Задачи, формы и содержание физического воспитания в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:26, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая часть всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственнойи трудовой деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Задачи физического воспитания 5
2. Формы организации физической культуры 9
3. Содержание физического воспитания в общеобразовательной школе 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

111 - копия.docx

— 39.26 Кб (Скачать файл)

 

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  
  ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

на тему «Задачи, формы  и содержание физического воспитания в школе»

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

   отделения

«Психология и Педагогика» 

          Машевской Татьяны. 

 

Проверил:

ст. преподаватель

Райчук  Д.А.

 

 

 

 

                                     Южно-Сахалинск 2013.

Содержание

 

Введение 3

1. Задачи физического воспитания 5

2. Формы организации физической культуры 9

3. Содержание физического воспитания в общеобразовательной школе 11

Заключение 14

Список литературы 15

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая часть всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственнойи трудовой деятельности.

При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важно  учитывать ее необходимость при  решении задач общего физкультурного образования и физического развития. Необходимо исходить из того, что двигательная активность — естественная потребность  растущего организма, непременное  условие физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиям. Однако специальные исследования содержания общего физкультурного образования, двигательного  режима школьников убедительно свидетельствуют  о недостаточном удовлетворении этих потребностей.  
Недостаток осмысленной двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья. Опыт школ, хорошо организующих использование средств физической культуры, позволяет судить о реальной возможности успешного решения проблемы гиподинамии.

Физическая культура в  школьном возрасте имеет особенно большое  значение для формирования необходимых  в жизни двигательных умений, навыков, овладения основами их практического  использования в разнообразных  условиях двигательной деятельности. В обучении двигательным действиям  в этом возрасте можно выделить этапы, благоприятные для быстрого и  полноценного освоения новых двигательных действий. В процессе направленного  использования этой особенности  создаются наилучшие условия  для всестороннего развития двигательных качеств. Приобретенные в школьном возрасте двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте. Не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, формирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности.

В современных условиях, когда практически нет здоровых детей, когда неуклонно растет количество школьников с отклонениями в физическом развитии, а залогом здоровья детей  является правильная организация физического  воспитания, очень важным является изучение особенностей физического  воспитания. Поэтому целью данной работы является изучение задач, форм и содержания физического воспитания в школе.

В данной работе автором ставятся следующие задачи:

  1. Изучение задач физического воспитания
  2. Определение форм  физического воспитания
  3. Изучение содержания  физического воспитания в школе

 

Основными организационными центрами системы физического воспитания учащихся являются общеобразовательная  школа, профессионально-технические  училища и средние специальные  учебные заведения. В ходе работы были проанализированы работы ведущих ученых – Л. Б. Кофман,

В. В. Белорусовой, И. Н. Решетень.

 

 

 

  1. Задачи физического воспитания

 

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого  ребенка. 
В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у школьника рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Одна из главных задач  физического воспитания — оздоровление. 
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

  1. Содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки; своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата; формирование изгибов позвоночника; развитие сводов стопы; укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.
  2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.
  3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.
  4. Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функций организма.
  5. Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.

Образовательные задачи делятся на:

  1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков:  
    1. Умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах);  
    2. Навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.);  
    3. Умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки);  
    4. Навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия);  
    5. Умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).

Формирование необходимых  знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать:

  1. Условия и правила выполнения физических упражнений;
  2. Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма;
  3. Правила самостоятельной тренировки двигательных способностей;
  4. Основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями;
  5. Роль физической культуры в семье и т.д.

Воспитательные задачи:

    1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость:  
      повышения физкультурной грамотности школьников, стимулирования положительной мотивации к физической культуре, формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств.
    2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов. Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста.

 

  1. Формы организации физической культуры

 

Физическая культура как  род деятельности имеет своей  специфической основой целесообразную двигательную активность человека. В  физическую культуру входят такие формы  рациональной двигательной деятельности, которые позволяют сформировать нужные в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности. 
Содержание такой деятельности человека составляют занятия физическими упражнения, в основе которых лежат целенаправленные движения. Целенаправленность движений определяется оперативными, текущими и долгосрочными целями физической деятельности.

Содержание физической деятельности по своей сути двойственно и противоречиво. Такая двойственность определяется, прежде всего, тем, что по своей природе  феномен физической активности является одновременно и природным и социальным.

С известной условностью  физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые  по своим особенностям соответствуют  различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Наиболее крупными из них являются:

    1. Базовая физическая культура,
    2. Спорт (в той части, в какой он относится к физической культуре)
    3. Профессионально- прикладная физическая культура,
    4. Оздоровительно-реабилитационная,
    5. «Фоновая» физическая культура

Базовая физическая культура - это фундаментальная часть физической культуры, включающая в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора основного физического образования и обеспечения базового уровня общей физической подготовленности.

Основную форму, или вид, базовой физической культуры называют «школьной физической культурой». Это  физическая культура, являющаяся учебным  предметом в общеобразовательных  школах и других учебно-воспитательных учреждениях, где ее применение направлено на то, чтобы заложить основы общего физического образования: сформировать широкий комплекс жизненно необходимых  двигательных умений, навыков и связанных  с ними знаний, обеспечить разностороннее развитие физических и непосредственно  связанных с ними психических  качеств, оптимизировать состояние  здоровья и гарантировать необходимый  каждому базовый уровень физической и общей деятельности. Педагогический организованный многолетний процесс использования базовой физической культуры в образовательно-воспитательных целях представляет собой процесс основного (базового) физического воспитания. При этом в школьных формах наиболее последовательно и полно воплощаются дидактические и воспитательные принципы оптимизации данного процесса, создаются особенно благоприятные условия для его педагогически оправданной организации.

Основными формами организации занятий по физической культуре в школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).

 

  1. Содержание физического воспитания в общеобразовательной школе

 

Основными средствами физического  воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать  жизненно важные умения и навыки, развивать  физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы.

Гимнастика. Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координированно, точно, красиво. Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражнение гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Поэтому она обладает большими педагогическими возможностями.

Легкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела легкой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Средства легкой атлетики являются великолепным, всесторонне развивающим фактором, так как с их помощью можно совершенствовать все физические качества, многие функции организма, прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Кроме того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной дозировке нагрузки.

Ходьба на лыжах. Этот вид двигательной деятельности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают буквально все мышечные группы и системы организма — функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений

 Плавание. Одним из видов физических упражнений, имеющих широкое воздействие на организм человека является плавание. Во время плавания человек находится в горизонтальном положении и в состоянии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, расслабить многие мышцы и ощутить легкость движений. Одновременно в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлекаются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обычных условиях практически бездействуют. Такая всесторонняя мышечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных органов человека и обменные процессы в его организме. Плавание является замечательным средством тренировки дыхания. Во время плавания поток необычных раздражителей устремляется к мозгу, снимает физическое и нервное напряжение, способствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии. Вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм.

Информация о работе Задачи, формы и содержание физического воспитания в школе