокринную систему. Она регулирует
пластические процессы в периоде онтогенеза,
принимая участие в обмене веществ и всей
жизнедеятельности организма ребенка.
Развитие нейроэндокринной системы имеет существенное значение для понимания своеобразия ответных реакций желез внутренней секреции на различные воздействия, в том числе и на действие физической нагрузки. Отмечается гетерохронизм морфофункционального созревания желез. В раннем периоде онтогенеза максимального развития достигают эпифиз, вилочковая железа, инсулярный аппарат поджелудочной железы, зародышевая и глюкокортикоидная зоны коры надпочечников. Наибольшее развитие щитовидной и паращитовидной желез происходит в юношеском и зрелом возрасте, так же как и развитие функциональной полноценности адено- и нейрогипофиза. Позднее всех желез внутренней секреции развиваются половые железы. Для детского возраста в целом характерны активность желез, вырабатывающих анаболические гормоны, высокая лабильность эндокринной системы регуляции.
Влияние дозированной физической нагрузки (в рамках лечебной физкультуры) на обмен веществ, отдельные железы внутренней секреции и нейроэндокринную систему в целом следует рассматривать с позиций учения П. К. Анохина (1948, 1963) о приспособительных реакциях организма, при которых в функциональную систему включаются элементы разных физиологических структур, независимо от созревания того или иного органа. Функциональная нагрузка в виде дозированных упражнений обеспечивает совершенствование нейроэндокринной регуляции, функциональную интеграцию желез внутренней секреции, обеспечивающую установление саморегуляции системы в целом и более высокий уровень приспособления организма к меняющимся условиям окружающей и внутренней среды.
Лечебная физическая культура (ЛФК) в комплексном лечении гипотиреозов способствует предупреждению дальнейшего отставания психомоторного развития, улучшению и нормализации функции желудочно-кишечного тракта, предупреждению и ликвидации деформаций опорнодвигательного аппарата, а также создает выгодные физиологические условия для восстановления нарушенного обмена веществ.
Методика лечебной физкультуры строится в зависимости от возраста и выраженности нарушений умственного и психомоторного развития. В раннем возрасте, при своевременной диагностике и рано начатом лечении тиреоидином, гимнастические упражнения, соответствующие имеющимся двигательным реакциям, в сочетании с массажем быстро приводят к улучшению моторики больного ребенка.
Пассивные упражнения, упражнения
с помощью обеспечивают возникновение
задержанных элементов моторики, после
чего приступают к стимуляции отстающих навыков
в той же последовательности, как это свойственно
нормальному развитию:
вначале восстанавливаются движения головы, затем повороты туловища, ползание и т. д. В связи со значительными нарушениями мышечного тонуса и замедленным его восстановлением в содержание занятий широко включается массаж. При деформациях опорно-двигательного аппарата назначаются корригирующие упражнения.
7.Особенности проведения и противопоказания физической культуры и ЛФК при заболеваниях щитовидной железы.
Общие противопоказания
1.Острые воспалительные заболевания (повышение температуры тела выше 38°С, ускоренное СОЭ, более 20-25, выраженный лейкоцитоз, анемия).
2. Отсутствие контакта с больным вследствие его тяжелого состояния или нарушений психики.
3. Острый период заболевания и его прогрессирующее течение.
4. Нарастание сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности.
5. Синусовая тахикардия (свыше 100 ударов в минуту), брадикардия (менее 50 ударов в минуту).
6. Частые приступы пароксизмальной тахикардии и мерцательной аритмии.
7. Экстрасистолы с частотой более чем 1:10.
8. Отрицательная динамика ЭКГ. атрио-вентрикулярная блокада 2-3 степени.
9. Гипертензия АД свыше 220/120 мм.рт.ст. на фоне удовлетворительного состояния больного.
10. Угроза кровотечения, тромбоэмболии.
11. Выраженный болевой синдром.
12. Выраженный остопороз.
13. Злокачественные опухоли, туберкулез.
Противопоказания при гипертироидных состояниях
1. Аденома щитовидной железы.
2. Тиротоксический криз.
3. Рак щитовидной железы.
4. Приступы стенокардии
5. Острая ишемия миокарда.
Противопоказания при гипотироидных состояниях
1. Острый тироидит, гнойный тироидит.
2. Аутоимунный тироидит с данными злокачественного перерождения
3. Острый нефрит (повышение температуры тела выше 38°С, наличие белка в моче).
4. Гипотироидная кома.
5. Эндемический зоб 3-5 степени
6. Микседема, сопровождающаяся тяжелыми функциональными и морфологическими изменениями.
Особенности проведения ЛФК при заболеваниях щитовидной железы
Лечебная физкультура зависит от течения основного заболевания (микседема, зоб). Назначается при отсутствии болей, улучшении самочувствия больного, при отсутствии слабости сердечной мышцы, стихании основного процесса. Обязательно нужно проводить контроль частоты пульса и дыхания во время проведения ЛФК.
При гипертирозе возможно увеличение частоты пульса не более чем на 50% от исходного, упражнения выполняются в медленном темпе, нагрузка дозируется упражнениями в расслаблении.
При гипотироидных состояниях допустимо увеличение пульса не более чем на 50-60% от исходного. Темп медленный, средний, желательно музыкальное сопровождение занятий, применяются дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе под контролем частоты дыхания, занятия должны проводится в игровой форме. Средства и формы ЛФК зависят от степени тяжести заболевания. Время проведения занятия от 5до 30 минут.
Исключаются повороты, наклоны головы, туловища с различных исходных положений, движения связанные с резкой сменой положения тела, движения в быстром темпе с интенсивной нагрузкой, упражнения с отягощением, отрицательные эмоции во время занятий ЛФК.
Гипоксия , или нехватка кислорода, – одно и следствий нарушения нормальной выработки гормонов щитовидной железы. В результате страдают ткани всех внутренних органов, но самое главное – головной мозг. Упражнения дыхательной гимнастики помогут не только насытить кровь кислородом, но и окажут успокоительное действие на организм и улучшат кровоснабжение щитовидной железы.
Дышать нужно правильно, а для этого надо следовать некоторым рекомендациям.
• Дыхание должно быть полным. Это значит, что в нем участвует не только грудная клетка, но еще и мышцы передней стенки живота и диафрагма. Дыхательный цикл выглядит так: при вдохе грудная клетка расширяется и передняя стенка живота выпячивается, а при выдохе грудная клетка сжимается и передняя стенка живота втягивается.
• Дышать нужно носом. Вдох
обязательно надо делать через нос, а лучше
всего, если так же будет делаться и выдох.
Обычно выдох бывает на четверть длиннее
вдоха. Он должен производиться плавно,
без напряжения. Проходя через нос, воздух
согревается, увлажняется и в значительной
мере очищается от пыли. При большой физической
нагрузке, когда воздуха начинает не хватать,
выдох можно делать через рот и через нос
одновременно, а при еще большем увеличении
нагрузки вы можете дышать ртом и на выдохе,
и на вдохе. Также такое дыхание ртом разрешается
в условиях бани или сауны.
Перед началом выполнения упражнений несколько раз посчитайте частоту своего дыхания. Запомните этот показатель, чтобы узнать, как изменился ритм вашего дыхания с течением времени: если вы будете дышать правильно, эта цифра станет меньше. Правильно дышащий человек дышит реже.
Для дыхательной гимнастики вам надо выбрать удобное для себя положение. Большинство предпочитает делать эту гимнастику лежа, но ее можно также выполнять сидя или стоя. Главное – соблюдать последовательность упражнений, так как их сложность возрастает от одного к другому.
Упражнение на брюшное дыхание. Стараясь держать грудную клетку неподвижной, во время вдоха попытайтесь максимально выпятить живот. Дышите через нос. Во время выдоха энергично втягивайте живот. Чтобы контролировать правильность движений, держите руки на груди и животе. Повторите упражнение 8 – 12 раз.
Упражнение на грудное дыхание. Стараясь держать неподвижной переднюю стенку живота, во время вдоха максимально расширяйте грудную клетку во всех направлениях. Выдох происходит за счет энергичного сжатия грудной клетки. Дышите только носом. Чтобы контролировать правильность движений, держите руки на талии. Повторите упражнение 8 – 12 раз.
Следующий этап овладения дыханием – тренировка управления ритмом дыхания . Плавно замедляйте ритм своего дыхания, а достигнув определенного предела (как только почувствуете дискомфорт), не нарушая плавности, постепенно учащайте его вплоть до возврата к первоначальному ритму. Отдельно тренируйтесь в плавном углублении дыхания без изменения ритма. В этом упражнении не нужно ставить рекорды, важно просто изучить свои возможности для того, чтобы со временем их расширить. Дышите носом. Работайте непрерывно не более 2 минут подряд.
«Рваное» дыхание. Сделайте медленный вдох через нос, потом выдохните одним быстрым движением через рот, а затем задержите дыхание на 3 – 5 секунд. Повторите упражнение 4 – 8 раз.
Затем поменяйте последовательность: быстрый глубокий вдох через рот и медленный выдох через нос. Повторите 4 – 8 раз.
Синхронизация движений ног с дыханием. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Отведите прямую ногу в сторону и вернитесь в исходное положение, делая вдох, а затем после паузы сделайте выдох. Повторите упражнение 6 – 10 раз с каждой ногой.
Дыхание с нагрузкой. Исходное положение – лежа на спине. Переход в положение сидя сопровождайте выдохом, а возвращаясь в исходное положение, делайте вдох. Повторите упражнение 6 – 8 раз.
Приседания. Присев, делайте выдох, поднимаясь – вдох. Повторить 10 – 15 раз.
Заключение
Можно сделать вывод, что лечебная физкультура, дыхательная гимнастика, правильное питание способствуют укреплению не только щитовидной железы, но и всего организма. Комплекс процедур должен назначаться только лечащим врачом и врачом-специалистом, который поможет выбрать режим и вид двигательной активности в зависимости от состояния здоровья.
Например, при моем заболевании в ЛФК могут быть включены общеукрепляющие упражнения( спокойные, без резких движений), дыхательные. В комплекс упражнений могут входить водные процедуры и массаж.
Еще одно важное упражнение- это ходьба. Лучше всего гулять не очень быстрым шагом минут 30 вечером или утром.
Также под влиянием физических упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение, дыхание. Все это позволяет подчеркнуть значение обще тонизирующего влияния физических упражнений. Универсальность тонизирующего влияния физических упражнений на весь организм — характерная особенность их применения при разнообразных заболеваниях.
Большое значение имеет применение физических упражнений в целях нормализации патологически измененных функций. В основе этого механизма лежит возможность при помощи специально подобранных упражнений подавлять или полностью устранять сформировавшиеся в ходе болезни патологические условно-рефлекторные связи и одновременно восстанавливать свойственные здоровому организму нормальные регуляции функций.
В конечном итоге систематическое применение физических упражнений (общая и специальная тренировка) развивает функциональную адаптацию организма к нагрузкам и приводит к выравниванию (коррекции) возникших в результате заболевания нарушений.
Список литературы:
Е.А. Валдина, Заболевания щитовидной железы (хирургические аспекты).