Здоровье и здоровый образ жизни дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:27, реферат

Описание работы

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника.

Содержание работы

Введение 3
Здоровье и здоровый образ жизни 4
Возрастные особенности формирования здорового образа у дошкольников 6
Заключение 8
Список литературы 9

Файлы: 1 файл

Здоровый образ жизни и факторы его определяющие.docx

— 31.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

Здоровье и здоровый образ жизни 4

Возрастные особенности  формирования здорового образа у  дошкольников 6

Заключение 8

Список литературы 9

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На  сегодняшний  день  в  соответствии  с  Федеральными государственными   требованиями  направление  «Физическое  развитие», включающее образовательные области  «Здоровье», «Физическая культура»  занимает  ведущее  место  в  воспитательно-образовательном  процессе дошкольников. И это не случайно. Последние   данные  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации:  по  статистике,  XXI  век  начался  в  России  с  резкого  ухудшения такого существенного  показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - Увеличилось число детей  с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На  1,5%-Возросла  численность  детей  3  группы  здоровья  с  выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция  непрерывного роста общего уровня заболевания  среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака  и семьи; массовым распространение  алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и  семьи. От уровня психического и физического  положения населения, от состояния  его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей  о здоровом образе жизни детей  представляется в современном обществе актуальной

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором  можно будет выстроить  потребность  в здоровом образе жизни. Эта потребность  зарождается и развивается в  процессе осознания ребенком себя как  человека и личности. Отношение ребенка  к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного  возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах  здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать  их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровье и  здоровый образ жизни

 

Понятие “здоровье” имеет  множество определений. Но самым  популярным, и, пожалуй, наиболее емким  следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние полного  физического, психического и социального  благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан  России, живущих в условиях экономической  нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение  к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно  управлять им.

Именно поэтому любое  общеобразовательное учреждение (и  в первую очередь Детский сад) должно стать “школой здорового  стиля жизни” детей, где любая  их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др. ) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Неотъемлемой частью любой  культуры являются традиции сложившиеся  на основе длительного опыта групповой  деятельности и прочно укоренившиеся  в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив, социальную общность правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого.

Создание традиций - это  долговременный процесс, требующий  порою смены не одного поколения. Ведь важно не только накапливать  знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Недостаточно знать  и понимать, важно жить этим.

Создание традиций ЗОЖ - это  то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать  такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Формирование культуры ЗОЖ  является главным рычагом первичной  профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля  и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических  знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных  сторон, связанных с жизненными ситуациями.

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни  целенаправленно и постоянно.

Зачастую у детей отсутствует  заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это  связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому  образу жизни насаждаются детям  чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных  эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

Исходя из этого занятия  оздоровительно-педагогического характера  должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные  эмоциональные реакции, по возможности  содержать элементы дидактической  игры и двигательные упражнения. Кроме  того, материалы подобных занятий  должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).

Купить  здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка  необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др. ), с целью  создания вокруг него атмосферы наполненной  потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий  стиль жизни. Знания, умения и навыки оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным  фундаментом для создания положительной  мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные особенности  формирования здорового образа у  дошкольников

 

Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.).

   В период дошкольного  детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.

Кроме того, этот возрастной период — это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно развиваются  психические процессы;

-заметны положительные  изменения в физическом и функциональном  развитии; дети стараются сохранять  и демонстрировать правильную  осанку;

- дети старшего дошкольного  возраста способны самостоятельно  выполнять бытовые поручения,  владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для  достижения поставленной цели  в игре, в проявлении физической  активности».

На физиологическое состояние  детей дошкольного возраста большое  влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться  с собственными эмоциями;

- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать  и использовать новую информацию  для оптимальных действий в  новых обстоятельствах;

- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно  значимые, конструктивные жизненные  цели и стремиться к ним;  оптимизм.

В то же время следует  учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в  работе по формированию ЗОЖ.

Дети младшего дошкольного  возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого  никакого отношения к нему у маленьких  детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление  о здоровье как «не болезни». Они  рассказывают о том, как болели, у  них проявляется негативное отношение  к болезни на основании своего опыта. Но что значит «быть здоровым»  и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного  опыта, отношение к здоровью существенно  меняется. Но, при этом наблюдается  смешение понятий «здоровый» - как  «большой, хороший» (вот здорово!) и  «здоровый» - как не больной. Дети,  по-прежнему, соотносят здоровье с  болезнью, но уже более отчетливо  определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя  есть грязные фрукты», «нельзя брать  еду грязными руками» и пр.), так  и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят  понятие «здоровье» с выполнением  правил гигиены.

Информация о работе Здоровье и здоровый образ жизни дошкольника