Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:36, реферат
Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.
Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.
ГБОУ СПО (ССУЗ)
Торгово-экономический техникум
Реферат по дисциплине «физическая культура»
на тему
«Здоровьесберегающие технологии в жизни техникума»
гЗлатоуст
Здоровьесберегающая образовательная
технология представляется как функциональная
система организационных
Известно, что система
подразумевает наличие
В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:
Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием обучающихся. Логически грамотно выстроенная концепция здоровьесохраняющей образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели. Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного преподавателя или мастера производственного обучения. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода к проведению учебного процесса, как реально гуманно-нравственной деятельности.
Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности.
Методологическими ориентирами
выступают системный, культурологический
и личностно-деятельностный подходы.
Теоретическим фундаментом
Принципы здоровьесберегающих технологий в техникуме
Системный анализ содержания
образования, образовательного процесса
и сущностных характеристик педагогических
технологий позволил выделить и сформулировать
ряд важных технологических принципов,
которые учитывались при
Все, что делается в процессе
внедрения и становления
Это один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и коррекции допущенных ошибок.
Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.
Причем решение цели обязательно,
трансформация структур-
Широкий спектр и разнообразие
средств, методов, организационных
форм и видов здоровьесберегающих
технологий обеспечивает полноценность
проведения теоретических уроков и
уроков производственного обучения,
предоставляет свободу
Данный принцип требует в каждом конкретном случае:
Иначе говоря, принцип оптимизации требует, чтобы каждый элемент системы здоровьесберегающего образования достиг не просто несколько лучшего, чем прежде, а именно максимально возможного наилучшего результата для техникума, с последующим применением этого опыта при прохождении практики.
Оптимизация исключает гиперболизацию
отдельных методов, приемов и
средств деятельности, способов обучения,
преувеличение роли шаблонных, трафаретных
методических разработок, которые не
учитывают конкретных условий и
возможностей обучающихся; она ведет
к творческому обоснованию
Идея оптимизации обязательно предполагает устранение перегрузки обучающихся работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и отдыха.
Оптимальность является таким принципом, который предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех принципов научной организации труда на уроках. Он не противоречит закономерностям функционирования технологии, а, напротив, конкретизирует ее важные психолого-педагогические стороны. Оптимизация условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса не представляет собой какой-то особый технологический метод и прием. Это целенаправленный подход к построению здоровьесберегающей системы образования на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный научно обоснованный (а не стихийный, не спонтанный) выбор наилучшего варианта построения уроков в целом.
Основными критериями
оптимизации функционирования здоровьесберегающей
системы образования могут
Отмеченные критерии
предусматривают ряд
- комплексное планирование наиболее важных задач воспитания, образования и развития на основе их рационального сочетания;
- конкретизацию задач, касающихся здоровьесберегающей системы образования и функционирования культуры здорового образа жизни обучающихся;
- выбор оптимального варианта распределения программного материала и логической последовательности его освоения;
- определение оптимального объема и сочетания психофизических и физических нагрузок с учетом общей работоспособности и условий научной организации учебной деятельности;
- выбор наиболее рациональных методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью, осуществления ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки;
- создание благоприятных условий и морально-психологического климата при проведении уроков.
Основные цели здоровьесберегающих технологий в техникуме:
В образовательных технологиях
постановка цели является главной проблемой.
Цель должна ставиться так, чтобы
ее было возможно диагностировать и
проверить. Применительно к
Цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости от заказа работодателей, потребностей общества, представлений о задачах системы образования в условиях реализации новых стандартов.
На основе логически складывающихся
представлений о
Из опыта применение
здоровьесберегающих технологий в
ГБОУ СПО Иркутской области «Химико-
Определяя концепцию проектирования
здоровьесберегающих
Исходя из данного определения, при разработке здоровьесберегающих технологий для студентов техникума за основу бралось изучение физического, психического и социального компонентов здоровья человека.
Учебный процесс накладывает на развивающийся и формирующийся молодой организм немалые нагрузки. Важно, чтобы это не вызвало негативных последствий для здоровья обучающихся. Необходимо соблюдать выработанные врачами и гигиенистами рекомендации по учебному режиму (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.3. 1186 — 03), обеспечивая тем самым высокий уровень трудовых функций на протяжении учебного занятия, способствуя хорошему самочувствию и настроению обучающихся, сохранению их здоровья.
Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в жизни техникума