Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 05:22, контрольная работа
Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами. Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Ребенок нуждается в естественном гармоничном образе жизни. Здоровье детей дошкольного возраста, зависит и от состояния окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов приводит к ухудшению адаптационных процессов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни.
4. Комплексность.
Специальные закаливающие
процедуры не дают нужных
5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Прежде чем начать
закаливание, необходимо
1) здоровые, ранее закаливаемые;
2) здоровые, впервые приступающие
к закаливающим мероприятиям, и
дети, имеющие функциональные
отклонения в состоянии
3) с хроническими заболеваниями и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний.
По мере закаливания,
но не раньше чем через 2
месяца, воспитанников переводят
из одной группы в другую. Основанием
для перевода должны быть
Представленные показатели
соответствуют (отвечают) функциональным
возможностям детей 2-й группы.
Для детей 1-й группы
6. Активное и положительное
отношение детей к
Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм. Важно продумать и организовать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.
Воспитателю следует на каждого ребенка завести специальную карту, в которой ежедневно отмечать дату, температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка. Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.
4.Анализ системы
закаливающих мероприятий в
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК СРЕДСТВА УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.
Интерес к данному направлению
вызван увеличением случаев
Нами была выявлена проблема – повышение уровня показателя заболеваемости и снижение уровня функционирования детей в группе.
Чтобы запланировать дальнейшую
работу по решению данной проблемы,
был проведен мониторинг с целью
выявления уровня показателей культурно-
Анализ результатов
Определение педагогических
условий, в организации
Закаливание организма –
это формирование и совершенствование
функциональных систем, направленных
на повышение иммунитета организма,
что в конечном итоге приводит
к снижению «простудных» заболеваний.
Закаливание детей дает двойной
положительный результат –
По укреплению физического здоровья детей в использовании закаливающих мероприятий в условиях детского сада. В систематизированной работе используются уже существующие методы и приемы закаливающих и оздоровительных мероприятий. Целью педагогического опыта является формирование у дошкольников первичных представлений о здоровом образе жизни, представлений об укреплении здоровья через комплекс закаливающих процедур. Одним из важных педагогических условий реализации процедур закаливания в ДОУ – является наличие необходимой материальной базы:
мини-стадион, площадки для игр, спортивный зал, процедурный кабинет, спортивный инвентарь, ножные ванны, инвентарь для закаливающих мероприятий, игровая комната, дорожка здоровья, корригирующие дорожки.
В ДОУ были созданы кадровые
условия для осуществления
Важно отметить, что, проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Воспитатель группы должен вести дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время будет получать более слабые закаливающие нагрузки.
Прививая привычку ЗОЖ у детей начинали свою работу с помощью закаливающих процедур и специального фитобара, где дети после дыхательной гимнастики пили лечебный фиточай. В фитобаре для детей мы использовали оздоровительные чаи и коктейли: из плодов шиповника, успокаивающего действия, противоаллергические, для улучшения пищеварения. Они назначались врачом с учетом времени года и состояния здоровья каждого ребенка.
При планировании содержания деятельности по физкультуре и закаливанию особое внимание обращалось на взаимосвязь программного материала и всех мероприятий, проводимых в течение года, их повторяемость и постепенность усложнения. Контроль над организацией двигательного режима осуществлялся медицинским персоналом: старшей медсестрой и врачом-педиатром. Оздоровительную программу детей проводили под лозунгом «Растим здорового ребенка». Старшая медсестра на собраниях выступала с сообщениями по профилактики ОРЗ, контролировала и анализировала проводимые закаливающие мероприятия, давала индивидуальные рекомендации воспитателям, присутствовала и следила за состоянием здоровья детей на закаливающих процедурах.
Закаливание детей осуществлялось
при соблюдении необходимых гигиенических
условий и требований: свежий воздух,
соответствующая температура
При проведении закаливания строго соблюдались следующие условия:
- ребенок должен быть здоров на данный момент;
- находиться в комфортном
состоянии (теплые руки и
Систематическое проведение специальных закаливающих процедур детского сада начиналось с проведения воздушных и солнечных ванн в летний период.
После сна дети в трусиках, босиком бегали по игровой комнате, а затем выполняли разные виды ходьбы. Нами также использовался щадящий метод закаливания: хождение по влажным солевым дорожкам в комбинации с босохождением по массажным коврикам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходило не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.
«Босохождением по массажны коврикам». В летний период босохождение использовалось во время прогулок в отведенных местах на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту. После ходьбы проводилась подвижная игра, а затем малоподвижная или упражнения на восстановление дыхания.
Зимой воздушные ванны проводились в спортивном зале. Зал хорошо проветривался, доводится температура воздуха до 18°С. По рекомендации медицинских работников облегчалась одежда во время воздушных ванн, снижалась температура воздуха в зале. Важным закаливающим средством в работе являлись прогулки. Они проходили с оптимальным двигательным режимом общей продолжительностью в течение дня не менее 4 часов, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и другое).
Прогулки с оптимальным двигательным режимом.
Кроме этого проводилась работа по закаливанию носоглотки - полоскание горла прохладной водой (только детям со здоровыми миндалинами, начиная от температуры 40 °С до комнатной). Для детей с заболеваниями носоглотки проводилось полоскание горла настоями трав или раствором соли и питьевой соды (по указанию врача). Эффективным методом закаливания являлся сон без маек даже в холодный период времени. После сна под руководством воспитателя дети в постели выполняли дыхательную гимнастику в игровой форме, а в осенне-весенний период - точечный массаж под руководством воспитателя и старшей медсестры. Так же проводилось обширное умывание после сна.
Наряду с этим в экспериментальной работе использовали нетрадиционную фитотерапию - совместно с родителями изготовили подушечки из трав душицы, чабреца, хвои, мяты, валерианы, лепестков роз. Это способствовало более глубокому спокойному сну, очищению воздуха от микробов.
Во время вспышки ОРВИ и гриппа использовалось аэрофитотерапия: пары пихтового масла, чеснок, лук. Они помогали очищать воздух и убивать микробы, вирусы.
Проведения мониторинга
позволило оценить
Средний уровень составил - 20%. Низкий уровень усвоения материала по данному направлению работы отсутствует, что говорит об эффективности организованной деятельности в группе по привитию дошкольникам устойчивых знаний основ здорового образа жизни. У дошкольников после проведения комплекса закаливающих мер на контрольном этапе снизилось и число простудных заболеваний у детей. Показатель заболеваемости (с 3, 2 снизился до 0, 2) пропущенных дней по болезни одним ребенком. Анализируя, состояния здоровья детей мы составили динамику, из которого видно, что на начало работы уровень функционирования составлял – 42%, наиболее высокие показатели функционирования детей приходятся на 2013год – на конец нашей экспериментальной работы. Что дает нам сделать вывод о положительных результатах проводимой нами работы.