Закаливание детей в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 05:22, контрольная работа

Описание работы

Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами. Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Ребенок нуждается в естественном гармоничном образе жизни. Здоровье детей дошкольного возраста, зависит и от состояния окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов приводит к ухудшению адаптационных процессов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни.

Файлы: 1 файл

Физкульт контрольная.docx

— 36.82 Кб (Скачать файл)

4. Комплексность. 

  Специальные закаливающие  процедуры не дают нужных результатов,  если они в повседневной жизни  ребенка не сочетаются с мероприятиями,  направленными на укрепление  его организма (прогулки на  свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений  и т.д.), и если они не проводятся  комплексно. Так, воздушные ванны  желательно сочетать с подвижными  играми, физическими упражнениями  и физической работой. Эти виды  деятельности сопровождаются активными  движениями, вызывающими потребность  в глубоком дыхании, при котором  площадь слизистых оболочек дыхательных  путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при  движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную  погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет  к воздушным ваннам, хорошо их  объединить с солнечными и  водными процедурами, а в летнее  время  с купанием.

5. Учет индивидуальных  особенностей ребенка.

 Прежде чем начать  закаливание, необходимо тщательно  изучить физическое и психическое  развитие каждого ребенка. На  основании данных медицинского  обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей,  воспитатель составляет характеристику  ребенка. При проведении закаливающих  мероприятий в детских учреждениях  всех детей по состоянию их  здоровья делят на 3 группы:

1)   здоровые, ранее  закаливаемые;

2)  здоровые, впервые приступающие  к закаливающим мероприятиям, и  дети,    имеющие функциональные  отклонения в состоянии здоровья;

3)  с хроническими заболеваниями  и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний.

 По мере закаливания,  но не раньше чем через 2 месяца, воспитанников переводят  из одной группы в другую. Основанием  для перевода должны быть следующие  показатели: отсутствие в этот  период острых заболеваний, положительная  эмоциональная реакция ребенка  на процедуру, отсутствие отрицательных  внешних признаков на холодовый раздражитель (выраженная одышка, рез­кое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»).

   Представленные показатели  соответствуют (отвечают) функциональным  возможностям детей 2-й группы. Для детей 1-й груп­пы конечная  температура воздуха и воды  при закаливании может быть  на  2—4°С ниже, для детей 3-й группы (на основании рекомендаций врача дошкольного учреждения) на 2°С выше. Температуру действующего фактора следует снижать постепенно (через 3—4 дня при местном воздействии и через 5 — 6 дней при общем) или сокращать время его воздействия.

6.  Активное и положительное  отношение детей к закаливающим  процедурам.

 Результаты закаливания  во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и  тем более насильственное их  проведение не будут способствовать положи­тельному воздействию на организм. Важно продумать и организовать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

Воспитателю следует на каждого  ребенка завести специальную  карту, в которой ежедневно отмечать дату, температуру воздуха, воды, продолжительность  процедуры, а также реакцию на нее ребенка. Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а  в дальнейшем улучшение их физического  развития и здоровья будут свидетельствовать  о положительном действии закаливающих процедур.

 

 

4.Анализ системы  закаливающих мероприятий в дошкольном  учреждении.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ  КАК СРЕДСТВА УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО  ЗДОРОВЬЯ.

 

Интерес к данному направлению  вызван увеличением случаев заболеваемости детей за холодный период 2012-2013 года, на начало нашей работы он составил 3, 2 пропущенных дней по болезни (простудных заболеваний) одним ребенком. В связи  с высокой заболеваемостью, резко  упал уровень функционирования детей  в группе, его показатель составил 42 %. Проанализировав данную ситуацию, мы выяснили причины снижения функционирования детей в группе.

Нами была выявлена проблема – повышение уровня показателя заболеваемости и снижение уровня функционирования детей в группе.

Чтобы запланировать дальнейшую работу по решению данной проблемы, был проведен мониторинг с целью  выявления уровня показателей культурно-гигиенических  навыков у дошкольников. («Программа воспитания и обучения в детском  саду») под редакцией М. А. Васильевой. Раздел программы: «Воспитание культурно  гигиенических навыков» Полученные данные имеют следующие показатели: высокий уровень составил - 11%, средний -62%, низкий уровень-27%. По результатам диагностического обследования выявили следующие проблемы: дошкольники имели низкий уровень представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. У детей отсутствовало понимание, зачем нужна, утренняя зарядка, игры, физические упражнения, зачем человеку нужен сон. Не было представлений, что такое закаливание, ценности здоровья; отсутствовала мотивация вести здоровый образ жизни, умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности повседневной жизни.

Анализ результатов диагностики  показали, необходимость организации  оздоровительных закаливающих мероприятий  в условиях ДОУ. Обеспечение оздоровления организма дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможно только путем комплексного укрепления физического здоровья детей путем интеграции образовательных областей и через систему закаливающих мероприятий.

 Определение педагогических  условий, в организации закаливающих  мероприятий, изучение литературы, определение целей, постановка  задач, выбор методов и средств  их решения. Корректировка задач,  составление системы закаливающих  мероприятий, тематических планов.

Закаливание организма –  это формирование и совершенствование  функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Закаливание детей дает двойной  положительный результат – снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое  значение.  Можно без преувеличения  сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей на сегодняшний день.

По укреплению физического  здоровья детей в использовании  закаливающих мероприятий в условиях детского сада. В систематизированной  работе используются уже существующие методы и приемы закаливающих и оздоровительных  мероприятий. Целью педагогического опыта является формирование у дошкольников первичных представлений о здоровом образе жизни, представлений об укреплении здоровья через комплекс закаливающих процедур. Одним из важных педагогических условий реализации процедур закаливания в ДОУ – является наличие необходимой материальной базы:

мини-стадион, площадки для  игр, спортивный зал, процедурный кабинет, спортивный инвентарь, ножные ванны, инвентарь  для закаливающих мероприятий, игровая  комната, дорожка здоровья, корригирующие  дорожки.

В ДОУ были созданы кадровые условия для осуществления процесса закаливания. Необходимо участие старшего воспитателя, который контролирует и помогает воспитателям реализовать закаливающие процедуры; медицинского персонала (медицинская сестра, который проводит ежедневные осмотры детей и диагностируют состояние здоровья каждого ребенка; работника по физической культуре, который проводит подвижный игры на улице, физкультурные занятия на свежем воздухе, спортивные мероприятия способствующие закаливанию детей; воспитателей, непосредственно реализующих и организующих процедуры закаливания, родителей, продолжающие данную работу в домашних условиях.

Важно отметить, что, проводя  закаливание, следует постоянно  помнить об индивидуальном подходе  и состоянии здоровья детей. Воспитатель  группы должен вести дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые  моменты закаливания. Если ребенок  по какой-либо причине, в том числе  и по болезни, пропустил посещение  детского сада, то он по возвращении в первое время будет получать более слабые закаливающие нагрузки.

Прививая привычку ЗОЖ  у детей  начинали свою работу с  помощью закаливающих процедур и  специального  фитобара, где дети после дыхательной гимнастики пили лечебный фиточай. В фитобаре для детей мы использовали оздоровительные чаи и коктейли: из плодов шиповника, успокаивающего действия, противоаллергические, для улучшения пищеварения. Они назначались врачом с учетом времени года и состояния здоровья каждого ребенка.

При планировании содержания деятельности по физкультуре и закаливанию  особое внимание обращалось на взаимосвязь  программного материала и всех мероприятий, проводимых в течение года, их повторяемость  и постепенность усложнения. Контроль над организацией двигательного  режима осуществлялся медицинским  персоналом: старшей медсестрой и  врачом-педиатром. Оздоровительную  программу детей проводили под  лозунгом «Растим здорового ребенка». Старшая медсестра на собраниях  выступала с сообщениями по профилактики ОРЗ, контролировала и анализировала  проводимые закаливающие мероприятия, давала индивидуальные рекомендации воспитателям, присутствовала и следила за состоянием здоровья детей на закаливающих процедурах.

Закаливание детей осуществлялось при соблюдении необходимых гигиенических  условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха  в помещении и вне его и  качество одежды. Разработаны рекомендации по организации закаливающих процедур в ДОУ.

При проведении закаливания  строго соблюдались следующие условия:

- ребенок должен быть  здоров на данный момент;

- находиться в комфортном  состоянии (теплые руки и ступни, но не вспотевшие) .

Систематическое проведение специальных закаливающих процедур детского сада начиналось с проведения воздушных и солнечных ванн в  летний период.

После сна дети в трусиках, босиком бегали по игровой комнате, а затем выполняли разные виды ходьбы. Нами также использовался  щадящий метод закаливания: хождение по влажным солевым дорожкам в  комбинации с босохождением по массажным коврикам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходило не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.

«Босохождением по массажны коврикам». В летний период босохождение использовалось во время прогулок в отведенных местах на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту. После ходьбы проводилась подвижная игра, а затем малоподвижная или упражнения на восстановление дыхания.

Зимой воздушные ванны  проводились в спортивном зале. Зал  хорошо проветривался, доводится температура воздуха до 18°С. По рекомендации медицинских работников облегчалась одежда во время воздушных ванн, снижалась температура воздуха в зале. Важным закаливающим средством в работе являлись прогулки. Они проходили с оптимальным двигательным режимом общей  продолжительностью в течение дня не менее 4 часов, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и другое).

Прогулки с оптимальным  двигательным режимом.

Кроме этого проводилась  работа по закаливанию носоглотки - полоскание горла прохладной водой (только детям со здоровыми миндалинами, начиная от температуры 40 °С до комнатной). Для детей с заболеваниями носоглотки проводилось полоскание горла настоями трав или раствором соли и питьевой соды (по указанию врача). Эффективным методом закаливания являлся сон без маек даже в холодный период времени. После сна под руководством воспитателя дети в постели выполняли дыхательную гимнастику в игровой форме, а в осенне-весенний период - точечный массаж под руководством воспитателя и старшей медсестры. Так же проводилось обширное умывание после сна.

Наряду с этим в экспериментальной  работе использовали нетрадиционную фитотерапию - совместно с родителями изготовили подушечки из трав душицы, чабреца, хвои, мяты, валерианы, лепестков роз. Это способствовало более глубокому спокойному сну, очищению воздуха от микробов.

Во время вспышки ОРВИ и гриппа использовалось аэрофитотерапия: пары пихтового масла, чеснок, лук. Они  помогали очищать воздух и убивать  микробы, вирусы.

Проведения мониторинга  позволило оценить эффективность  проводимой работы. Результаты показали что, высокий уровень имеют - 80% дошкольников, повысился уровень знания и умения элементарных закаливающих мероприятий  их использование в повседневной жизни, представление о бережном, отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей. Повысился показатель потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Средний уровень составил - 20%. Низкий уровень усвоения материала  по данному направлению работы отсутствует, что говорит об эффективности  организованной деятельности в группе по привитию дошкольникам устойчивых знаний основ здорового образа жизни. У дошкольников после проведения комплекса закаливающих мер на контрольном этапе снизилось и число простудных заболеваний у детей. Показатель заболеваемости (с 3, 2 снизился до 0, 2) пропущенных дней по болезни одним ребенком.  Анализируя, состояния здоровья детей мы составили динамику, из которого видно, что на начало работы уровень функционирования составлял – 42%, наиболее высокие показатели функционирования детей  приходятся на 2013год – на конец нашей экспериментальной работы. Что дает нам сделать вывод о положительных результатах проводимой нами работы.

Информация о работе Закаливание детей в ДОУ