Закаливание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

В наш век, заполненный до краев делами, причем, всегда неотложными, мы часто забываем, что самое главное – вовремя остановится и задуматься над простыми и вечными проблемами: как вырастить здорового и доброго человека.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………….2
2. Влияние закаливающих процедур на здоровье дошкольников……………………………………………………3
3. Виды закаливания………………………………………………..9
4. Характеристика современных форм закаливания в ДОУ.

Файлы: 1 файл

закал.docx

— 30.75 Кб (Скачать файл)

Солнечные ванны подразделяются на общие и местные. При принятии общей ванны солнечному облучению  подвергается все тело, а при принятии местной ванны — только его  часть.

Обтирание. Ежедневные обтирания повышают иммунитет, способствуют выработке устойчивости организма к простудным заболеваниям. Обтирания могут быть общими и частичными. Они могут выступать в качестве самостоятельной процедуры, а могут сочетаться с другими методами водных процедур, например с душами или обливаниями. Такой способ закаливания достаточно прост в исполнении, поэтому может рекомендоваться пожилым людям и маленьким детям

Обливание. Первоначально вода для обливаний должна иметь температуру +37—38 °С. В конце каждой недели температуру воды снижают на 1 °С. Длительность процедур первоначально составляет 1 мин и постепенно увеличивается до 2—3 мин.

Контрастный душ. Это чередование обливания горячей и прохладной водой. Его воздействие на организм состоит не только в температурном, но и в механическом раздражении рецепторов кожи. Изменение температуры заставляет сосуды попеременно то сужаться, то расширяться, что способствует укреплению стенок сосудов, улучшает кровообращение, цвет и эластичность кожных покровов.

Купание. Купаться можно как в бассейне, так и в открытых водоемах (в пруду, озере, реке, море). При этом на организм воздействует не только температурный, но и механический фактор воды, а при купании в открытом водоеме — еще и солнце и воздух. Кроме того, морская вода благоприятно влияет на организм благодаря богатому набору содержащихся в ней растворенных минеральных солей.

Кроме закаливающего эффекта, купание  повышает интенсивность обмена веществ, тренирует сердечно-сосудистую и нервную системы. Следует обратить внимание на то, что купаться в открытых водоемах не следует при повышенной температуре тела, при острых и инфекционных заболеваниях, при некоторых заболеваниях сердца и сосудов, а также при склонности организма к кровотечениям.

Моржевание. Это купание в открытом водоеме в зимнее время. По степени воздействия на организм является наиболее сильной процедурой закаливания.

Начинать моржевание можно только после предварительного интенсивного закаливания холодом в течение длительного времени. Перед процедурой необходима консультация врача, так как при купании в воде температурой ниже +5 °С в организме человека происходят значительные затраты энергии, снижается температура тела, увеличивается частота сердечных сокращений и дыхательных движений, повышается кровяное давление. Не рекомендуется начинать моржевание в возрасте после 50 лет. Моржевание нельзя проводить при некоторых заболеваниях сердечнососудистой системы и органов дыхания (при гипертонической болезни, атеросклерозе, бронхиальной астме, хронической пневмонии и др.), а также детям до 18 лет.

 

Характеристика  современных форм закаливания в  ДОУ.

Самые распространенные методы закаливания известны многим и могут  осуществляться даже в домашних условиях. Методы закаливания в детском  саду практически ничем не отличаются от того, что нам пытались привить  когда-то родители или бабушки с  дедушками. Среди них: полоскание горла  прохладной водой с постепенным  понижением температуры; хождение босиком  по полу или специальным дорожкам, имитирующим гальку или речную поверхность; обтирание мокрым полотенцем; погружение ног в холодную воду с постепенным  понижением температуры и удлинением временного интервала.

При проведении закаливающих процедур нужно опираться на следующие  принципы:

  1. Постепенность увеличения дозы раздражителя. Закаливание  начинается в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны и колебания ее не бывают резкими.
  2. Последовательность проведения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам  переходит после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме. К обливанию не допускаем детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию.
  3. Систематичность начатых процедур не прерывается без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, которые вырабатываются в организме в процессе закаливания.
  4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т д.), и если они не проводятся комплексно.
  5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, тщательно изучить физическое и психическое состояние каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогического наблюдения, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристики, и дети делятся на группы здоровья.

1-я группа – практически  здоровые дети, с которыми можно  проводить полный комплекс закаливающих  процедур.

2-я группа – дети, с  которыми закаливающие процедуры  проводятся ограниченно. К ним  относятся дети, предрасположенные  к частым катарам дыхательных  путей, ангинам и другим простудным  заболеваниям.

3-я группа – дети, которым  в условиях массового проведения.

Закаливающие мероприятия  противопоказаны: это имеющиеся острые или хронические воспалительные процессы (отиты, пиелонефриты и др.), пороки сердца, детям страдающим желудочно-кишечными заболеваниями.

Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем и улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать  о положительном действии закаливающих процедур.

Воздух является наиболее доступным средством для закаливания  в любое время года. Использование  воздуха в оздоровительных целях  начинается с хорошей вентиляции помещений, в которых находятся  дети, понимая, что эффект закаливания  воздухом тем больше, чем большая  поверхность кожи подвергается его  влиянию.

При закаливании солнцем, под воздействием солнечных лучей  химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые  при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество – меланин. Под  влияние ультрафиолетовых лучей  в подкожном жировом слое вырабатывается активный витамин Д, улучшается общее состояние организма, настроение, сон, аппетит, повышается работоспособность и общая сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Солнечные ванны детям  старше двух лет  проводятся в утренние часы с 8 до 10 часов при температуре  в тени не ниже 20 градусов и не выше 32 градусов. При малейшем ухудшении  самочувствия ребенок уводится в  тень. Если у ребенка появляется сыпь, бессонница, головная боль, солнечные  ванны отменяются.

Два раза в год по две  недели, в целях укрепления организма  проводим сеансы фитотерапии. Дети пью чай заваренный из целебных трав: липа, чабрец, зверобой, ромашка, мята.

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Кончиу Н.С. Теория и практика закаливания, 1999.
  2. Спирина В.П. Закаливание детей. – М.: Просвещение, 1978.
  3. Интернет http://www.morz.h12.ru/articles/hardening-methods.html.
  4. Интернет http://my-sunshine.ru/zakalivanie-v-detskom-sadu.
  5. Куркина Ирина. Здоровье – стиль жизни.

 

 

 


Информация о работе Закаливание детей дошкольного возраста