Законодательство в Российской Федерации в области физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Основы законодательства Российской Федерации о Физической культуре и спорте устанавливают общие принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта. Они являются важной составляющей части культуры народа, являющейся совокупностью духовных и материальных ценностей, создаваемых, развиваемых и используемых обществом в процессе физического воспитания в целях укрепления здоровья населения Российской Федерации. Законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации в последние годы последовательно и поступательно формирует концепцию по управлению сферой физической культуры и спорта.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта в РФ
1.Нормативно – правовая база в области физической культуры и спорта в РФ
2.Организация государственного управления в области физической культуры и спорта
Глава 2. Федеральные структуры в области управления физической культурой
2.1. Создание Олимпийского комитета России
2.2. Подготовка спортивных резервов в РФ
2.3. Спорт, соревнования, спартаклиады
2.4. Развитие спорта у инвалидов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по физкультуре.docx

— 42.54 Кб (Скачать файл)

 

    1. Организация государственного управления в области физической культуры и спорта.

Органы  государственного управления вместе с  другими властными структурами  управления представляют государство. Эти государственные структуры  являются носителями государственной  власти, через их деятельность высшие государственные должностные лица осуществляют политическую власть.

Государственные органы управления активно действуют  в экономике и социальной сфере, осуществляя свои функции. Регулирование  органов управления в стране может  быть как прямым, к примеру, государство  в качестве разработчика стратегических целей развития контролирует их осуществление, так и косвенным, когда оно  выступает в качестве координатора, определяющего основные направления  развития.

Для осуществления государством своих  функций необходима система государственных  органов. Государственный орган  – это звено в системе государственного управления, которое обладает полномочиями в определенных областях деятельности. Ему присущи следующие признаки:

- от  имени государства осуществляет  его задачи и функции посредством  определенного вида деятельности;

- имеет  определенную компетенцию, т.е.  совокупность задач, функций,  прав и обязанностей;

- обладает  властными полномочиями;

- характеризуется  определенным строением и др.

Задачи  по реализации государственной политики в сфере физической культуры и  спорта в субъектах Российской Федерации  рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Координация  деятельности федеральных органов  исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере  физической культуры и спорта в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с учетом межведомственного  подхода.

Таким органом в Российской Федерации  является Федеральное агентство  по физической культуре и спорту. Именно Росспорт создает в спортивной сфере действующий механизм, который обеспечивает целый ряд важных функций государства, связанных с разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную практику. Необходимо подчеркнуть, что государственная политика в отрасли Росспорт строит посредством взаимодействия с регионами.

В Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации действует Комитет  по физической культуре, спорту и делам  молодежи, который призван способствовать эффективному управлению сферой физической культуры и спорта на законодательном  уровне.

Президент Российской Федерации уделяет большое  внимание развитию физической культуры и спорта. В 2002 году с целью информирования главы государства о положении дел в сфере физической культуры и спорта, обеспечения его взаимодействия с физкультурно-спортивными объединениями, физкультурными, спортивными организациями и деятелями физической культуры и спорта, выработки предложений по актуальным вопросам государственной политики в области физической культуры и спорта был создан консультативный орган – Совет при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту.

На  реализацию общей стратегии развития физической культуры и спорта в стране при тесном взаимодействии с государственными органами управления направлена деятельность Олимпийского комитета России, федераций  по видам спорта, различных ассоциаций, союзов, обществ.

Олимпийский Комитет России – это общественная организация, перед которой стоят  следующие основные задачи:

-    всемерное развитие олимпийского движения в стране;

-    содействие распространению спорта для всех;

-    пропаганда физической культуры и спорта среди народа, используя все средства массовой информации;

-     повышение престижа российского спорта на международной арене;

-     защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов спорта;

-     содействие внедрению достижений научно-технического прогресса в практику работы спортивных организаций.

Такая политика должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий  для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных  учреждениях, по месту жительства, в  местах отдыха. Консолидация усилий позволит привести в стройную систему и  укрепить нормативную правовую базу осуществления государственной  политики в области физической культуры и спорта.

 

Глава 2. Федеральные структуры  в области управления физической культурой

2.1. Создание Олимпийского комитета  России.

 

Всероссийский олимпийский комитет (ВОК) был сформирован, когда Россия ещё была составной частью СССР. Учредительный съезд состоялся 1 декабря 1989 г., на нём был принят Устав Комитета, основные положения которого, несмотря на некоторые внесённые со временем изменения, действуют и поныне.

После распада СССР и обретения  Россией статуса суверенного  государства Олимпийское собрание России 6 марта 1992 г. избрало первого президента Всероссийского олимпийского комитета. Им стал В. Г. Смирнов, бывший до этого президентом НОК СССР.

С августа 1992 г. ВОК стал называться Олимпийским комитетом России (ОКР). В сентябре этого же года 101 сессия МОК объявила о полном признании Олимпийского комитета России.

Перед ОКР стоят следующие основные задачи:                  

· всемерное развитие олимпийского движения в стране;

· содействие распространению спорта для всех;

· пропаганда физической культуры и спорта среди народа, используя все средства массовой информации;

· повышение престижа российского спорта на международной арене;

· защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов спорта;

· содействие внедрению достижений научно-технического прогресса в практику работы спортивных организаций.

Коллективными членами ОКР являются 45 всероссийских федераций по летним и зимним олимпийским видам спорта, 23 всероссийские федерации по неолимпийским видам спорта, 89 территориальных физкультурно-спортивных организаций, федеральных ведомственных организаций, содействующих олимпийскому движению и Олимпийских академий. Для более тесного и результативного взаимодействия со всеми этими организациями в аппарате ОКР созданы соответствующие управления и подразделения.

Олимпийский комитет России постоянно  расширяет международные спортивные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Ежегодно Комитет проводит всероссийские  научно-практические конференции специалистов и учёных по проблеме «Олимпийское движение и социальные процессы», а для студентов и молодых учёных – «Олимпизм, олимпийской движение и олимпийские игры (история и современность)».

В настоящее время два члена  ОКР представляют страну в Международном олимпийском комитете. Почетные представители это В. Г. Смирнов и Л. Тягащев, а действующим президентом является А.Д. Жуков.

 

2.2. Подготовка спортивных резервов  в РФ

 

Организационная структура  отечественного спортивного движения включает в себя государственные  и общественные спортивные организации, которые на федеральном, территориальном  и местном уровнях осуществляют управление подготовкой спортивных резервов. К таким организациям относят: Министерство спорта, туризма и молодежной политики, система территориальных  органов управления физической культурой  и спортом; специализированные подразделения  отдельных отраслевых министерств; Олимпийский комитет России; Всероссийские  и территориальные федерации  по видам спорта; физкультурно-спортивные общества и спортивные клубы. Непосредственная подготовка спортивных резервов ведется  в подведомственных им учреждениях, к которым относятся ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, специализированные спортивные классы общеобразовательных школ, ШВСМ, МЦОП.

Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской  России является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями в историю отечественной школы спорта 30-х гг. ХХ в.

Главным звеном этой системы  выступают спортивные школы разных профилей. К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП).

При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школы могут осуществлять набор детей более раннего возраста (начиная с четырехлетнего возраста).

Условиями данного  набора является:

-наличие письменного заявления одного из родителей ребенка;

-наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;

-наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или свидетельства о прохождении специальных курсов повышения квалификации.

Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся в спортивной школе - 18 лет (для учащейся молодежи -21 год).

Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов  по олимпийским и неолимпийским видам спорта.

Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А. В. Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров 10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный успех. Наши юниоры выиграли первенство мира по хоккею с шайбой на турнире в Канаде.

Успешно осуществлялось в  те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской и Волгоградской спортивных организациях. И как результат на Играх XXVI Олимпиады в Атланте спортсмены Волгоградской области завоевали 14 олимпийских наград, 5 из которых – золотые. В развитии юношеского спорта оригинальным путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское движение. За всю историю Олимпийских игр москвичам 483 раза вручали золотые медали. Всего же обладателями олимпийских медалей стали 1096 москвичей.

Для создания спортивного  резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского комитета образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей и девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого класса.

Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. Под патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано более 46,7 тысяч спортсменов. Они являлись основным резервом сборных команд страны.

С 1989 г. и в  последующий период все ОШИСП  преобразованы в училища олимпийского резерва (УОР), по существу с сохранением их структуры, но с некоторым изменением состава решаемых задач. Под крышей УОР теперь объединены три организации: общеобразовательная и спортивная школа, а также среднее профессиональное учебное заведение, где помимо подготовки спортивной смены осуществляют подготовку физкультурно-спортивных кадров среднего звена (тренеров по спорту). Такие организационные изменения позволяют начинать работу с более старшими по возрасту и квалификации спортсменами - учащимися старших классов и продлить срок пребывания сильнейших спортсменов в стенах училищ до возраста 21-22 года и старше.

Основные задачи училищ олимпийского резерва:

- обеспечение круглогодичной специализированной подготовки высококвалифицированных спортсменов, кандидатов в члены и членов сборных команд Российской Федерации;

- обеспечение условий получения образовательной и профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов;

- удовлетворение потребности спортсмена в интеллектуальном развитии и обеспечение его социальной адаптации посредством получения среднего профессионального образования;

- удовлетворение потребностей общества в специалистах физической культуры и спорта со средним профессиональным образованием.

Выдающиеся спортсмены имели  возможность получать профессиональное образование в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России.

Совершенствование талантливых  спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64 школах высшего спортивного мастерства, функционировавших в 36 регионах страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч спортсменов высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами в сборные команды страны в качестве основного или резервного состава.

 

2.3. Спорт, соревнования, спартакиады

 

После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции. В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивных соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды спорта – хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних – плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях.

Информация о работе Законодательство в Российской Федерации в области физической культуры и спорта