Закаливание детей в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 05:22, контрольная работа

Описание работы

Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами. Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Ребенок нуждается в естественном гармоничном образе жизни. Здоровье детей дошкольного возраста, зависит и от состояния окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов приводит к ухудшению адаптационных процессов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни.

Файлы: 1 файл

Физкульт контрольная.docx

— 36.82 Кб (Скачать файл)

1.Значение закаливающих мероприятий.

 

Закаливание — это в  первую очередь тренировка защитных сил организма. Именно умение адаптироваться помогает противостоять неблагоприятному воздействию окружающей среды. Особую важность это имеет для детей, которые в силу возраста и недостаточно крепкого иммунитета более восприимчивы к инфекциям и температурным  перепадам.

Закаливание — повышение  устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими  факторами. Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и  водой, а принципиальную коррекцию  образа жизни. Ребенок нуждается  в естественном гармоничном образе жизни. Здоровье детей дошкольного  возраста,  зависит и от состояния  окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий  жизни и воспитания ребенка в  семье, образовательном учреждении. Комплексное воздействие неблагоприятных  факторов приводит к ухудшению адаптационных  процессов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового  образа жизни.

Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию  внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха  и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды  наиболее длительное и не­прерывное воздействие на организм оказывают  воздушная среда, солнечная радиация и вода.

 Приспосабливаясь к  сложному воздействию всех перечисленных  внешних условий, организм способен  изменять свои теплопотери. Эта способность сводится в основном к увеличению или уменьшению количества крови, притекающей к кожным покровам. Больший или меньший приток крови к коже, в свою очередь, обусловлен способностью кожных капилляров сужаться или расширяться. Это изменение просвета (диаметра) кожных капилляров осуществляется мышцами капилляров. В ответ на получаемые извне холодовые и тепловые раздражения от центральной нервной системы к кожным капиллярам по сосудодвигательным нервам направляются соответствующие импульсы. В результате кровенаполнение кожи либо увеличивается, и она отдает больше тепла в окружающую среду, либо уменьшается и теплоотдача понижается. Чем младше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при неблагоприятных условиях среды он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) больше, ее роговой слой тоньше, а просвет кожных капилляров шире, чем у взрослых. В связи с малой приспособленностью детей младшего возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную силу. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому детей младшего возраста приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания, чтобы предупредить возникновение у них различных заболеваний.

 Закаливание в преддошкольном и дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

 Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.).

 Цель закаливания —  выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повыше­ния его дозировки.

В процессе закаливания в  организме ребенка происходят сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономичнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и менее проницаемыми для ряда болезнетворных микроорганизмов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него возбудителями возрастает.

 

 

2. Виды закаливающих  мероприятий.

 

Закаливание воздухом

  Воздух — наиболее  доступное средство закаливания  в любое время года. В атмосфере  движение воздуха совершается  интенсивнее, чем в помещении,  поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются  более сильным его влияниям, что  вызывает непрерывную защитную  работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных  капилляров). Систематическое пребывание  ребенка на воздухе помогает  организму выработать способность  быстро адаптироваться к новым  температурным условиям.

Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Оздоровительный  эффект его тем больше, чем большая  поверхность кожи подвергается влия­нию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах.

Во время воздушной  ванны на тело ребенка действуют  температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период — еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи. Воздушные ванны  хорошо сочетать с массажем, пассивной  и активной гимнастикой (дети первого  года жизни), подвижными играми, работой  в саду и на огороде (старшие дошкольники). Во время движений и трудовой деятельности в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний. Хождение босиком — хорошее средство для закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок).

 

Закаливание солнцем .  Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, с длиной волны от 390 до 760 нм, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны более 760 нм) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 нм). Биологическое влияние на живой организм оказывают главным образом ультрафиолетовые лучи. Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен веществ повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. В подкожном жировом слое под влиянием ультрафиолетовых лучей из провитамина D вырабатывается активный витамин D. Изменяется общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и сопротивляемость к различного рода заболеваниям. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, токсический диффузный зоб, желудочно-кишечные расстройства). Даже при кратковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема) или ожог I степени, при более длительном его воздействии могут образоваться пузыри (ожог II степени) и даже омертвение кожи (ожог III степени). Солнечные ожоги кожи даже I степени, особенно если они обширны, сопровождаются общей болезненной реакцией: может повыситься температура тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей. Есть ряд противопоказаний к применению солнечной радиации в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста с резким отставанием в физическом развитии, страдающим малокровием, с повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным светом и отраженными солнечными лучами.

Вода как фактор оздоровления и закаливания.

Водные процедуры могут  быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание  всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источниках — еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший массаж ее, способствует лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию. Водные процедуры являются возбуждаю­щим и тонизирующим средством, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микроорганизмов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.

 

Обливание ног с использованием воды контрастных температур можно  рекомендовать для детей раннего  возраста в холодный период года, когда  частота респираторных заболеваний  возрастает

Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) — одна из любимых детьми закаливающих процедур. На организм ребенка одновременно действуют  воздух, солнце, вода (ее температура, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует ра­боту нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. Купание в открытых водоемах вызывает значительное напряжение теплорегуляционных механизмов ребенка и поэтому должно строго контролироваться. В условиях дошкольных учреждений к купанию в открытых водоемах допускают только здоровых детей (1-я группа по здоровью) старше 3 лет.

Морские купания — наиболее сильное комплексное закаливающее средство. При купании в море на организм ребенка действует не только температура воды, но и ее давление, химический со­став (соли натрия хлорида и др.). Теплые ванны из морской воды в условиях помещения полезны детям любого возраста, особенно страдающим рахитом.

При многих ДОУ созданы  плескательные бассейны для купания  детей в жаркую погоду. Такие бассейны значительно облегчают работу по закаливанию детей в летнее время  года, однако пользоваться ими можно  только в тех случаях, если воду в  них регулярно меняют, а стены  и дно очищают от грязи и  посторонних предметов. Летом с целью закаливания детям можно разрешать играть в воде в бассейнах, ручьях и других проточных водоемах.

 Хорошим средством  закаливания полости рта и  носоглотки является систематическое  их полоскание водой комнатной  температуры. Опыт показывает, что  эта процедура — эффективное  средство предупреждения ангин,  тонзиллитов, аденоидов.

Закаливающие мероприятия  особенно важно проводить в периоды  повышенной заболеваемости детей, карантинов и после перенесенных заболеваний. При этом сила воздействующего фактора  временно снижается, а врачебный  контроль за детьми усиливается. Медицинских отводов от закаливания в детских коллективах дошкольных учреждений не должно быть, поскольку методы и средства закаливания подбирают индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды. Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детей несут заведующий дошкольным учреждением и врач.

 

 

3. Принципы закаливания.

 

 Положительные результаты  от закаливающих процедур можно  ожидать только при соблюдении  принципов закаливания.

1. Постепенность увеличения  дозировки раздражителя.

  Постепенность заключается,  прежде всего в том, что первые  закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность  применения  закаливающих процедур.

 К водным процедурам  и солнечным ваннам можно переходить  после того, как ребенок привык  к воздушным ваннам, вызывающим  меньшие изменения в организме;  к обливанию не допускают детей  прежде, чем они не привыкли  к обтиранию, а к купанию  в открытых водоемах  раньше, чем  с ними не проведены обливания.

2.    Систематичность.

  Нельзя прерывать  закаливающие процедуры без серьезных  к тому оснований, так как  при этом исчезают те приспособительные  изменения, или «механизмы», которые  были уже выработаны в процессе  закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается.

Информация о работе Закаливание детей в ДОУ