Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 00:29, реферат
В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Отнюдь не последним в череде необходимых «характеристик» является нормальное зрение Согласно мировой статистике, каждый третий житель Голубой планеты плохо видит. К сожалению, сидячий образ жизни, долговременная работа с вычислительной техникой, малоподвижность, постоянное пребывание в помещении, неправильное питание и нервные расстройства приводят к подчас очень серьезным нагрузкам на глаза, что впоследствии может привести к сильным осложнениям . Современное производство с его динамичностью, большими скоростями, обилием сложных и тонких деталей, непрерывным потоком зрительных и слуховых сигналов предъявляет высокие требования к организму человека, в особенности к его нервной системе и органам чувств.
Наши глаза - очень тонкий и чувствительный механизм. Не удивительно, что постоянное напряжение
Введение.
Строение и принципы работы глаза.
Заболевания
Факторы влияющие на зрение.
Питание.
Соляризация.
Чтение.
Телевизоры и дисплеи.
Методы восстановления зрения.
Основные теоретические положения метода Бэйтса
Народные методы.
Упражнения для глаз, согласно учениям йоги.
Перфорированные очки тренажеры.
Методика доктора Корбетт.
Простейшие упражнения, разработанные советскими учеными.
Заключение.
Список использованной литературы
Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Выберите тот комплекс упражнений, который вам больше придется по душе, а лучше - чередуйте их.
Здоровье глаз напрямую зависит от качества питания. Неправильное питание, нехватка витаминов, цинка, биологически активных веществ лютеина и зеаксантина могут привести к различным заболеваниям глаз и нарушению зрения, в частности развитию возрастной дегенерации макулы. Это – самая распространенная причина нарушения зрения у людей старше 40 лет. Из 7.3 миллионов россиян, находящихся в группе риска, более чем 2.3 миллиона страдают возрастной дегенерацией макулы.
Витамины С, Е и селен защищают глаза от активно образующихся под воздействием ультрафиолетовых лучей свободных радикалов. Цинк помогает стабилизировать защитный пигмент клетчатки глаза. Лютеин и зеаксантин – два каротиноида, отвечающие за плотность пигмента в сетчатке, играют ключевую роль в защите глаз. Научные исследования доказали, что оба компонента выступают в роли «внутренних солнечных очков», так как они «фильтруют» голубой свет и защищают от свободных радикалов. Эти каротиноиды – самые главные составляющие защитной системы глаз.
Здоровый рацион питания, в котором присутствуют капуста, шпинат, брокколи, орехи, брюссельская капуста, кукуруза и т.д. способствует укреплению и улучшению работы различных структур глаза и может предотвратить нарушения зрения.
Роль солнца в жизни человека очевидна. Но не однозначна. Воздействие солнечных лучей на организм может быть как полезным, так и вредным,— это тоже всем очевидно. Если ваши глаза утомлены и легко раздражаются ярким солнечным светом, пишет М. Корбетт, если с марта по октябрь вы не снимаете очки, то лучше всего начать использовать методику соляризации глаз.
Для этого встаньте в коридоре или в тени, отбрасываемой стеной, у самой границы падения прямых солнечных лучей. Придерживаясь руками за какую-нибудь опору, закройте глаза и начинайте раскачиваться, что-бы ваше лицо попеременно оказывалось то на солнце, то в тени. Во время упражнения дышите глубоко. Ощущение световых вспышек сквозь закрытые веки не вызывает болезненных ощущений. Более того, через несколько сеансов вы почувствуете тонизирующий эффект, мышцы лица будут легко расслабляться.
Приложите к глазу ладонь так, чтобы не стеснять движение век, закройте глаза и выйдите из тени. Теперь быстро взгляните сначала на землю, а потом на солнце. Понятно, что вы будете видеть только одним, не закрытым глазом, который, к вашему удивлению, не почувствует какого-либо раздражения. Закройте веки на одну минуту, чтобы дать глазам возможность расслабиться, и повторите упражнение, но закрывая в этот раз другой глаз. Так делайте столько раз, сколько сами для себя установите; противопоказание к продвижению — появление ощущения жжения или «видения» при закрытых веках.
Не интенсивность света, а резкая смена контрастов утомляет зрение. Поэтому полезно подставлять солнцу закрытые глаза при выходе из темной комнаты.
Старательно занимаясь этими упражнениями, можно значительно увеличить устойчивость органов зрения против вредного воздействия таких видов современного искусственного освещения, как мигающие рекламные огни, лучи фар встречных автомобилей, а также подрагивающее свечение телевизионных экранов.
Во время чтения наши глаза выполняют огромную работу. Этот процесс хорошо описан Е. К. Глушковой в брошюре «Берегите зрение», где, в частности, говорится: «...многочисленными исследованиями физиологов и психологов установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после которых следует остановка. Скачки, т. е., собственно, движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксации). Продолжительность фиксации — от 0,2 до 0,6 секунды, скачков — 0,02 секунды. Во время чтения 97% времени приходится на фиксации, 3% — на скачки (у взрослых)».
Интересно заметить, что при умственном утомлении физиологи обнаружили изменения в движениях глаз: появляются длительные остановки, уменьшается число фиксаций и рефиксаций. Изменяется и поза читающего человека к книге, чаще начинает менять положение тела, прерывать чтение. Особенно вредно читать недостаточно освещенный текст или напечатанный нечетким шрифтом, что заставляет чрезмерно приближать глаза к книге. Все это ведет к утомлению глаз (веки краснеют, в глазах появляется ощущение рези, «песка»), усталости мышц шеи и спины.
Навык низко склоненной головы чаще отмечается у детей с недостаточным уровнем двигательной и пространственно-зрительной активности. Врачи-офтальмологи рекомендуют при чтении каждые 45 минут для ребят 12—14 лет и каждый час для 15—17-летних обязательно делать перерыв на 10—15 минут. При этом следует сменить позу, проделать 4—5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц. Для тренировки аккомодации полезно перевести взгляд от книги на дальние предметы, расположенные за окном (деревья, небо, дом и т. д.). Перенос взгляда с близких объектов на удаленные, а также период (пусть короткий) двигательной активности — упражнений для мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса и др., находящихся при чтении и письме в статически напряженном состоянии, способствуют снятию зрительного и общего утомления. При чтении лежа трудно обеспечить правильное освещение книги, следовательно, работа глаз еще боле затрудняется. Чтение в метро, автобусе также вредно, так как и освещение там недостаточное, и вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до книги, что вызывает излишнее напряжение и утомление зрения. Ни в коем случае нельзя читать и во время ходьбы.
Сегодня эти порождения технического прогресса и важные . его орудия в дальнейшем поступательном движении получают все большее применение в самых различных областях деятельности человека. В то же время, по данным специалистов, длительная работа перед экраном дисплея вызывает ряд негативных реакций. Так, опросы, систематически проводимые в США, показывают, что больше половины служащих, подолгу работающих с дисплеями, жалуются на резь в глазах, их быструю утомляемость, усиленную слезоточивость, снижение резкости зрения, а также на головные боли и другие симптомы перенапряжения. Главную причину подобных жалоб видят в недостатке строгого соблюдения принципов эргономики. Однако многие рабочие места с видеодисплеями продолжают проектироваться в прежнем виде, который вызывает или способствует появлению жалоб операторов на здоровье, особенно на зрение. Вот почему исследователи многих стран уделяют сейчас большое внимание эргономическим факторам проектирования видеодисплеевю. Если с дисплеями пока соприкасается небольшая часть человечества, то телевизор — вещь куда более распространен ная. Зрительное утомление при просмотре телевизионных передач отмечено у абсолютного большинства обследуемых. Для его уменьшения применяются различные методы: включение света в комнате, цветовая пленка на экране и т. д. Однако все они не дают значительного эффекта, и до сих пор зрительное утомление продолжает оставаться серьезным фактором, ограничивающим время просмотра телевизионных передач (черно-белых) и визуальной деятельности операторов, работающих с телеэкранами.
Для уменьшения утомления предлагается довольно простое устройство — окантовывающая экран матовая цветосветовая рамка. Внутри нее на равных друг от друга расстояниях размещены цветные лампочки, создающие локальную окрашенность рамки в различные цвета (желтый, зеленый, красный, синий и т. д.). Это создает благоприятное для наблюдателей локальное цветовое впечатление. Цветосветовая рамка может найти широкое применение в бытовых и производственных условиях.
Определенный эффект, повышающий различимость отметок на экране дисплея, может оказать специальная окраска стен помещения. Стену, к которой обращен экран, лучше окрасить в сине-голубой цвет. Это ослабляет уровень подсветки экрана рассеянным светом. Остальные стены могут быть
Одной из величайших надежд той части человечества, что носит очки, было избавление от своих "оптических костылей". С давних пор медики искали способы легкого и быстрого излечения от таких нарушений зрения как близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие и т.п. По мере прогрессивного развития цивилизации все большая часть населения стала испытывать потребность в очках. В настоящее время только в СССР одной лишь близорукостью страдает около 50 миллионов человек. Несмотря на упорные поиски эффективных методов восстановления утраченного зрения, итоги их применения были неутешительными.
Ни один из методов не давал достаточно обнадеживающих результатов. По-прежнему основой "лечения" оставалась выписка рецепта на очки и не более того. Не случайно слово "лечение" здесь взято в кавычки. Не секрет, что никакие очки не дают человеку надежды на возврат к полноценному нормальному зрению. Очки лишь корректируют, но никак не излечивают недостатки зрения людей. В таких условиях подобным взрыву бомбы было появление в 1920 году книги американского врача Уильяма Бэйтса "Лечение плохого зрения без помощи очков" (см. [22]), явившейся итогом его более чем тридцатилетней исследовательской деятельности. Ранее Бэйтсом было опубликовано 16 статей, главным образом, в "Нью-Йорк медикл джонэл", некоторые из которых послужили основой для написания книги. Несмотря на то, что офтальмология прошла в своем развитии долгий путь, Бэйтсу удалось выявить множество новых фактов.
При этом он обнаружил, что теоретические предположения классической медицины приходят в противоречие с практическими результатами исследований и клинических наблюдений. Возникли вопросы, ответить на которые ортодоксальная медицина оказалась не в силах. Среди этих вопросов следующие: почему, если чрезмерное количество работы на близком расстоянии должно приводить к развитию близорукости, среди людей, профессия которых далека от большого объема зрительной работы вблизи (например, среди людей, занятых сельским трудом) близорукость встречается не столь уж редко; почему, если близорукость вызывается наследственными факторами, она весьма часто развивается у тех, чьи родители имеют прекрасное зрение.
Нередко можно встретить семьи, где у родителей дальнозоркость, а у их детей близорукость или же совершенно разные виды нарушений зрения у одного ребенка косоглазие, у другого астигматизм, у третьего близорукость и т.д. Почему?; чем объяснить, что глаза одного и того же человека могут иметь диаметрально противоположные виды нарушений зрения один глаз у него может быть близоруким, а другой альнозорким и т.д. Таких вопросов, оставляемых классической медициной без ответа, можно задать очень много.
Решив, что ортодоксальное учение офтальмологической науки развивается в неверном направлении и пытаясь пролить свет на подобное трудное для понимания "поведение" глаз, Бэйтс выдвинул совершенно новую теорию функционирования глаза.
Согласно его заявлению, за более чем тридцатилетний опыт работы в сфере офтальмологии ему не приходилось наблюдать ни одного случая, противоречащего предложенной им теории причин ухудшения зрения. Опираясь на эту теорию, им и его последователями была разработана новая метоика лечения и восстановления зрения. Некоторые теоретические выкладки Бэйтса будут изложены нами ниже. Основные теоретические положения метода Бэйтса можно свести к нескольким пунктам.
1. Глаз осуществляет процесс
АККОМОДАЦИИ (см.словарик в
Основной функцией сетчатки является преобразование светового раздражения в нервный импульс, который затем передается в мозг для последующей интерпретации. Традиционный подход к функционированию глаза связан с теорией немецкого ученого Германа Гельмгольца. Рассмотрим работу глаза в свете его учения. Согласно теории Гельмгольца, приспособление глаза к виению на различных расстояниях происходит путем изменения кривизны хрусталика. Кривизна хрусталика меняется путем возействия специальной мышцы, которая называется цилиарной.
Близорукий глаз, как правило, имеет более вытянутую форму, вызванную либо чрезмерным внутриглазным давлением при слабости тканей глаза, либо чрезмерным давлением внешних мышц глаза при тех же условиях, либо же, согласно самой распространенной теории, принимает такую форму якобы по "велению" природы, чтобы, когда человек делает много зрительной работы вблизи, не держать все время цилиарную мышцу в напряженном состоянии для сохранения в течение длительного времени выпуклой формы хрусталика. Обычно удлинению глазного яблока в последнем случае предшествует состояние так называемого спазма аккомодации (ложная близорукость), когда при нормальной форме глазного яблока цилиарная мышца все время остается напряженной, независимо от того, где находится рассматриваемый объект близи или вдали .