Здоровьесберегающие технологии в жизни техникума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:36, реферат

Описание работы

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.
Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

Файлы: 1 файл

доровьесберегающие технологии в жизни техникума.docx

— 30.39 Кб (Скачать файл)

Вредны большие физические нагрузки, приводящие к перенапряжению всех систем организма, снижению их функционального  состояния, уменьшению сопротивляемости к инфекциям и так далее. Поэтому  формирование необходимых знаний, умений и навыков для определения  оптимальных двигательных режимов, повышающих функциональное состояние  и здоровье человека, - одна из основных задач обучения в подготовке специалистов.

В техникуме 2010 году была разработана программа «Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни»

В результате проведения исследования по определению организационно-педагогических условий обеспечения здорового  образа жизни была разработана здоровьесберегающая   система, основанная на системно-деятельностном подходе в двух основных направлениях: проектировочная деятельность и исполнительская деятельность.

Проектировочная деятельность осуществляется руководством техникума. Исполнительская деятельность осуществляется преподавателями и мастерами  производственного обучения на уроках при проведении оздоровительно-профилактических мероприятий.

Была выработана система  отслеживания результатов (мониторинг) применения здоровьесберегающих технологий:

1.      система отслеживания базировалась на психолого-педагогической диагностике:

–        уровень интеллектуального развития студентов

–        отношение к обучению

–        уровень мотивации поисковой деятельности

–        уровень мотивации достижения (успеха, удачи)

–        положительные эмоции

–        динамика развития студентов в учебно-воспитательном процессе (творческий продукт, олимпиады, конференции и т.п.)

–        познавательный интерес

–        коммуникативные способности

–        направленность мотивации

2.      карта развития обучающихся:

–        индивидуально-психологические характеристики (память, внимание, тревожность)

–        социально-психологические (роль, рейтинг, период чтение и др.)

–        медико-валеологические характеристики

–        характер внутри - коллективных отношений

Полученные данные диагностики  (Приложение 1) показали, что у большинства студентов отсутствует сформированная мотивация учебной деятельности    

 

Проведя диагностику «Определение мотивации достижения (успеха, удачи) у обучающихся» были получены следующие  результаты.

  1. В процессе практической реализации здоровьесберегающих технологий у студентов улучшилась атмосфера психологического комфорта и снизилась тревожность на уроках.

Показатели

Студенты 2-го курса

1 этап

II этап

Эмоциональный комфорт

59

71

Личностная тревожность

70

57

Успешность обучения по основным дисциплинам

63

75




  1. Полученные данные свидетельствует не только об улучшении состояния здоровья обучающихся в техникуме, но и об успешности обучения (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели успешности обучения студентов, % 

 

3.      В процессе практической реализации здоровьесберегающих технологий у студентов вырабатывается свой образ жизнедеятельности: многие стали следить за своим питанием, контролировать физическую нагрузку в процессе занятий и вести паспорт своего здоровья, что свидетельствует о позитивных установках на здоровый образ жизни. 

 

 

 

 

 

Заключение

Чтобы образовательные технологии стали действительно здоровьесберегающими, необходимо, чтобы сами педагоги приходили  в техникум  с соответствующей внутренней позицией, личностной философией здоровьесберегающего образования.

Важно использовать и различные  формы тренингов, умело сочетая  личностный рост, развитие коммуникативной  компетентности и уверенности в  себе с  восточными оздоровительными гимнастиками.

В качестве основных принципов, которые должны лежать в основе построения здоровьесберегающих   технологий в обучении могут быть предложены следующие:

-          учебно-материальная база обучения должна соответствовать оптимальным гигиеническим условиям для работы студентов;

-        режим работы в кабинетах, лабораториях, мастерских должен предусматривать чередование непрерывной работы с периодами отдыха;

-        учитывать психофизиологического воздействия цветовой гаммы;

-        способствовать осознанию студентами собственных психосоматических процессов;

-        формировать творческую активность и навыки закаливания.

Конечно, методология здоровьесберегающего образования требует дальнейшего  развития в плане сравнительной  диагностики эффективности тех  или иных технологий, и в плане  подготовки педагогических кадров.

Необходимо, чтобы такие  технологии могли кристаллизоваться  в недрах информационного педагогического  сообщества, могли обсуждаться на форуме, способствующему взаимопониманию  между автономными общественно-педагогическими  объединениями, отдельными инициативными  авторами.

 

 

 

Литература и  источники:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.Е. – М.: Academia, 1999.
  2. Реан А. А. Педагогика и психология – СПб.: Питер, 2000.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998
  4. Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательных учреждений. - 2003.-№9. (Официальные документы Минобразования России).

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в жизни техникума