Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 05:41, контрольная работа
Сужение и расширение кожных капилляров осуществляется мышцами капилляров. В ответ на получаемые извне холодовые и тепловые раздражения из центральной нервной системы к кожным капиллярам по сосудосуживающим и сосудорасширяющим (сосудодвигательным) нервам направляются соответствующие импульсы. В результате кровенаполнение кожи либо увеличивается и она отдает больше тепла в окружающую среду, либо уменьшается и теплоотдача понижается.
Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность понятия закаливания………………………………………...4
2. Принципы закаливания………………………………………………….6
3. Методы закаливания (традиционные, нетрадиционные)……………...8
Заключение…………………………………………………………….......13
Литература…………………………………………………………………14
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Иркутской области
«Ангарский педагогический колледж»
Контрольная работа
по дисциплине «Физическая культура»
тема: «Закаливание »
Выполнила:
студентка заочного отделения
I курса, группа 112 – 2011
специальность 050144 «Дошкольное образование»
Сурикова И.В.
Проверил:
преподаватель физической культуры
II квалификационной категории
Басхалов К.Р.
отметка _______________________
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность понятия закаливания……
2. Принципы закаливания…………………………
3. Методы закаливания (традиционные, нетрадиционные)……………...8
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Организм человека
непрерывно подвергается
Приспосабливаясь к сложному воздействию всех перечисленных внешних условий, организм способен уменьшить или увеличить свои теплопотери. Эта способность в основном сводится к увеличению или уменьшению количества крови, притекающей к кожным покровам. Больший или меньший приток крови к коже в свою очередь обусловлен способностью кожных капилляров сужаться или расширяться в просвете (диаметре).
Сужение
и расширение кожных
Чем моложе ребенок, тем хуже
проходят в его организме процессы
терморегуляции, тем быстрее, при
неблагоприятных условиях среды, он
может переохладиться или перегреться.
Это объясняется тем, что у
детей поверхность кожи относительно
массы тела (на 1 кг) больше, кожа, в
частности ее роговой слой, тоньше,
а просвет кожных капилляров шире,
нежели у взрослых людей. При этом
в связи с малой
Закаливание в преддошкольном и дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Под закаливанием
понимают повышение
Цель закаливания
— выработать способность
В процессе
закаливания в организме
В результате
закаливания ребенок
1. Сущность понятия закаливания.
Нельзя успешно противостоять утомлению, не утомляясь, научиться поднимать тяжести, не поднимая их, противостоять жаре или холоду, не подвергаясь их воздействию. Человек научился защищаться от внешних температур, создав специальные жилища и одежду, внедрив различные технические средства. Но вот парадокс: научившись защищать себя от холода, человек стал чрезвычайно чувствительным к нему. Его организм как бы разучился самостоятельно противостоять охлаждению, мобилизовать те защитные силы, которые обеспечивают постоянство температуры тела. Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Это выработка условного рефлекса на то или иное раздражение. Следовательно, это тренировочный процесс, построение которого для достижения максимального конечного эффекта должно быть подчинено определенным физиологическим законам, лежащим в основе механизма выработки условного рефлекса.
Биологической основой всякого
тренировочного процесса, в том числе
и закаливания, является адаптация
к воздействующим нагрузкам, в основном
кумулятивная адаптация. Она характеризуется
приспособительными изменениями, которые
возникают под влиянием регулярно
повторяющихся внешних
Приспособительные изменения,
происходящие в организме ребенка
в процессе закаливания, проходят две
стадии: переходную и стационарную.
В первой стадии происходит собственно
процесс адаптации (закаливание), во
второй – достигается состояние
адаптации (закаленность), Закаливающий
эффект (закаленность) достигается
систематическим, многократным воздействием
того или иного закаливающего
фактора и постепенным
При резких перепадах, но коротких по продолжительности Холодовых воздействиях (моржевание, хождение босиком по снегу, обливание на морозе и пр.) развивается стереотип устойчивости именно к таким воздействиям, т. е. сильным и ограниченным по времени термическим изменениям, а не к замедленным, наиболее часто встречающимся в повседневной жизни. Явление переноса адаптации здесь не отмечается, в то время как при закаливании слабыми раздражителями происходит повышение устойчивости и к сильным охлаждениям. Эффект переноса адаптации, таким образом, является односторонним.
Механизм данного эффекта пока не ясен. Предполагается, что слабые холодовые раздражители обладают особым информационным свойством. Учитывая их большое разнообразие, воздействующее на человека в повседневной жизни, нельзя ждать адекватного ответа организма на каждое из этих воздействий: организм попросту не выдержал бы такого напряжения смены уровня протекания обменных процессов. Однако эти раздражения не проходят бесследно для организма. Их анализ проводится в центральной нервной системе и закрепляется в памяти, чтобы соответствующе отреагировать на возможное в будущем повторение аналогичного или более сильного воздействия. Таким путем может накапливаться информация и происходить тренировка физиологических механизмов терморегуляции – информационная форма закаливания. Возможно, слабые раздражители способны восстанавливать в генетической памяти следы имевших место в эволюционном прошлом воздействий и реакций на них.
Организм дошкольников характеризуется недостаточной функциональной готовностью физиологических систем, назначением которых является поддержание теплового комфорта.
Поэтому детский организм отвечает неблагоприятными реакциями даже на незначительные отклонения в погоде. Именно в раннем и дошкольном возрасте закаливание приобретает особое значение.
2.Принципы закаливания
Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:
1. Постепенность увеличения
дозировки раздражителя. Постепенность
заключается, прежде всего, в
том, что первые закаливающие
процедуры должны как по своей
силе, так и по длительности
вызывать минимальные
2. Последовательность применения
закаливающих процедур. К водным
процедурам и солнечным ваннам
можно переходить после того,
как ребенок привык к
3. Систематичность начатых
процедур. Нельзя прерывать закаливающие
процедуры без серьезных к
тому оснований, так как при
этом исчезают те
4. Комплексность. Специальные
закаливающие процедуры не
5. Учет индивидуальных
особенностей ребенка. Прежде
чем начать закаливание,
Первая группа — практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.
Вторая группа — дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.
Третья группа — дети,
которым в условиях массового
проведения закаливающие мероприятия
противопоказаны (имеющие острые или
хронические воспалительные процессы
— отиты, пиелиты и пиелонефриты
и т. д., с пороком сердца; страдающие
желудочно-кишечными
6. Активное и положительное
отношение детей к
В начале процедур на каждого ребенка заводят специальную карту, в которую воспитатель ежедневно заносит дату, температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка.
Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.
3.Методы закаливания (традиционные, нетрадиционные).
Закаливание воздухом - наиболее
доступное средство закаливания, которое
подходит для всех детей. Воздушные
ванны способствуют улучшению обмена
веществ, повышают аппетит, нормализуют
сон. В зависимости от температуры
воздуха различают: теплые – от 20
и выше, прохладные – 16-19 и холодные
ванны – 15 и ниже. Наиболее переносимыми
являются теплые воздушные ванны. С
них и следует начинать закаливание
воздухом. Принимая прохладные и холодные
воздушные ванны, нужно активно
двигаться – ходить или выполнять
гимнастические упражнения. Через 10-12
дней после начала закаливания можно
начинать хождение по полу босиком, затем
присоединяются водные процедуры (обтирания,
обливания, душ и т.д.). Если возникает
ощущение озноба, следует прекратить
процедуру, либо увеличить двигательную
активность. Хорошо помогает при появлении
озноба растирание сухим полотенцем.
Важно, чтобы дети как можно больше
времени проводили на свежем воздухе
и чтобы помещения, в которых
они находятся, всегда хорошо проветривались.
Режим дня ДОУ направлен на
закаливание организма ребенка.
Прием ребенка в детский сад
ежедневно проводится на улице, если
на улице нет сильного ветра и
дождя. За это время дети играют в
спокойные игры на участке, сюжетно-ролевые
игры, словесные игры, проводятся наблюдения
за природой, беседы. Утренняя гимнастика
также проводится на улице (за исключением
зимы, ненастной погоды – в хорошо
проветриваемом помещении, в облегченной
одежде). Когда на улице тепло, то
снимаем куртки, шапки, перчатки,
расстегиваем пояса, развязываем шарфы.
Во время проведения гимнастики на
улице особое внимание уделяем правильному
дыханию. Придя с прогулки, дети
обязательно переодеваются (в зависимости
от температуры воздуха в